Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Леонид Ухлинов: Приоритетная задача — интеграция

Леонид УхлиновВо всем мире государство — один из крупнейших заказчиков ИТ-отрасли. Так это происходит и в России, однако далеко не все министерства и ведомства могут похвастаться действительно работающими решениями. В качестве одних из наиболее успешных министр информационных технологий и связи Леонид Рейман назвал проекты информатизации Федеральной Таможенной службы России (ФТС, до лета 2004 года — Государственный Таможенный Комитет). Этому вопросу посвящена беседа с начальником Главного управления информационных технологий ФТС России Леонидом Ухлиновым.

CNews: Леонид Михайлович, расскажите о сегодняшнем состоянии ИТ в ФТС России

Леонид Ухлинов: Внедрение информационных систем и средств информатизации в ФТС России является одной из самых приоритетных задач. Уже несколько лет мы планомерно выстраиваем таможенные информационные системы. При этом особое внимание уделяется единству программно-аппаратной платформы, оптимизации информационных потоков, созданию информационного пространства, соответствующего задачам таможенного контроля. Разработка программного обеспечения осуществляется только централизованно. Этим обеспечивается единство информационных систем таможенной службы. Закупки любых услуг сторонних организаций выполняются только на конкурсной основе. Начиная с 2003 г. все поставки ИТ-продуктов проводятся только по результатам открытых конкурсов.

Уже второй год идет реализация займа Всемирного банка для информатизации ФТС России. На сегодняшний день проведено частичное переоснащение таможенных органов современными средствами вычислительной техники. В 2004 г. было поставлено более 11 тыс. персональных компьютеров, около 1 тыс. серверов, около 500 единиц телекоммуникационного оборудования, 2600 единиц периферийного оборудования. Кроме того, начаты работы по созданию информационных систем, прежде всего, для перехода на единую систему планов, связанных с целевыми показателями деятельности таможенной службы. Совместно с фирмой IBM начата разработка концепции будущей информационной системы, которая должна заработать к 2008 г.

На сегодняшний день у ФТС России есть две комплексные автоматизированные системы для оформления таможенных деклараций — это AИСТ-РT21, которая используется более 10 лет, и АИСТ-М. АИСТ — это автоматизированная информационная система таможни. Кроме того, сейчас в рамках совместного проекта с белорусскими коллегами разрабатывается единая информационная система Таможенного комитета Союзного государства России и Белоруссии.

С 1 мая прошлого года информационные системы таможенной службы подключены к системе контроля таможенного транзита Евросоюза — NCTS. Это позволило исключить двойное таможенное оформление грузов при их прохождении из или в Калининградскую область через территорию Литвы. Для решения той задачи сотрудниками нашего Главного научно-информационного вычислительного центра вместе с российскими ИТ-компаниями разработана специальная автоматизированная система «Калининградский транзит».

ФТС России, наряду с таможенными службами наиболее развитых государств, с 2002 года использует электронную цифровую подпись (ЭЦП). Применение ЭЦП позволило перейти к полностью электронному декларированию товаров и транспортных средств. В настоящее время система электронного декларирования внедряется практически во всех региональных таможенных управлениях. Эта работа в 2005–2006 гг. будет продолжаться.

Запущена автоматизированная система «Автотранспорт», входящая составной частью в единую автоматизированную информационную систему таможенных органов. Эта система выполняет сбор информации по всем транспортным средствам, которые перемещаются через таможенную границу. Формируется единая база данных транспортных средств, которые в дальнейшем могут использоваться не только таможенными органами, но и органами автоинспекции.

CNews: Расскажите, пожалуйста, поподробнее о системе «Автотранспорт».

Леонид Ухлинов: Система «Автотранспорт» разработана нашим давним партнером — компанией «РБК СОФТ». В числе ее функций — оперативное информирование о проведении предварительных операций, основного таможенного оформления и таможенного контроля автомобильной техники, анализ данных и поддержка принятия соответствующих управленческих решений. «Автотранспорт» позволяет в любой момент времени предоставить по запросу информацию о присутствии на таможенной территории РФ конкретного транспортного средства и его статусе. В дальнейшем в функционале системы появится учет данных по выданным полисам обязательного страхования автотранспорта и гражданской ответственности (ОСАГО), информация по распределению и использованию бланков строгой отчетности, к которым относятся паспорта транспортных средств, оформляемых таможенными органами. Существует совместный приказ МВД и ФТС России об информационном взаимодействии, который действует уже более года, но пока сотрудники ФТС России еще не могут использовать базу данных по государственной регистрации автотранспорта, что зачастую затрудняет нашу работу. В будущем возможна интеграция системы «Автотранспорт» не только с системами МВД, но и Федеральной налоговой службы, что даст полную картину по эксплуатируемой в стране автотехнике. «Автотранспорт» — система общероссийского масштаба, которая охватит около 600 таможенных постов в 89 регионах страны.

Значительная часть таможенных правонарушений приходится на ввоз автотранспортных средств. Ввод в эксплуатацию автоматизированной системы «Автотранспорт» позволит существенно сократить «серый импорт» автомобилей, дав бюджету дополнительно десятки миллионов долларов в год. Принесет пользу она и гражданам, упростив и ускорив процесс таможенного оформления, а также помогая защитить права добросовестных покупателей автотранспортных средств.

CNews: Как решаются вопросы информационной безопасности в ФТС России?

Леонид Ухлинов: Информационная система ФТС России не интегрирована во всемирную сеть интернет. Таможня пользуется выделенной корпоративной таможенной сетью, охватывающей всю территорию РФ. Все точки доступа в интернет ведутся с отдельного компьютера, который не связан с локальными сетями таможенных подразделений. Информация, которая приходит из интернета, проходит через одну точку входа в Главном научно-информационном вычислительном центре. Внутренний информационный портал центрального аппарата ФТС России функционирует на основе Microsoft SharePoint Server 2003, дополненного рядом возможностей, специально разработанных РБК СОФТ веб-приложений на платформе Microsoft .NET с использованием сертифицированных программно-аппаратных средств защиты информации. Там реализовано техническое решение, обеспечивающее защиту от утечки информации и от проникновения каких-либо вредоносных программ.

Однако проблема вирусов для таможенной службы существует, поскольку заражение может произойти из других источников, например, с дискет. Последняя вирусная атака была в ноябре 2004 г., когда были заражены компьютеры Южного федерального округа. Атака была локализована, а ее последствия были ликвидированы в течение двух дней. Для борьбы с вирусами мы используем систему антивирусной защиты «Лаборатории Касперского».

CNews: Еще один вопрос, связанный с предыдущим. Как известно, сейчас почти везде можно купить на дисках базы данных МВД, таможни, абонентов сотовых сетей и т.п. Каково положение с борьбой с утечкой информации в ФТС России?

Леонид Ухлинов: Четыре года назад практически везде продавались базы данных российской таможни, которая почти на 100% совпадала с внутренней информацией. Если сегодня сравнить базу данных в Главном научно-информационном вычислительном центре и на рынке, то совпадение составит не более 40%. Сотрудники ФТС России работают по выявлению источников утечки, но работа затруднена тем, что база передается в 19 министерств и ведомств. В ФТС России было выявлено несколько случаев попыток несанкционированного копирования такой информации, виновные, разумеется, уже у нас не работают. Так что то, что выдается на рынке за свежие данные, на самом деле таковыми не является. И важно, чтобы коммерческие структуры, которые хотят на основе этой недостоверной информации строить какие-либо бизнес-планы, знали об этом.

CNews: И последний вопрос традиционен — о планах на будущее.

Леонид Ухлинов: Приоритетными задачами развития информационных технологий в ФТС России являются переход от тотального к выборочному контролю, внедрение системы анализа и управления рисками, а также внедрение во всех таможенных органах автоматизированной системы контроля таможенной стоимости. Важнейшее направление работы — организация информационного обмена с коллегами из других стран, прежде всего, со странами ЕврАзЭС, Китая и Евросоюза. Планов, как говорится, громадье. Информационная структура ФТС России — это живой организм, который постоянно растет и развивается. Продолжаем работу по проекту модернизации информационных систем при поддержке Всемирного банка, внедряем цифровую подпись и электронное декларирование. Хотелось бы в этом году устранить межведомственные противоречия, организовать реальный информационный обмен, в том числе интегрировать систему учета автотранспорта с системами других заинтересованных министерств.

Сделать предстоит еще многое. Мы рассчитываем, что к 2008 г. информационная система ФТС России будет полностью соответствовать самым лучшим мировым стандартам.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS