Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Антон Цыценко: Административная реформа — естественный двигатель информатизации

Антон ЦыценкоО построении электронного правительства в регионах (муниципалитетах), повышения доступности органов государственной власти и их представленности в интернете, перспективах использования аутсорсинга, потребностях госструктур в переходе на системы электронного документооборота и других направлениях информатизации органов государственной власти CNews рассказал Антон Цыценко, президент компании «Систематика».

CNews: Какие основные тенденции определяли процессы информатизации органов государственной власти в 2004 г.? Какие события стали ключевыми для этого сектора рынка?

Антон Цыценко: На мой взгляд, ключевые события — это возрождение Миниформсвязи, которое в «новой жизни» сделало упор на информатизацию, и появление Министерства регионального развития, которое «по должности» будет заниматься развитием регионов и муниципалитетов. Я очень рассчитываю, что сложится триумвират, включая МЭРТ, способный перевести, наконец, «Электронную Россию» с этапа НИОКР в русло практической реализации, в первую очередь — в регионах.

CNews: Какое влияние на процессы информатизации государственной власти оказало изменение структуры органов исполнительной власти в 2004 г? Можно ли говорить о том, что в связи с административной реформой работы по ряду ИТ-направлений замедлились, а по некоторым — были приостановлены?

Антон Цыценко: Административная реформа, наравне с другими проходящими реформами (местного самоуправления, социальной сферы) — естественный двигатель информатизации. Более того, это единственный серьезный двигатель, так как именно в процессе реформ формулируются такие требования к работе органов государственной власти (ОГВ), которые невыполнимы без ИТ. На мой взгляд, можно говорить об активизации развития программ информатизации на федеральном и региональном уровнях. Результаты ежегодных обследований Мининформсвязи России показывают, что в 74 субъектах РФ определены органы, ответственные за информатизацию, более чем в половине регионов (53%) утверждены концепции и программы информатизации, а в 27% они уже реализуются. Имевшее место замедление реализации ряда проектов — это тактическая проблема, неизбежная плата за формирование нового рынка.

CNews: Переход на современные информационные технологии требует немалых средств и расходы государства на ИТ растут год от года. Насколько эффективно органы государственной власти используют эти средства? Можно ли говорить об отличиях в подходах к структуре расходования средств на ИТ у федеральных и региональных органов власти? В чем они выражаются?

Антон Цыценко: Эффективность расходования средств — это вопрос к Счетной палате. Если же говорить более предметно, то, например, региональные программы информатизации четко детализированы по направлениям, срокам, конкретным проектам и бюджетам. Структура расходования средств на ИТ, кроме масштаба, ничем в целом не отличается. Скорее, структура зависит от уровня информатизации. К примеру, в структуре расходов программы «Электронная Москва» лишь треть средств идет на внедрение новых систем, поскольку 40% бюджета необходимы для поддержки и эксплуатации многочисленных уже существующих систем, и оставшаяся часть уходит на оплату телекоммуникационных услуг. Конечно, у субъекта РФ, который только приступил к программам информатизации, структура расходов будет иной.

CNews: Разработчиком проекта федеральной архитектуры электронного правительства России стала Microsoft. Как вы видите дальнейшее развитие событий — следует ли организовать широкое обсуждение проекта в российском ИТ-сообществе? Какие подходы к разработке федеральной архитектуры могли бы привести к разработке модели, учитывающей и передовой европейский опыт и современные потребности госуправления страны?

Антон Цыценко: Факт победы MS в конкурсе влечет совершенно определенные последствия: будет выполнена работа, проведена приемка согласно требованиям конкурсной документации, точнее — контракта, заключенного по итогам конкурса. При нормальном развитии событий Заказчик — Министерство информационных технологий и связи РФ — получит в качестве результата определенный набор проектных документов.

Выполнение MS работ по контракту можно рассматривать как своего рода НИОКР, результаты которого могут быть воплощена в жизнь полностью или частично (или вообще не востребованы) после создания соответствующих нормативных документов, требующих оперативного обмена информацией в электронном виде.

Следует ли организовать обсуждение? Конечно, это было бы интересно. Наработки консорциума во главе с MS могут многим помочь решит задачу построения систем класса «электронное правительство», а сами разработчики и заказчики получили бы доступ к интересным решениям и технологиям. Но надо понимать, что общественное обсуждение не может заменить работы приемочной комиссии МЭРТ.

CNews: Расскажите о вашем опыте разработки концепций электронных правительств для региональных органов власти. С какими трудностями вы столкнулись при решении этих задач?

Антон Цыценко: Это большой и сложный вопрос. Если говорить вкратце, то в процессе создания многочисленных систем управления для органов власти федерального, регионального уровня, органов местного самоуправления мы разработали собственную Концепцию построения интегрированного комплекса систем «Электронное правительство региона (муниципалитета)». Одним из источников комплексного видения стал проект в городе Петрозаводске, выполненный нами по заказу МЭРТ на создание системы «Электронный Петрозаводск» в рамках программы «Электронная Россия». Была разработана концепция построения «Электронного муниципалитета», осуществлены первые шаги технической реализации этого проекта.

Мы имеем опыт построения первой и пока единственной в России Государственной автоматизированной системы — ГАС Выборы. Ее генеральный конструктор, Александр Калинин, является президентов холдинга НКК. В результате этих и многих других проектов сложилась Концепция, в рамках которой мы видим себя как стратегического партнера правительств субъектов РФ, технологического и консультационного гаранта создания работающей межведомственной системы и всей обеспечивающей ИТ-инфраструктуры.

Трудности на этом пути встречаются постоянно. Две основные — это то, что в регионах, где мы работаем, мы выступаем в роли первопроходцев и то, что приходится преодолевать инертность и поначалу настороженное отношение. Но вторая сложность одновременно и наша сила — мы не «осваиватели денег», мы инструмент, посредством которого заинтересованный руководитель может изменить свое правительство, министерство, муниципалитет. И я уверен, что это именно та позиция, которой требуют от нас передовые руководители органов власти.

CNews: Как вы оцениваете функциональность и наполнение интернет-сайтов федеральных и региональных органов власти России? Какие положительные изменения в этой сфере произошли в 2004 г. — начале 2005 г?

Антон Цыценко: Исходя из нашего опыта, существующие сайты можно разделить на два основных типа со следующими характеристиками:

Много информации, мало изменений. Это сайты предыдущей эпохи, когда руками студентов и преданных сотрудников строились большие сайты, иногда с тысячами страниц, наполнение которых происходило (и происходит) вручную. Такие сайты на первый взгляд производят хорошее впечатление, но требуют глобальной технологической перестройки, которая должна обеспечить автоматическую публикацию информации из других систем и оказание через сайт сервисов.

Много информации, много изменений. Это сайты, которые правильнее называть порталами, то есть воротами во внутреннюю информационную среду организации. Они позволяют автоматически публиковать информацию, выполнять смежные задачи — организацию мероприятий, совместной работы, ведение графиков и календарей и т.п. Такие сайты есть у немногих передовых министерств, в числе которых МЭРТ и Минсвязи, правительства Москвы. В регионах пока только ставятся задачи создания такого рода порталов. Например, разрабатываемая нами система управления регионом содержит большой портальный блок, введение в эксплуатацию которого ставит ряд важных вопросов, в частности: кто осуществляет информационное наполнение порталов, какая именно информация туда заносится, какая нет, кто это определяет. То есть это вопрос ресурсов, ответственности, определения регламентов межведомственного обмена информацией при помощи порталов. Например, с правительственного портала Великобритании можно выйти на получение сервисов определенных ведомств: заказать паспорт, визу, посмотреть по социальным картам свои учетные характеристики, послать запрос и отследить его прохождение, и все это делается через одно окно. В настоящее время на западе органы государственной власти стремятся устанавливать и поддерживать прямые отношения с клиентами, а также предоставлять персонализированные государственные услуги, максимально приспособленные к нуждам конкретного человека. Поэтому многие государственные организации изучают передовой опыт обслуживания клиентов, применяемый частным сектором, и широко используют аутсорсинг.

CNews: Какие направления информатизации органов госвласти приоритетны для вашей компании? Какие проекты, из числа реализованных и реализуемых, вам хотелось бы отметить особо?

Антон Цыценко: В порядке классификации по масштабу решений для нас приоритетны следующие направления:

Реализация проектов в социальной сфере — создание социальных регистров населения (СРН), социальных карт, систем персонифицированного учета населения (СПУН). Из проектов по данному направлению можно выделить АИС ЭСРН Санкт-Петербурга, социальные регистры населения Карелии, Свердловской области, проект по созданию СПУН Ленинградской и Свердловской области, работы в рамках проектов Социальная карты Ханты-Мансийского округа.

Создание портальных комплексов. В качестве примера можно назвать комплекс порталов ГАС Выборы — подсистема Интернет-портал, включающая 90 взаимодействующих порталов ЦИК РФ и избирательных комиссий субъектов РФ, на котором отражается вся оперативная и полная информация о ходе выборов, в том числе с помощью интерактивных карт и генераторов отчетов, и Информационно-справочная подсистема — внутренний портал, через который члены ЦИК и региональных избиркомов работают с данными ГАС Выборы. Другой пример — портал системы «Электронный Петрозаводск», интегрирующая оболочка, обеспечивающая предоставление сервисов в соответствии с концепцией создания Электронного муниципалитета.

Разработка концепций построения систем класса «Электронное правительство», «Электронный муниципалитет», разработка и реализация технологических решений — интегрирующих систем, обеспечивающих организацию межведомственного взаимодействия для оказания услуг гражданам, бизнесу и другим органам власти.

CNews: Расскажите о вашем опыте разработки сайтов и порталов для органов государственной власти. Насколько в 2004 г. увеличился интерес органов госвласти к переходу на портальные технологии?

Антон Цыценко: Интерес к портальным технологиям со стороны органов государственной власти растет постоянно, причем расширяется как география интереса, так и глубина понимания задач. Прежде всего, речь идет о решении задач организации взаимодействия ОГВ, министерств и ведомств и их информационных систем для того, чтобы на портале гражданину мог быть предложен какой-либо сервис гарантированного качества по принципу «одного окна».

Остановлюсь поподробнее на теме порталов на примере проекта создания «Региональной системы мониторинга и управления обстановкой в Ленинградской области на основе территориально-распределенной сети информационно-аналитических центров, дежурно-диспетчерских служб и ситуационного центра Губернатора ЛО». Проект предусматривает формирование единого информационного пространства региона за счет создания комплекса внутренних и внешних порталов Правительства ЛО и органов местного самоуправления, устанавливаемых в администрациях муниципальных образований.

Заказчик ставил задачу создания единого информационного пространства региона, повышение эффективности работы и качества управления ОГВ и местного самоуправления (ОМСУ) за счет сокращения времени на подготовку, передачу и сбор данных; сокращения времени на предоставление ответов гражданам; повышение доверия к ОГВ Ленобласти за счет создания открытой и прозрачной системы управления.

Программно-технический комплекс внутренних порталов ОГВ и ОМСУ предназначен для обеспечения их взаимодействия между собой и интеграции информационных ресурсов Ленинградской области в соответствии с утвержденным регламентом.

Внешние порталы предназначены для организации интерактивного взаимодействия ОГВ ЛО с населением, информационно-культурными центрами, с внутренним порталом ОГВ ЛО. В частности, со страниц портала граждане получат доступ к нормативно-правовым документам Правительства ЛО, материалам прессы и другой информации.

CNews: В последние годы власти стали уделять большое внимание разработке реестров и регистров, систем идентификации и учета населения, объектов недвижимости, услуг и пр. Расскажите о проектах вышей компании, реализуемых в этой сфере?

Антон Цыценко: Компания «Систематика» предлагает типовое решение, которое позволяет создавать информационные системы для ведения регистров, кадастров и других инвентаризационных баз, а также автоматизировать процедуры работы с информацией с учетом конкретных требований и особенностей заказчика.

Решение «Социальный регистр населения» (СРН) позволяет улучшить работу органов социальной защиты за счет автоматизации их основных видов деятельности, среди которых:

  • учет проблемно-ориентированных категорий населения и создание соответствующих информационных регистров;
  • информационное обслуживание населения;
  • ведение документооборота в соответствии с принятым регламентом обслуживания населения;
  • подготовка аналитических отчетов и статистических справок о состоянии сферы социального обслуживания населения в регионе.

Данное решение — это ведомственный информационный ресурс, который позволяет реализовать учет и организацию обслуживания населения в области социального обеспечения, медицинского обслуживания, социального страхования. Дело в том, что обоснованием всех действий и решений органов государственной власти, занимающихся социальной защитой населения, выступают реальные запросы граждан.

Как это происходит, проиллюстрирую на примере работы созданной нашей компанией АИС «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга». База данных социального регистра охватывает различные слои населения — от детей до пенсионеров, и содержит более 3 миллионов записей, что составляет около 2/3 населения города. С вводом в действие АИС ЭСРН база данных пополнится данными о гражданах, кому предоставляется социальный сервис, не связанный с денежными выплатами, что существенно увеличит БД. Предполагается, что в ближайшем будущем численность граждан, зарегистрированных в органах СЗН, приблизится к общей численности населения Санкт-Петербурга.

Социальный сервис может оказываться органами социальной защиты населения в денежной или натуральной форме, а также в виде услуг. Услуги для льготных категорий граждан оказывают и сторонние организации — это проезд на городском и междугороднем транспорте, оплата коммунальных услуг, телефонной связи, пользование кабельным телевидением и т.д.

В Санкт-Петербурге выплаты населению осуществляются централизованно через Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий. В настоящее время производится около 50 видов выплат (более 300 с учетом подвидов). Информация о начислениях стекается в Городской центр из органов первичного приема граждан, рассчитываются суммы на выплату по алгоритмам, разработанным для каждого вида выплаты. Непосредственно выплачиваемые суммы переводятся на лицевые счета граждан, открытых в банках, на почтовое отделение (в том числе с доставкой на дом или почтовым переводом) или зачисляются на банковские магнитные карты.

Для назначения социального сервиса в БД используется более десятка реквизитов человека, которые содержатся в базе, причем для расчета среднедушевого дохода семьи для некоторых видов социального сервиса в соответствии с законодательством учитываются разные ее члены. Например, в одном случае для расчета берутся все совместно проживающие родственники, а в другом — только отец и мать, причем, даже если они совместно не проживают.

Социальные сервисы предоставляются по заявлениям граждан, при этом гражданин может воспользоваться правом выбора по какой льготной категории, а соответственно, из какого источника финансирования ему будет представлен социальный сервис.

На мой взгляд, выполнять эту работу качественно и в приемлемые для граждан сроки без помощи СРН практически нереально.

CNews: Насколько соответствующие госструктуры готовы к работе с упомянутыми реестрами и регистрами, своевременной актуализации данных с аппаратной точки зрения и с позиций наличия персонала необходимой квалификации?

Антон Цыценко: В ряде регионов присутствует понимание и политическая воля высшего руководства — там создание и реальная эксплуатация регистров вполне возможна, и успешно происходит, например, в Москве, Санкт-Петербурге, ряде других городов, где существуют инфраструктура, система, персонал. В большинстве субъектов РФ этого нет, там существуют старые разработки нерегистрового типа и не так много квалифицированных кадров, которые могли бы быть постановщиком и исполнителем задач.

CNews: Органы государственной власти постепенно переходят на безбумажные технологии и внедряют системы электронного документооборота (СЭД). Насколько гладко проходят эти процессы? С какими трудностями встречаются компании и госорганы при внедрении СЭД? Как вы оцениваете долю госзаказов в общем увеличении объема этого рынка в 2004–2006 гг?

Антон Цыценко: Системы СЭД сами по себе не решают прикладных задач. Они нужны всем, но нуждаются во взаимодействии со «смежными» решениями. Так, во внедряемой компанией «Систематика» системе «Социальный регистр населения», по сути, существует документооборот, но он значим постольку, поскольку замкнут на обработку личных дел граждан из «Электронного регистра населения».

Спрос на СЭД будет расти, но вместе с тем будет расти и наполнение этого термина. Мы уже сейчас реализуем системы следующего поколения — систему управления работами администрации на основе модели Workflow в Братске, системы электронных административных регламентов в Петрозаводске и Тольятти. Будущее — за системами, ориентированными на решение прикладных задач, включающими в себя функциональность СЭД.

Трудности внедрения, в первую очередь, обусловлены вопросами безопасности при передаче персонифицированной информации — ее можно передавать либо на дискетах, либо вкладывать средства в обеспечение защищенности и закрытости каналов передачи информации, а эти вопросы еще либо не обсуждались, либо работы не предусмотрены в бюджете.

CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, будут определять развитие процессов информатизации госструктур в 2005–2006 гг?

Антон Цыценко: Приход к власти энергичных, профессиональных руководителей, которые будут заинтересованы в точном учете и оперативном управлении своими территориями при помощи ИКТ.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS