Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Е-госзакупки придут на законодательной «броне»

Cтраницы: предыдущая   1   2 

Еврокомиссией было проведено специальное исследование для оценки того, насколько сложившийся рынок госзакупок в Европе готов к введению правовой базы, направленной на обеспечение регулирования е-госзакупок. Одной из задач этого исследования стала проработка вопросов, связанных с дополнительными действиями со стороны Евросоюза, которые требуются в этой сфере.

Переход на электронные средства в области государственных закупок на национальном уровне чаще представляется как долгосрочная работа по модернизации правительства и административной практики. По мнению экспертов, представляющих страны ЕС, главным стимулом к электронизации служит желание достигнуть значительной экономии в этой области, поэтому основные усилия исходят от центрального государственного аппарата. Другие участники торгов (поставщики) в меньшей степени заинтересованы во введении этих механизмов.


А готов ли рынок?

Уровень детализации национальных стратегий различных стран ЕС в сфере развития е-госзакупок, как, впрочем, и сами системы, остается неоднородным: одни участники ЕС разработали подробный план, другие находится все ещё на стадии резюмирования. Так же неоднородность наблюдается на финансовом уровне по линии и властей и поставщиков: где-то все начальные стадии сделок бесплатны для поставщиков, но в то же время использование служб е-госзакупок в некоторых странах оплачивается и поставщиками и властями.

В начале 2006 года каждый член ЕС обязан трансформировать правила использования электронных средств в торговле в национальные законы. В то же время, в конце 2004 года ещё ни одна даже самая развитая страна не успела приблизиться к завершению этого процесса.

Странам ЕС потребуется осуществить серьезные преобразования в законодательной сфере. Цикл приобретения покрывает широкую область действий и правительствам стран ЕС, принимающим правила электронных закупок, придется учитывать законодательные акты, регулирующие защиту данных, электронный инвойсинг, е-коммерцию, электронную подпись и т.д. Вышеуказаная трансформация должна помочь устранить правовые риски, существующие в этой сфере в настоящее время. В то же время, это преобразование должно послужить базисом для последующего методичного распространения электронных средств в секторе госзакупок, и в частности, для модернизации традиционных процессов госзакупок.

Директивы не ограничивают определение электронных закупок до определенной технологии или частного процесса, но выступают за открытое и технологически нейтральное определение, ставящее электронные средства наравне с традиционными бумажными. Транспозиция этих директив не требует создания единой стандартной среды — разные приближенные построения могут сосуществовать в зависимости от нужд той или иной страны или покупателя.

Но перевод разработанных законов на язык рабочих терминов и технических спецификаций может создать трудности интерпретации. Результатом последних могут стать расходящиеся требования, применение несовместимых стандартов и использование различающихся терминологий, что грозит потерей взаимопонимания участников процесса.

Проблемы трансформации законодательства

Исследование большинства существующих электронных систем закупок показывает, что их соответствие национальным правовым и техническим нормам не является гарантом соответствия новому законодательному пакету ЕС. Стоит так же отметить, что по-прежнему одной из серьезнейших проблем для электронизации системы общественных закупок является безопасность: кроме вопросов авторизации, электронных подписей, всевозможного шифрования остается угроза вирусных (и прямых) атак, что может вызвать полное разрушение системы, утерю важных данных и в конечном итоге — ощутимое увеличение срока сделки.

Статистика реализованных фаз е-госзакупок и используемых е-систем в странах ЕС

Фаза закупки

Электронная система

%

Извещение/Рекламирование тендера

33

92%

Публикация тендерной документации

17

47%

Управление подтверждением тендеров

9

25%

Оценка тендеров

3

8%

Оформление

8

22%

Фактурирование (инвойсинг)

1

3%

Общее число систем

36

100%

Источник: Impact Assessment of an Action Plan on electronic public procurement, Ramboll Management 2004

Статистика указывает на то, что большая часть электронных систем находится на начальном уровне развития. Более того, извещение и рекламирование предлагаемых контрактов на национальном и общеевропейском уровнях зачастую находятся в слабой связи. Последнее приводит к дублированию усилий «внутрь» и «вне», а это, безусловно, обрекает покупателя на большие растраты и меньшую эффективность.

Что касается экономических сбережений от использования электронных закупок, то, несмотря на нехватку статистических данных, цифры, имеющиеся в распоряжении в целом схожи: обычно экономия на ценах составляет порядка десятков процентов, но иногда достигает и 50%, как в случае с Essex Marketplace (e-auction).

В заключении стоит отметить один из наиболее важных вопросов: является ли подобная законодательная «интервенция» законодательства правомерной с точки зрения руководства ЕС? Перевод системы госзакупок с бумажной на электронную сопряжен с большим количеством рисков. Это требует очень тщательной неспешной работы в этом направлении. Без утверждения единых норм для электронной торговли, процессы использования ИТ в этой сфере оборачиваются риском получить сильно фрагментированный и неэффективный рынок. Поэтому, в руководстве ЕС считают, что вышеуказанная «интервенция» является огромным шагом в деле превращения Европы в единый рыночный сектор хорошо отлаженный изнутри. При этом постепенность перехода на электронные системы закупок так или иначе в ближайшее время будет наблюдаться. И это связано прежде всего не только с техническими и правовыми аспектами проблемы, но и с некоторой «инертностью мышления» человека, привыкшего к традиционному «бумажному» бизнесу.

Кирилл Лебединский / CNews

Cтраницы: предыдущая   1   2 

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS