Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Open Source в органах госвласти: 7 аргументов "за"

В конце марта российские депутаты внесли на рассмотрение поправки в законодательство, предусматривающие постепенную замену западного ПО отечественным аналогом. Сам факт постановки таких вопросов говорит о повышении внимания чиновников к альтернативному ПО. Для Open Source может настать звездный час. Главный аргумент в пользу применения ПО с открытым исходным кодом в органах государственной власти России — это обеспечение независимости от зарубежного поставщика, который, к тому же, фактически является монополистом в этом секторе рынка. Однако существуют и другие, не менее значимые преимущества.

Независимость от зарубежной монополии

До создания полного комплекта базового ПО с открытым исходным кодом на рынке сложилась ситуация, которую достаточно уверенно можно охарактеризовать как монопольную. Не только отдельные потребители, но и целые страны практически потеряли право выбора. Использование современной массовой техники автоматически означало приобретение офисной программной продукции от единственной компании.

Применение нелицензионных копий программ — типичное явление для небогатых государств, к числу которых относятся Россия, Украина, Китай и др. При первоначальной компьютеризации органов государственной власти «пиратство» распространяется и здесь. Однако при более тесной интеграции страны в мировую экономику такое положение становится неприемлемым, и уровень нелицензионного ПО в органах госвласти постепенно снижается, что и происходит в настоящее время в России.

Компания Microsoft в таких случаях, как правило, предлагает более или менее льготную «легализацию». Однако скидки, и даже возможность государственной инспекции исходного кода, не изменяют той печальной ситуации, в которой может оказаться государство. Финансовые потоки из страны, пусть и «уменьшенные» скидками, устремляются к зарубежному производителю, а силовые органы государства невольно оказываются защитниками интересов этого производителя.

Некоторое время назад Билл Гейтс, на тот момент исполнительный директор компании Microsoft (ныне её председатель и технический директор), достаточно откровенно высказался в интервью 1998 г., правда, применительно к Китайской Народной Республике: «Хотя ежегодно в Китае продаётся около трёх миллионов компьютеров, люди не платят за программное обеспечение. Однако, когда-нибудь они заплатят. Они привыкнут, а затем, в следующем десятилетии, мы найдём способ получить деньги». Слово «привыкнут» — в оригинале addiction — означает именно наркотическое привыкание.

Практически, исполнительный директор компании Microsoft Билл Гейтс описал типичную тактику торговцев наркотиками — «первая доза бесплатно». «Пиратские» версии продукции Microsoft оказались дозой программного наркотика для пользователей — в частности, и в российских органах власти. Единственный способ избежать неминуемой зависимости от такого «торговца» — отказаться от «наркотика», заменив продукцию Microsoft на ПО с открытым исходным кодом.

Контроль над информационной инфраструктурой и обеспечение сервиса

Приобретая лицензии Microsoft, государство не получает ничего, кроме права на использование программ. Лицензирование не обеспечивает каких-либо гарантий уровня сервиса. Оно также не предоставляет хотя бы какую-то возможность влияния на дальнейшее развитие ПО или продолжения обслуживания нынешних версий после их морального устаревания, которое наступает достаточно быстро. В результате, наряду с дорогостоящими лицензиями приходится отдельно оплачивать услуги сервиса и адаптации ПО.

Однако полноценное оказание этих услуг возможно только компанией Microsoft или аффилированными с ней структурами, поскольку оно требует полных знаний о структуре систем. Государственные специалисты не получают достаточного уровня контроля над системой, чтобы проводить работы по её обслуживанию и адаптации во всех случаях.

Применение ПО с открытым исходным кодом позволяет выбрать поставщика, который не только предоставит программную систему, но и обеспечит надлежащий уровень сервиса. При этом поставщик может быть как зарубежной крупной корпорацией, так и отечественной компанией. Возможно использование независимых поставщиков для разных проектов, а также установление объективных стандартов качества как для самих исходных кодов, так и для процедуры их сборки.

Если действия поставщика окажутся неудовлетворительными, всегда остаётся возможность передать проект другому поставщику. Благодаря открытости исходного кода, новый поставщик сможет полноценно поддерживать созданную прежним поставщиком информационную систему.

При необходимости также возможна разработка и поддержка информационных систем на основе ПО с открытым исходным кодом собственными специалистами ведомств, без какого-либо привлечения сторонних поставщиков. Существующие наработки с открытым исходным кодом полностью доступны таким специалистам.

Обеспечение информационной безопасности

Не следует забывать, что компания Microsoft является американской, и её интересы тесно связаны с интересами правительства США. Правда, это может быть не так для сотрудников российского отделения Microsoft, но политику компании определяют отнюдь не они.

Важным фактором является невозможность гарантировать отсутствие в ПО от Microsoft «закладок», способных нанести ущерб системам российских органов государственной власти.

Даже если исходные коды Windows предоставлены для правительственного анализа и даже если сборка сертифицированной версии производится в России, у России по-прежнему нет возможности контролировать инструменты для сборки. Поэтому возможность «закладок» по-прежнему остаётся.

Применение ПО с открытым исходным кодом позволяет полностью контролировать всё используемое ПО, включая и инструментарий для сборки. При этом возможен не только правительственный, но и независимый аудит, что уменьшает вероятность «пропуска» проблем в результате коррупции или ошибок.

Кроме того, в последнее время у продуктов Microsoft достаточно часто обнаруживаются проблемы с обеспечением надлежащей безопасности работы. Решения с открытым исходным кодом также не идеальны, но обеспечить их безопасность всё же несколько проще, благодаря более полному контролю администратора над системой.

Развитие отечественной индустрии ПО

Средства, затрачиваемые на лицензирование продуктов зарубежных компаний, оказываются за рубежом. Впрочем, они могут также использоваться этими компаниями и в России — в лучшем случае, для финансирования разработок, все права на результаты которых также будут переданы за рубеж.

Применение ПО с открытым исходным кодом позволит использовать средства государственного бюджета более полезным для экономики России образом. Вложение даже меньших средств, чем стоимость зарубежных лицензий, могло бы привести к созданию отечественных программных пакетов на базе свободного ПО. При этом финансовые вложения работают на Россию, а создаваемые продукты могут быть, в конечном счёте, выведены и на внешний рынок. Показателен пример Китайской Народной Республики, которая собирается представить на западном рынке систему Red Flag Linux, созданную при поддержке государства.

Кроме того, государственный заказ на пакеты ПО с открытым кодом, которые могли бы стать единым стандартом базового ПО — операционной системы, офисных инструментов и т.д. — для органов власти, позволил бы снабдить отечественную индустрию столь необходимыми ей средствами.

Установление стандартов взаимодействия с бизнесом и населением

Ориентация на применение продуктов Microsoft приведёт к использованию закрытых форматов и стандартов этой компании для документооборота и обмена данными.

В процессе развития «электронного правительства» постоянно увеличивается объём данных, которыми ведомства обмениваются с бизнесом и населением. Использование закрытых форматов будет навязано всем, кто желает полноценно взаимодействовать с руководящими органами своей страны.

Производители закрытого ПО, и прежде всего компания Microsoft, широко применяют закрытые форматы данных, например, документы Microsoft Office, чтобы укрепить своё монопольное положение на рынке. Правда, в последнее время Microsoft риторически признаёт важность открытых форматов и предлагает для этого собственные разработки — но на них устанавливаются жёсткие патентные ограничения, не позволяющие потребителям полностью избежать зависимости от этой компании.

Как мы указали выше, именно открытое ПО, как правило, ориентировано на использование открытых форматов. Его применение позволяет максимально широко использовать такие форматы и стандарты для взаимодействия с бизнесом и населением.

Ослабление зависимости экономики в целом, предотвращение вывоза капитала

На данный момент большая часть ИТ-инфраструктуры экономики России, как в государственном, так и в частном секторе, поставлена в зависимость от продукции компании Microsoft, которая фактически является монополистом в этом секторе рынка.

Это стало возможным благодаря широкому распространению «компьютерного пиратства». По данным IDC за 2003 год, 87% установленного на компьютерах в России ПО является нелицензионным, и «потери» производителей от неосуществлённых продаж составляют 1,1 млрд. долларов.

Однако благодаря подготовке к вступлению России в ВТО, а также усилению мер по обеспечению законности в стране, уровень «пиратства» вполне может быть заметно снижен. Однако, если сохранится зависимость от продукции Microsoft, заметная часть указанных «потерь» перестанет быть потерями — и станет вывезенным из России в оплату зарубежных лицензий капиталом.

По мере усиления требований по оплате лицензий потребители в частном секторе, вероятно, будут искать альтернативные решения на основе открытого ПО. Однако, если государство будет использовать для взаимодействия с организациями и гражданами закрытые стандарты, в частности, компании Microsoft, это замедлит такой поиск и практически навяжет частному сектору приобретение зарубежных лицензий. В свою очередь, применение открытого ПО и открытых стандартов в органах государственной власти станет авторитетным примером для немалой части лиц, принимающих решения в частном секторе.

Таким образом, выбор государства в пользу той или иной группы ПО повлияет на выбор в частном секторе экономики, и через это — на количество вывозимых из страны средств. В то же время, какие-либо запретительные меры по отношению к легальным пользователям того или иного ПО представляются категорически нецелесообразными.

Экономия финансовых средств

Применение свободного ПО в органах государственной власти позволит заметно уменьшить затраты бюджетных средств, по сравнению с лицензированием зарубежных продуктов с закрытым исходным кодом.

Цены на такие лицензии устанавливаются, исходя из зарубежного, и прежде всего американского, уровня оплаты труда разработчиков. Для России эти цены оказываются откровенно завышенными, и обсуждение этого вопроса пока не принесло результатов.

Услуги по разработке, адаптации, установке и обслуживанию ПО с открытым исходным кодом могут быть предоставлены отечественными специалистами, труд которых оплачивается по российским рыночным ценам.

Правда, этот аргумент не является безусловным. Стремясь сохранить доминирующее положение, компания Microsoft может предложить российским органам власти весьма низкие цены. Но впоследствии потери будут возмещены за счёт навязывания своих продуктов, уже по высоким ценам, бизнесу и населению, а также за счёт последующих поставок обновлённых версий ПО в органы государственной власти. Из-за применения закрытых форматов зависимость органов государственной власти от Microsoft, при выборе в пользу продукции этой компании, будет увеличиваться с каждым годом, и тогда, благодаря занятому монопольному положению на рынке, предлагаемые ею цены могут стать ощутимо высокими.

Михаил Рамендик / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS