Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Алексей Кузовкин: Ведомства, назвавшие ИТ приоритетным направлением, более динамичны и их развитие идет заметно быстрее других

Алексей КузовкинНа вопросы CNews ответил Алексей Кузовкин, генеральный директор компании «РБК СОФТ».

CNews: Как вы оцениваете влияние административной реформы на уровень и эффективность информатизации госсектора?

Алексей Кузовкин: Перестройка государственного аппарата привела, прежде всего, к смене ряда ключевых фигур, принимающих решения в области ИТ. На смену прежнему составу пришли более динамичные лидеры со свежими силами, новыми идеями. Появилась и новая структура, курирующая ИТ-рынок — Министерство информационных технологий и связи. Перечисленные изменения определили положительную динамику развития ИТ в целом. Важная тенденция сегодняшнего дня — создание внутриведомственных программ развития ИТ, связанных с Федеральными целевыми программами, в чем-то дополняющими их. Отрадно, что помимо общего понимания значимости ИТ, сегодня пришло и понимание значимости и авторитета самой фигуры государственного CIO, отвечающего за внедрение.

Оценивая влияние административной реформы в целом, скажу, что результаты реформы положительны, к управлению процессами пришли энергичные люди, которые уже не мыслят себя без использования современных ИТ-решений, началось активное финансирование новых государственных программ и проектов в области ИТ. Общество пришло к пониманию, что именно в информационных технологиях кроются резервы, необходимые для превращения Россия из поставщика сырья в страну-поставщика высокотехнологических решений и продуктов. Уверен, что во многом положительные сдвиги наметились благодаря непосредственному вниманию к проблемам ИТ первых лиц государства.

CNews: Насколько изменился уровень использования ИТ в ключевых органах государственной власти в России в 2004 г? Можно ли утверждать, что для реализации задачи эффективного использования ИТ в органах государственной власти в 2004 г. сделаны конкретные шаги?

Алексей Кузовкин: Шаги сделаны, шаги постоянно делаются, однако, каких-то значительных радикальных изменений в прошлом году пока не произошло — кто был первым, тот таковым и остался, середнячки, по-прежнему, остались середнячками. Это и понятно — страна большая, существует определенная инерционность в сознании, в процессах, особенно, в части процессов финансирования, сами задачи и проблемы порой огромные, — быстро сразу все не решить. Тем не менее, ведомства, назвавшие ИТ приоритетным направлением, более динамичны и их развитие идет заметно быстрее других. Что касается конкретных шагов, то, как пример, приведу законодательные инициативы МЭРТ в части организации ОЭЗ, проекты создания технопарков Мининформсвязи, другие концепции. ФЦП «Электронная Россия», несмотря на недостаточное финансирование, тоже движется, в ее рамках в прошлом году реализован ряд заметных проектов, опять это проекты по линии МЭРТ, ФТС России, Минатома, Минобра.

CNews: Как вы оцениваете оснащенность органов государственной власти компьютерным и сетевым оборудованием? Как изменилась ситуация в этой сфере в 2004 г?

Алексей Кузовкин: Ситуация в разных ведомствах, на самом деле, разная. Лидеры по части информатизации (например, это МЭРТ) — имеют высокий уровень оснащенности компьютерным оборудованием. Это и многочисленные IP-фоны, и системы видеоконференц-связи, современные кабельные сети с высокоскоростные стандартами передачи данных, и многое другое. Многие ведомства, работа которых тесно связана с обработкой больших массивов информации (например, Минфин, ФТС России), также прекрасно оснащены, отмечу, что их переоснащение происходит и в рамках ряда международных программ. Многие ведомства, тем не менее, продолжают держаться в тени, в серединке — и средств маловато, и видимо, руководители не все успевают.

CNews: Исследование CNews Analytics показало, что «цифровой разрыв» между наиболее «сильными» и наиболее «слабыми» федеральными министерствами и ведомствами в 2004 г. не уменьшился и остается достаточно большим. Как сказываются подобные различия при работе с госзаказчиками? Насколько эта ситуация может быть опасна для государственного управления?

Алексей Кузовкин: Особой опасности в этом разрыве нет: слабо обеспечены цифровыми системами те ведомства, характер деятельности которых не критично зависит от использования информационных технологий. К примеру, мне хотелось бы, чтобы Министерство культуры в своей работе активнее использовало системы электронного документооборота и другие новшества, тем не менее, в силу своего дотационного характера это министерство отстает от среднего уровня информатизации. Но это отставание, конечно, не опасно и постепенно, я уверен, исчезнет — сила ИТ именно в консолидирующих свойствах технологических решений.

Что касается различия подходов к Заказчику, то все, безусловно, существенно зависит от уровня информатизации ведомства. Одно дело начинать все с чистого листа — устанавливать оборудование, прокладывать сети, обучать и приучать персонал работать на технике и т.д. И другое дело, когда ведомство уже несколько лет работает на уровне самых последних достижений мирового прогресса. В продвинутом ведомстве и задачи более сложные, и более интересные — это и разработка различного рода интеллектуальных систем, баз знаний, систем OLAP и т.д.

CNews: В процессе реформы структуры федеральных органов исполнительной власти во многих из них произошла ликвидация должностей заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти и руководителя подразделения, ответственных за внедрение информационных технологий. Статус самого подразделения информатизации существенно понижен. Насколько эта ситуация может быть опасна для обеспечения надлежащей работы ИТ-систем? Для поддержания государственного управления на должном уровне?

Алексей Кузовкин: В России испокон века все ориентировались не на должность, а на личность. Хотя должность, безусловно, важна, тем не менее, яркий, сильный лидер с харизматическими качествами может добиться многого — и в решении конкретных задач, и в части поддержания государственного управления. Я бы так сказал: начальников у нас сегодня достаточно, мало людей, способных взять и нести груз ответственности. Сегодняшний статус подразделения информатизации вполне достаточен для решения поставленных перед ним задач.

CNews: В последнее время органы государственной власти все более активно прибегают к аутсорсингу для осуществления разработок, интеграции, поддержки ИТ-инфраструктуры, мониторинга систем и ресурсов. Можно ли говорить о широком развитии таких процессов? Насколько органы государственной власти готовы к передаче части своих функций на аутсорсинг? Какие здесь имеются проблемы и возможные пути их решения?

Алексей Кузовкин: Аутсорсинг — ключевое направление развития использования ИТ в госсекторе, в государственных структурах серьезное ИТ-решение часто просто не может поддерживаться без наличия внешней аутсорсинговой компании. Задача государственного ведомства не строить бизнес, не делать крена в направлении развития специализированных технологических департаментов, — ведомство призвано, прежде всего, выполнять свои прописанные законодательными и директивными актами функции. Именно поэтому, оно может и должно быть активным потребителем услуг аутсорсинга. Проблемы аутсорсинга в государственных структурах традиционны: безопасность, конфиденциальность данных, надежность систем. Путь создания специализированных ГУПов для обеспечения именно государственных ведомств мне представляется недостаточно эффективным — правильнее обеспечивать конкуренцию в этой области посредством механизма тендеров, привлекать достойные аутсорсинговые компании.

CNews: Одно из основных направлений бизнеса РБК СОФТ — разработка сайтов и портальные технологии. Как эти работы для органов государственной власти развивалось в 2004 г?

Алексей Кузовкин: Сегодня в этом направлении мы предлагаем наше новое тиражное решение — Государственный портал, решение разработано специально для государственных структур. Функциональные возможности Государственного портала отражают наш громадный опыт по реализации конкретных проектов, выполненных по заказам ФТС России, Минатома, Росстата, МПС, других структур. За счет типизации нам удалось резко снизить стоимость разработки, увеличить как гарантированность результата, так и скорость внедрения проекта. Базовой платформой для нашего портала может быть технологическая платформа любого крупного вендора — Oracle, Microsoft, IBM, мы используем весь спектр существующих решений на рынке. За счет этого мы уже оторвались от конкурентов и в этом направлении являемся безусловными лидерами. На портальной технологии в прошлом году реализован ряд крупнейших в отрасли проектов — это Информационно-справочная система центрального аппарата ФТС России, проект отраслевой электронной торговой площадки (ОЭТП) в Минатоме и другие.

CNews: Какие проекты РБК СОФТ по информатизации органов государственной власти были реализованы в 2004 г? Какие новые проекты были запущены в разработку?

Алексей Кузовкин: Проектов немало — мы занимались внедрением систем электронного документооборота, созданием центров обработки и хранения данных, комплексными поставками оборудования и другими задачами. Среди реализованных проектов, прежде всего, отмечу крупную автоматизированную систему Автотранспорт, разработанную по заказу ФТС России (сейчас мы взяли систему на полное сопровождение, — это я возвращаюсь к Вашему вопросу об аутсорсинге услуг в госсекторе). В числе выполняемых системой Автотранспорт функций — оперативное информирование о проведении операций таможенного оформления и таможенного контроля автомобильной техники, анализ данных и поддержка принятия соответствующих управленческих решений. Автотранспорт позволяет в любой момент времени предоставить информацию о присутствии на территории РФ конкретного транспортного средства. Разработана система на технологической платформе Oracle.

Другой крупный проект — в прошлом году мы завершили первый этап работ по созданию современной защищенной финансовой системы для работы с залоговым обеспечением для Российской Федерации, над этим проектом мы работали в консорциуме с компанией IRIS (USA). В задачи проекта входит выработка рекомендаций по изменению российского законодательства для устранения противоречий, мешающих развитию рынка кредитования под залог движимого имущества, и разработка ИТ-системы, в которой будет осуществляться учет и контроль таких сделок. Первый этап нами успешно сдан и в наступившем году мы приступим к реализации второго этапа проекта.

Интересный проект по созданию специализированной информационной аналитической системы (ИАС) мы разработали для Росстата: «Интегрированная база данных субрегистра федерального уровня» (ИБД ИАС Росстата). Система предназначена для создания информационной базы данных по малым предприятиям и предприятиям торговли на федеральном уровне и обеспечения доступа к ней. Возможности системы обеспечивают формирование штатных и нерегламентных запросов средствами OLAP, позволяют проводить моделирование результатов статистических наблюдений, обеспечивает итерационный процесс корректировки плана выборки по результатам моделирования. Об этой системе мы неоднократно рассказывали, с этим же ведомством сегодня мы работаем и в рамках другого проекта — это создание Системы дистанционного обучения сотрудников Росстата. Система дистанционного обучения Росстата является примером нашего комплексного подхода к ИТ-проектам — мы обеспечиваем разработку этой системы, включая программные модули, поставляем оборудование, проводим обучение персонала, обеспечиваем сопровождение системы и т.д. Система учитывает территориальную разобщенность федеральной службы статистики, многочасовую разницу в поясах, предусматривает возможности гибкой замены учебных курсов и многоязычный интерфейс. Реализация проекта обеспечивает интерактивный режим одновременного обучения сотен сотрудников, территориально удаленных от учебного центра на тысячи километров.

Обещает быть интересным и проект по информатизации ГУП Мосгаз. В этом проекте нами уже определены приоритеты и очереди автоматизации унитарного предприятия, ключевые для предприятия процессы будут автоматизированы в этом году. В качестве платформы автоматизации выбрана ERP-система Microsoft Business Solutions Axapta.

Часть проектов мы продолжаем развивать в рамках договоров на сопровождение — это и электронная площадка ОЭТП Минатома, и работы по поддержке информационных систем ФТС, портал союзного государства Беларусь-Россия (для этого проекта мы поставляем еще и контент), другие проекты.

CNews: Как вы оцениваете перспективы использования программного обеспечения с открытым исходным кодом в органах государственной власти России?

Алексей Кузовкин: Внимание к этой проблеме искусственно завышено. Я как-то подсчитал: разница в использовании решений, построенных на базе идеологии открытых кодов, и применении готового продукта от любого известного вендора в итоге невелика и не превышает 10%. Решение с открытым кодом действительно оказывается дешевле. Парадокс в том, что, хотя ПО с открытым кодом почти ничего не стоит, затраты на разработку довольно значительны: вы вынуждены привлекать внешнюю компанию-разработчика для сопровождения продукта, внесения изменений и прочего. Если сравнивать в целом все плюсы и минусы от использования ПО с открытым кодом — то они, в конце концов, нивелируются — небольшой выигрыш уверенно перекрывается гарантированным качеством и надежностью профессионального ПО от мирового производителя. По моему мнению, в окончательном итоге государственные структуры выберут все же обычное ПО от известного разработчика.

CNews: Какие тенденции будут определять ход информатизации органов государственной власти в 2005–2006 г.г?

Алексей Кузовкин: О некоторых тенденциях я уже говорил — это возрастание роли государственного аутсорсинга, более активная работа внутриведомственных целевых программ, приход новых энергичных ИТ-лидеров. Главная, устойчивая и приятная тенденция сегодняшнего дня в том, что пора лоскутной автоматизации безвозвратно закончилась. На смену пришли академичность и комплексность решений, высокий профессионализм, активное использование современных технологий. Новые тенденции уже отчетливо проявились в прошлогодних проектах многих крупных государственных ведомств, эти тенденции стали устойчивыми и определяющими — иначе и нельзя: важность и масштабность стоящих перед органами государственной власти задач не позволяет их решать по-иному.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS