Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Средние ГИС - панацея для отстающих регионов?

Территория России с позиций качественного территориального управления, основанного на современных геопространственных технологиях, остается «белым пятном». Взаимодействие регионов, территорий и городов — например, в таком важном вопросе, как определение их границ — становится неравноправным. Регионы с неразвитой и неактуальной картографией заметно проигрывают в инвестиционной привлекательности, что влечет за собой нарастающее отставание депрессивных регионов от лидеров — в частности, из-за отсутствия эффективного управления своими собственными территориями.

Информационной основой современных геопространственных технологий являются геоинформационные системы (ГИС), среди которых количественно и качественно доминирует продукция компании ESRI (США). Отличительной особенностью этих продуктов, фактически представляющих собой цифровые базы географически привязанной информации, является то, что в совокупной стоимости конечного продукта определяющую роль занимает не ПО как таковое, а сами данные.

Характерной чертой российского рынка ГИС является гипертрофированное развитие двух «крайних» его сегментов. Первый — это «золотые», полномасштабные «корпоративные» ГИС, создаваемые, в первую очередь, для крупных госструктур, ведомств, крупных городов или территорий. Второй — это недорогие продукты, предназначенные для частных пользователей и представляющие собой, как правило, поисковые системы. Они получили распространение лишь в очень крупных городах и соответствующих регионах, где спрос на подобные продукты позволяет окупить затраты на их создание и обновление. Первый сегмент характеризуется крайне высокой стоимостью предлагаемых на нем решений (с условным порогом от $1 млн. и выше). Второй сегмент — «ГИС-ширпотреб». На этом, противоположном корпоративному, сегменте рынка, стоимость решений предельно низка, что позволяет сделать продукты доступными для массового потребителя. Такое положение вещей ведет к неизбежным структурным искажениям рыночной ситуации.

Очевидно, что верхний сегмент рынка («корпоративные» ГИС) предельно ограничен. Можно сказать, что на сегодняшний день весь платежеспособный спрос на нем уже «выбран» имеющимися компаниями, и у каждого клиента имеются сформировавшиеся поставщики ГИС-решений. В такой ситуации развитие рынка возможно только за счет его передела. Нижний сегмент также ограничен, но уже по другим причинам. Во-первых, спрос на такие продукты ограничен небольшим количеством крупных мегаполисов с относительно высоким по национальным меркам уровнем жизни. Во-вторых, низкая стоимость в сочетании с ограниченным спросом жестко ограничивает себестоимость подобных решений — пока что дело ограничивается цифровыми картами с базовой функцией поиска объекта по атрибутивной информации. Сами продукты, как правило, переполнены рекламой, что существенно «искажает» их изначальное функциональное предназначение.

Между этими двумя крайностями расположено «ничейное поле» — геоинформационные системы, в том числе для муниципальных образований. Не то чтобы ГИС промежуточной стоимости отсутствовали вообще — однако такие проекты разрозненны и не формируют целостной ниши. Такое положение вещей влечет за собой серьезные последствия.


Внимание! Появились в продаже коробочные ГИС-решения, основанные на технологиях Arc Reader и Google Earth.


Отсутствие на рынке огромного пласта резко сужает емкость самого рынка и, соответственно, количество компаний, которые могут действовать на нем. По многим признакам можно считать, что именно на него могла бы приходиться львиная доля не сформированного спроса на геопространственные решения.

В силу специфики подходов к реализации ГИС-проектов различных масштабов имеющимся компаниям и «гигантам», и «карликам» — этот сегмент рынка «не удобен», ибо не позволяет в полной мере развернуться «первым» и слишком сложен для вторых. На данном сегменте должны действовать специфические, нишевые компании, однако их существование ставится под вопрос уже одной только низкой емкостью рынка.

Промежуточный ценовой сегмент мог бы стать «локомотивом» развития рынка ДДЗ (данные дистанционного зондирования), спутниковой навигационной и геодезической аппаратуры, а также программных средств. Косвенно это повлекло бы за собой ускоренное «вовлечение в оборот» уже имеющихся ДДЗ, пока что не востребованных российскими пользователями.

Искусственно сдерживается уровень информированности населения страны о современных ГИС-технологиях, их возможностях и особенностях — именно решения среднего ценового уровня были бы особенно доступными для широких масс пользователей.

Неразвитость «среднего» сегмента влечет за собой весьма серьезные последствия, искусственно углубляя и так уже сложившуюся пропасть в геопространственном обеспечении различных регионов страны.

Фактически, отдельные «оазисы» передовых решений утопают в сплошном «белом пятне», каковым является территория России до сего времени. Углубляющаяся пропасть между первыми и вторыми влечет за собой нарастающее отставание депрессивных регионов от лидеров — в частности, из-за отсутствия эффективного управления территориями. Взаимодействие регионов, территорий и городов — например, в таком важном вопросе, как определение их границ — становится неравноправным. Регионы с неразвитой и неактуальной картографией заметно проигрывают в инвестиционной привлекательности, в уровне ГИС-образования, развитии коммуникаций, предупреждения ЧС и ликвидации их последствий, и т.д.

Попытки дотационных регионов вырваться из порочного круга и начать развивать ГИС-технологии наталкиваются на двойное препятствие — во-первых, нехватку специалистов, во-вторых, отсутствие на рынке предложения ГИС-продуктов, которые бы соответствовали специфическим потребностям и ограниченным финансовым возможностям подобных клиентов. Их нет просто потому, что нет такого рынка, а спорадические вспышки интереса к ГИС-технологиям не вызывают реакции производителей. Отставание отстающих территорий нарастает все больше.

Для преодоления возникшей пропасти необходимо понять, что отговорки типа "отсутствия денег" у заказчика неверны и создают опасную иллюзию спокойствия на рынке. Дескать, деньги появятся, и жизнь наладится. Деньги есть и сейчас, правда, их немного, поскольку бюджеты таких регионов не бездонны. И есть спрос на ГИС-продукты. Точнее, существует явная потребность в них, а спрос сформируется тогда, когда эта потребность будет выражена в четких категориях потребностей. Для формирования этого спроса крайне необходимо предложить рынку полноценный (и обязательно высококачественный) продукт за ту цену, которую потенциальный заказчик готов заплатить сегодня.1


1 Проблему отсутствия "средних" по стоимости ГИС-решений начинают решать в России уже сейчас. В частности, появилось предложение разрабатываемой "под ключ" на основе космических снимков полнофункциональной муниципальной ГИС стоимостью 150 тыс. рублей на 30 кв. км. территории - это, например, разработка группы ГИС Института физики высоких энергий (ИФВЭ), г. Протвино. Подобный подход, который позволит быстро насытить рынок качественными и масштабируемыми ГИС-решениями, будет распространяться в обозримой перспективе.

Максим Рахманов / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS