Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Зазеркалье ведомственной информатизации

Cтраницы:   1   2  следующая

Если Россия хочет занимать достойное положение на мировой арене, она должна совершить постиндустриальный прорыв, построив экономику, основанную на интеллектуальном потенциале и новых технологиях. Это очевидное утверждение. Самым существенным препятствием к этому на данный момент является не экономическое законодательство, а слабость политических институтов и неэффективность государственного аппарата.



Одними из основных проблем современного госуправления в Российской Федерации являются:

  • Сильнейшая коррупция. Частое использование чиновниками служебного положения, в том числе посредством прямого или завуалированного участия в коммерческой деятельности.
  • Отсутствие четких правил и процедур поведения госаппарата и, соответственно, отсутствие надлежащего исполнения государственных функций. Это же касается процедуры принятия ведомственных нормативных актов.
  • Сильная межведомственная разобщенность создает условия для дублировния мероприятий, высоких затрат граждан и бизнеса на взаимодействие с государством. Решения, принимаемые госслужащими ориентированны на ведомственные интересы в ущерб общегосударственным.
  • Повсеместное нарушение прав граждан, в том числе права на доступ к информации органов государственной власти.

ИКТ — одно из эффективных средств реформирования госуправления

Давайте задумаемся, что в этой ситуации реально может дать внедрение ИКТ в госуправлении. Скорость, которая увеличит собираемость взяток? Эффективность, когда с большей эффективностью будут нарушаться права граждан? Нет! ИКТ вносят в госуправление совершенно новые возможности, недостижимые в традиционных административных процессах. Это новые гарантированные возможности доступа к информации, регламентации, контроля и надзора за деятельностью органов государственной власти (ОГВ). Причем, как со стороны уполномоченных госорганов, так и со стороны общества.

Реализация этих возможностей является специфической именно для государственных информационных систем. В бизнесе они мало востребованы и это одна из причин, по которым нельзя переносить напрямую опыт корпоративной информатизации на ОГВ.

Таким образом, одна из базисных задач архитектуры электронного государства (АЭГ) — реализация этих возможностей.

Проблемы сегодняшних государственных ИТ-проектов

Сегодня государственные ведомства, каждое в силу своих возможностей, проводят активную информатизацию. При этом большинство из них преследуют исключительно внутриведомственные интересы, а не общегосударственные, и уж тем более не интересы общества. При этом практически остутствует согласование мероприятий по информатизации с ведомствами, уполномоченными координировать эти мероприятия и прорабатывающими общую их методологию.

Отказ большинства госструктур от участия в формировании общих принципов информатизации в виде АЭГ (Архитектура электронного государства) и невостребованность разработанной методологии влекут огромные бюджетные потери и неэффективность мероприятий информатизации для страны в целом.

Одной из самых основных проблем сегодняшних ИТ-проектов в госсекторе является непонимание общеполитических целей и роли государства в современном обществе. Имеет место прямой перенос методологии корпоративной информатизации коммерческого рынка на государственные информационные системы.

Причиной этого является как идеологическая безграмотность ИТ-руководства ОГВ, так и интересы крупных игроков коммерческого рынка, заинтересованных в реализации имеющихся программных и аппаратных решений.

Государственная деятельность воспринимается как некий вид бизнеса, который имеет конкретные показатели эффективности и инвестиционные свойства. Деятельность государства сводится к оказанию услуг, при этом совершенно забывается Конституция РФ, которая предписывает ОГВ исполнение возложенных на них функций.

В современных государственных информационных системах нет самого главного свойства, которое они обязаны иметь. Нет официальности, то есть организационно-технического механизма, который гарантирует юридическую значимость всех действий функциональных пользователей — государственных служащих. Это должен быть реально работающий механизм. Без этого механизма информатизация ОГВ будет простым мультиплексированием существующих в госуправлении проблем.

Сегодня же сложилась практика закрепления любых технических систем нормативными актами в качестве официальных. Другой негативной практикой является понимание госслужащими под официальностью размещение информации на сайтах госведомств с подписью «Официально». При этом совершено не исключая возможности модификации любой информации ведомством в любое время в зависимости от его интересов. То, что происходит внутри ведомства совершенно отличается от его «лица», которое можно в любое время поменять.

Другая проблема, которая не может не вызывать крайней обеспокоенности — отсутствие технологической нейтральности государства. Повсеместно государственные информационные системы используют проприетарные продукты имеющие закрытые форматы, протоколы и интерфейсы. Это влечет:

  • принуждение граждан и бизнеса к использованию конкретных продуктов конкретных поставщиков на рынке;
  • чрезвычайную монополизацию ИТ-рынка и соответственно снижение качества продуктов и резкий рост цен на них;
  • крайнюю степень зависимости государства от конкретных поставщиков на рынке, их лицензионной и технологической политики;
  • чрезмерные затраты на внедрение, поддержку, модернизацию;
  • осложнение межведомственного взаимодействия и интеграции с различными внешними системами.

Причины этого очевидны:

  • интересы крупных коммерческих игров рынка;
  • низкая квалификация и личная заинтересованость чиновников;
  • отсутствие у госструктур временных, финансовых и экспертных ресурсов для формирования эффективной ИКТ-политики.

Хорошим примером могут быть расплодившиеся системы электронного документооборота, которые используют для хранения широко распространенный закрытый формат электронного документа - MS Word. Соответственно, на сайтах ведомств документы публикуются именно в этом формате, принуждая граждан и представителей хозяйствующих субъектов использовать совершенно определенный продукт для взаимодействия с государством. При этом, ввиду закрытости формата, ОГВ сами оказываются заложником политики этого производителя и испытывают большие проблемы при внутри- и межведомственном взаимодействии.

Говоря о взаимодействии, необходимо отметить, что сегодня жестко укрепилась практика двухстороней интеграции информационных систем ОГВ. При этом инициатива должна исходить от обеих сторон. Но инициативы не достаточно. Двухсторонняя интеграция требует модификации нормативных, организационных и технических структур обеих сторон. В масштабах страны это колоссальные затраты и невозможность решения проблемы межведомственного феодализма. Альтернативой могут быть только открытые интерфейсы, форматы, протоколы. То есть государство должно стать технологически нейтральным. Только тогда он станет действительно открытым и эффективным.

Cтраницы:   1   2  следующая

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS