Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Сергей Гусев: В 2006 году все таможенные органы будут оборудованы современной техникой, в них будут внедрены новые ИТ-системы

Сергей ГусевC 2004 года началась глубокая модернизация информационной системы таможенной службы России с использованием средств займа Всемирного банка на сумму $140 млн. Об используемых информационных технологиях (ИТ) и направлениях ИТ-развития Главного научно-информационного вычислительного центра (ГНИВЦ) Федеральной таможенной службы (ФТС) рассказал CNews Сергей Гусев, директор ГНИВЦ ФТС России.

CNews: Какие основные тенденции можно выделить в развитии и работе Главного научно-информационного вычислительного центра ФТС России в 2004 году?

Сергей Гусев: Основная тенденция – это изменение «модели вычислений», реализованной в информационной системе таможенных органов.

На начальных этапах развития (в начале 90-х годов) ГНИВЦ обеспечивал функции традиционного вычислительного центра – сбор информации, формирование центральной базы данных таможенной службы, проведение информационно-вычислительных работ по заказам подразделений центрального аппарата. И, в первую очередь, решались задачи в интересах формирования статистики внешней торговли.

Начиная с 2000 года происходили качественные изменения в развитии наших информационных систем. Накопленные информационные ресурсы стали использоваться не только в интересах формирования статистики, но и в оперативной деятельности различных функциональных подразделений. Причем как на уровне центрального аппарата, так и в регионах. Наши пользователи стали самостоятельно работать с центральной базой данных, а для этого потребовались и серьезное изменение технологии сбора данных, и разработка принципиально других информационно-аналитических программных средств. В результате функции по выполнению расчетов в деятельности ГНИВЦ стали постепенно уменьшаться. Функциональные специалисты со своих рабочих мест сами стали обрабатывать и анализировать информацию.

Начиная с 2003 года происходят процессы, суть которых – в превращении существующей автоматизированной информационной системы таможенных органов в информационно-управляющую систему. И ГНИВЦ, как центральный элемент всей ИТ-системы таможенных органов, примерно с начала 2004 года был включен в технологический контур, поддерживающий процессы таможенного оформления и таможенного контроля, стал элементом таможенных технологий.

Например, после вступления Литвы в ЕС возникла проблема так называемого «калининградского транзита». Российские товары, перемещаемые между Калининградской областью и остальной территорией страны, подлежат оформлению в таможенных органах Литовской Республики по правилам ЕС. Во взаимодействии специалистов ФТС России, ГНИВЦ, Комиссии ЕС, Таможенного департамента Литвы было найдено информационно-техническое решение этого вопроса. ГНИВЦ был подключен к литовскому сегменту европейской транзитной системы (NCTS), наши таможенные посты получили возможность через ГНИВЦ передавать информацию в европейскую транзитную систему и оперативно получать результаты обработки (разрешения на транзит). В результате таможенные органы обеспечивают представление нового вида сервиса участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) – возможность предварительного информирования пограничных таможенных органов (как наших, так и литовских) до фактического прибытия товаров и транспортных средств. В результате упрощаются таможенные формальности на границе, создаются благоприятные условия добросовестным участникам ВЭД, уменьшаются очереди на границе. Понятно, что это информационная система нового класса, требующая новых подходов в организации работы подразделений ГНИВЦ, обеспечения требуемого уровня надежности и доступности предоставляемых сервисов.

По нашим оценкам, количество систем подобного класса (информационно-управляющих) в ближайшие годы в таможенной службе будет расти опережающими темпами по отношению к информационно-справочным и информационно-аналитическим.

Важным направлением в работе ГНИВЦ является дальнейшее развитие систем оперативного мониторинга за процессами таможенного оформления и контроля. Это направление у нас активно развивалось в 2004 году в системах «Оперативный мониторинг» и «Таможенная стоимость», которые могут обеспечивать информационную поддержку деятельности и таможенных инспекторов, и руководства ФТС России, а также сотрудников и руководства Минэкономразвития России. Информационно-аналитическая составляющая Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов является для нас по-прежнему важным и приоритетным направлением работ, поскольку позволяет руководителям таможенных органов, которые непосредственно обеспечивают процесс таможенного администрирования, пользоваться информацией, необходимой им в работе, оперативно влиять на процессы таможенного оформления и таможенного контроля.

CNews: Какую задачу или группу задач можно назвать в качестве основной для Главного научно-информационного вычислительного центра ФТС России на современном этапе развития?

Сергей Гусев: Частично про приоритеты говорилось при ответе на предыдущий вопрос. В целом же, задач, как всегда, много, но можно выделить профилирующие:

  • разработка и внедрение новых комплексных систем таможенного оформления;
  • сбор данных о состоянии процессов таможенного оформления и контроля в реальном масштабе времени, обеспечение возможности аналитическим подразделениям ФТС России оперативной обработки поступающей информации;
  • развитие системы передачи таможенной информации, создание транспортной технологической подсистемы таможенных органов на основе использования технологий и программных средств «промежуточного слоя» (Message oriented Middleware);
  • создание и внедрение компонентов системы управления рисками;
  • развитие систем информационного взаимодействия с участниками ВЭД, таможенными службами зарубежных государств, международными организациями в целях получения и использования предварительной информации;
  • совершенствование процессов эксплуатации, системотехнической поддержки и ремонта средств ВТ, ЛВС и программного обеспечения в подразделениях центрального аппарата ФТС России.

Хотелось бы подчеркнуть, что в 2004 году нам удалось существенно повысить уровень технической эксплуатации с помощью внедрения системы «ServisDesk», и эта работа будет продолжаться и в текущем году. Внедрение подходов и рекомендаций ITIL (IT Implementation Library) в деятельность наших подразделений – это очень важная для нас тема.

ГНИВЦ обеспечивает эксплуатацию и ремонт не только собственного вычислительного комплекса, но и компьютеров, установленных в подразделениях центрального аппарата. А это более 2,5 тыс. компьютеров и примерно столько же единиц оргтехники. Кроме того, сегодня мы эксплуатируем более 200 программных средств, комплексных информационных систем, которые используются на всей территории страны. Внедрение и сопровождение таких систем – непростая задача. И тут есть резервы для совершенствования, в том числе за счет использования современных технологий и решений по управлению предоставлением сервисов.

И, конечно, одна из наших внутренних социальных целей – это поддержание достойного уровня обеспечения наших специалистов. Для выполнения этой задачи требуются значительные финансовые ресурсы, и в этом вопросе нас выручает предпринимательская деятельность – ГНИВЦ имеет право на коммерческой основе предоставлять информационные услуги, в том числе аналитические и статистические данные о таможенном оформлении товаров и транспортных средств. Такая работа проводится с разрешения Минфина и ФТС России и помогает нам привлекать и сохранять квалифицированные кадры.

Ведется работа по предоставлению информации Международному союзу автомобильного транспорта о завершении процедур международного транзита на территории РФ. Наших партнеров интересует информация о том, какие автомобили, когда и в какие сроки доставили грузы.

CNews: Наименование Главного научно-информационного вычислительного центра ФТС России начинается со слова «главный» - это подразумевает, что есть и другие вычислительные центры, по-видимому, в территориальных подразделениях? Как организовано взаимодействие между Главным научно-информационным вычислительным центром ФТС России и другими вычислительными центрами ФТС России?

Сергей Гусев: 10 лет назад в структуре ГНИВЦ было 13 филиалов (региональных отделов), и в подчинении ГНИВЦ находились региональные вычислительные центры. В 1998 году, при проведении мероприятий по оптимизации структуры таможенных органов, филиалы ГНИВЦ были включены в структуру региональных таможенных управлений (РТУ). В результате были созданы информационно-технические службы РТУ, в состав которых в настоящее время входят и региональные вычислительные центры.

В настоящий момент в структуре ФТС России имеется 7 региональных вычислительных центров, около 150 таможенных вычислительных центров, и главный из них – ГНИВЦ, находящийся в Москве, он координирует все информационное взаимодействие, является головным в системе сбора данных.

Таможенные декларации, приходные ордера и документы контроля за таможенным транзитом создаются на таможенных постах, а затем через таможню, региональные управления, ИТ-центр собираются в центральную базу данных. Это очень большой объем информации – около 17 терабайт.

Объем информации в нашей ЦБД продолжает расти, даже при том, что количество оформляемых грузовых таможенных деклараций в последние годы стабилизовалось и составляет около 2,5 млн. в год. Подразделения ФТС России нуждаются в более детальном и эффективном анализе этой информации, увеличивается число эксплуатирующихся задач, поэтому требуется все больше вычислительных ресурсов, все большими должны быть хранилища данных. Поэтому одним из ключевых направлений мы видим переход к распределенным вычислениям, расширение функций региональных ВЦ, внедрение на уровне регионов типовых автоматизированных систем сбора и обработки таможенной информации (АС РЦСОТИ). Функции ГНИВЦ при такой модели вычислений будут состоять в управлении процессами обработки информации в 7 региональных ВЦ, а также по-прежнему – в информационной поддержке деятельности подразделений центрального аппарата ФТС России.

Согласно прогнозам, 2006 год будет достаточно напряженным как с точки зрения объемов обрабатываемой информации, так и внедрения новых компонентов информационных систем. Поэтому объективно возрастает роль и значение региональных ВЦ, а также эффективное управление их деятельностью.

CNews: Политика в сфере оснащения и обслуживания вычислительных центров ФТС России утверждается и определяется в центральном офисе ФТС России? Насколько соответствует уровень их оснащения достигнутому в Главном научно-информационном вычислительном центре ФТС России?

Сергей Гусев: Есть общая централизованная политика развития таможенной системы страны, она и определяет программы и планы развития информационно-технической службы таможенных органов. В структуре ФТС России существует Главное управление информационных технологий, которое отвечает за формирование и реализацию научно-технической политики, в том числе планирует развитие ГНИВЦ и региональных вычислительных центров.

До 2004 года в ФТС России наблюдалась следующая ситуация: центральный вычислительный комплекс развивался прогрессивными шагами, а региональные центры отставали. Бюджетные средства, которыми мы располагали, не позволяли нам поднять равномерно все вычислительные центры на должный уровень. Однако с 2004 года началась реализация проекта модернизации информационной системы таможенных органов, и региональные центры стали оснащаться современными техническими средствами. Основная модернизация еще только впереди, в 2005 - 2006 годах планируется внедрение новых систем, в настоящий момент ведутся работы по их проектированию.

CNews: Существует ли совет руководителей вычислительных центров ФТС России? Если да, то как часто он собирается и каковы его полномочия? Какова роль этого совета в информатизации ФТС России?

Сергей Гусев: В ФТС России существует Научно-технический совет (НТС ФТС России). Он состоит из двух секций. В первой секции работают специалисты, отвечающие за таможенные технологии; вторая – секция главных конструкторов. В состав НТС входят руководители региональных информационно-технических служб, а также представители от организаций-разработчиков, которые помогают нам в создании и развитии единой информационной системы. Причем, в основном – это представители таких компаний. Вторая секция собирается периодически, раз в месяц, ее разработки передаются на обсуждение первой, либо выносятся на общее заседание НТС, где принимаются решения и программы их реализации.

CNews: Какие изменения произошли в оснащении аппаратно-техническими средствами Главного научно-информационного вычислительного центра ФТС России в связи с переходом на международные стандарты работы таможенных служб? Изменилась ли структура управления Главным научно-информационным вычислительным центром ФТС России?

Сергей Гусев: Больших изменений не произошло, потому что наша информационно-техническая база развивалась и развивается не изолировано, а перенимая опыт таможенных служб других государств.

Например, в 2004 году мы провели комплекс мероприятий в направлении присоединения к европейской компьютерной транзитной системе NCTS, выполняли совместный проект с Европейским бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF) по созданию системы взаимного обмена информацией. Очень тесное взаимодействие и обмен опытом осуществляется с Всемирной таможенной организацией, с Евротаможней. В основном взаимодействие и обмен опытом касается направлений по системе управления рисками и электронному обмену данными.

В своих проектах мы используем международные стандарты, технологии и инструментальные программные средства, взаимодействуем с ведущими мировыми производителями программного обеспечения.

Для нас главная задача — создать систему, которая будет предоставлять информационные услуги для участников внешней экономической деятельности, поэтому и требуется осмысление и использование международного опыта в данном направлении, использование новых технологий и программных средств.

CNews: Отразилась ли административная реформа 2004 г. на кадровом составе и структуре управления Главным научно-информационным вычислительным центром ФТС России?

Сергей Гусев: Реформа нас практически не затронула, поскольку разработка информационных систем в таможенных органах всегда была централизована. Такая модель централизованной разработки, когда регионы эксплуатируют программные средства, разрабатываемые и сопровождаемые ГНИВЦ, была сохранена и в ходе административной реформы. Но некоторые изменения все-таки произошли: ФТС России перешла в ведение Минэкономразвития России, и хотя информационная самостоятельность по управлению нашими системами сохранилась, ряд вопросов, связанных с определением требований к информационным системам участников ВЭД, порядку формирования и использования информационных ресурсов, теперь регламентирует Минэкономразвития России.

Мы доказали эффективность своих информационных систем, обеспечив увеличение сбора платежей: если в прошлом году ежегодный сбор платежей составлял порядка $130 млн. в день, то сейчас – более $160 млн. Эти весомые показатели говорят о том, что даже существенные преобразования и реформы не сказались отрицательно на функционировании наших информационных систем.

В кадровом составе ГНИВЦ ничего не изменилось, все подразделения были сохранены.

CNews: В ходе административной реформы 2004 г. во многих федеральных органах исполнительной власти были ликвидированы должности заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти и руководителя подразделения, ответственных за внедрение ИТ, а статус самого ИТ-подразделения существенно понижен. Насколько, на ваш взгляд, подобное решение отражает реальные потребности федеральных органов власти в целом, складывающиеся в ИТ-сфере и в области ИТ-безопасности? Как этот вопрос был решен в Главном научно-информационном вычислительном центре ФТС России? С чем связано такое решение?

Сергей Гусев: ИТ-служба ФТС – структурированный орган по уровням центрального и регионального масштаба. В основном, конечно, ИТ-служба больших потерь не понесла, и статус не был понижен в результате реформы. Причина простая: все программы и концептуальные документы ФТС России предусматривают не только наличие ИТ, а их особую роль, по важности – это второе, максимум, третье место в списке из 50 задач таможенной службы России. Это говорит о том, что руководство ФТС и Минэкономразвития понимают значимость информационно-технической службы, постоянно заботятся о ее развитии и совершенствовании.

CNews: Создаваемые для органов государственной власти ИТ-системы масштабны и сложны в обслуживании и поэтому все большее развитие получает аутсорсинг – поддержка ИТ-инфраструктуры, ее мониторинг, разработка решений и интеграция. Какова ситуация с обслуживанием Главного научно-информационного вычислительного центра ФТС России? Вы поддерживаете ИТ-систему собственными силами полностью или часть работ выполняют внешние организации? Каковы принципы их отбора и последующей работы с ними?

Сергей Гусев: Перед нами стоит задача, которую мы должны решить в двух направлениях – программном и техническом. В первом направлении мы используем помощь и разработки сторонних организаций для осуществления собственных проектов в области информационных систем. Такая ситуация сложилась по причине недостаточного количества кадров, хотя у нас есть и свои программисты, и разработчики. Но в год нам нужно организовать выполнение не менее 50-ти проектов, а такая задача просто не под силу одной организации. Конечно, основная доля в разработках информационных систем принадлежит ГНИВЦ, ведь именно его специалисты обладают главным и незаменимым качеством для подобной работы – знанием предметной области. Примечательно, что Главный научно-информационный центр даже старше, чем сама ФТС России, - в 2005 году ГНИВЦ исполняется 15 лет.

Второе направление работ – техническое – связано с эксплуатацией технических средств. Здесь наши возможности, в основном, распространяются на себя и на центральный аппарат. Мы организовали в ГНИВЦ службу «ServisDesk», чем существенно улучшили техническую эксплуатацию. Однако ситуация с кадрами по-прежнему остается напряженной, мы располагаем не всеми необходимыми специалистами, и это вынуждает нас обращаться в сторонние фирмы. Они, например, предоставляют нам поддержку в телекоммуникационной сфере на более чем 200 объектах.

Подобные организации выбираются на конкурсной основе, причем в каждом регионе идет свой отбор. В центральном аппарате проводится открытый ежегодный конкурс, его итоги объявляются в конце года. В регионах проблема стоит еще сложнее. Здесь, опять же, не хватает специалистов, потому что уровень заработной платы в информационно-технических подразделениях таможенных органов не соответствует ситуации на ИТ-рынке. И если ГНИВЦ может частично сгладить этот перекос в заработной плате за счет разрешенной предпринимательской деятельности, то в информационно-технических службах регионов и таможен такая возможность отсутствует.

CNews: Как вы оцениваете общий уровень оснащенности Главного научно-информационного вычислительного центра ФТС России в сфере ИТ-безопасности в целом и в области предотвращения внутренних утечек информации в частности?

Сергей Гусев: Информационную безопасность необходимо рассматривать в двух направлениях: это защита от возможных угроз извне и изнутри. Информационная безопасность и построение систем, отвечающих за внешнюю защиту, обеспечивается достаточно эффективно, поскольку мы не связаны с такой общей сетью, как интернет. Таможенные органы работают в ведомственной интегрированной телекоммуникационной среде. По этой причине «пробить» нашу закрытую сеть практически невозможно. Но существуют точки взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности, которые предоставляют свою информацию для декларирования товаров в электронном виде, поэтому вопросы защиты для нас крайне важны. В соответствии с разработанной нами схемой, непосредственно на местах для подключения участников внешнеэкономической деятельности закупаются специальные сертифицированные средства защиты.

Кроме того, в точках взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности сеть физически разведена. Сейчас мы находимся на этапе структуризации: происходит более четкое разведение наших внутренних и внешних сетей путем создания демилитаризованной зоны для участников внешнеэкономической деятельности и сети для внутреннего пользования. В ходе проводимых работ количество точек взаимодействия информационных систем таможенных органов с внешними системами будет существенно ограничено. Подключение внешних систем будет возможно только на уровне ГНИВЦ и региональных вычислительных центров.

CNews: В 2004 году министерство по информационным технологиям и связи России подготовило «Концепцию использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года». Как реализация этого программного документа может отразиться на работе ФТС России в целом и Главного научно-информационного вычислительного центра ФТС России в частности?

Сергей Гусев: В данную концепцию, разработанную Министерством по информационным технологиям и связи, входят проект по созданию единого информационного пространства с Белоруссией, программа по созданию системы контроля фактического вывоза, по созданию единого документооборота.

Мы продолжаем разрабатывать и развивать информационные системы как для внутреннего использования, так и на межведомственном и межгосударственном уровнях. Хотя еще нельзя сказать, что создано единое экономическое пространство с Белоруссией, единое информационно-техническое пространство уже создается, и работ в этом направлении очень много.

По моему мнению, у этой концепции большие перспективы.

CNews: Используются ли у вас ЭЦП или механизмы, аналогичные ЭЦП?

Сергей Гусев: В начале прошлого года был создан ведомственный удостоверяющий центр, который успешно проработал весь 2004 год. Для начала в качестве эксперимента был запущен пилотный проект на Каширском таможенном посту. Здесь использовалось электронное декларирование с ЭЦП и была выпущена первая электронная декларация. В настоящее время в соответствии с решениями коллегии ФТС России осуществляется внедрение электронного декларирования с использованием ЭЦП по всей территории страны. До конца 2005 года должны быть развернуты региональные удостоверяющие центры, что позволит расширить практику использования ЭЦП, в том числе для контроля за неизменностью информации при автоматизации технологических процессов таможенной деятельности.

CNews: Каким вы видите следующий шаг – придание легитимности БД, чтобы электронный вариант БД являлся оригиналом, а его «бумажная распечатка» – копией?

Сергей Гусев: По моему мнению, полностью такой порядок станет функционировать в таможенных органах в конце 2008 года, когда мы закончим работу по модернизации информационной составляющей таможенных органов в соответствии с проектами, которые реализуются на денежные средства МБРР.

В течение 2005-2006 гг. это направление будет развиваться, но требуется создание единой базы данных, то есть совокупности 20-ти существующих. Мы будем выводить эти БД и информационные системы в режим, при котором электронный документ станет первичным.

До конца 2005 года в три этапа 49 таможенных постов будут переведены на электронное декларирование и на вышеназванный режим. К 2008 году все таможни будут работать по единому образцу.

CNews: Как вы относитесь к возможности создания Совета CIO (Совета генеральных конструкторов в сфере ИТ) органов государственной власти? Готовы ли вы участвовать в его работе?

Сергей Гусев: Решения этого вопроса ждут все ведомства. Оказалось, что мы впереди многих из них в вопросе финансирования и развития ИТ: руководство таможенной службы всегда активно поддерживало необходимость развития информационных технологий. Но ведь очень много наших задач находится на стыке ведомств. К примеру, автомобили, прибывающие из-за границы, обязаны получить паспорт транспортного средства на таможне и встать на учет в МВД. В случае каких-либо нарушений, все должно отражаться и в информационной системе таможни, и в информационной системе МВД. Это можно реализовать лишь в том случае, когда эти системы будут уметь взаимодействовать. Если таможня выдала паспорт автотранспортному средству, но по каким-то причинам оно не было поставлено на учет, через определенное время эту информацию должны иметь таможенные органы в режиме он-лайн. Однако многие механизмы в настоящее время просто неприменимы на практике из-за дисбаланса в развитии ИТ в разных ведомствах.

Совет генеральных конструкторов ИТ в России, хотя бы в Москве, смог бы действительно помочь в развитии всех информационных систем, в том числе и программы «Электронная Россия».

CNews: Решение каких основных задач в сфере информатизации и управления деятельностью Главным научно-информационным вычислительным центром ФТС России намечено на 2005 год? В перспективе, на 2006 год?

Сергей Гусев: В настоящий момент ФТС России не устраивает ситуация на таможенных постах, где одновременно осуществляется и оформление документов, и контроль непосредственно самого груза. Проведение на одном посту двух чрезвычайно важных операций создает напряженную обстановку, а также снижает скорость обслуживания участников внешнеэкономической деятельности.

В подразделениях ФТС России прорабатывается решение о разделении этих двух процессов, то есть документальным оформлением должна заниматься именно таможня, а фактический контроль следует производить на таможенном посту.

Модель обслуживания поменяется, а значит, трансформируется и сама информационная система. Ускорится таможенное оформление, поскольку на таможенном посту будет осуществляться лишь фактический контроль.

В 2006 году все таможенные органы будут оборудованы современной техникой, там будут внедрены новые информационные системы, разработанные под новые бизнес-модели. К 2007 году начнется пилотирование всех новых решений. К 2008 году завершится построение новой информационной системы.

CNews: Расскажите подробнее об аттестация и обучении сотрудников ГНИВЦ.

Сергей Гусев: Построение любой большой системы – достаточно сложная задача, но еще сложнее научиться работать с ней. Необученный человек не сможет понять принципы новой системы и будет пытаться работать в старом режиме. А это – упущение платежей, та же коррупция. Поэтому вопрос обучения находится под нашим пристальным вниманием.

В настоящий момент перед нами стоит задача поднять уровень информационной грамотности среди руководителей всех звеньев. Сейчас мы проводим тестирование, начиная от первых лиц и заканчивая руководителями таможенных постов. После того как мы определим уровень их знаний, будет сформирована программа по доведению объема этих знаний до соответствующего и нужного нам уровня.

Планируется, что после этого внедрение новой информационной системы будет происходить гораздо легче и проще. Для выполнения этих целей создана система обучения, в которой задействована Таможенная академия и ее ресурсы, учебные классы нашего Главного вычислительного центра и в регионах, филиалы Таможенной академии.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS