Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Информационная «полуоткрытость»

Федеральные органы государственной власти, как впрочем, и подавляющую часть региональных и муниципальных, — информационно открытыми можно назвать лишь номинально1, на основании ограниченного ряда формальных признаков. При более детальном анализе выясняется, что на веб-сайтах министерств, федеральных служб и агентств большая часть информации справочно-информационного характера не представлена, а имеющаяся по своей полноте, структурированности и организации доступа к ней оставляет желать лучшего.

На сегодняшний день признано, что одним из самых эффективных способов, как для организации работы государственных органов, так и для обеспечения их взаимодействия с гражданами и организациями, является создание информационного портала — своеобразных ворот во внутреннюю информационную среду организации. И такие решения имеются у передовых министерств и ведомств — Мининформсвязи РФ, Минэкономразвития РФ, Росстата, а так же у федеральных законодательных органов – Государственной Думы ФС РФ и Совета Федерации ФС РФ, которые работают в рамках общей ИТ-системы Госдумы России. Благодаря такому порталу посетители получают доступ ко многим документам органа государственной власти, при наличии необходимых распоряжений. Например, Минэкономразвития РФ, используя свои портальные инструменты, в конце апреля — мае открывает доступ к работам в рамках ФЦП «Электронная Россия», выполненным по линии министерства, начиная с 2004 г. — это отчеты о выполненных работах, в том числе — региональными подрядчиками, и часть проектной документации. Одна из основных функций таких интернет-представительств федеральных органов государственной власти — информирование граждан и организаций о различных аспектах своей деятельности.

При анализе интернет-представительств федеральных органов государственной власти использовалась оригинальная методика, по которой оценивались данные веб-сайты. Она, в том числе, включает оценку степени информационной открытости органов госвласти через свои представительства в интернете. При этом учитывались не только объем и разнообразие информации, но и ее качество (актуальность, периодичность обновления и пр.).

Интернет-сайты оценивались по двадцати основным параметрам, которые отражали не только наличие или отсутствие определенного раздела, но и качество представленной информации (полнота, актуальность и пр.), включая удобство навигации (наличие карты сайта и поисковой системы, структурированность данных).

В части информационного наполнения веб-сайтов учитывались такие позиции как: общая информация, организационная структура, руководство, нормативно-правовые документы, интервью и выступления представителей органов государственной власти, пресс-релизы, мониторинг СМИ, перечень ответов на часто задаваемые вопросы, форумы, базы данных и справочники, контактная информация и пр.

В результате исследования получены следующие выводы:

  1. В ряде случаев информация о функциях и деятельности органов государственной власти была недостаточно полной и (или) носила формальный характер. В последнем случае федеральные органы государственной власти ограничились лишь размещением нормативного документа, регулирующего данный орган власти. В то же время на половине исследованных веб-сайтов удалось обнаружить достаточно полную информацию о деятельности органа государственной власти, его основных задачах и функциях, включая справку об истории создания органа власти или соответствующей сферы регулирования. Одним из вариантов качественного представления информации можно считать периодическое пополнение соответствующих разделов, посвященных ознакомительной информации о деятельности, задачах, функциях и пр. органа государственной власти; при этом информация подается в лаконичной и удобной для восприятия форме. Для более полного ознакомления посетитель сайта «направляется» (посредством линеек навигации) в другие разделы, например «Нормативные документы» или «Руководство». Такая подача информации используется, например, на интернет-сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
  2. Информация о руководителе органа госвласти и о его заместителях имеется на 95% всех существующих сайтов, однако на 24% веб-узлов она носит неполный характер, а в 5% случаев отсутствует. В качестве одного из примеров удачной организации информации о руководителе можно назвать сайт Федерального агентства по атомной энергии (Росатома). Помимо «стандартных» биографии и фотографии главы Росатома, его личная веб-страница содержит информацию о функциональных обязанностях, рабочем графике, а также интервью и выступления, в том числе в архиве сайта. В то же время информацию о руководителе ФТС России удалось обнаружить только при использовании поисковой системы сайта.
  3. Информация об организационной структуре органов власти отсутствует на 9,5% веб-сайтов. При этом на 49% интернет-представительств она представлена в текстовой, а на 41% сайтов — в графической форме. Примеры удачного представления данных о структуре — сайты МИДа России и Минэкономразвития РФ.
  4. Подробная контактная информация содержится на 27% веб-сайтов; на 65% она представлена недостаточно подробно (наиболее распространенный недостаток — отсутствие часов работы служб и подразделений или часов приема граждан).
  5. Периодически обновляемая и структурированная новостная лента отмечена у 52% интернет-сайтов; на остальных веб-ресурсах новости обновляются эпизодически, перемешаны с другой информацией или разбросаны по всему порталу (40%), либо совсем отсутствуют (8%).
  6. Пресс-релизы и информационные сообщения обнаружены на 57% сайтов; у остальных 43% они отсутствуют.
  7. Мониторинг (обзоры) СМИ, затрагивающий деятельность государственных федеральных органов власти, ведется на 56% сайтов (на 44% веб-узлов такой информации нет).
  8. Ответы на вопросы журналистов руководителей и персонала госорганов (интервью) зафиксированы на 62% сайтов.
  9. Статистические данные по отрасли и аналитические материалы, публикуемые органами власти в соответствии с их функциями, имеются на 70% сайтов, однако подробную и достаточно полную информацию удалось обнаружить только на 18% сайтах; на 30% сайтов аналитические и статистические материалы отсутствовали.
  10. Большая часть сайтов — 68,3% — не содержит подборки ответов на наиболее часто приходящие на веб-узел вопросы.

Таким образом, результаты обзорного исследования свидетельствуют, что даже в отношении информационного наполнения (начальный этап создания «электронного правительства») и организации информации веб-сайты федеральных органов государственной власти далеки от идеала. Прозрачность деятельности ОГВ и общедоступность их информационных ресурсов на практике реализована далеко не в полной мере и существенно уступает справочникам, представленным в традиционной «бумажной» форме.


1 Анализ уровня представленности информации и эффективности использования интерактивного взаимодействия (интернет) федеральных органов государственной власти Российской Федерации с гражданами и организациями выполнен CNews Analytics. Исследование проводилось в октябре 2004 г. (данные на 15 октября 2004 г.) и в апреле 2005 года (данные на 15 апреле 2005 г.).

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS