Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

«Цифровой туман» сгустился над Россией

Прогрессирующее отставание России в технологиях получения, обработки и представления геопространственных данных и в понимании их важности для судеб страны вообще, грозит превратить ее в «белое пятно» на цифровых картах нового века, а впоследствии – сделать легкой добычей «новых конкистадоров». Страна вплотную подошла к опасной черте, за которой может последовать утрата управляемости вообще.

В этих условиях борьба за приведение нормативных документов в соответствие с реалиями времени становится основным содержанием деятельности отрасли в настоящее время и на ближайшую перспективу. От далеко неочевидных итогов этой "исторической схватки" во многом зависит будущее страны. Россия в XXI веке способна стать страной передовых геопространственных систем и решений, однако угроза консервации и усугубления отсталости в области цифровой картографии, навигационных спутниковых систем остается более чем реальной.

Страна все хуже знает собственную территорию

Знаменитые слова генерального секретаря КПСС Юрия Андропова, о том, что «мы не знаем общество, в котором живем», сегодня в еще большей степени применимы к российской территории как таковой.

Положение дел в области информации о собственной территории в России стремительно ухудшается по мере того, как экономическая жизнь страны постепенно начинает обретать должную динамику, а характер распределения производственных мощностей, народонаселения, грузовых потоков – все динамичнее изменяться со временем.

С одной стороны, государственные органы, призванные вести картографический «учет и контроль» территорий, просто не поспевают отображать стремительно меняющуюся ситуацию на своих картах. С другой стороны, широкое распространение передовых технологий, особенно технологий дистанционного зондирования Земли из космоса (ДДЗ – данные дистанционного зондирования) во всем мире ведет к тому, что на открытом мировом рынке свободно циркулируют данные, которые согласно российским же законам запрещено использовать гражданам страны.

Тем самым отечественное законодательство не просто ставит собственных граждан и промышленность в заведомо худшее, чем у их зарубежных конкурентов, положение. Это «бумерангом» наносит удар и по самому государству – уровень географической культуры в стране стремительно регрессирует.

И власть, и силовые структуры, и бизнес, и простые граждане в России с каждым днем владеют все менее и менее достоверной информацией о собственных территориях. Фактически, за рубежом география России уже сейчас известна куда лучше, чем в самой России.

Заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов в марте текущего, 2005 г. особо отметил абсурдность ситуации, при которой потенциальные враги уже давно имеют во всей полноте ту информацию, которая до сих пор недоступна для граждан России согласно российским же законам.

Такое положение дел неизбежно тормозит развитие страны по многим направлениям. Так, отдача реформы ЖКХ при внедрении современных систем картографирования и мониторинга могла быть неизмеримо большей. Но ее основным направлением - по крайней мере, на первом этапе - стала банальная монетизация, а не добросовестное обновление планов и карт.

Зачастую бытует ошибочное мнение о том, что причина этого ненормального и очень опасного положения дел коренится в технологической отсталости российской промышленности и недостаточном ее финансировании. В этом есть известная доля истины, однако это было бы еще полбеды. Дело обстоит значительно хуже –развитию отрасли препятствует отсутствие спроса, всемерно ограничиваемого российскими законами. В отсутствие законодательных ограничений на доступ к пространственным данным рынок сам по себе сначала создал бы спрос на продукцию, а затем, как следствие, стабильный спрос явился быосновой для возрождения и развития соответствующих секторов промышленности. За прошедшие 15 лет реформ прогресс был отмечен лишь в тех областях промышленности страны, где потребительский рынок требовал от производителя соответствия мировым стандартам. Современная геоинформатика в России очень далека от этого по не зависящим от нее причинам.

Над российским пользователем занесен «Дамоклов меч» архаичных, но жестких запретов. Ему запрещено иметь точную (лучше 30 метров) информацию о своем положении, запрещено пользоваться точными картами и детальными спутниковыми снимками. Значение это, конечно, взято не с потолка – именно такая ошибка в определении координат по картам, как считалось в начале минувшего века, не позволяла противнику вести прицельный артиллерийский огонь. Этот давно утративший актуальность запрет действует на всей территории страны и сегодня 1, препятствуя не только появлению новых, точных и удобных географических карт, но и широкому использованию современных удобных, недорогих и доступных систем глобального спутникового позиционирования.

В этой ситуации отрасль лишается не только «точек роста», но и факторов, которые могли бы способствовать быстрому исправлению ситуации. Рядовой (и не только рядовой) отечественный потребитель не знаком с современным оборудованием, технологиями, их возможностями, сильными и слабыми их сторонами и просто неспособен внятно сформулировать собственные потребности. География уходит из сферы повседневных задач и интересов, превращаясь в абстрактное обрамление мировоззренческих концепций. В повседневной жизни царит, задавая географические нормы, знаменитый фонвизинский «извозчик».

Сложившаяся ситуация опасна консервацией не только национальной отсталости в области географии, но и затратной, не соответствующей велениям времени картографической отрасли. И без того скудное бюджетное финансирование «размазывается» по многочисленным, но технологически отсталым и неэффективным предприятиям, заодно способствуя подспудной трансформации государственных норм в монопольное право госорганов на деятельность в этой сфере. В результате происходит неоправданное удорожание конечного продукта. Так по данным директора департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития Церена Церенова, территория страны была оцифрована уже 4 – 5 раз. Ситуация становится абсурдной до предела: потенциальные враги уже давно имеют во всей полноте ту информацию, которая недоступна гражданам России согласно российским же законам.

Доля недопустимо устаревших карт в разных странах

Доля недопустимо устаревших карт в разных странах

Источник: ГИС-Ассоциации

Особенно опасно прогрессирующее отставание страны в области геоданных в контексте приближающегося и уже, по-видимому, неотвратимого начала продаж земли.

Продажа территорий: рынок или разбазаривание?

На сегодняшний день уже ясно, что основным активом современной России является не национальная промышленность, не сельское хозяйство, не кадровый потенциал населения и даже не полезные ископаемые. Важнейшим богатством страны является ее территория как таковая. Именно за нее и будет вестись основная борьба во всех видах и формах. И для страны, и для регионов, и для каждого гражданина в отдельности жизненно важно, чтобы этот утрачиваемый в одночасье ресурс не уплыл бы в чужие руки за бесценок. Без открытия доступа к геопространственной информации всем и каждому такая перспектива видится вполне реальной.

Но и этот аспект - не единственный. Открытость геоданных не только позволила бы обеспечить элементарную прозрачность операций с землей, но и дала бы возможность реально оценить ее качественные характеристики, способствуя разумному хозяйствованию на ней. Совокупная стоимость российских земель как ресурса в результате могла бы существенно возрасти.

Более того - неадекватное представление об истинной ценности земель грозит стране не только невосполнимыми убытками. Оно может вылиться в гибель отдельных предприятий и целых отраслей народного хозяйства.


1 В географических и геодезических измерениях на реальной местности используются специфические методики определения координат; фактически, геодезия и картография являются особым видом метрологии, нуждающимся в собственных системах стандартов и эталонов. Такими эталонами в классической геодезии являются национальные триангуляционные сети, и долгое время под геодезией понималась (в значительной степени) сумма практик и методов, позволяющих определять точные географические координаты объектов с помощью классической угломерной аппаратуры и триангуляционной сети. Сети эти имеют не глобальный, а национальный характер и являются важным элементом государственной инфраструктуры, работа с ними (то есть геодезическая деятельность) требует обязательного лицензирования. Но объекты необходимо отображать на картах, и, в то же время, точное отображение их местоположения на картах запрещается. Эта точность отечественным законодательством определена в 30 метров. Значение, конечно, взято не с потолка - именно такая ошибка в определении координат не давала возможности в 30-е годы вести прицельный огонь из гаубиц. Запрет на определение координат с точностью выше пресловутых 30 метров действует на всей территории страны и сегодня.
Такое положение дел всегда существенно ограничивало возможности использования геодезических средств, особенно в обеспечении навигации и в проведении инженерных работ на протяженных объектах - таких, как магистральные линии электропередач, нефте- и газопроводы, железные дороги и т.д. Длительное время с этим приходилось мириться - "ради обеспечения национальной безопасности". Но относительно недавно все изменилось - эталоном в геодезии вместо национальной триангуляционной сети стала глобальная, спутниковая.

Максим Рахманов / CNews Analytics

Сергей Гусев: В 2006 году все таможенные органы будут оборудованы современной техникой, в них будут внедрены новые ИТ-системы

Сергей ГусевC 2004 года началась глубокая модернизация информационной системы таможенной службы России с использованием средств займа Всемирного банка на сумму $140 млн. Об используемых информационных технологиях (ИТ) и направлениях ИТ-развития Главного научно-информационного вычислительного центра (ГНИВЦ) Федеральной таможенной службы (ФТС) рассказал CNews Сергей Гусев, директор ГНИВЦ ФТС России.

CNews: Какие основные тенденции можно выделить в развитии и работе Главного научно-информационного вычислительного центра ФТС России в 2004 году?

Сергей Гусев: Основная тенденция – это изменение «модели вычислений», реализованной в информационной системе таможенных органов.

На начальных этапах развития (в начале 90-х годов) ГНИВЦ обеспечивал функции традиционного вычислительного центра – сбор информации, формирование центральной базы данных таможенной службы, проведение информационно-вычислительных работ по заказам подразделений центрального аппарата. И, в первую очередь, решались задачи в интересах формирования статистики внешней торговли.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS