Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Москва – испытательный полигон социальных карт

Во многих регионах России широко внедряются в жизнь электронные персональные (социальные) карты жителей. С их помощью формируются глобальные базы данных, содержащие информацию о различных сторонах жизни населения. На этом направлении Москва продвинулась дальше всех – проект «Социальная карта москвича» официально стартовал в 2002 году. Владельцы этих карт могут воспользоваться ей как идентификационным документом для проезда на общественном транспорте, получения скидок, осуществления банковских операций и пр.


Одновременно с построением «электронных государств» в различных странах мира и России, все больший интерес проявляется к системам сбора, учета и анализа информации о населении, его запросах и интересах. Для оптимизации предоставления государственных услуг сначала необходимо проанализировать, – кто, в каком объеме и за какие деньги потребляет данную услугу.

Подобный широкий и всесторонний анализ возможен, в настоящее время, только с использованием современных ИТ-систем, ввиду огромных объемов информации и сложности критериев оценки. В России сейчас активно строятся городские и региональные информационные системы (ИС) персонифицированного учета населения.

На их основе возможно построение систем массовых безналичных расчетов с использованием платежных карт. Внедрение социальных карт следует рассматривать и как способ повышения эффективности использования выделяемых бюджетных средств. За счет лучшей организации учета и повышения контроля над расходами может быть достигнута адресность программ поддержки по всем направлениям социальной сферы. Основной предполагаемый экономический эффект от реализации проекта «Социальная карта москвича» заключается в снижении потерь от нецелевого использования бюджетных средств, в том числе дублирования выплат по социальным статьям расходов бюджетов разных уровней, выделяемых на социальную защиту населения – по некоторым оценкам, до 10% от выделяемых средств.

Первым в ряду проектов массового применения смарт-карт стало создание «Социальной карты москвича» (СКМ).

Статистика и СКМ

Прием и выдача социальных карт осуществляется в 104 районных управлениях социальной защиты населения (РУСЗН) и на 74 станциях метрополитена. К настоящему времени по заявлениям граждан выпущено в обращение более 2,3 млн. карт.

Выпуск карт в обращение

№ п/п Административный округ г. Москвы Количество эмитированных карт, тыс.
1 Зеленоградский 51,4
2 Южный 331,5
3 Центральный 142,8
4 Юго-Западный 280,9
5 Северо-Восточный 306,2
6 Северный 251,4
7 Восточный 293,4
8 Юго-Восточный 233,6
9 Северо-Западный 169,2
10 Западный 256,8
  Итого: 2317,2

Источник: ГУП «Московский социальный регистр»1

По состоянию на 1 марта 2005 г. держателями карт являются 96,3% жителей Москвы, состоящих на учете в РУСЗН. Средний возраст держателей карт составляет 59 лет, при этом более 49,5% держателей – это граждане в возрасте от 60 до 80 лет.

Карта все больше и больше используется в повседневной жизни. Ее учитывают в магазинах, по ней осуществляется проезд и т.д.

Использование социальной карты

Льгота Объем предоставления услуги/за период времени
Мосгортранс Более 1 млн. держателей социальных карт совершили более 16,5 млн. поездок
За два месяца 2005 г.
Метрополитен 1,6 млн. держателей социальных карт совершили более 106 млн. поездок
За период с 1 апреля 2002 г. по 1 января 2005 г.
1,5 млн. держателей социальных карт совершили более 51 млн. поездок
За два месяца 2005 г.
Социальный дисконт Сумма совершенных покупок составила более 358,8 млн. руб., а размер предоставленных держателям социальных карт скидок – 18,9 млн. руб.
С начала программы в 2001 г.
Лечебно-профилактические учреждения Обслужено свыше 21 тыс. держателей социальных карт, количество посещений составило около 340 тыс., стоимость медицинских услуг – около 20 млн. рублей.
С начала работы проекта в 2001 г.

Источник: ГУП «Московский социальный регистр»1

По СКМ предоставляются скидки на товары и услуги на предприятиях сферы обслуживания и в магазинах, участвующих в программе по обслуживанию социальных карт. Например, в супермаркетах торговых сетей «БИН» и «Петровский», магазинах шаговой доступности социальные карты принимаются как дисконтные, – скидка составляет 5%. Например, в химчистках-прачечных сети «Диана» держателям карт предоставляют скидку в 10%. В проекте также участвует ряд аптек, входящих в Ассоциацию фармпредприятий. Они предоставляют скидку в 5% на любые лекарства и аптечные товары по предъявлении социальной карты.

Сеть организаций, участвующих в программе по учету карт, постоянно расширяется. Так, за период с января 2004 г. по февраль 2005 г. общее число компаний-партнеров проекта возросло в 3 раза.

Развитие сети приема карт
(предприятия торговли и услуг)

Источник: ГУП «Московский социальный регистр»1

В настоящее время СКМ практически повсеместно используется для проезда на городском транспорте и в метро.

Использовать карту можно на всей территории Москвы, независимо от района проживания и в пригородном сообщении Московской железной дороги на некоторых направлениях (Ярославском, Киевском, Павелецком и др.).

Доля льготников, использующих СКМ для оплаты проезда,
в % от их общего числа

Источник: ЗАО «Солярус»2

Социальная карта москвича: прошлое, настоящее и будущее

В августе 2001 г. вступило в силу распоряжение премьера правительства Москвы № 715-РП, определявшее порядок предоставления и учета социальных льгот населению. Согласно этому постановлению создавалась единая информационная система «социальная карта москвича» (СКМ). В конце того же года, в рамках экспериментального пилотного проекта, СКМ запущена в трех муниципальных районах Южного административного округа столицы.

Программа СМК поддерживалась и продолжает поддерживаться на самом высоком административном уровне. Так, генеральным конструктором проекта назначен начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев.

В дальнейшем было принято несколько законодательных актов, утверждающих основные положения системы социальных карт: закон города Москвы, два постановления правительства и два распоряжения мэра3 Москвы. Эти нормативные документы также были направлены на совершенствование существующей системы с учетом результатов, полученных в ходе ее пилотной эксплуатации.

На первом этапе реализации проекта основными участниками выступали транспортные компании (ГУП «Мосгортранс» и «Московский метрополитен») совместно с головной организацией – ГУП «Московский социальный регистр» и эмитентом пластиковых карт – компания «Розан Файнэнс».4

Смысл первого этапа – выявление льготников с помощью карты и упорядочение работы с ними. На государственном уровне существует три механизма социальной поддержки: выплата льгот, субсидий и дотаций. Существенно, что источники финансирования в каждом из перечисленных случаев различны. При этом выделение средств из госбюджета часто дублируется – в том случае, когда на одного льготника, например, для оплаты проезда на транспорте, выделяются деньги по нескольким статьям госрасходов.

Сложности возникают также с оценками числа льготников, расходов на обслуживание одного человека и динамики изменений этих величин. Например, по результатам эксперимента в Зеленограде, который также проводился на первом этапе внедрения, ошибка в финансировании, то есть оценки перечисляемых средств из госбюджета транспортным структурам, составила примерно 15-20%. Другими словами, Мосгортранс получал на 15-20% больше денег, чем реально тратил на обеспечение проезда одного пассажира-льготника.

В последующем к проекту подключались новые сервисы, и к настоящему моменту структура участников выглядит следующим образом:
  • Организатор и координатор проекта – ГУП «Московский социальный регистр» (МСР).
  • Эмитент социальных карт – компания «Розан Файнэнс».
  • Транспортные предприятия – ГУП «Мосгортранс», ГУП «Зеленоградский автокомбинат», ГУП «Московский метрополитен» и компания «Российские железные дороги».
  • Правительство Москвы представлено своими департаментами: экономической политики и развития, транспорта и связи, здравоохранения, потребительского рынка и услуг. Участниками программы являются также Московский городской фонд обязательного медицинского страхования и ГУ «Городской центр жилищных субсидий»;
  • Координатором информационного взаимодействия и реализации программы с точки зрения ИТ выступает Управление информатизации города Москвы.

Структура участников и операций в проекте «Социальная карта москвича»

Источник: ГУП «Московский социальный регистр»1

Данные о предоставленных льготах – транзакции по социальным картам – накапливаются в организациях-акцептантах социальных карт. Затем данные агрегируются и передаются в ГУП МСР. При получении неагрегированных, то есть первичных данных, они обрабатываются непосредственно ГУП МСР. Эта организация проводит учет данных, как по акцептантам, так и по держателям социальных карт, – они фиксируются в электронном паспорте льготника.

На основании полученной информации ГУП МСР может формировать отчеты, используемые комитетами и ведомствами правительства Москвы или уполномоченными им организациями для компенсации льгот, предоставленных акцептантами карт, в соответствие с определенным правительством Москвы порядком.

Для льготных категорий граждан в рамках проекта доступны различные банковские услуги, предоставляемые Банком Москвы. Для осуществления расчетов с использованием социальной карты на имя ее держателя в банке открывается специальный карточный счет. На него могут переводиться любые денежные средства, в том числе пенсии, пособия и выплаты, предусмотренные городской программой обслуживания льготных категорий граждан.

Таким образом, карта может играть роль сберкнижки, при этом Банк Москвы начисляет на карточные счета повышенный процент. Держатели социальной карты имеют возможность воспользоваться овердрафтным кредитом.

Получать наличные денежные средства по социальной карте можно в банкоматах, расположенных во всех районах Москвы, в том числе на станциях метрополитена, и в пунктах выдачи наличных, организованных в почтовых отделениях.

В июне 2002 года начался новый этап развития проекта – выпуск социальных карт с логотипом VISA Electron. В августе того же года в Варшаве была осуществлена первая платежная международная транзакция по социальной карте. С сентября 2002 года началась эмиссия карт для московских школьников и студентов, в том числе – с логотипом VISA Electron.

С появлением на карте логотипа международной платежной системы московская социальная карта получила международный статус. Такая карта обладает гораздо большей потребительской ценностью, поскольку принимается как платежный инструмент в 31 тыс. российских предприятиях розничной торговли и сферы услуг и в 21 млн. торгово-сервисных организациях по всему миру.

Можно ожидать, что число держателей социальной карты, которые будут использовать ее платежное приложение, существенно возрастет. В дальнейшем планируется подключить к проекту другие банки.

Каждый держатель СКМ имеет возможность оформить страховой полис на себя и членов своей семьи от несчастного случая. Также держатель может застраховаться от утери карты или несанкционированного доступа к своему счету.

Предполагается создание инфраструктуры для приема карт в лечебно-профилактических учреждениях вместо полиса обязательного медицинского страхования. Например, люди смогут получать лекарства без задержек в любой аптеке города по предъявлению карты, после считывания с нее данных. Планируется организовать учет выдачи льготных лекарств, детского питания, а также доступ медицинских работников к персональной информации о пациенте.

В результате в значительной степени удастся ликвидировать дефицит лекарственных препаратов, поскольку появится возможность лучше прогнозировать спрос и своевременное проведение закупок, и, как следствие, возможность заказа требуемого лекарства и предоставления его по требованию. Кроме того, отпадет необходимость вести истории болезни на бумажных носителях – личную медицинскую информацию пациента можно будет записать на карту.

Одна из услуг, оказываемых льготникам – оплата жилищно-коммунальных услуг с помощью социальной карты. Услуга позволяет держателем социальной карты сэкономить свое время, совершая платежи, не приходя в банк и не заполняя квитанций об оплате. Льготник может осуществлять контроль над расходованием своих средств по карте, получая выписку, в которой отражено движение средств по счету. Банком-агентом по приему коммунальных платежей населения выступает также Банк Москвы.

Кроме того, на базе социальных карт предусматривается предоставление услуг связи. Соглашение с МГТС о приеме СКМ в сети таксофонов МГТС уже подписано. Идет процесс их переоборудования для приема банковских карт, в том числе и социальных. С помощью этих карт планируется оплачивать услуги доступа в интернет, и совершать покупки в интернет-магазинах.


1 Презентация Грабарева А.В «Социальная карта москвича» (ГУП «Московский социальный регистр»), представленна на научно-практической конференции «Электронная Москва-2005»
2 Презентация Емельянова А.А. «Возможности автоматизированной системы контроля проезда для реформирования городского пассажирского транспорта» (компания «Солярус»), представлена на научно-практической конференции «Электронная Москва-2005».
3 Закон города Москвы № 70 от 03.11.04 г., Распоряжения премьера правительства Москвы № 715-РП от 07.08.01 г и № 585-РП от 29.12.01 г., Постановления правительства Москвы № 602-ПП от 06.08.02 г. и № 34-ПП от 25.01.05 г.
4 Компания «Розан Файнэнс» выполняет также значительную часть работ по системной интеграции.

Илья Кошелев / Cnews Analytics

Сергей Головин: В 2005–2006 гг. ключевым словом будет «интеграция» — интеграция информационных систем, интеграция услуг, интеграция организаций

Сергей ГоловинНа вопросы CNews отвечает Сергей Головин, заместитель генерального директора NVision Group по маркетингу.

CNews: Какие наиболее значительные изменения произошли на рынке информатизации госструктур в 2004 году? Какие процессы и тенденции определяли его развитие?

Сергей Головин: На процессы, происходившие на этом рынке в 2004 году, существенное влияние оказала административная реформа, которая, в частности, позволила создать новую структуру курирующего этот рынок министерства информационных технологий и связи. Это очень серьезное изменение по отношению к ИТ-отрасли. Тот факт, что в названии координирующего нашу отрасль министерства на первом месте теперь стоят слова «информационные технологии», говорит о том, что наше правительство четко определило свое отношение к происходящим во всем мире процессам. И, наконец, пришло к пониманию, что именно в информационных технологиях можно найти значительные резервы для того, чтобы Россия из поставщика сырьевых ресурсов превратилась в страну, предлагающую мировому рынку сложные технологии и информационные решения. Отмечу, что это повлияло и на развитие крупнейших государственных инвестиционных программ, в том числе и ФЦП «Электронная Россия». Правда, похоже «Электронная Россия» уже отказалась от прежних амбиций, финансирование ее резко уменьшилось, и финансирование информатизации госструктур идет, в основном, через ведомственные каналы.

В 2004 году рынок информатизации госструктур продолжал расти, причем все большая его доля относится к внедрению сложных информационных решений, именно к той сфере, где работает компания NVision Group, где наиболее востребована накопленная у нас технологическая и организационная экспертиза. Сейчас как у госструктур, так и у поставщиков информационных решений, уже накоплен опыт, в том числе и отрицательный, который, как мне кажется, достаточно скоро может реализоваться в практическую реализацию концепции «Электронного правительства». То есть запущенные в различных ведомствах пилотные проекты позволят отработать как интеграционные технологические решения, так и организационные регламенты, и начнутся реальные внедрения полномасштабных информационных интегральных систем. Этот процесс был очень трудоемким для запуска, но сейчас он уже начинает переходить в ту фазу, когда от него можно ожидать реальных результатов.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS