Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Тагир Яппаров: Интерес к ИТ-аутсорсингу со стороны государственных структур переходит в практическую плоскость

Тагир ЯппаровО развитии процессов информатизации органов государственной власти, проблемах и решениях в этой сфере CNews рассказал Тагир Яппаров, председатель совета директоров компании АйТи.

CNews: Удалось ли органам государственной власти в 2004 г. выдержать взятый ранее темп информатизации? Какие события оказали наиболее сильное влияние на эти процессы?

Тагир Яппаров: Безусловно, административная реформа, проводившаяся в первой половине года, оказала определенное влияние на динамику темпов роста рынка «государственной» автоматизации. По причине реструктуризации министерств и ведомств, отвечающих за процесс информатизации, многие проекты были приостановлены и перенесены с первого полугодия на второе. С другой стороны, я бы отметил очень динамичное развитие региональной информатизации, особенно по сравнению с 2003 г. В прошлом году стартовал целый ряд интересных и масштабных региональных проектов как в области построения региональной инфраструктуры, так и в сфере создания и внедрения различных прикладных программных решений. Чувашия, Карелия, Хакасия, Кировская область, Красноярский край — это лишь несколько примеров активной реализации программ региональной информатизации, которые сегодня «на слуху». Поэтому в целом интегральные темпы информатизации органов госуправления в прошедшем году, на мой взгляд, оставались на достаточно высоком уровне.

Кроме того, хотелось бы отметить ту огромную «законотворческую» работу, которая была проделана в прошедшем году по направлению информационных технологий. Это и создание «Концепции использования ИТ в деятельности федеральных органов государственной власти», и принятие целого ряда решений по созданию особых экономических зон и технопарков, и многое другое.

Иными словами, с моей точки зрения, 2004 г. для развития рынка информатизации государственной власти был достаточно позитивным.

CNews: В конце сентября 2004 г. правительство РФ одобрило «Концепцию использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года», разработанную Мининформсвязи. Какое влияние может оказать этот документ на процессы информатизации органов государственной власти? От каких основных факторов зависит успех ее реализации?

Тагир Яппаров: Не секрет, что многие годы процесс автоматизации органов госуправления отличался ведомственным подходом. Каждое министерство самостоятельно определяло приоритеты в области ИТ-политики, технологические платформы и ИТ-решения, что, безусловно приводило к определенным трудностям в плане информационного обмена — на уровне документооборота, совместимости различных реестров и баз данных и пр. Данная же концепция предполагает более жесткую координацию государственных ИТ-программ. Идеи, заложенные в данной концепции, на мой взгляд, очень позитивны — информационная открытость власти для общества, подготовка кадров для ИТ-служб государственных структур, централизация госзакупок в области ИТ, определение в целом общих принципов реализации ИТ-программ и расстановка «надведомственных» приоритетов в сфере информатизации. Все это должно позволить, с одной стороны, добиться большей прозрачности госпрограмм, и с другой — избежать неэффективных вложений в ИТ, влекущих за собой дополнительный затраты, например на интеграцию различных ведомственных систем.

Успех реализации этих идей, как мне кажется, зависит прежде всего от того, насколько они будут подкреплены реальными действиями, насколько объективно правильно будет сделан выбор в пользу тех или иных технологических платформ и решений, насколько открыто данная программа будет претворяться в жизнь.

CNews: В 2005 г. стартовали социальные реформы, и оказалось, что ИТ-база для их проведения содержит многочисленные изъяны. Как Вы считаете, уделяют ли власти необходимое внимание ИТ-составляющей социальной реформы?

Тагир Яппаров: На мой взгляд, в данном случае «изъяны» ИТ-базы — фактор вторичный. Абсолютно всеми признанный факт, что первопричина негативного восприятия социальных реформ, стартовавших в конце 2004 — начале 2005 гг. — некачественное административное управление ими. Многие регионы оказались просто не готовы к их проведению.

Что касается внимания власти к ИТ-составляющей социальной реформы, по моим ощущениям, осознание необходимости активного использования информационных технологий для ее реализации уже есть. Более того, на сегодняшний день есть целый ряд примеров успешного их использования, в том числе на уровне регионов. Например, мы работаем в проекте по созданию социальной карты жителя ЗАТО г. Железногорск, позволяющей горожанам оплачивать услуги ЖКХ с учетом социальных льгот. Довольно успешно, на мой взгляд, реализован и уже функционирует проект социальной карты москвича.

CNews: Как Вы оцениваете эффективность социальных карт как ИТ-инструмента персонализации льгот? Расскажите о ваших работах в этой сфере.

Тагир Яппаров: Если говорить об экономической эффективности таких проектов, то она зависит от очень многих факторов. От того, кто финансирует проект, как построено взаимодействие между участниками (а их может быть очень много — администрация региона, службы ЖКХ, отделения Пенсионного фонда, банки, градообразующие предприятия и пр.), как решены организационные вопросы, какова функциональность карт и в целом — масштаб проекта. Очевидно, что, чем больше приложений работает на карточке и чем больше эмиссия, тем выше экономическая отдача от проекта.

Если же говорить о социальном эффекте, то, пожалуй, для решения задачи персонализации льгот инструментов равнозначных социальным картам на сегодняшний день практически нет. Смарт-карты позволяют более качественно учитывать объемы и состав социальных льгот, решить проблему их доставки в отдаленные и труднодоступные районы, обеспечивают прозрачность системы распределения и потребления льгот и контроль за прохождением и расходованием бюджетных средств, выделяемых в рамках соцпрограмм. Главный же плюс социальных карт состоит в их многофункциональности. Одна и та же карточка может быть использована не только для персонифицированного начисления субсидий и дотаций, но и как идентификатор личности, транспортная карта, расчетный инструмент (для оплаты услуг ЖКХ, лекарств, товаров народного потребления и пр.), «по умолчанию» учитывающий положенные человеку социальные льготы.

Пожалуй, среди наиболее интересных проектов, которые мы выполняем в этой сфере, можно назвать проект по созданию социальной карты горожанина ЗАТО г. Железногорск. Ключевая задача этого проекта — создание технологической базы, необходимой для последовательного финансового развития города и решения ряда социальных задач.

В настоящее время решена одна из наиболее критичных для успеха всего проекта задач — построение программно-технической платформы системы персонифицированного учета распределения и реализации населением различных социальных льгот.

В будущем планируется создание на базе муниципальных смарт-карт системы адресной социальной помощи горожанам; объединение внутренних финансовых ресурсов города в рамках единой системы, что позволит более эффективно использовать бюджетные средства, выделяемые государством в рамках социальных программ и для обеспечения жизнедеятельности предприятий и служб в регионе, и т. д. 

Проект внедрения социальных карточек позволит также создать идентификатор личности и инструмент персонифицированных расчетов для оплаты коммунальных услуг, проезда в муниципальном транспорте, продажи лекарств, товаров народного потребления и т. п. 

Проект реализуется в сотрудничестве с администрацией ЗАТО г. Железногорск и городскими предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. В перспективе планируется расширить функциональность муниципальной смарт-карточки и подключить к системе другие муниципальные и государственные службы и учреждения, например учебные заведения, предприятия общественного транспорта, градообразующие предприятия Железногорска и отделения Пенсионного фонда (в первую очередь, конечно, имеется в виду выплата пенсий, а также использование социальной карточки как инструмента доступа к информации по состоянию накопительных пенсионных счетов).

Фонд обязательного медицинского страхования также проявил интерес к участию в данном проекте. Недавно вступивший в силу закон о монетизации льгот выдвинул на первый план выдачу льготных лекарств и контроль за этим процессом, социальная же карточка является инструментом, позволяющим контролировать все стадии прохождения лекарственных средств, а также персонифицировать учет по обслуживанию в лечебно-профилактических учреждениях.

CNews: Закон об ЭЦП был принят в 2002 г., но этот механизм продолжает работать только внутри корпоративных структур. Требуется ли вносить существенные изменения в этот закон, как утверждают некоторые идеологи информатизации органов государственной власти, или причины его неработоспособности вызваны другими факторами? Почему этот механизм ЭЦП так и не заработал?

Тагир Яппаров: На мой взгляд, причины недостаточной работоспособности закона об ЭЦП кроются не в самом законе, а в практике его применения. Дело в том, что использование ЭЦП в масштабах, о которых идет речь в законе, бессмысленно без нормально работающего института удостоверяющих центров. В законе предусматривается использование ЭЦП по всей «вертикали» — на государственном (федеральном) уровне, на ведомственном уровне и на уровне корпораций. Иерархической же системы удостоверяющих центров, призванной обеспечить согласованное использование ЭЦП в масштабах государства, на сегодняшний день не существует. Удостоверяющие центры успешно работают внутри корпораций и на уровне отдельных министерств и ведомств. Есть прецеденты создания межведомственных удостоверяющих центров. Но в каждом отдельном случае используются свои механизмы, нормативная база и уровень юридической значимости. Собственно говоря, отсутствие единого института удостоверяющих центров, с моей точки зрения, и есть главная причина того, закон «плохо работает».

CNews: Исследование CNews Analytics показало, что «цифровой разрыв» в ИТ-оснащенности между наиболее «сильными» и наиболее «слабыми» федеральными министерствами и ведомствами достаточно велик. Как Вы оцениваете эту ситуацию в сфере защиты информации? Какие у госорганов здесь основные проблемы?

Тагир Яппаров: В сфере защиты информации ситуация выглядит приблизительно также: разница между различными министерствами и ведомствами достаточно велика и причины ее лежат, в основном, в организационной, а не технологической плоскости.

Упомяну только две проблемы, в реальности их больше. Первая состоит в том, что угрозы, сопутствующие применению тех или иных информационно-технологических решений, изначально оцениваются неадекватно.

Абстрактный, но тем не менее вполне жизненный пример: организация имеет дело с использованием опасных веществ. Проект финансируется на «западные» деньги. И вдруг обнаруживается такое отношение к вопросам информационной безопасности: раз финансирование «западное», то и защищать вроде нечего и не от кого. Но ведь это не так. Есть еще терроризм, криминал и пр., опасность со стороны которых ничуть не меньше, чем со стороны «западных» разведслужб.

Хотя в последнее время наблюдается тенденция к более адекватному восприятию угроз информационной безопасности.

Вторая проблема, с моей точки зрения, заключается в недооценке представителями госсектора сложности этой сферы деятельности. Они зачастую полагаются на собственные силы, в то время как информационная безопасность — одно из наиболее сложных направлений ИТ, требующих очень высокой квалификации специалистов. Воспитать высококлассных профессионалов «на все случаи жизни» внутри организации дело непростое и дорогостоящее. Обеспечение информационной безопасности — это не только борьба с вирусами и спамом. Прежде всего, это грамотное использование специальных методик, комплексное применение программно-технических и организационных методов защиты и пр. Это весьма сложные профессиональные вопросы, и эффект от «самолечения» в данном случае может быть, как в медицине, прямо противоположным желаемому.

CNews: Расскажите о работах «АйТи» для органов государственной власти по направлению «защита информации».

Тагир Яппаров: По направлению информационной безопасности с государственными структурами мы работаем очень много, но я бы отметил два знаковых, на мой взгляд, проекта. Во-первых, проект, который мы реализовали для одного из силовых ведомств, разработав для одного из его подразделений концепцию информационной безопасности и успешно ее защитив у заказчика, который обладает высочайшей компетенцией в области безопасности.

Второй проект — это пилотное внедрение технологии массового обслуживание клиентов на базе удостоверяющего центра для регионального подразделения одной из федеральных служб. Под массовым обслуживанием клиентов в данном случае подразумевается прием от огромного количества клиентов регулярной отчетности. Если раньше сотрудникам службы приходилось работать с гигантским числом бумажных отчетов или, в лучшем случае, дискет, то внедренная нами технология позволяет полностью перейти на электронные схемы обслуживания. Использование механизмов ЭЦП и удостоверяющего центра обеспечивает юридическую значимость предоставляемой отчетности, а клиенты теперь могут отправлять отчетные документы по электронной почте с использованием имеющихся у них стандартных средств.

CNews: В 2004 г. существенно возросло число сотрудников органов государственной власти, проходивших переподготовку и обучение в ИТ-сфере. В структуру вашей компании входит «Академия АйТи». Произошло ли увеличение числа учащихся — сотрудников органов государственной власти? Если «да», то по каким направлениям отмечен наибольший прирост слушателей и с чем это может быть связано?

Тагир Яппаров: Увеличение числа учащихся, действительно, произошло. Традиционно спросом среди служащих органов государственной власти продолжают пользоваться курсы для ИТ-cпециалистов по технологиям и продуктам Microsoft, Oracle, Novell, Lotus. Увеличился интерес к курсам по базовым компьютерным навыкам, возрос интерес к курсам по информационной безопасности. Связано это с ростом значимости ИТ в деятельности госструктур и широким внедрением ИТ в повседневную работу госслужащих практических всех уровней. Что и влечет за собой как необходимость получения знаний рядовыми пользователями, так и потребность в умении строить безопасную информационную систему.

CNews: Как вы оцениваете перспективы увеличения числа слушателей «Академии АйТи» от органов государственной власти в 2005 г.? Какие направления обучения интересуют сегодня органы государственной власти? С чем связано постепенное смещение интересов госорганов в сфере ИТ-обучения и переподготовки сотрудников?

Тагир Яппаров: Я уверен, что число слушателей из органов государственной власти в ближайшие годы будет постоянно расти. Причина, на мой взгляд, состоит в том, что в связи со стратегией интеграции РФ в ВТО, сближением с Евросоюзом и пр., появляется необходимость соответствовать международным стандартам, нужны эффективные и прозрачные для внешнего мира государственные механизмы. А тут без информационных технологий не обойтись, особенно для госструктур — источников доходов государства и контроля этих денег (ФТС, ФНС, финансовые органы — Минфин, ЦБ, Казначейство). Отсюда и направления, которые интересуют сегодня органы государственной власти: курсы для ИТ-службы и пользователей и возрастающий интерес к бизнес-приложениям, в частности к ERP-системам.

CNews: В последнее время в органах государственной власти неуклонно растут масштабы перехода на ИТ-аутсорсинг. Как, по Вашему мнению, будет развиваться это направление и какие сложности здесь имеются?

Тагир Яппаров: Говорить о переходе органов госуправления на ИТ-аутсорсинг, наверное, еще рано. Скорее можно говорить о большой их заинтересованности в этой услуге, которая постепенно переходит в область практического ее применения. Интерес же вполне объективен. С одной стороны, масштаб государственных структур (прежде всего, это касается различных федеральных министерств и ведомств) предполагает соответствующие масштабы информационных систем — территориальная распределенность, огромный парк компьютеров, сетевого и телекоммуникационного оборудования. Очевидно, что столь масштабную ИТ-инфраструктуру очень непросто поддерживать собственными силами.

С другой стороны — традиционная для органов госуправления проблема кадров. Высококвалифицированные ИТ-специалисты, как правило в госорганизациях задерживаются ненадолго. Получив уникальный опыт, они уходят в коммерческий сектор, где им могут предложить более интересную материальную компенсацию. Кроме того, далеко не в каждом региональном отделении того или иного ведомства целесообразно «держать» высококвалифицированных специалистов, скажем, по Oracle или Microsoft. В такой ситуации аутсорсинг технической поддержки, в общем-то, один из наиболее предпочтительных вариантов.

О том, что сегодня интерес к ИТ-аутсорсингу со стороны государственных структур переходит в практическую плоскость говорит хотя бы тот факт, что только за последний год были проведены десятки тендеров на традиционные виды аутсорсинга, такие, как техническая поддержка и сопровождение ИТ-инфраструктуры. Думаю, что в текущем году эта тенденция будет только усиливаться.

Какие сложности? Пожалуй, первая их них состоит в том, что масштаб федеральных органов власти сегодня превышает масштаб любой ИТ-компании. На сегодняшний день в России нет ни одной ИТ-компании с филиалами во всех 89 регионах, специалисты которой могли бы «дотянуться рукой» до каждого райцентра. В связи с этим государственным структурам, как правило, приходится иметь дело несколькими субподрядчиками в различных регионах, что осложняет управление всем проектом и создает трудности в обеспечении единого качества.

Вторая проблема, на мой взгляд, состоит в том, что эффективный аутсорсинг возможен только при наличии эффективного управления как со стороны поставщика услуг, так и со стороны заказчика, а также единых стандартов ПО и оборудования. Между тем на сегодняшний день во многих органах государственной власти до сих пор можно наблюдать целый «зоопарк» ИТ-решений и платформ, вплоть до уровня комплектации компьютеров.

Однако, с моей точки зрения, обе эти сложности можно отнести к «болезням роста», которые вполне преодолимы.

CNews: Расскажите о наиболее интересных ИТ-проектах, реализованных «АйТи» для органов государственной власти.

Тагир Яппаров: Помимо упомянутых выше проектов, хотелось бы отметить наши проекты для Правительства Республики Хакасия и администрации Кировской области. В Хакасии мы работаем над проектом создания единой системы управления регионом. В рамках этой системы в перспективе планируется реализация всего комплекса социально и экономически значимых подсистем: социальная карта региона, электронные закупки, электронные регламенты управления, автоматизация ЖКХ, телемедицина, дистанционное обучение и пр. На сегодняшний день решена первоочередная задача проекта — построение в республике межведомственной магистральной информационно-телекоммуникационной системы, объединяющей все правительственные учреждения, министерства и ведомства в единую телекоммуникационную сеть на базе оптоволоконных линий связи.

В Кировской области мы реализуем проект построения единой региональной телекоммуникационной сети. Главная его задача — создание надежной телекоммуникационной среды, которая послужит основой для объединения информационных ресурсов органов государственной и местной власти в единую систему, будет способствовать повышению эффективности государственного управления и росту социальной стабильности в регионе.

CNews: На чем будет сосредоточено внимание «АйТи» в 2005–2006 гг. при работе с органами государственной власти?

Тагир Яппаров: В сфере работы с органами государственной власти у нас сложилась достаточно серьезная база уникальных технологий и решений. Во-первых, это решения по автоматизации документооборота с возможностью использования ЭЦП. Один из наиболее ярких примеров наших проектов в этой области — система электронного документооборота МНС России. Еще одно важное направление — создание муниципальных и региональных социальных карт. Как я уже говорил выше, в настоящее время мы выполняем проект по созданию социальной карты ЗАТО г. Железногроск. В ближайшее время мы планируем приступить к реализации еще нескольких подобных проектов, в том числе и по созданию транспортных карт в различных городах. Третье направление работы с органами госвласти — построение региональных информационных систем, подобных тем, что мы сегодня реализуем в Республике Хакасия и в Кировской области. Очень эффективно и динамично развиваются наши услуги в области обучения. Для органов государственной власти мы предлагаем специализированные программы обучения, в том числе с использованием дистанционной формы обучения, что позволяет сократить расходы на обучение при сохранении качества. Кроме того, безусловно, важным направлением работы с государственными структурами для нас является предоставление услуг ИТ-аутсорсинга — в сфере поддержки и сопровождения ИТ-инфраструктуры, а также разработки специализированных программных решений. Пожалуй, именно на этих услугах мы и планируем в ближайшее время сосредоточить работу с органами государственной власти.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS