Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Сергей Головин: В 2005–2006 гг. ключевым словом будет «интеграция» — интеграция информационных систем, интеграция услуг, интеграция организаций

Сергей ГоловинНа вопросы CNews отвечает Сергей Головин, заместитель генерального директора NVision Group по маркетингу.

CNews: Какие наиболее значительные изменения произошли на рынке информатизации госструктур в 2004 году? Какие процессы и тенденции определяли его развитие?

Сергей Головин: На процессы, происходившие на этом рынке в 2004 году, существенное влияние оказала административная реформа, которая, в частности, позволила создать новую структуру курирующего этот рынок министерства информационных технологий и связи. Это очень серьезное изменение по отношению к ИТ-отрасли. Тот факт, что в названии координирующего нашу отрасль министерства на первом месте теперь стоят слова «информационные технологии», говорит о том, что наше правительство четко определило свое отношение к происходящим во всем мире процессам. И, наконец, пришло к пониманию, что именно в информационных технологиях можно найти значительные резервы для того, чтобы Россия из поставщика сырьевых ресурсов превратилась в страну, предлагающую мировому рынку сложные технологии и информационные решения. Отмечу, что это повлияло и на развитие крупнейших государственных инвестиционных программ, в том числе и ФЦП «Электронная Россия». Правда, похоже «Электронная Россия» уже отказалась от прежних амбиций, финансирование ее резко уменьшилось, и финансирование информатизации госструктур идет, в основном, через ведомственные каналы.

В 2004 году рынок информатизации госструктур продолжал расти, причем все большая его доля относится к внедрению сложных информационных решений, именно к той сфере, где работает компания NVision Group, где наиболее востребована накопленная у нас технологическая и организационная экспертиза. Сейчас как у госструктур, так и у поставщиков информационных решений, уже накоплен опыт, в том числе и отрицательный, который, как мне кажется, достаточно скоро может реализоваться в практическую реализацию концепции «Электронного правительства». То есть запущенные в различных ведомствах пилотные проекты позволят отработать как интеграционные технологические решения, так и организационные регламенты, и начнутся реальные внедрения полномасштабных информационных интегральных систем. Этот процесс был очень трудоемким для запуска, но сейчас он уже начинает переходить в ту фазу, когда от него можно ожидать реальных результатов.

CNews: Какое влияние оказала административная реформа на процессы информатизации госсектора в 2004 году? Можно ли говорить о том, что по многим направлениям информатизация замедлилась или наблюдалась стагнация?

Сергей Головин: За исключением того, что в начале 2004 года вследствие административной реформы приостановилось финансирование проектов информатизации в госструктурах (что, впрочем, затем было восстановлено в полном объеме), влияние административной реформы пока никак не сказалось на информатизационных процессах. Я полагаю, что более заметное влияние, и, я надеюсь, положительное, мы сможем ощутить в этом или, даже вернее, в следующем году.

Мне сложно говорить о процессе информатизации в целом, но в тех направлениях, в которых активно работает NVision Group, мы не наблюдаем замедления, более того, я хотел бы отметить, что работа здесь принимает все более плановый характер, поскольку речь уже идет не об обычных поставках того или иного оборудования, а о реализации концепции информатизации, которую уже разработали многие ведомства.

CNews: В результате административной реформы общее число министерств и ведомств увеличилось, что, по-видимому, приведет к обострению проблемы бюджетного феодализма, когда ведомства используют создаваемые базы данных и информационные ресурсы исключительно или в основном в своей деятельности, а также в качестве рычага влияния. Согласны ли вы с этой точкой зрения?

Сергей Головин: Я так не думаю, общая тенденция как раз обратная. Хотя надо признать, что упомянутая вами проблема существует, она до сих пор оказывает свое влияние на информатизацию госструктур, но вопрос не так прост, как кажется. Дело не только в ведомственной разобщенности и нежелании делиться информацией. Существует проблема совместного использования закрытой информации и сегодня, пока не решена проблема безопасности информации (это не технологическая задача, здесь как раз дела обстоят неплохо, а, скорее, организационная), нужно крайне осторожно говорить об объединении информации. Существует и проблема различия форматов и стандартов хранения и обмена информацией, а также использования унаследованных приложений, которая может быть решена только постепенно и только путем принятия единой для всех ведомств концепции. Это процесс идет, но крайне медленно. Кстати, это не только российская проблема, во многих развитых странах похожая ситуация.

CNews: В конце 2004 г. правительство России одобрило «Концепцию использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года», подготовленную Мининформсвязи РФ. Как вы оцениваете ее возможное организующее и канализирующее воздействие на процессы информатизации органов госвласти? От каких основных факторов будет зависеть эффективность ее реализации?

Сергей Головин: Уже сам факт принятия такой концепции является положительным фактором. Она содержит ряд очень позитивных положений, которые в случае их реализации могут оказать серьезное и благоприятное влияние на весь российский рынок информационных технологий, причем не только на информатизацию госструктур. Но от концепции до ее реализации путь долог, на нем может произойти что угодно… Тем не менее, я настроен оптимистически.

Очень многое зависит от согласованности действий власти и участников рынка, только когда вектор их движения совпадет, можно быть уверенным, что реализация концепции даст положительные результаты.

Необходимо также учитывать, что принятие концепции — это только первый шаг, и от того, какими будут следующие шаги, зависит успех или неуспех ее реализации.

Как человек, который занимается проектным бизнесом, я могу рассматривать этот процесс как проект, пусть очень большой, но, тем не менее, подчиняющийся тем же законам. То есть если будет правильное и умелое руководство проектом, если будет определен четкий план действий, если все участники проекта будут сотрудничать друг с другом и, наконец, если проект будет нормально финансироваться, то его ждет успех.

CNews: Исследование CNews Analytics показало, что расходы на ИТ в федеральных органах государственной власти в 2004 г. увеличились и продолжат расти в 2005 г. Как, по вашему опыту, по каким направлениям в основном произошло увеличение ИТ-расходов госорганов?

Сергей Головин: Если говорить о структурах центральных органов власти, то происходит процесс увеличения финансирования расходов на внедрение комплексных информационных систем и сложных технологических решений, то есть тех направлений, потребность в которых стала осознаваться только в последние несколько лет. И одним из катализаторов этого процесса стала ФЦП «Электронная Россия», как бы ее ни критиковали и какие бы ошибки ни были допущены на первых ее этапах. И это несмотря на то, что заметен спад интереса к этой программе.

То же можно сказать о некоторых регионах, которые идут подобным путем.

В ряде регионов все еще господствует политика распыления ресурсов, и этому есть объективные предпосылки. К сожалению, не везде одинаковая ситуация, не везде одинаковый уровень проникновения информационных технологий и не везде достаточно ресурсов для выстраивания «правильной» политики информатизации.

CNews: «Цифровой разрыв» между наиболее «сильными» и наиболее «слабыми» федеральными министерствами и ведомствами, согласно данным исследования CNews Analytics, достаточно велик и продолжает расти. В чем это в первую очередь выражается, по опыту вашей работы? Насколько эта ситуация может быть опасна для межведомственного информационного взаимодействия?

Сергей Головин: Такая ситуация определяется двумя факторами: наличием в этих ведомствах профессиональных и имеющих достаточный «вес» людей, которые являются проводниками идеологии информатизации, и существованием реального бюджета на информационные технологии. И это может выразиться как в форме нерационального расходования бюджета, так и в форме принятия нерациональных решений по внедрению тех или иных информационных технологий.

Серьезной опасности с точки зрения межведомственного информационного взаимодействия я здесь не вижу. Во-первых, в тех ведомствах, где это наиболее критично, сегодня ситуация уже изменилась к лучшему, а во-вторых, реализация концепции «Электронного правительства» — это процесс итерационный, тем более, находящийся на раннем этапе реализации, и изменения, происходящие в структурах власти, позволяют надеяться, что в скором времени «подтянутся» и отстающие.

CNews: Как вы оцениваете потребности органов государственной власти по развитию своей телекоммуникационной инфраструктуры? Обеспечиваются ли все основные потребности госструктур в приеме-передаче данных? Какие работы в этой сфере для органов государственной власти проводит NVision Group?

Сергей Головин: Эта потребность очень высока, особенно если говорить о внешних каналах передачи данных и технологической инфраструктуре, обеспечивающей взаимодействие ведомств между собой. При этом основные потребности государственных организаций и ведомств, тем не менее, обеспечиваются, поскольку, к сожалению, эти потребности пока не велики, как в силу сложившейся ситуации, так и в силу несформированности информационной инфраструктуры.

Компания NVision Group в информатизации органов государственной власти, а это для нас одно из наиболее приоритетных направлений, работает в нескольких сферах. Мы специализируемся как в создании телекоммуникационной инфраструктуры и сложных систем обработки и хранения данных, так и в сфере внедрения информационных систем, в частности, интеграционных систем, систем документооборота и портальных решений.

Отдельно надо сказать об информационном консалтинге, который стал более востребованным в последнее время, и наши специалисты постоянно участвуют в таких проектах. Это сложное и новое для госструктур направление и наш опыт разработки концепций информатизации и интеграционных проектов сейчас находит все более широкое применение.

CNews: В течение нескольких лет идет речь о необходимости создания Единой федеральной сети передачи данных для органов государственной власти. Как вы оцениваете важность и актуальность этого направления? Чем может грозить дальнейшее откладывание его реализации? С чего, на ваш взгляд, здесь можно было бы начать?

Сергей Головин: Реализация подобного проекта является важной задачей, но, тем не менее, не самой приоритетной на сегодняшний день для госструктур. Всему свое время… Существующие телекоммуникационные технологии позволяют организовать подобную сеть уже сегодня на существующих каналах, и именно с этого необходимо начинать.

Но, в первую очередь, как мне кажется, необходимо разработать концепцию создания и функционирования такой сети, нормативные акты, обеспечивающие ее работу, а также организационные меры, которые обеспечат ее реальное использование. Это многофакторная задача, которая «завязана» и на создающиеся сегодня ведомственные информационные системы, и на идеологию их интеграции, и на стандарты и протоколы такой интеграции. Да и на многое другое…

CNews: Можно ли говорить о том, что органы государственной власти отдают предпочтение отечественным производителям и сборщикам при покупке оборудования перед зарубежными, в случае, если характеристики этого оборудования одинаковы или находятся на приемлемом для госструктур уровне?

Сергей Головин: Я бы не стал все сводить к единому знаменателю. Каждый раз это решается по-разному, в зависимости от того, какие задачи ставятся перед организацией-заказчиком, насколько критично качество используемых систем и приложений. К сожалению, лишь в немногих направлениях наши производители могут предложить сравнимое по качеству и функциональности решение.

Есть, конечно, и исключения. Например, здесь можно упомянуть, скажем, системы информационной безопасности или персональные компьютеры, качество которых сегодня сравнимо с продукцией лучших мировых производителей. И здесь все чаще именно им отдается предпочтение.

CNews: Одно из направлений работ NVision Group с органами государственной власти — создание порталов. По оценкам участников рынка, сектор создания интернет-порталов будет опережать все остальные ИТ-направления и можно говорить о его росте в 2005 г. на 200% и более. Как, по-вашему, какую долю здесь занимает создание порталов для органов государственной власти? Как будет развиваться это направление в 2005 году?

Сергей Головин: Да, направление развивается достаточно интенсивно и последовательно, правда, не уверен, что существенно быстрее, чем другие направления. Тут даже вопрос не оценки, а, скорее, терминологии. Большая часть внедряемых сегодня порталов, к сожалению, не является порталами в правильном понимании этого термина. Портал, согласно одному из определений, это интеграционная структура с единым пользовательским интерфейсом, объединяющая в себе ряд информационных систем организации. Предоставляющая доступ не только к разным предложениям, но и к информации, которая является результатом взаимодействия этих приложений. К сожалению, это далеко не всегда можно увидеть во внедряемых сейчас порталах.

И, возможно, одной из тенденций этого и будущего года будет доработка или переделка уже внедренных портальных решений.

CNews: Наиболее ИТ-оснащенные федеральные органы власти в 2004 г. стали вести работы по созданию ОГИРов (Объединенные государственные информационные ресурсы). Расскажите о работах вашей компании по этому направлению.

Сергей Головин: Реально эти работы находятся еще в начальной стадии и NVision Group также в этом процессе участвует. Хочу напомнить, что концепция ОГИР появилась не так давно, в 2003 году, как один из вариантов концепции создания объединенной информационной среды государственного ведомства, и какое-то время обсуждалась, поскольку, как и предлагавшиеся до этого другие концепции, была не до конца проработана. Сейчас эта концепция принята за основу, но, тем не менее, она до сих пор пока не преобразована в реальную методологию, и при ее реализации существуют различные варианты.

NVision Group недавно завершила пилотный проект по отработке электронных процедур государственного финансового контроля для Счетной палаты РФ и Контрольно-cчетных органов (КСО). При этом были разработаны интеграционные механизмы, позволяющие объединить существующие в КСО информационные системы, и отработаны программные решения, на базе электронных административных регламентов (ЭАР), позволяющие автоматизировать направления экспертно-аналитической и контрольно-ревизионной деятельности этих организаций.

CNews: В последние два года некоторые органы государственной власти установили системы видео- и аудио-конференц-связи. Расскажите о работах NVision Group, выполнявшихся по этому направлению? Как вы оцениваете перспективы развития этого сегмента рынка?

Сергей Головин: Сегодня эти технологии уже не являются чем-то диковинным, очень дорогим удовольствием для больших начальников, как это было еще несколько лет назад. Технологии стали более развитыми, более доступными и дешевыми, системы видео-коммуникации сегодня применяются в различных сферах, где их применение уже стало обычным, более того, необходимым фактором. Изменяется и телекоммуникационная среда России — строятся новые современные сети связи, значительно более широкое применение находят широкополосные каналы, появляются новые услуги, имеющие похожие требования к телекоммуникационным линиям связи. Все это способствует более широкому распространению технологий видео-конференц-связи (ВКС).

Рынок растет быстро. Но, тем не менее, этот сегмент рынка информационных услуг и технологий в России остается все еще не очень большим, по оценкам участников рынка, не превышающим в 2004 году $15–20 млн.

Компания NVision Group занимает на нем одну из лидирующих позиций и для нас это направление бизнеса очень важно. Сегодня мы выполняем проекты внедрения систем ВКС как для государственных, так и для корпоративных структур, очень серьезно работаем в сфере телемедицины, где, я считаю, добились исключительных результатов. Совместно с Российской ассоциацией телемедицины мы создаем сеть телемедицинских центров в нашей стране, только за последнее время в эксплуатацию введено несколько десятков таких систем. Причем, подчеркну, реально работающих на благо людей, постоянно осуществляющих консультации врачей и пациентов из различных городов с лучшими медицинскими специалистами России и других стран.

Буквально за самое последнее время мы реализовали проекты в медицинских центрах Москвы, Ханты-Мансийска, Сургута, Нижневартовска, Калининграда, запустили сеть ВКС в Хабаровске, построили корпоративную сеть видео-конференц-связи для «Вимм-Билль-Данна».

CNews: Объемы информации в госструктурах — особенно в финансово-бюджетной сфере и по направлению таможенного контроля — исчисляются терабайтами и растут значительными темпами. Как вы оцениваете перспективы и возможные сложности развития сектора рынка хранения данных для государственных органов? Какие работы ведет здесь ваша компания — NVision Group?

Сергей Головин: Проблема очень серьезная, кстати, не только для госструктур, с ней сегодня сталкиваются все крупные организации, оперирующие большими объемами данных. Именно поэтому сегодня этот сектор рынка растет большими темпами, и эта тенденция будет сохраняться, по моему мнению.

Основная сложность заключается в том, что не все из потенциальных заказчиков, к сожалению, до конца понимают, что эту задачу сегодня уже нельзя решать только путем экстенсивного наращивания емкости хранения данных, что только разработка стратегии консолидированной системы хранения данных и ее реализация может оптимальным путем решить задачу и обеспечить спокойное будущее.

Большое значение имеет ввод в эксплуатацию специализированных приложений, которые предназначены для преобразования этого половодья информации в данные, на базе которых можно принимать управленческие решения. Но это отдельная и очень обширная тема, и я сейчас остановлюсь только на системах хранения данных.

Современная стратегия консолидированной системы хранения данных, основанная на передовых технологиях, ведет к значительному снижению затрат, совершенствованию контроля и управления, повышению эффективности и производительности, улучшению «подвижности» деятельности организации и, что особенно важно, к повышению готовности, надежности и производительности. Именно в этом направлении работает компания NVision Group, именно здесь мы имеем значительный опыт, именно такие решения мы предлагаем госструктурам. Сегодня мы ведем ряд подобных проектов как для госструктур, так и для коммерческих организаций.

CNews: ИТ-оснащенность органов государственной власти растет, системы и ресурсы становятся все более сложными в обслуживании. Как вы оцениваете перспективы развития аутсорсинга в госструктурах? Сказались ли эти процессы на увеличении числа и объема аутсорсинговых госконтрактов NVision Group в 2004 г. и начале 2005 года?

Сергей Головин: До сих пор в российских госструктурах, да и на корпоративном рынке, существует недоверие к ИТ-аутсорсингу. Впрочем, недостаточное его развитие — это не только российская специфика, но и общемировая тенденция, которая только в настоящее время начинает преодолеваться. Если посмотреть отчеты мировых аналитических агентств, то можно заметить как не очень большие в настоящее время объемы бизнеса, связанного с аутсорсингом ИТ-услуг, так и резкий прогнозируемый рост этих услуг в ближайшие годы.

Я полагаю, что в России в ближайшее время не стоит ожидать значительного повышения интереса к аутсорсингу ИТ-сервисов и значительного роста этого бизнеса, даже несмотря на существующую тенденцию роста ИТ-бюджетов государственных организаций. Более или менее устойчивый интерес к таким услугам следует ожидать лет через четыре-пять. Причем, по моему мнению, наиболее активно начнут использовать аутсорсинг именно правительственные организации и, например, компании сектора коммуникаций. При этом я считаю, что основной уклон будет на аутсорсинг поддержки бизнес-приложений и ERP-систем, поддержки инфраструктуры WAN и систем управления сетями.

Сейчас этот бизнес составляет лишь небольшую долю в доходах от услуг, мы отмечаем некоторый рост дохода от аутсорсинга в 2004 году, но это связано не с ростом рынка или повышением доверия к этим услугам, а, скорее, со значительным ростом нашего бизнеса и расширением круга клиентов.

CNews: Какие основные факторы будут определять развитие информатизации госструктур в 2005–2006 годах? Какие направления работ могут стать или, вероятнее всего, станут ключевыми?

Сергей Головин: Среди основных определяющих факторов я, в первую очередь, хочу отметить начало полномасштабных внедрений интегральных информационных систем ряда ключевых правительственных ведомств, в которых в течение последних нескольких лет ведется внедрение пилотных проектов и отработка НИР по созданию типовых программно-технических решений, разработке организационных мероприятий и предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы.

Хочется надеяться, хотя и не возьмусь утверждать, что в рамках концепции «Электронного правительства» будет разработана единая стратегия разработки и организации взаимодействия информационных систем государственных структур, положено начало стандартизации обмена, хранения и использования данных. Я считаю, что это является ключевой задачей, без решения которой мы можем по прошествии нескольких лет опять оказаться отброшенными назад.

В эти годы ключевым словом будет «ИНТЕГРАЦИЯ» — интеграция информационных систем, интеграция услуг, интеграция организаций. Именно этот подход будет влиять на принимаемые решения в сфере информатизации государственных организаций.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS