Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Валерий Храбров: Приоритетным направлением должно стать создание информационно-аналитических систем и систем поддержки принятия решений

Валерий ХрабровНа вопросы CNews ответил Валерий Храбров, директор по развитию бизнеса, Россия и СНГ SAS Institute.

CNews: В последние годы объемы бюджетного финансирования ИТ-проектов федеральных органов государственной власти в целом ощутимо увеличились, но значительного роста эффективности использования ИТ в госструктурах не наблюдается. Каковы, по вашему мнению, основные недостатки существующих приоритетов в использовании информационных систем и ресурсов в российских органах государственной власти?

Валерий Храбров: Действительно, масштабы ИТ-проектов федеральных, как впрочем, и региональных, органов государственной власти значительно увеличились. Это было обусловлено реальными потребностями — необходимо было, так сказать, заложить «информационную платформу» — весь тот комплекс аппаратных и программных средств, необходимых для адекватного ввода, сбора, учета многообразной информации, необходимой для работы госорганов. Проблему же отсутствия отдачи от вложений в ИТ-проекты последнего времени можно объяснить тем, что зачастую продолжается «автоматизация по инерции». Можно, конечно, заменить 10 Mb локальную сеть на гигабитную, вместо Windows NT поставить на все ПК Windows XP, перевести все локальные базы данных из Access в Oracle и так далее. В то же время, очевидно, что важен не сам процесс, не средства реализации — важен результат. Немного перефразируя одного из наших уважаемых министров: «нам нужны не сами системы, нам нужен результат». Здесь и кроется ответ на вопрос о необходимых приоритетах в использовании информационных систем и ресурсов в российских органах государственной власти. Можно, например, иметь в системе Пенсионного фонда данные о количестве пенсионеров, их распределении по регионам; в системе министерства здравоохранения и социального развития иметь данные о дополнительных льготниках, предоставляемых льготах; иметь в других системах все необходимые данные — и при этом при проведении реформы по монетизации льгот не иметь основы для продуманного решения о размере компенсаций, распределения по бюджетам различных уровней и т.д. Иметь данные и не иметь возможности принять правильное решение — вот в чем проблема текущего уровня информатизации государственных органов. Приоритетным направлением должно стать создание соответствующих информационно-аналитических систем, систем поддержки принятия решений, того, что для ИТ-сообщества больше известно как Business Intelligence, бизнес-аналитика.

CNews: Что вы можете сказать об эффективности моделей управления ведомственными информационными системами и ресурсами в госорганах? Можно ли говорить о каких-либо перспективных изменениях в этой сфере в связи с перестройкой структуры федеральных и, отчасти, региональных органов исполнительной власти в 2004 году?

Валерий Храбров: С одной стороны, эффективность оставляет желать лучшего. С другой стороны, мы все чаще и чаще слышим от наших заказчиков — государственных организаций — правильные слова о необходимости моделирования экономики и социально-экономической сферы, прогнозах развития регионов и отраслей, мониторинге ключевых показателей деятельности каждой структуры и т.д. Еще раз повторюсь — если заказчик начинает думать не о том, чем загрузить закупленные сервера и гигабайты памяти, а, прежде всего, собственно, о задачах, перед ним стоящих, — тогда заказчик на верном пути, перспектива есть.

CNews: Проблема легализации незаконных доходов и занижения налогооблагаемой базы весьма актуальна в России. Ваша компания давно занимается программным обеспечением для борьбы с отмыванием денег. Как это направление развивается в России и СНГ?

Валерий Храбров: Действительно, данная тематика очень актуальна в России и СНГ. Как, впрочем, и во всем мире. Причины тоже понятны — по оценкам Международного валютного фонда, ежегодно в мире отмывается около $590 млрд. И с развитием информационных технологий проблема становится все острее. Как сказал Франклин Делано Рузвельт, «человек, который не окончил школу, может ограбить товарный вагон, но если у него университетское образование, он может украсть поезд».

У компании SAS имеется успешный опыт создания системы по выявлению случаев налогового мошенничества в Налоговом комитете министерства финансов Республики Казахстан. Созданная система позволяет выявлять различные нарушения по начислению и возврату НДС. В системе анализируются реестры счетов-фактур и сравниваются суммарные обороты по НДС, указанные в декларациях контрагентами. Существенные расхождения по таким оборотам являются признаком возможных нарушений. Таким образом, система позволяет осуществить первичный отбор среди более 1 млн. налогоплательщиков и выявить подозрительных для последующего более подробного анализа налоговыми инспекторами. Результатом внедрения такой системы являются дополнительные начисления НДС в бюджет.

В дальнейшем предполагается использовать SAS для проведения углубленного анализа и выявления более сложных схем ухода от налогов. В частности, это может быть автоматическая кластеризация налогоплательщиков по видам деятельности, региону, размеру и т.п., построение усредненного портрета налогоплательщика в каждом таком сегменте и отбор налогоплательщиков, сильно отличающихся по характеристикам от полученного усредненного портрета. Такой подход также позволяет выявить из огромной массы налогоплательщиков наиболее подозрительных для проведения более тщательной проверки. Это позволит значительно увеличить эффективность работы налоговых инспекторов.

Несколько лет назад компания SAS выпустила специализированное решение по борьбе с отмыванием денег. В этом году предполагается обобщить существующий мировой опыт и выпустить более широкое решение по борьбе с разнообразными видами финансового мошенничества (это могут быть налоговые, таможенные и др. виды мошенничества).

CNews: В официальную государственную терминологию введено понятие «электронное правительство», в то же время, как показало исследование CNews Analytics, уровень информатизации госорганов в целом остается весьма низким. Как вы оцениваете степень готовности органов государственной власти к использованию современных аналитических ИТ-систем и трансформации моделей и механизмов управления? Насколько эффективно госструктуры используют накапливаемую информацию?

Валерий Храбров: Как это должно выглядеть в идеале? Государство, подобно крупной корпорации, должно стремиться, прежде всего, к удовлетворению интересов своих граждан-"акционеров", к повышению с этой целью своей эффективности, к росту капитализации создаваемых за счет бюджета активов, к совершенствованию технологии управления и повышению качества оказываемых населению услуг. Под термином «электронное правительство» понимается, прежде всего, взаимодействие государства и общества с использованием новейших информационных технологий на базе единого информационного пространства.

Компания SAS, как мировой лидер в области технологий хранилищ данных, для построения единого информационного пространства и систем поддержки принятия решений разработала комплекс решений по программе e-Government на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Этот подход ориентирован на решение актуальных политических, экономических и социальных задач государственного управления: снижение финансовых и материальных затрат на содержание структур государственного аппарата, объединение информационных ресурсов органов государственного управления и местного самоуправления в целях создания и развития единого информационного пространства, установление общественного контроля за деятельностью государственных органов и организаций и т.д.

Главной отличительной особенностью данного направления является поэтапное решение задач с последующим их объединением в крупную и единую систему. И это не просто слова — SAS имеет опыт внедрения подобных систем в федеральных министерствах США (финансов, здравоохранения и социального обеспечения), Бюро переписи населения США и др.

В то же время, в России говорить об эффективном использовании госструктурами накопленной информации пока не приходится. К сожалению, ситуация недалеко ушла от описанной уважаемым г-ном Цереном Цереновым, заместителем руководителя департамента корпоративного управления и новой экономики министерства экономического развития и торговли, в подготовленном Cnews аналогичном прошлогоднем обзоре: довлеет «лоскутная» информатизация, при которой созданные системы, в основном, носят ведомственный характер, и межведомственные задачи не решаются, что остается большой проблемой. «Это, по сути дела, настоящий ведомственный феодализм в использовании информации только для себя, а не для нужд государства и общества», — точнее не скажешь. Хотелось бы верить, что, следуя разрабатываемой правительством и озвученной первым вице-премьером Александром Жуковым идеологии по выработке четких критериев оценки работы министерств, ведомств и отдельных чиновников (к примеру, контроль работы министерств по таким показателям, как средняя продолжительность жизни россиян, уровень безработицы в стране, соотношение средней зарплаты и прожиточного минимума и т.д.), госорганы придут к более совершенному построению моделей и механизмов управления, использованию современных аналитических ИТ-систем, подобных, например, тем, что созданы SAS для городской администрации Вены или министерства труда, семьи и социальной сферы Словении.

Необходимым условием развития Европы к 2010 году является баланс между стратегиями экономической эффективности и занятости. Использование новых показателей обязательно для всех стран-членов ЕС. Для Словении решением этого вопроса стало внедрение системы LMIS (Labor Market Indicators System), разработанной в министерстве труда, семьи и социальной сферы. SAS предоставил для LMIS аналитическое решение. При помощи этого решения — SAS Strategic Performance Management (SAS SPM) — министерство отслеживает более 200 различных индикаторов рынка труда, что позволяет видеть текущие показатели и тенденции по разным перспективам и в разных разрезах. Результирующие отчеты поступают как в правительство Словении, так и в Европейский Союз.

Технически LIMIS представляет собой комплексную информационную систему, собирающую данные из множества разнообразных источников разных форматов и степеней агрегации. Система собирает эти данные в специальное хранилище, рассчитывает вычисляемые показатели и доставляет результаты конечным пользователям. Министерство предоставило своим заказчикам результаты уже через несколько месяцев после начала проекта. «Я была поражена, как быстро SAS способна собирать и обрабатывать данные и предоставлять результат, — говорит Таня Чесен, руководитель отдела анализа рынка труда. — Из-за множества разных источников вовне министерства данные поступают в разных форматах. SAS оказалась очень гибкой в этом отношении. Главным критерием успеха для нас стали сжатые сроки внедрения».

Городская администрация г. Вены одной из первых ощутила необходимость вовремя перейти к новым прогрессивным технологиям управления. С огромным штатом в 60 тыс. человек (из которых 30 тыс. заняты вопросами социального обеспечения и здравоохранения, а 1 тыс. — финансовыми вопросами) городская администрация движется сегодня в новую эру клиенто-ориентированного управления, внедрив методику сбалансированных ключевых показателей (BSC). Карта сбалансированных показателей содержит не только финансовые, но и те, которые рассчитаны на основе исследований общественного мнения (например, отражающие отношение жителей к конкретным инициативам городских властей, количество жалоб и обращений по департаментам и т.д.).

Решение SAS SPM было внедрено во всех 40 офисах одного из отделов администрации (бюджетно-финансового) в два этапа, а в скором времени будет распространено на всю организацию. Все руководители офисов и тысяча сотрудников имеют доступ к индивидуальным картам сбалансированных показателей через интранет. Причем первая страница была сделана доступной для каждого с тем, чтобы пропагандировать новые управленческие подходы в организации и, тем самым, изменить культуру управления.

CNews: Рассматриваете ли вы возможности расширения партнерства и заключения новых соглашений с информационно-аналитическими центрами госструктур или крупных государственных коммерческих компаний, подобных ОАО «РЖД», где в прошедшем году открылся ваш центр компетенции?

Валерий Храбров: Действительно, в прошлом году на российском рынке была заметна тенденция «смены фокуса», когда компания SAS от преимущественно самостоятельной реализации проектов по внедрению своих технологий и решений все больше переходила на активное взаимодействие с компаниями-партнерами, оказывающими весь спектр управленческих и ИТ-консалтинговых услуг. Это решение обусловлено тремя факторами. Во-первых, активное расширение присутствия SAS на российском рынке и существенный рост количества проектов требуют значительно больших внедренческих ресурсов. Во-вторых, и это отличительная особенность крупных государственных компаний, подобный союз с информационно-аналитическими центрами, обслуживающими эти компании, позволяет добиться синергического эффекта за счет сочетания передовых информационных технологий SAS и понимания наиболее эффективных способов их применения с глубоким многолетним опытом и знанием специфических задач госструктур, которые есть в информационно-аналитических центрах при этих структурах. И, наконец, за последние год-полтора произошло принципиальное изменение в восприятии аналитических технологий и решений со стороны коммерческих и государственных компаний. Если раньше аналитика рассматривалась в качестве отдаленной перспективы, до которой необходимо дойти и организационно, и технологически, то в настоящее время есть понимание того, что аналитическая поддержка принятия решений должна применяться здесь и сейчас, так как возможности оптимизации деятельности есть всегда и вне зависимости от степени развития организации. Более того, их применение позволит двигаться и развиваться ускоренными темпами.

Эти аспекты нашли свое отражение также в том, что в настоящее время мы ведем активный диалог с большинством ведущих российских и международных консалтинговых компаний, предоставляющих управленческие и ИТ-услуги. В некоторых из них уже существуют SAS-практики, с некоторыми мы ведем переговоры о создании подобных центров компетенции. И показательно то, что это — совместные инициативы, так как компании-партнеры видят реальные возможности развития этого бизнеса.

CNews: Каков объем продаж SAS для российских органов государственной власти в 2004 году? Для органов государственной власти стран СНГ? Как этот показатель изменился за последние два года, в том числе по отношению к общему объему продаж компании в России и СНГ? Какую долю на рынке решений бизнес-аналитического ПО для госвласти может занять SAS в России и СНГ в ближайшие год-два и от каких факторов это зависит?

Валерий Храбров: Как было отмечено в докладе Елены Семеновской, аналитика по программному обеспечению IDC Russia, на организованной этой уважаемой компанией в декабре 2004 года конференции «Business intelligence: как превратить информацию в прибыль», компания SAS уже сейчас является одним из реальных лидеров рынка бизнес-аналитического ПО в России. Традиционно SAS не раскрывает цифр по объемам продаж для конкретных стран и, соответственно, мы не можем сказать, на сколько сотен тысяч или миллионов долларов поставлено программного обеспечения и услуг в те или иные органы государственной власти России и СНГ. В то же время показательными являются две другие цифры, которые мы хотели бы привести.

Во-первых, если рассматривать мировые объемы продаж SAS, то продажи для государственного сектора, как это называется у нас, занимают второе (после финансового сектора) место, составляя в 2003 году 13% (точные результаты за 2004 год будут доступны позже). В нашем офисе продажи для данного сегмента занимают 4-ю строчку, так что есть куда расти.

Во-вторых, продажи программного обеспечения для государственных органов выросли в нашем офисе, по предварительным данным, за последний год на 42%. В общемировом масштабе продажи SAS для госсектора в 2004 году выросли на 30%.

Учитывая эти факторы, а также традиционно большие инвестиции SAS в исследования и разработку программного обеспечения и наш 9-летний опыт работы на локальном рынке, мы нацелены занять место ведущего поставщика решений бизнес-аналитики для госвласти в России и СНГ.

CNews: Какие тенденции и процессы будут определять потребности российских органов государственной власти в использовании аналитических ИТ-систем в 2005 г. и в среднесрочной перспективе? Соответственно, какие задачи по работе с госструктурами приоритетны для вас в настоящее время?

Валерий Храбров: Эти два вопроса SAS рассматривает только вместе: что важно для наших заказчиков — то и является приоритетным в нашей работе. Потребности российских государственных органов власти описаны в различных концепциях развития и будут корректироваться новыми законодательными инициативами. Например, инициатива по ограничению полномочий налоговых органов при проведении проверок должна привести к максимально оперативным методам работы. Необходимость удержания налоговых поступлений на прежнем уровне или их увеличения приведет Федеральную налоговую службу к необходимости проводить глубокий анализ перед проведением проверок и предъявлением претензий. В результате эти инициативы должны привести к разработке аналитических систем, позволяющих сократить количество рутинных операций, создать единое информационное поле для возможности реального и эффективного анализа. Такого рода решения позволят государству полностью контролировать доходную часть бюджета России.

Мы видим попытки государственных чиновников выбрать ключевые показатели развития экономики, такие, как удвоение ВВП, увеличение продолжительности жизни, инвестиций, обновление основных фондов. Я предполагаю, что завершение административной реформы и изменение законодательства улучшат российские индексы конкурентоспособности Всемирного экономического форума. Информационные технологии, предлагаемые нашей компанией, имеют необходимый функционал для построения системы управления эффективностью деятельности министерств, агентств, служб и ведомств. Эти решения тесно связаны со стратегическим планированием и позволяют создавать графическое представление стратегии и постоянно сравнивать результаты деятельности с поставленными целями. Руководители, заинтересованные в достижении количественных и качественных показателей, имеют возможность получать всю необходимую информацию.

Отдельно можно выделить задачу проверки обоснованности тарифов, предоставляемых монополистами в контролирующие и регулирующие органы. Метод функционально-стоимостного анализа (activity-based costing) позволяет точно рассчитать затраты по видам деятельности и оказываемым услугам, а также учесть инвестиционную составляющую. Использование государственными органами подобных решений позволяет получить точную оценку себестоимости регулируемых и нерегулируемых услуг, оценить объем перекрестного субсидирования. Эти решения используются как для регулирования тарифов, так и для правильного сбора налогов. Сейчас такого рода решение внедряется в Казахтелекоме — национальном операторе связи Казахстана. Цель проекта — доказать справедливость тарифной политики и правильность уплаты налогов компанией.

Ценность построения таких систем (моделей), формирования стоимости товаров и услуг, заключается в возможности прогноза предстоящих изменений в зависимости от переменных внешних условий и обратного анализа изменения внешней среды в зависимости от изменения тарифной политики монополистов.

Системы моделирования и прогнозирования в государственных структурах могли быть использованы для моделирования ситуаций с проведением монетизации льгот, модель позволила бы проиграть различные варианты компенсации и найти оптимальный уровень для каждого региона и населённого пункта. Россия находится в самом начале проведения реформ, впереди реформа ЖКХ, энергетики, пенсионной системы, образования и судебная реформа. Для достижения запланированных результатов необходимо проиграть возможные варианты развития событий на математической модели. Это позволит правительству, министерствам, региональным властям проводить в жизнь просчитанные решения с прогнозируемым результатом. Технологии SAS уникальны и позволяют работать с большими объёмами данных, необходимыми для проведения таких сложных видов анализа. Готовые решения позволяют в кратчайшие сроки реализовывать теоретические модели и просчитывать их с реальными данными. Наша компания имеет опыт практической реализации комплекса анализа и прогноза состояния экономики и кредитно-денежной системы в одном из регионов России.

Потребность повысить компетентность работы налоговых и таможенных органов приведет, как уже говорилось, к необходимости решения задач, связанных с выявлением мошенничества и отмыванием денег. Это задачи по выявлению мошенничества в налоговой сфере (необоснованное возмещение НДС, сокрытие доходов или прибыли и др.); в таможенной сфере (занижение декларируемой стоимости, подмена категории декларируемой продукции и др.), нецелевого использования государственных средств и подобные задачи в других областях государственного управления и контроля. Технологии и решения SAS могут и здесь служить интеллектуальным фильтром, позволяющим среди огромного числа анализируемых объектов (налогоплательщиков, таможенных деклараций, договоров по государственным закупкам и т.п.) выявлять наиболее подозрительные случаи для детального анализа. Это позволит повысить эффективность работы при существующих штатной численности и бюджете.

Будем надеяться, что опыт и решения нашей компании в России, СНГ и за рубежом помогут нашей стране отойти от режима работы, основанного на «предполагаемом» контроле ресурсов, чрезвычайно обширном регулировании с целью предотвращения злоупотреблений, и перейти к контролю и управлению, нацеленному и реально отвечающему за результаты во всех аспектах деятельности — эффективности, рациональности, качестве услуг, финансовых показателях.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS