Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Индикаторы ЕС: 20 базовых государственных е-услуг

Европейский Союз определил 20 базовых государственных услуг, реализация которых отслеживается на уровне всего Европейского сообщества в качестве одного из индикаторов прогресса стран на пути к «электронному правительству». Они включают в себя 12 услуг для граждан и 8 услуг для бизнеса.



По объему предоставляемых услуг и информации различными правительственными сайтами стран мира, а так же по такому параметру, как наличие необходимой инфраструктуры доступа к государственным веб-порталам (сайтам), согласно упомянутому выше исследованию ООН, первое место занимают США, за ними идут Швеция, Австралия, Дания, Великобритания, Канада, Норвегия, Швейцария, Германия и Финляндия, — места в этом рейтинге ООН достаточно четко коррелируют с позициями в рейтинге «электронной готовности» (e-readiness, 20.04.2005), где первую позицию продолжает занимать Дания, США — 2 место (2004 г. — 6 позиция), Швейцария — 4 место (2004 г. — 10 позиция). Первая десятка этого рейтинга выглядит так: Дания, США, Швеция, Швейцария, Великобритания, Гонконг, Финляндия, Нидерланды, Норвегия, Австралия.

Согласно отчету ООН «Электронное правительство на перепутье», в 33 странах мира через интернет осуществляются юридические действия, одной из стороной которых являются органы государственной власти, — это, например, выплата штрафов и подача налоговых деклараций. Так граждане Южной Кореи, используя интернет, могут проследить, на какой стадии находится рассмотрение поданной жалобы или заявления, а жители Гонконга — платить налоги и обновлять водительские права.

Прогресс в онлайновой реализации данных услуг измеряется четырьмя фазами:

  • публикация информации;
  • одностороннее взаимодействие;
  • двусторонний информационный обмен;
  • полная реализация транзакций в электронной форме, включая предоставление и оплату услуги.

Список базовых услуг ЕС для граждан:

  • подоходный налог: декларирование и пр.;
  • поиск работы через службы занятости;
  • социальная помощь (пособия по безработице; пособия на ребенка; возмещение затрат на медицинские услуги; оплата учебы);
  • персональные документы (паспорт, водительские права);
  • регистрация автомобиля (нового, подержанного, импортированного);
  • подача заявлений на строительство;
  • информирование полиции (например, в случае кражи);
  • публичные библиотеки (доступность каталогов, поисковые средства);
  • свидетельства (о рождении, браке): запрос и предоставление;
  • подача заявлений на поступление в высшие учебные заведения;
  • информирование о смене места жительства;
  • услуги, связанные с медициной (например, интерактивные консультации, доступность медицинских услуг в различных госпиталях, заявка на лечение в конкретном госпитале).

Список базовых услуг ЕС для бизнеса:

  • социальные отчисления на служащих;
  • корпоративные налоги: декларирование и пр.;
  • налог на добавленную стоимость: декларирование, уведомления;
  • регистрация новой компании;
  • подача статистических данных;
  • таможенное декларирование;
  • получение разрешений, связанных с охраной окружающей среды;
  • закупки для государственных нужд.

Внутри архитектуры электронного правительства «жизненные эпизоды» и «бизнес-ситуации» рассматриваются как точки входа к государственным услугам, реализованные на уровне представления соответствующего портала. При этом под государственным порталом понимается централизованная точка доступа через интернет ко всей государственной онлайновой информации и услугам.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Алексей Кузовкин: Ведомства, назвавшие ИТ приоритетным направлением, более динамичны и их развитие идет заметно быстрее других

Алексей КузовкинНа вопросы CNews ответил Алексей Кузовкин, генеральный директор компании «РБК СОФТ».

CNews: Как вы оцениваете влияние административной реформы на уровень и эффективность информатизации госсектора?

Алексей Кузовкин: Перестройка государственного аппарата привела, прежде всего, к смене ряда ключевых фигур, принимающих решения в области ИТ. На смену прежнему составу пришли более динамичные лидеры со свежими силами, новыми идеями. Появилась и новая структура, курирующая ИТ-рынок — Министерство информационных технологий и связи. Перечисленные изменения определили положительную динамику развития ИТ в целом. Важная тенденция сегодняшнего дня — создание внутриведомственных программ развития ИТ, связанных с Федеральными целевыми программами, в чем-то дополняющими их. Отрадно, что помимо общего понимания значимости ИТ, сегодня пришло и понимание значимости и авторитета самой фигуры государственного CIO, отвечающего за внедрение.

Оценивая влияние административной реформы в целом, скажу, что результаты реформы положительны, к управлению процессами пришли энергичные люди, которые уже не мыслят себя без использования современных ИТ-решений, началось активное финансирование новых государственных программ и проектов в области ИТ. Общество пришло к пониманию, что именно в информационных технологиях кроются резервы, необходимые для превращения Россия из поставщика сырья в страну-поставщика высокотехнологических решений и продуктов. Уверен, что во многом положительные сдвиги наметились благодаря непосредственному вниманию к проблемам ИТ первых лиц государства.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS