Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Сайты госорганов закрывают форумы в интернете

На фоне повышения компьютеризации органов госвласти, появления государственных порталов и интернет-представительств любого уровня выглядит странной тенденция к уменьшению такого популярного интерактивного способа коммуникации как форумы. Российские органы государственной власти предпочитают использовать самые простые и малоэффективные из существующих средств интернет-взаимодействия.

Интерактивность существующих веб-узлов федеральных органов государственной власти1 исчерпывается, как правило, возможностью задать вопрос руководству или сотрудникам некоторых подразделений, заполнив стандартную регистрационную форму. К инструментам интерактивного взаимодействия отнесены и такие элементы интернет-технологий, как бесплатная подписка на рассылку обновляемых материалов, предоставление возможности участия в тематических форумах и голосования по различным вопросам в режиме онлайн.

Около половины сайтов федеральных органов государственной власти2 — 54% (окт. 2004 г. — 45,5%) позволяют в интерактивном режиме задать вопрос министру, руководителю федеральной службы или агентства, направить заявление, предложение или жалобу в другие структурные подразделения органов государственной власти; обладают возможностями по заполнению электронных информационных форм и запросов в режиме онлайн и пр. Подписка на рассылку обновлений веб-сайтов имелась только у 27% (окт. 2004 г. — 20%) федеральных органов государственной власти. Еще меньшая доля интернет-представительств — 14% (окт. 2004 г. — 23%) — предоставляла своим посетителям возможность участия в тематических форумах.

Представленность простых инструментов интерактивного взаимодействия


октябрь, 2004 г.


апрель, 2005 г.

Источник: CNews Analytics

Возможность участия в тематических форумах


октябрь, 2004 г.


апрель, 2005 г.

Источник: CNews Analytics

Однозначно оценить эффективность использования интерактивного взаимодействия «власть-общество» пока не представляется возможным — на сайтах федеральных органов государственной власти не удалось обнаружить статистическую информацию и анализ «онлайновых» способов удовлетворения информационных запросов граждан и организаций. Но качество представленности информации и самих инструментов такого взаимодействия на веб-сайтах говорит о низкой эффективности их использования. При этом за прошедшие с момента проведения первого исследования полгода ситуация изменилась в лучшую сторону совсем незначительно, а по некоторым позициям даже ухудшилась. Чиновники, так называемые "слуги народа", активно общаться со своим народом, похоже, не спешат.

Виталий Солонин / CNews

Андрей Борейко: Предстоит воссоздать или кардинально реконструировать целую отрасль государственных услуг населению

Андрей БорейкоО развитии ИТ в социальной сфере, проблемах и их решениях CNews.ru рассказал Андрей Борейко, заместитель директора по развитию бизнеса компании «Заказные ИнформСистемы» (CustIS).

CNews: Объявленные социальные реформы ставят перед российскими властями задачу повышения эффективности использования ИТ для надлежащего обеспечения проводимых преобразований. Уделяют ли власти должное внимание этому направлению? Насколько, по вашему опыту, отличается уровень приоритетности этого направления у властей федерального, регионального и муниципального уровней?

Андрей Борейко: Последние события показывают, что к моменту начала социальной реформы на федеральном уровне было ограниченное представление о реальном положении вещей. На то есть несколько причин.

Причины технологического характера известны — это низкое качество первичных данных, а как следствие — «плавающая» статистка и невозможность проверить информацию о реальном числе и составе льготников в отведенные сроки. Существующие федеральные программы, например, «Электронная Россия», эту проблему не решают, поскольку направлены на более высокий уровень управления. А статистика населения формируется на уровне муниципальных образований, на уровне районов, где состояние информационных фондов зачастую не отвечает современным требованиям.

Конечно, в последние годы предпринимались попытки создавать разные по назначению реестры населения. Но проблема заключается не только в том, чтобы установить компьютеры и сделать качественный программный продукт, но и в том, чтобы информация в системе постоянно актуализировалась. Этого можно достичь двумя путями: либо вы регулярно за бешеные деньги с весьма приблизительным результатом делаете перепись населения, либо база данных актуализируется, так сказать, естественным образом — в силу заинтересованности самих граждан и местных учреждений.

Последний вариант на практике реализуется в основном через разрозненные базы данных и просто бумажные картотеки служб социальной защиты, паспортно-визовой службы, военкоматов, балансодержателей, поставщиков коммунальных услуг и т.д. и т.п. Внутри этого пестрого многообразия царят законы джунглей — каждый за себя. Но именно здесь должны быть сосредоточены усилия государства по формированию своих информационных фондов, если оно, конечно, вообще хочет что-то знать о своих гражданах.

Полный текст интервью


1 Приведен анализ уровня представленности информации и эффективности использования интерактивного взаимодействия (интернет) федеральных органов государственной власти Российской Федерации с гражданами и организациями (CNews Analytics).

2 Анализ проводился в октябре 2004 г. (данные на 15 октября 2004 г.) и апреле 2005 года (данные на 15 апреле 2005 г.).

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS