Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Е-госзакупки в России: география успеха

Региональные власти постепенно внедряют системы электронных госзакупок, добиваясь экономии средств бюджета до 20-25%. Но и это еще не предел. В лидеры по суммарной стоимости контрактов, заключенных с применением е-госзакупок, выбились Новосибирская область и Санкт-Петербург.

Велика Россия, много в ней регионов, и в каждом из них власть предержащие пытаются на свой лад заниматься электронными госзакупками, активно реализуя мероприятия № 51, № 53 и № 54 ФЦП «Электронная Россия». Некоторые края и области достигли в этих начинаниях заметных успехов, сообщая порой о 20% экономии, которую дают е-госзакупки.

Однако, несмотря на достаточно впечатляющие результаты, важно отметить, что в большинстве регионов-лидеров пока используются различные системы проведения е-госзакупок, без организации взаимодействия между ними.

Например, в Санкт-Петербурге достаточно хорошо отработана схема формирования бюджетной заявки, предварительного планирования бюджета. Кроме того, автоматизация коснулась не только этой схемы, но и процедуры конкурсных торгов.

Структура электронных госзакупок в России

Регион или город Количество За 2003 г. За 2004 г.
Постав-щиков Заказ-чиков Кол-во закупок Сумма, млн. руб. Кол-во закупок Сумма, млн. руб.
Региональные системы электронных закупок
СЭТ Белгородской области 680 75 253 1 084 312 1 241
ЭСМТС Новосибирской области 815 12 120 1 687 >50 >1 900
СЭТ Краснодарского края 4 237 557 7 150 170 21 075 597
АИС ГЗ Санкт-Петербурга 7 844 1 753 н.д. н.д. н.д. 2 820
СЭТ Владимирской области 50 11 5 49 >50 >450
СЭМЦ Администрации Кемеровской области 65 7 20 302 н.д. >190
ЭП АГЗРТ (Республика Татарстан) 619 н.д. н.д. н.д. 140 63
Системы электронных закупок федерального уровня
ОЭТП Росатома 5 386 271 >700 >12 000 >4 200 >55 000
ИТОГО           61 762
ИТОГО млн. долл.           2 130

Источник: НАУЭТ1

Согласно данным Комитета экономического развития, промышленности и торговли Санкт-Петербурга, имеется возможность проведения госзакупок по нескольким формам: открытому конкурсу, закрытому конкурсу и внеконкурсному способу – запросу котировок.

Параметры размещения госзаказа в 2004 г.

Способы размещения
государственного заказа
Сумма, млн. руб. Удельный вес в общем объеме госзакупок, %
Запрос котировок (от 30 до 250 тыс. руб.) 3 739 7,6
Конкурс 11 766 24,0
Единственный источник, в том числе: 25 552 52,1
дополнительные соглашения по ранее проведенным конкурсам 6 932 14,1
конкурс не состоялся 1 245 2,5
Публичные закупки (до 30 тыс. руб.) 669 1,4
Монополисты (ед. источник) – оплата газа, теплоэнергии, электроэнергии, связи и т.д. 7 310 14,9
Итого по всем способам размещения: 49 005 100

Источник: Комитет экономического развития, промышленной политики
и торговли Санкт-Петербурга2

Из представленных ниже данных видно, что «неконкурсный» способ – запрос котировок - постепенно уступает свои позиции. Сумма контрактов, заключенных по конкурсным процедурам различных типов, в 2004 г. уже более чем в 3 раза превышала сумму по запросам котировок.

Проведение госзакупок с учетом возрастающих объемов средств, направляемых на эти цели из бюджетов разных уровней, в электронном виде сопровождается заметной экономией денег.

Эффективность размещения госзаказа в 2004 г.

Период времени/организатор конкурса Сумма, млн. руб. Экономия, млн. руб. Экономия, %
За период с 01.01.04 по 11.02.04 г. 13 939 93 0,7
За период с 12.02.04 по 31.12.04 г. (новая система) 35 066 1 979 5,6
ГККП (Конкурсная комиссия при правительстве СПб) 15 379 1 267 8,2
МВГКК (Межведомственные государственные конкурсные комиссии) 5 601 458 8,2
ГККГЗ (Государственные конкурсные комиссии государственных заказчиков) 14 086 254 1,8
Итого: 49 005 2 072 4,2

Источник: Комитет экономического развития, промышленной политики
и торговли Санкт-Петербурга2

Кроме того, с точки зрения автоматизации процесса госзакупок, запрос котировок представляет собой наименее переводимую в электронный вид форму торгов. Если рассматривать уменьшение дублирования электронного документооборота бумажным как одно из преимуществ, то возрастание доли конкурсов в общем объеме госзакупок свидетельствует о существенном движении госструктур по направлению к современным электронным торговым площадкам.

Похожие результаты демонстрируют и другие регионы. Так, в Новосибирской области начиная с 2002 г (с момента запуска системы электронных закупок «Госзаказ») проведено более 300 торгов на сумму более 3,8 млрд. руб., при этом экономия бюджетных средств составила более 400 млн. руб. Средний процент снижения цен за счет применения электронной системы достиг 9,7%, в том числе по медицинскому оборудованию – 29,9%, а по товарам народного потребления – 24,8%.

На стабильный рабочий уровень вышла ИС организации е-госзакупок в Белгородской области, пионере внедрения подобных систем в России. В процессе торгов в области используется система «аукционов на понижение», благодаря которой происходит значительное снижение цен на товары и услуги, поставляемые по госконтрактам. В ходе е-торгов активно используется механизм ЭЦП – в области создан полноценный функционирующий удостоверяющий центр.

Результаты е-торгов (закупок) в Белгородской области с января 2003 г. по май 2005 г.

Период времени Сумма, предусмотренная заказчиком,
млн. руб.
Сумма по результатам е-торгов,
млн. руб.
Средняя сумма тендера,
тыс. руб.
Сравнительная эффективность торгов, % Количество тендеров
2003 г . 1084,2 965,7 1120,6 16 253
2004 г . 1241,4 1037,1 1267,2 22 390
январь-апрель 2005 г. 220,0 176,1 215,6 22 51
Итого: 2545,6 2178,9 2603,5 19 694

Источник: ОГУ «Белгородский информационный фонд»3

Одним из интересных примеров практически полноценной реализации е-торгов стала Владимирская область. Система позволяет проводить электронный конкурс с автоматическим комплектованием конкурсной документации, электронным информированием участников торгов, подготовкой «электронных конвертов» с конкурсными заявками и электронным механизмом их последующего «вскрытия».

Широко используется механизм ЭЦП, для обеспечения конфиденциальности заявок и требуемого уровня безопасности применяются электронные открытые и закрытые ключи. Помимо этого, ускорился процесс проведения торгов, чистота сделок и финансовая прозрачность

В 2004 г. фонд имущества Владимирской области провел более 50 торгов по закупке материалов, одежды, продуктов, лекарств и услуг на сумму более 450 млн. руб. Экономия по электронным торгам достигает 20%, в то время как по торгам в письменной бумажной форме – 4% от суммы закупок. Например, общая сумма электронных торгов по закупкам медикаментов, проведенных в 2004 г., составила 26 млн. руб., при этом экономия средств составила от 20 до 25%.

Илья Кошелев/Cnews

Тагир Яппаров: Интерес к ИТ-аутсорсингу со стороны государственных структур переходит в практическую плоскость

Тагир ЯппаровО развитии процессов информатизации органов государственной власти, проблемах и решениях в этой сфере CNews рассказал Тагир Яппаров, председатель совета директоров компании АйТи.

CNews: Удалось ли органам государственной власти в 2004 г. выдержать взятый ранее темп информатизации? Какие события оказали наиболее сильное влияние на эти процессы?

Тагир Яппаров: Безусловно, административная реформа, проводившаяся в первой половине года, оказала определенное влияние на динамику темпов роста рынка «государственной» автоматизации. По причине реструктуризации министерств и ведомств, отвечающих за процесс информатизации, многие проекты были приостановлены и перенесены с первого полугодия на второе. С другой стороны, я бы отметил очень динамичное развитие региональной информатизации, особенно по сравнению с 2003 г. В прошлом году стартовал целый ряд интересных и масштабных региональных проектов как в области построения региональной инфраструктуры, так и в сфере создания и внедрения различных прикладных программных решений. Чувашия, Карелия, Хакасия, Кировская область, Красноярский край — это лишь несколько примеров активной реализации программ региональной информатизации, которые сегодня «на слуху». Поэтому в целом интегральные темпы информатизации органов госуправления в прошедшем году, на мой взгляд, оставались на достаточно высоком уровне.

Кроме того, хотелось бы отметить ту огромную «законотворческую» работу, которая была проделана в прошедшем году по направлению информационных технологий. Это и создание «Концепции использования ИТ в деятельности федеральных органов государственной власти», и принятие целого ряда решений по созданию особых экономических зон и технопарков, и многое другое.

Иными словами, с моей точки зрения, 2004 г. для развития рынка информатизации государственной власти был достаточно позитивным.

Полный текст интервью


1 «Национальная ассоциация участников электронной торговли» (НАУЭТ), доклад исполнительного директора Антона Никольского на научно-практической конференции «Системы электронных торгов и региональная информатизация: тенденции развития», Белгород, 19-20 мая 2005 года (подробнее см. здесь)
2 Согласно годовому отчету комитета, представленному на его официальном сайте, подробнее см. здесь
3 Доклад Дмитрия Пантелеева, ОГУ «Белгородский информационный фонд»; представлен на научно-практической конференции «Системы электронных торгов и региональная информатизация: тенденции развития», Белгород, 19-20 мая 2005 года.

Cтраницы: предыдущая  1    2   3  следующая

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS