Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Сергей Меркулов: Госсектор является безусловным приоритетом для ИТ-отрасли в силу своей перспективности и объемов

Сергей МеркуловОб использовании информационных технологий в деятельности органов государственной власти, тенденциях информатизации государственного управления и выполняемых работах CNews рассказал Сергей Меркулов, первый заместитель генерального директора компании IBS.

CNews: Какое влияние на ход информатизации органов государственной власти оказало преобразование структуры правительства? Какую характеристику вы могли бы дать произошедшему? Как эти события отразились на работах IBS по заключенным госконтрактам? На тех работах, в проведении которых вы собирались принять участие?

Сергей Меркулов: Административная реформа оказала серьезное воздействие на рынок. С одной стороны, она лишила многие компании внятной системы координат, в которой можно было бы нормально функционировать. Старая система была разрушена, а новая не построена, не сформировались единые и понятные для всех правила игры. Многие запланированные на 2004 год ИТ-проекты в госсекторе были либо заморожены, либо заново переформулированы, так как менялись люди, задачи, функциональные требования. Осенью 2004 г. активность государства в этом направлении начала восстанавливаться, был объявлен целый ряд крупных тендеров, как ведомственных, так и в рамках «Электронной России». Большинство выигранных нами проектов — это проекты сложного уровня, требующие серьезных ресурсов и концентрации усилий.

С другой стороны, в ходе реформы были образованы сразу две государственные структуры, отвечающие за развитие ИТ-отрасли: министерство информационных технологий и связи РФ и Федеральное агентство по ИТ, что само по себе явление позитивное, это весомый для отрасли сигнал о том, что ею стали интересоваться и что ИТ-рынок становится все более важным и значимым в экономической жизни России.

Государство начинает уделять самое пристальное внимание использованию информационных технологий в государственном управлении. Все больше акценты смещаются от инфраструктурных к высокоинтеллектуальным системообразующим проектам, таким, например, как создание межведомственных информационных систем, информационных систем для обеспечения социальных сервисов, информационно-аналитических систем, хранилищ данных и др.

CNews: Как вы оцениваете интенсивность развития процессов информатизации органов государственной власти в 2004 году? Какие события стали определяющими в этой сфере? Изменилась ли ситуация в нынешнем году?

Сергей Меркулов: В прошлом году развитие ИТ-рынка в целом, как и процессов информатизации органов госвласти, затормозилось из-за административной реформы. Других стратегических причин, серьезно повлиявших на темпы роста ИТ в 2004 году, я не вижу. В силу различных последствий реформы — изменений бюджетов, уровней ответственности, организационной структуры, самих людей, отвечающих за ИТ, а также приоритетов — многое, что намечалось на этот год, было либо отложено, либо пересмотрено, либо отменено.

Надеюсь, что в этом году ситуация изменится, и если снова не случится каких-либо серьезных потрясений, все должно начать развиваться высокими темпами. Более того, я думаю, что при благоприятном раскладе рынок государственных ИТ-проектов будет расти быстрее, чем ИТ-рынок в целом, что вполне закономерно. Во-первых, существует большой потенциал «замороженных» проектов 2004 года. Во-вторых, госсектор является безусловным приоритетом для ИТ-отрасли в силу своей перспективности и объемов. И в-третьих, этому процессу способствует наличие государственных программ в области информатизации.

CNews: Как вы видите дальнейшее развитие событий в области использования государством информационных технологий? Какие шаги органам государственной власти необходимо совершить в первую очередь? Какую роль в этом процессе играет программа «Электронная Россия»?

Сергей Меркулов: Несколько лет тому назад на этапе формирования содержание «Электронной России» отражало плохо структурированный набор ИТ-запросов, идущих со стороны федеральных и местных органов власти. На сегодняшний день архитектура потребностей госвласти в ИТ уже вполне осознана и сформирована. И стратегическая направленность программы эту ситуацию отражает. По большому счету, существуют два основных типа задач: ведомственные и межведомственные, то есть, те, которые не могут быть решены в рамках одного ведомства.

Исторически так сложилось, что ведомственные задачи финансировались либо из собственных бюджетов, либо из средств Мирового банка. Мне кажется, что основные усилия в реализации «Электронной России» должны быть сосредоточены именно на решении межведомственных задач. К ним относятся, во-первых, обеспечение межведомственного взаимодействия на уровне транзакционных и аналитических задач, для которых требуется сбор, консолидация, преобразование, хранение информации, не относящейся только к одному ведомству. Примером такого рода проекта является создание информационно-вычислительной системы Росстата. Как известно, вся государственная статистика разделена на две большие части: статистика, за которую отвечает сам Росстат, и статистика ведомств. Сегодня существует огромная потребность в консолидации всех статистических данных, в создании единого хранилища, к которому могли бы иметь доступ все участники процесса сбора и предоставления данных. А для этого необходима мощная ИТ-инфраструктура, которая послужит технологической платформой для решения этой задачи.

Во-вторых, создание разделяемых универсальных технологических ресурсов. То есть, вместо того, чтобы создавать, например, телекоммуникационную и вычислительную инфраструктуру в каждом ведомстве, можно создать один мощный федеральный ресурс (который будет принадлежать государству) и использовать его всем одновременно. Один из самых интересных такого рода проектов в «Электронной России» — это создание федерального информационного центра. Разделяемые технологические ресурсы позволят устранить перекос в информатизации между ведомствами, которые имеют значительные ИТ бюджеты, в том числе — благодаря займам Мирового банка, и рядом других ведомств, у которых пока еще недостаточно средств на создание собственных современных ИТ-систем.

И, в-третьих, я бы отметил еще одно важное направление, о котором пока еще мало говорят. Речь идет о разработке и пилотировании новых технологий, подходов, моделей. Пример такого рода проекта — портал МЭРТ, который потенциально может стать стандартом портального решения, базовой моделью портала министерств и ведомств. В ходе этого проекта разработаны и внедрены рабочие регламенты, сформулирован формат взаимодействия сотрудников министерств по предоставлению и публикации информации на портале. Такого рода «пилоты» позволят сократить временные и финансовые затраты на разработку и внедрение новых моделей и концепций, обеспечить единые информационные стандарты и создать единое информационное пространство для министерств и ведомств.

CNews: Еще совсем недавно основную долю в госрасходах на ИТ занимали закупки техники. Насколько, по вашему мнению, в настоящее время сбалансирована структура ИТ-расходов федеральных органов власти?

Сергей Меркулов: Товарная составляющая рынка по-прежнему очень велика. Сегодня 100%-ной технической и инфраструктурной «насыщенности» в госсекторе (за исключением редких ведомств) еще нет. И эта тенденция относится не только к госсектору, а к ИТ-рынку вообще. Тем не менее, ситуация постепенно меняется. Тренд на решение и финансирование функциональных задач прослеживается очень четко. Если посмотреть на структуру «Электронной России» на следующий год, то из 100% общего бюджета капитальные инвестиции (железо) — это чуть больше 65%, не такая уж плохая ситуация. Остальная часть идет на НИОКР, разработку, внедрение, пилотирование. При этом поставки планируются, в основном, в рамках проектов, то есть, идут на создание инфраструктурных платформ для последующих внедрений. В прошлые годы пропорция была совсем другая. Увеличение доли функциональных проектов — весьма обнадеживающий тренд.

CNews: IBS разрабатывает порталы для органов государственной власти. Расскажите о ваших работах в этом направлении. Как в 2004 г. увеличился спрос на создание порталов госорганов? Разработка порталов — один из наиболее быстрорастущих секторов ИТ-рынка. Каковы ваши прогнозы на 2005–2006 гг.?

Сергей Меркулов: По нашим оценкам, рынок порталов будет расти раза в два быстрее, чем весь ИТ-рынок, мы видим у этой технологии очень большие перспективы. За 2004 год количество проектов по реализации порталов в государственном секторе значительно возросло. На сегодняшний день в портфеле решений IBS ряд портальных проектов для государственных органов: портал правительства РФ, портал Федерального собрания РФ, портал министерства экономического развития и торговли РФ, типовой региональный портал субъектов Федерации.

В ноябре 2004 г. в результате победы в открытом конкурсе IBS приступила к реализации проекта по модернизации технологической платформы и развитию функциональных возможностей интернет-сайта президента Российской Федерации. Увеличение спроса на создание порталов связано с акцентом на усиление межведомственного взаимодействия и увеличением доли услуг, предоставляемых населению государством. Порталы становятся не только точкой доступа к информации, но и платформой для реализации общественных сервисов государства, организации многоуровневого взаимодействия: между различными ведомствами, между ведомствами и гражданами, ведомствами и коммерческими компаниями.

На сегодняшний день порталы — это уникальная технология для интеграции различных приложений. Это фундамент, на котором можно построить другие ИТ-системы. Портальные технологии позволяют развивать свои ИТ не революционно, а эволюционно, не отметая все, что уже создано, а наращивая, подключая, добавляя функциональность и т.д. Это абсолютно внятный экономический подход.

CNews: Насколько быстро, на ваш взгляд, будет развиваться переход на ИТ-аутсорсинг со стороны органов государственной власти? Какие здесь могут быть «подводные камни»? Какие работы по схеме ИТ-аутсорсинга выполняет IBS для органов государственной власти?

Сергей Меркулов: В краткосрочной перспективе я верю, скорее, в государственный инсорсинг, элементом которого будет как раз создание федеральных информационных центров, то есть, тех самых разделяемых вычислительных и телекоммуникационных ресурсов, которыми смогут сообща пользоваться различные ведомства. Такого рода структуры, безусловно, должны быть централизованы и управляться государством.

Возможно, со временем государство передаст управление этими структурами в специализированные аутсорсинговые компании. И лишь на третьем этапе будет использоваться полная модель аутсорсинга, когда и ресурсы, и управление ими будут в ведении коммерческих структур. Мне кажется, что это наиболее логичный путь развития аутсорсинговой модели в госсекторе.

CNews: Какие работы в сфере системной интеграции производила IBS для органов государственной власти? Расскажите о них подробнее.

Сергей Меркулов: Для разных ведомств мы выполняем различные виды работ, тем не менее, их можно классифицировать в рамках единой логики. Мы начинаем с работ, связанных с НИОКР, написанием различных концепций, технических требований, планов, реализаций систем и т.д. и т.п. Примером этого направления может служить проект по разработке концепции и архитектуры ЕАИС таможенных органов Российской Федерации, по разработке и внедрению автоматизированной системы для Федерального казначейства Российской Федерации и др.

Далее, мы выполняем работы по проектированию и разработке тех или иных прикладных систем, например, концепции и архитектуры Единой информационной образовательной среды (ЕИОС). И, наконец, внедрение различных технологий, связанных с консолидацией и управлением данными, в том числе и портальных, а также создание вычислительных и телекоммуникационных центров, например, системы Центров обработки данных ФНС Российской Федерации, развитие корпоративной информационно-вычислительной системы Федеральной службы государственной статистики и др.

CNews: С трудностями какого характера вы столкнулись при их выполнении?

Сергей Меркулов: Основная сложность заключается в отсутствии в министерствах и ведомствах большого опыта управления масштабными ИТ-проектами. То есть, понимание важности есть, желание сделать все, как надо, есть, а необходимых для реализации составляющих, навыков ведения проектов, проектной культуры, опыта, еще нет. Теоретически эту ситуацию ни приказами, ни распоряжениями исправить невозможно. Исключительно методом проб и ошибок. Просто надо брать и делать. Со временем обязательно появятся и люди, готовые работать в новой парадигме, и опыт, и отработанные методологии.

CNews: Какое значение в этой связи вы придаете «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года», подготовленной Мининформсвязи и принятой правительством РФ в конце 2004 года? Какие факторы могли бы стать ключевыми для ее успешной реализации?

Сергей Меркулов: Безусловно, большое. Для ее успешной реализации, на мой взгляд, надо в первую очередь определить более четкое позиционирование программы — исходя из тех направлений, о которых я уже говорил. Далее — наладить механизмы контроля реализации и оценки отдачи проектов и, наконец, — увеличить финансирование программы.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS