Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Григорий Попов: Для любой крупной ИТ-компании автоматизация госструктур — чрезвычайно важное направление

Григорий ПоповСовременные процессы государственного управления сложны и многогранны. Для успешного функционирования как центральных, так и региональных органов власти необходимо широкое использование передовых достижений науки и техники, среди которых важное место занимают новые информационные технологии (ИТ). Внедрение современных информационных систем позволяет государству стать более эффективным и открытым для своих граждан.

Однако какие именно информационные технологии наиболее востребованы современными органами государственной власти? Какие задачи эти решения позволяют решить? И каким образом передовые ИТ-компании помогают эти задачи решать? Ответы на эти и многие другие вопросы мы получили в беседе с представителями компании НР — ведущего разработчика и поставщика информационных технологий, имеющего большой опыт в работе с органами государственной власти во всем мире. На вопросы CNews, касающиеся стратегии работы компании НР с государственными организациями, ответил Григорий Попов, директор департамента по работе с государственными учреждениями и некоммерческими организациями компании НР в России.

CNews: Почему в компании НР работа с государственным сектором проводится сотрудниками отдельного департамента?

Григорий Попов: Для любой крупной ИТ-компании автоматизация государственных структур является чрезвычайно важным направлением деятельности. В госсекторе всегда реализовывались крупные информационные проекты и осуществлялись масштабные поставки вычислительной техники. При этом не только в России, но и за рубежом, работа с госструктурами имеет свою особую специфику. С одной стороны, финансирование государственных заказов привязано к бюджетному процессу, поэтому заключение контрактов и их оплата происходит иначе, чем при работе с частными заказчиками. С другой стороны, в государственном секторе большинство проектов существует в единственном числе и каждый из них по-своему уникален, по крайней мере, в отдельно взятой стране. Это и понятно, ведь в каждой стране есть, например, только одно министерство внутренних дел и только одно Казначейство.

Учитывая особую специфику в работе с государственными заказчиками, корпорация НР приняла в 2004 году решение о преобразовании подразделений по работе с некоммерческими государственными организациями, ранее существовавших на правах отделов, в самостоятельную структуру. Следует отметить, что данная реорганизация коснулась всех представительств НР в мире.

CNews: А как в компании НР учитывается указанная вами специфика?

Григорий Попов: Решающими факторами успеха при работе с государственным сектором являются долгосрочное сотрудничество на основе доверия. Кроме того, учитывая специфику работы с госструктурами, компания НР исходит из того, что крупные решения внедряются и создаются только один раз, а тиражируемых решений и готовых систем на этом рынке создается меньше, чем для коммерческих организаций. Понимая это, компания НР для достижения успеха в работе с госструктурами во всех странах стремится использовать накопленные знания и опыт реализации аналогичных проектов и внедрения аналогичных систем. Российское представительство, как и представительство компании в любой стране мира, тоже активно использует в своей работе передовой международный опыт.

CNews: Как мировой опыт НР в сфере электронного правительства может быть перенесен в Россию?

Григорий Попов: Не секрет, что темпы внедрения решений для электронного правительства в разных странах отличаются друг от друга. В некоторых странах правительства имеют наиболее целостную структуру предоставления электронных услуг, в других — отдельные подсистемы. Однако, любое внедренное решение это ценный опыт, который обязательно учитывается специалистами компании HP в дальнейшей работе. Поэтому для ознакомления заказчиков с нашим международным опытом у HP во многих странах существуют так называемые Центры Компетенции, в которых заказчик может посмотреть на существующие решения, получить консультацию специалиста, а также задать все интересующие его вопросы. Консультации в таких центрах проводят, в том числе, и зарубежные специалисты, которые непосредственно участвовали при внедрении этих систем. С целью организации эффективной работы с заказчиками в России руководством компании НР было принято решение открыть аналогичный Центр высоких технологий НР (HP High Tech) в Москве. С открытием этого Центра получение максимально полной картины существующих технологий и решений HP станет возможным и для российских клиентов. Разумеется, Центр будет работать не только по направлению «электронного правительства», однако демонстрация опыта НР в этой области — одна из главных его задач. Центр будет включен в международную сеть аналогичных центров компании, поэтому в Москве будет полностью доступен глобальный экспертный потенциал НР в вопросах электронного правительства. Это различная документация по проектам в других странах, варианты технических решений в виде описаний и схем, а также элементы систем электронного правительства в виде конкретного серверного и коммуникационного оборудования, рабочих станций и программного обеспечения.

Центр высоких технологий позволит моделировать масштабные проекты, изучая поведение системы в разных условиях. При этом будут возможны как массовые мероприятия, которые познакомят представителей государственных органов с опытом НР, так и индивидуальная совместная работа с заказчиком по формированию среднесрочных планов внедрения и развития конкретных систем. Следует отметить, что уникальной особенностью Центра высоких технологий станет возможность удаленной демонстрации технологий и решений НР.

CNews: А какие именно информационные технологии НР сейчас наиболее востребованы органами государственной власти в России и каковы перспективы компании в этом секторе?

Григорий Попов: У компании НР отличные перспективы и мы с оптимизмом смотрим в будущее.

Специалистами нашей компании накоплен большой опыт, например, в области решений для образования и науки. Мы предлагаем решения как для отдельно взятых образовательных структур, так и для создания централизованной экосистемы по электронному обучению, которая может быть построена в рамках как целого города, так и региона или даже страны. У нас есть примеры таких решений и с ними можно будет также ознакомиться в Центре высоких технологий НР в Москве. Сегодня большое внимание уделяется вопросу внедрения социальных карт, обсуждается возможность создания системы электронных паспортов нового поколения. У компании HP есть решения и в этой области. Нами накоплен большой опыт, существуют специально созданные решения, которые могут служить отправной точкой при создании систем для персонального учета граждан, идентификационных карточек, паспортов и т.д. Думаю, что подробности об этих решениях имеет смысл узнать у тех специалистов компании НР, которые работают непосредственно в этих направлениях. Со своей стороны, хочу лишь добавить, что у HP лучшие решения, лучшая партнерская программа в России, и мы не боимся перемен — в этом наше несомненное преимущество.

Андрей ВышловПостроение государственной системы учета предоставления льгот с применением мультиаппликационных электронных карт является важной, но и одновременно сложной задачей. Об этом для CNews рассказал Андрей Вышлов, руководитель направления по работе с государственными организациями.

CNews: Социальные карты, как элемент ФЦП «Электронная Россия», уже сегодня используют тысячи граждан. Какие задачи может решить государство с помощью технологий социальных карт?

Андрей Вышлов: Социальная карта или «карта льготника» предназначена для решения двух основных задач: создания интегрированной системы учета льгот, предоставляемых гражданам государственными органами власти, а также упорядочения и обеспечения удобства процессов использования этих льгот самими гражданами.

Важность решения первой задачи трудно переоценить. Долгое время в России предоставляемые льготы никак не учитывались и у правительства не было точной информации о том, во что реально обходится та или иная льгота. При этом существенно затруднялись процессы планирования деятельности организаций, занимающихся предоставлением льгот, прогнозирования и планирования их бюджетов, процессы обеспечения взаиморасчетов между этими организациями. Но социальная карта не только учитывает льготы, но и облегчает их предоставление. Современные социальные карты, имеющие встроенный чип (смарт-карты), могут использоваться не только для оплаты проезда в транспорте, но и для оплаты коммунальных услуг, для обеспечения приема в лечебно-профилактических учреждениях при выдаче льготных лекарств в аптечных пунктах, для получения скидки во многих магазинах и т.д. Кроме того, социальная карта может выступать в качестве банковской карты и даже в роли инструмента маркетинга: в Москве некоторые магазины уже предоставляют скидку владельцам социальных карт, а, например, книжный магазин «Москва» каждый месяц выдает самым активным покупателям среди школьников и студентов солидный денежный приз.

CNews: Означает ли это, что роль социальных карт в обществе намного шире, чем у простой пластиковой карты, по которой можно проехать в общественном транспорте?

Андрей Вышлов: Совершенно верно, роль социальной карты в обществе значительно шире. В некотором смысле социальная карта не уступает по значению даже гражданскому паспорту. Паспорт обеспечивает «учет граждан в государстве», а социальная карта позволяет учитывать различные льготы граждан: льготы по оплате квартиры, коммунальных услуг, проезда на транспорте и другие льготы. При этом по сравнению с общегражданским паспортом социальная карта имеет более длительный промежуток использования: паспорт выдается гражданам в 14 лет, а социальная карта может сопровождать человека с самого его рождения, персонализируя льготы на предоставление бесплатного детского питания и медицинского обслуживания, образования. Таким образом, социальная карта может быть предоставлена всем жителям конкретного города или региона без исключения.

Принимая во внимание перспективы использования технологий социальной карты, а также значение использования социальных карт для общества, государство включило программы развития социальных карт в ФЦП «Электронная Россия».

CNews: Расскажите о технологиях, позволяющих использовать социальные карты.

Андрей Вышлов: Внедрение систем с использованием социально-расчетных карт началось с ряда пилотных проектов как в Москве, так и ряде регионов. Подробно технологии социальных карт удобно рассматривать на примере программы «Социальная карта москвича», реализуемой с 1998 года, в котором компания HP принимала непосредственное участие. Собственно карта москвича представляет собой пластиковую карту с памятью. Память карты — это бесконтактный чип, который разделен на общедоступные сектора памяти, выделяемые для хранения информации, необходимой для различного рода приложений системы. В памяти карты могут храниться идентификационные данные гражданина, перечень кодов льгот, которыми он обладает, а также другие данные. К числу основных приложений относятся: транспортное, медицинское, дисконтные приложения для торговли, приложение департамента социальной защиты, идентификационное приложение фонда обязательного медицинского страхования.

Однако, реализация преимуществ социальных карт возможна только при использовании всего комплекса современных информационных технологий. Социальная карта — это не только кусок пластика. Это серверы, системы хранения данных, рабочие станции сотрудников организаций, занимающихся предоставлением льгот, автономные терминалы (например, турникеты в автобусах). Социальные карты необходимо не только выпустить и ввести в обращение, но и постоянно их учитывать. Если по каким-то причинам предоставление льготы конкретному владельцу карты прекращено (утеряна карта или право на льготу прекращено), то информационная система должна оповестить все элементы в масштабах города или региона, где она действительна. Таким образом, практическая реализация проекта «Социальная карта москвича» представляет собой сложнейший проект создания крупномасштабной информационной инфраструктуры. Но опять же замечу, что в основе данной инфраструктуры лежит решение компании НР, о котором было упомянуто ранее, — НР National Registry Solution.

CNews: А каким образом НР участвует в программах по внедрению социальных карт?

Андрей Вышлов: Будучи одним из ведущих мировых разработчиков и поставщиков информационных технологий, компания НР принимает в программах развития социальных карт самое активное участие.

Наибольших успехов компания НР достигла вместе со своими партнерами в московском регионе. С начала развития программы «Социальная карта москвича» и по настоящее время выдано более 2,7 млн. карт. Для построения системы хранения данных о картах и всех операциях информационного обмена (ядра системы) были выбраны программно-аппаратные средства НР. Данный выбор был сделан, поскольку решения НР наилучшим образом отвечают требованиям надежности, производительности, масштабируемости, и управляемости системы. Кроме того, в рамках единой ИТ-инфраструктуры проекта функционирует сквозная система управления, созданная на базе платформы HP OpenView. Таким образом, в проекте «Социальная карта москвича» технологии НР на базе разнообразного компьютерного и сетевого оборудования, систем хранения данных и телекоммуникационных каналов создают единую информационную инфраструктуру, объединяющую людей, организации, а также процессы их взаимодействия друг с другом.

CNews: Используется ли оборудование НР для изготовления самих социальных карт?

Андрей Вышлов: Да. Для изготовления и персонализации карт используется оборудование НР Indigo. Этот так называемый «станок» находится в ведении партнера НР — компании Rosan Finance. Стоит отметить, что в настоящее время она начинает выпуск социальных карт для Санкт-Петербурга и Серпухова.

Кроме поставки сложного оборудования для изготовления социальных карт, компания НР предоставила свои решения вычислительному центру ГУП «Московский социальный регистр», осуществляющему управление оборотом «карт льготника». Данный вычислительный центр построен на серверах стандартной архитектуры, но в будущем, с целью обеспечения его дальнейшего развития, планируется переход на Unix-серверы и СУБД Oracle.

Следует также иметь в виду, что для реализации всех преимуществ социальной карты недостаточно только установить оборудование и мощный вычислительный центр. Социальная карта требует и большого числа клиентских решений: торговых терминалов, турникетов, рабочих мест кондукторов. Здесь компания НР опирается на своих партнеров, и они готовы предложить все необходимые решения.

CNews: Будет ли опыт Москвы распространяться на регионы и что для этого делает компания НР?

Андрей Вышлов: Безусловно, достижения программы «Социальная карта москвича» будут распространяться на регионы. Государство уже увидело преимущества системы, созданной в Москве, и ее опыт учтен в ФЦП «Электронная Россия» — Москва получила статус «опорной зоны» для апробирования технологий социальных карт.

В настоящее время с использованием опыта программы «Социальная карта москвича» создается единый стандарт на региональные социальные карты. Координацию развития региональных проектов будет осуществлять ФГУП «ВНИИ ПВТИ». При этом представителям других регионов необходимо предоставить возможность изучить опыт столичного проекта и познакомиться с технологиями, используемыми при его реализации. С этой целью мы создаем сразу два тестовых стенда, которые позволят непосредственно ознакомиться с решением HP, — один будет размещен в ВНИИ ПВТИ, другой — с более развернутым функционалом — в открывающемся в Москве Центре высоких технологий НР (HP High Tech).

CNews: Есть ли с точки зрения внедрения социальных карт какая-то специфика в регионах?

Андрей Вышлов: Специфика существует, она связана с другой расстановкой приоритетов льгот. В Москве в программе социальной карты москвича изначально была заложена очень сильная «транспортная составляющая». Сама социальная карта вышла, образно говоря, из недр московского метрополитена — пластиковые карты с бесконтактным чипом были первоначально разработаны для его нужд. Благодаря введению карт, еще задолго до монетаризации льгот собираемость оплаты на проезд в московском метрополитене была увеличена в несколько раз. Сейчас с социальными картами работает и железная дорога, поскольку пассажиропоток пригородных поездов соизмерим с метрополитеном.

В других регионах России транспортная задача не всегда так актуальна, и на первое место могут выходить льготы по оплате коммунальных услуг или оплате некоторых категорий льготных товаров. Кроме того, определенную проблему в регионах представляет недостаточно развитая телекоммуникационная инфраструктура. Но опыт использования решений НР показал, что оборот социальных карт решается даже в масштабах многомиллионного города. Социальные карты, имеющие встроенный чип, достаточно автономны, в отличие от карт с магнитной полосой, они обладают всей информацией, необходимой для авторизации или даже совершения платежа. Эта автономность может компенсировать в конкретном регионе недостатки телекоммуникационной инфраструктуры и позволить реализовать проект внедрения социальных карт.

Александр БражниковЕще одна тема, которую хотелось бы обсудить со специалистами HP, — это внедрение в России системы паспортно-визовых документов нового поколения. Проект очень интересный, однако, возможно, не все представляют истинные масштабы и технологическую сложность реализации этого проекта. Об этом и ряде других подобных проектов CNews рассказал Александр Бражников, менеджер по развитию бизнеса компании НР в России.

CNews: Россия взяла курс на введение новых заграничных паспортов, в которые будет встроен чип, а для идентификации владельца планируется вносить в память чипа его биометрические данные. Соотносится ли это с мировыми тенденциями и есть ли у НР опыт участия в проектах электронных паспортов в других странах?

Александр Бражников: Да, безусловно. НР обладает мировым опытом внедрения аналогичных систем в разных странах. Накопленные знания позволяют нам оптимально разрабатывать, или даже здесь будет правильнее сказать, «адаптировать» наше решение под потребности нового заказчика. Хочу остановиться на решении нашей компании — НР National Registry Solution, которое возникло в процессе реализации таких проектов.

Основным компонентом государственной системы идентификации граждан является государственный регистр населения (ГРН), который содержит необходимую информацию о гражданах страны, в частности личные данные (ФИО, дата и место рождения, адрес и т. п.), графические данные (например, фотографии, образец подписи), биометрические данные (фотообраз лица, отпечатки пальцев, снимки радужной оболочки глаз и т.д.).

Решение компании HP — HP National Registry Solution — представляет собой масштабируемую модульную систему, которая, имея в основе ГРН как базис, может постепенно наращиваться модулями для выпуска всевозможных типов документов: паспортов, идентификационных карт, водительских удостоверений, документов о регистрации гражданского состояния и т.д.

И, конечно, данное решение поддерживает международные требования и стандарты, такие, как инициатива Евросоюза по проездным документам и требования к ним ИКАО.

CNews: Насколько отличается специфика паспортных систем различных стран?

Александр Бражников: Паспортная система в каждой стране действительно имеет свои особенности. В каких-то странах существуют внутренние и заграничные паспорта, в каких-то это один документ. Напомним, что, например, в России для выезда за границу используются 4 вида документов: общегражданский паспорт, служебный, дипломатический паспорта и удостоверение (паспорт) моряка. Зарубежный опыт показывает, что переход на электронные паспорта дает возможность упорядочить «паспортное хозяйство».

Если говорить о нашем международном опыте, то в первую очередь стоит рассказать о проекте в Болгарии. Правительство Болгарии приняло решение выдать всем своим гражданам внутренние и заграничные паспорта нового поколения. Министерство внутренних дел Болгарии в 1998 году поставило задачу внедрить к концу 2002 года новую информационную инфраструктуру по удостоверениям личности граждан, связывающую 140 паспортных подразделений и оснащённую решениями по обеспечению безопасности и резервному копированию с централизованным управлением. НР взяла на себя ответственность за руководство проектом, разработку и внедрение такой системы, а также обучение персонала. Установка и обслуживание системы проводилось при участии локальных партнеров. Компания НР также координировала разработку программного обеспечения силами специального отдела Министерства внутренних дел и партнёров НР. Граждане Болгарии теперь имеют прекрасно защищённые удостоверения личности, которые с апреля 2001 года дали им возможность путешествовать по большинству европейских стран без виз. Установленная система стала основой для создания новой инфраструктуры, которая, в конечном счете, будет управлять всеми остальными приложениями министерства.

CNews: Но ведь население России намного более многочисленное, чем в Болгарии. Не появятся ли с возрастанием масштаба качественно новые проблемы?

Александр Бражников: Масштабы проекта по внедрению новых загранпаспортов вовсе не в количестве загранпаспортов, которые предстоит выдать. По некоторым оценкам, их владельцами в России являются не более 10 миллионов, в то время как в Италии число электронных паспортов (внутренних и внешних) достигает 60 миллионов, а в Польше — 48 миллионов. Основная проблема в России — охват более 3000 пунктов выдачи паспортов, разнесенных на большой территории, с неравномерно развитой ИТ-инфраструктурой. Много также самых разных проблем (этнических, религиозных, правозащитных и т.п.) вызывает и создание Госрегистра населения, но решение этой проблемы — это прерогатива политической и административной власти страны.

CNews: Насколько решения и опыт НР были востребованы в других странах?

Александр Бражников: Это, безусловно, не единичный проект. В Польше компания НР выиграла тендер на создание системы оборота внутренних и заграничных паспортов нового поколения. В Варшаве был создан центр персонализации, который связан с 16 региональными офисами и 2509 местными офисами. До 2007 года в стране будет выпущено 34,5 млн. внутренних и 13,5 млн. заграничных паспортов. Помимо проектирования, сборки, тестирования и настройки системы, НР организовала обучение 7000 конечных пользователей.

Наконец, Италия. Здесь целью проекта стало создание системы электронных идентификационных карт. Документ является пластиковой картой с чипом и областью оптической памяти. Помимо основной функции — идентификации граждан, на основе этой системы удалось развернуть целый спектр услуг населению в области здравоохранения, пенсионного обеспечения, налогообложения и других.

Есть аналогичные проекты НР и в других странах мира, о которых можно рассказывать, но из этого изложения важно вынести следующее: компанией НР накоплен большой опыт в создании таких систем, и этот опыт может быть применен в любой другой стране, в том числе и в России или странах СНГ. Ведь всегда сложно создавать что-то с нуля, проще использовать прототипы элементов системы, знать о «подводных камнях» и о том, как их обойти. Мы открыты для сотрудничества в любой форме.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS