Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Open Source или Microsoft: чиновники на перепутье

Компьютерные системы, используемые в органах государственной власти России, в недавнем прошлом приобретались и устанавливались хаотично, выбор зависел чаще всего от личных предпочтений лица, принимающего решение. Наступают новые времена, и федеральным властям России необходимо определиться, с кем они? Выбор чиновников между Microsoft и Open Source может привести к серьезному изменению расстановки сил на рынке ПО.

Предстоящий выбор

Немалую роль при решении вопросов приобретения и установки ПО сыграла личная инициатива сотрудников, зачастую не обладающих достаточной квалификацией для принятия ответственных решений по столь специфическому вопросу.

Очевидные технические вопросы, например, надёжность, в меньшей степени — безопасность, могли быть в определенной степени решены на внутриведомственном уровне с привлечением специалистов. Но таким аспектам применения ПО, как «лицензионная чистота», взаимодействие с другими системами и т.д., достаточного внимания не уделялось. В результате к 2003 г. на существенной части компьютеров, установленных в органах госвласти, использовалось нелицензионное ПО1, что ставило под удар надёжность их работы, безопасность хранения информации, работоспособность стандартов взаимодействия информационных систем.

Органы, устанавливающие единую политику в области ПО в госструктурах России, неминуемо будут вынуждены принять решение о преимущественном использовании той или иной группы базового ПО. На данный момент существуют две основных группы, применяемые на распространённом аппаратном обеспечении (архитектура IBM PC). Это ПО компании Microsoft (серия операционных систем Windows, офисный комплект Microsoft Office и т.д.) и ПО с открытым кодом2.

Открытое ПО в органах государственной власти стран мира

Страны, где приняты нормативные акты, согласно которым официально отдаётся предпочтение использованию открытого ПО в органах государственной власти

1

Бахрейн

8

Коста-Рика

2

Бельгия

9

Малайзия

3

Германия

10

Польша

4

Израиль

11

Португалия

5

Исландия

12

Филиппины

6

Италия

13

Франция

7

Китай (в т.ч. Гонконг)

14

ЮАР

 

Страны, где в настоящее время предложены законодательные акты, требующие обязательного использования открытого ПО в органах государственной власти

1

Аргентина

5

Колумбия

2

Бразилия

6

Перу

2

Болгария

7

Франция

4

Италия

8

Чили

Источник: CNews Analytics

Когда решение в пользу одной из групп будет принято, применение другой вряд ли удастся исключить полностью. Однако рекомендации и стандарты, определяющие обмен данными, приобретение ПО, собственную разработку и т.п., должны быть ориентированы преимущественно на ту или иную из этих групп.

Привычным для большинства пользователей (а работники органов государственной власти — в большинстве своём вполне обычные пользователи) является ПО компании Microsoft. Благодаря первоначальной лёгкости в установке и использовании (а также, что немаловажно, в недорогом «пиратском» приобретении) оно завоевало крепкие позиции на российском компьютерном рынке.

Однако есть серьёзные аргументы в пользу применения ПО с открытым исходным кодом. И государственные органы многих стран, включая и Россию, всё более внимательно прислушиваются к этим аргументам.

Перспективный путь

Использование ПО с открытым кодом в органах государственной власти России и поддержка при этом отечественной индустрии ПО — путь, безусловно, перспективный. Опасности здесь привычны — они сопровождают любое благое начинание в России. Однако многие из таких начинаний всё же пробивали себе дорогу.

Применительно к сфере ПО с открытым исходным кодом, исследование мирового опыта может оказаться достаточно важным. Особенно интересными для внимательного изучения можно признать опыт Бразилии и Китая. Эти страны уже достигли ощутимых результатов в применении такого ПО в центральных (федеральных) органах власти. Оба эти государства отличаются обширной континентальной территорией, наличием того или иного вида федеративного устройства, а также наличием сильного руководства, проводящего независимый курс и ставящего своей целью модернизацию и развитие экономики. И Бразилия, и Китай столкнулись с недостаточным уровнем информатизации общества и огромным влиянием «пиратства». Их подход, предполагающий широкое применение ПО с открытым исходным кодом и государственную поддержку его развития, может быть в высокой степени применим и для России.

«Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года» закладывает определенные основы для таких действий. От того, насколько эти основы удастся успешно развить, может зависеть будущее информационных технологий в России на ближайшие десятилетия.

В тоже время следует ожидать активных лоббистских, а возможно, и коррупционных, усилий со стороны прямых противников применения ПО с открытым исходным кодом и аффилированных структур. Чтобы России добиться самостоятельности в области информационных технологий, необходимо дать отпор таким усилиям, если они будут предприняты.

Михаил Рамендик / CNews

Сергей Меркулов: Госсектор является безусловным приоритетом для ИТ-отрасли в силу своей перспективности и объемов

Сергей МеркуловОб использовании информационных технологий в деятельности органов государственной власти, тенденциях информатизации государственного управления и выполняемых работах CNews рассказал Сергей Меркулов, первый заместитель генерального директора компании IBS.

CNews: Какое влияние на ход информатизации органов государственной власти оказало преобразование структуры правительства? Какую характеристику вы могли бы дать произошедшему? Как эти события отразились на работах IBS по заключенным госконтрактам? На тех работах, в проведении которых вы собирались принять участие?

Сергей Меркулов: Административная реформа оказала серьезное воздействие на рынок. С одной стороны, она лишила многие компании внятной системы координат, в которой можно было бы нормально функционировать. Старая система была разрушена, а новая не построена, не сформировались единые и понятные для всех правила игры. Многие запланированные на 2004 год ИТ-проекты в госсекторе были либо заморожены, либо заново переформулированы, так как менялись люди, задачи, функциональные требования. Осенью 2004 г. активность государства в этом направлении начала восстанавливаться, был объявлен целый ряд крупных тендеров, как ведомственных, так и в рамках «Электронной России». Большинство выигранных нами проектов — это проекты сложного уровня, требующие серьезных ресурсов и концентрации усилий.

Полный текст интервью


1 В результате к 2003 г., если верить данным IDC (предоставлены компанией Lynx BCC), из 2,5 миллионов персональных компьютеров в органах государственной и муниципальной власти России 95% (!) были снабжены так называемым «пиратским» программным обеспечением. В то же время, по данным CNews Analytics этот процент в федеральных органах государственной власти весьма незначителен. Вероятно, основная масса «пиратства» приходится на региональные органы власти.

2 ПО с открытым исходным кодом — набор программных средств, созданных в течение последних десятилетий взаимодействующими разработчиками. Программа с открытым исходным кодом распространяется без ограничений; пользователь такой программы может распространять копии и вносить модификации. Лицензионные условия некоторых видов такого ПО позволяют распространение исключительно с исходным кодом, другие же позволяют создавать закрытые версии.
ПО с открытым исходным кодом не предполагает лицензионных отчислений. Применение такого ПО на любом компьютере является лицензированным без какой-либо оплаты. Бизнес-модель компаний, предлагающих ПО с открытым исходным кодом, основана на платных услугах по созданию и поддержке информационных систем в соответствии с требованиями заказчика.
Следует отметить такую важную особенность ПО с открытым исходным кодом, как возможность доработки — например, для добавления недостающих функций или адаптации к тем или иным требованиям. Благодаря этой возможности, разработка ПО зачастую ведётся совместно, нередко даже силами специалистов конкурирующих компаний.
Первоначальная (с середины 80-х по вторую половину 90-х годов XX века) разработка такого ПО велась, в основном, силами энтузиастов, а также работников научной сферы и некоторых небольших компаний. Созданные в этот период программные системы стали основой активного развития сети интернет в 90-е годы.
Начиная с 1997–98 годов, к разработкам с открытым исходным кодом стали активно присоединяться крупные компании, такие, как IBM и Hewlett Packard. В значительной степени это было вызвано формированием явной монополии Microsoft. Зависимость от Microsoft вызывала у многих представителей бизнеса опасения; ПО с открытым исходным кодом стало удачным способом объединения усилий для создания альтернативы.
Базовое ПО с открытым исходным кодом для серверов существует на рынке достаточно давно и занимает твёрдые позиции. К 2002 г. сформировался основной комплект базового ПО для рабочих мест (в основном благодаря выпуску компанией Sun программной системы с открытым исходным кодом OpenOffice.org, составляющей достойную конкуренцию Microsoft Office); этот комплект постоянно совершенствуется и на данный момент занимает единицы процентов рынка, причём его популярность увеличивается.
Ключевая часть общепринятого комплекта ПО с открытым исходным кодом — операционная система Linux. Существуют и другие ОС с открытым исходным кодом, из которых наиболее известна FreeBSD; но их доля рынка существенно меньше (хотя как ОС для интернет-серверов FreeBSD достаточно распространена). Компания Sun заявила о планах выпуска ОС Solaris как ПО с открытым исходным кодом. На данный момент, однако, о базовом ПО с открытым исходным кодом следует говорить, в первую очередь, в контексте Linux.
Важно понимать, что использование базового ПО с открытым исходным кодом отнюдь не исключает применения закрытого ПО на тех же компьютерах в качестве прикладного, для решения определённых задач. Так, например, система управления базами данных Oracle работает (и поддерживается производителем) под управлением Linux.
Более того, на рабочих местах вполне возможный вариант — сочетание применения операционной системы Windows (которая относительно недорога при лицензировании) со свободными элементами базового ПО, такими, как офисная система OpenOffice.org или программа для просмотра WWW Firefox. В последнее время такие решения всё более распространены.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS