Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Госсектор и рынок СЭД

Cтраницы: предыдущая   1   2   3   4  следующая

Характерной особенностью нашей страны является то, что рынок СЭД находится в активной стадии своего развития и движется в сторону заполнения. Этот фактор позитивно влияет на перспективы внедрения систем СЭД в органах государственной власти. Многие участники рынка также подчеркивают, что очень большую роль в дальнейшем развитии рынка может сыграть интенсификация мероприятий в рамках ФЦП «Электронная Россия».

Другими мощными движущими факторами являются административная реформа и «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти на период до 2010 года», одобренная правительством РФ в ноябре 2004 г.

Стадия развития рынка СЭД

только зарождается

находится в активной стадии развития

почти заполнен

полностью заполнен

Источник: оценки РБК

В целом следует отметить, что в стадию «почти заполнен» рынок перейдет через 2-3 года при оптимистическом варианте развития событий и через пять лет — при пессимистическом варианте.

Рост объема рынка СЭД, $ млн.

Источник: оценки РБК

Органы государственной власти, с одной стороны, являются стабильными потребителями СЭД, так как почти вся их деятельность строится вокруг документооборота и связана непосредственно с производством документов. С другой стороны, госсектор – один из крупных потребителей на рынке СЭД в нашей стране с долей около 34%, что оказывает значительное влияние как на формируемые в этом сегменте запросы, так и на развитие рынка в целом.

К середине 2004 г. рынок потребителей СЭД по масштабам бизнеса (в денежном выражении) имел следующую структуру, которая связана с особенностями потребления систем электронного документооборота.

Структура рынка по масштабам бизнеса потребителей СЭД в 2004 г.

Источник: оценки РБК

Александр Мираков: «Госорганы готовы к повсеместному внедрению электронного документооборота»

Александр Мираков: «Госорганы готовы к повсеместному внедрению электронного документооборота» 
Внедрение систем электронного документооборота в работу органов государственной власти и коммерческих компаний комментирует Александр Мираков, директор проектов компании РБК СОФТ.

Александр Мираков: По моим ощущениям, госучреждения к внедрению систем электронного документооборота готовы. Более того, во многих ведомствах уже вполне успешно применяются соответствующие информационные системы. Определенные трудности при внедрениях есть (особенно если речь идет не только об автоматизации привычных всем делопроизводственных процессов), однако очевидно, что тенденция положительная.
   Конечно, в ходе внедрения системы всегда возникает необходимость обучения сотрудников, как пользователей, так и администраторов системы. Мы стараемся уделять этому особое внимание в ходе проектов: от того, насколько хорошо пользователи «воспринимают» систему, очень сильно зависят результаты внедрения.
   Наш опыт показывает, что наиболее востребованными с точки зрения госорганов являются функции управления делопроизводством. Это и учет входящей/исходящей корреспонденции, и контроль исполнения документов/поручений. Также можно отметить востребованность «электронных архивов» и подсистем, которые решают узко специализированные задачи: обработки информации, подготовки определенных типов документов, управления процессами внутреннего согласования и т.д.
   Если говорить про общие функции СЭД, доступные пользователям после внедрения системы, то стоит отметить интерес наших заказчиков к возможностям поиска информации и к функциям разграничения доступа к ней. Кроме того, в последнее время все чаще возникает необходимость применения ЭЦП.
   Задачи внедрения СЭД можно разделить на три основные группы: технические, экономические и организационные. При этом организационный аспект, на мой взгляд, является самым важным. Ключевыми здесь оказываются подготовка регламентов работы и выпуск соответствующих приказов, определение политики безопасности, обучение сотрудников, правильное сочетание «бумажного» и электронного документооборота. Технические трудности связаны с необходимостью интеграции систем, осуществления выбора наиболее эффективного программно-аппаратного решения. Кроме того, довольно сложно оценить прямой экономический эффект от внедрения СЭД.

   CNews.ru: Спасибо.

В дальнейшем СЭД имеют значительные перспективы внедрения в органах власти и спрос на них будет устойчиво расти, поскольку эффективная организация работы с документами является для властных структур одной из неотъемлемых и жизненно важных задач. Это тем более очевидно, если учесть, что на данный момент сотрудников органов государственной власти в России больше, чем в Советском Союзе. Так, за последние две года доля органов государственной власти на рынке СЭД увеличилась почти на 4% (в денежном выражении).1

В рамках программы перехода на СЭД в органах государственной власти осуществляются пилотные проекты непосредственно в этой сфере, а также в областях, стимулирующих подобный переход. К последним относится развитие телекоммуникационной инфраструктуры и подключение госструктур к компьютерным сетям.

Очень важным является развитие системы электронной торговли и поддержки рынка товаров (услуг), а также системы подготовки специалистов для сферы ИКТ. Весьма остро стоит проблема подготовки квалифицированных пользователей среди сотрудников органов госвласти.

В рамках создания систем электронного документооборота в ФЦП «Электронная Россия» в 2002 г. было предусмотрено три мероприятия.

  • Мероприятие № 15: «Обеспечение электронного документооборота между органами власти, в том числе определение стандартов обмена информацией для систем электронного документооборота между органами государственной власти и местного самоуправления и координация вопросов использования стандартов документооборота на региональном и муниципальном уровне».
  • Мероприятие № 16: «Обеспечение электронного документооборота между аппаратом правительства Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти».
  • Мероприятие № 17: «Обеспечение электронного документооборота в органах государственной власти».

Реализация в рамках «Электронной России» в 2002-2003 гг. этих мероприятий свидетельствует о понимании необходимости внедрения СЭД в органах госвласти для существенного улучшения управляемости в стране.2

Степень влияния ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 гг.)» на рынок СЭД

Вопрос: Какое — большое или никакое — влияние окажет ФЦП «Электронная Россия 2002–2010» на рынок СЭД?

Источник: данные опросов и интервью РБК

Но в оценках того, каким будет это влияние, участники рынка СЭД расходятся.

Влияние ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 гг.)» на рынок СЭД

Вопрос: Какое — отрицательное или положительное — влияние окажет ФЦП «Электронная Россия 2002–2010» на рынок СЭД?

Источник: данные опросов и интервью РБК

В 2003 году, по результатам анализа технических заданий, проектной и исполнительской документации по осуществляемым Минэкономразвития России в рамках ФЦП «Электронная Россия» проектам были выработаны рекомендации по дополнительным требованиям к технической документации исполнителей. Разработаны «Единые требования к программно-техническим разработкам, ведущимся по ФЦП «Электронная Россия» и предполагаемым к эксплуатации в Минэкономразвития России», – правда пока только как проект нормативного документа.

Также были подготовлены предложения по долговременной стратегии развития программно-аппаратного комплекса ИТЦ Минэкономразвития России, создаваемого в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 гг.)». Мероприятия, проводившиеся в 2003 году в рамках создания СЭД:

  • Обеспечение электронного документооборота в органах государственной власти на примере ФКЦБ.
  • Обеспечение электронного документооборота как в органах государственной власти, так и между ними.
  • Обеспечение электронного документооборота в органах государственной власти с использованием технологии удостоверяющих центров.

Рассмотренные факторы свидетельствуют о благоприятных перспективах развития рынка СЭД в России, однако в ходе реализации комплексных программ по внедрению электронного документооборота в рамках ФЦП «Электронная Россия» выявлен ряд довольно серьезных недостатков.


1 Но внедрение и использование СЭД в государственных и муниципальных органах управления имеет ряд существенных ограничений (см. далее главу «Барьеры на пустом месте»). В качестве наиболее значимых составляющих рынка СЭД в сегменте «госсектор» выступают федеральные органы власти и органы власти некоторых субъектов федерации. В качестве примера последних можно привести внедрение СЭД при реализации проектов по региональным электронным правительствам в Татарстане и Чувашии.
2 Все участники рынка едины во мнении, что ФЦП «Электронная Россия» окажет существенное влияние на развитие рынка СЭД.

Александр Чачава, Илья Кошелев / Cnews Analytics

Cтраницы: предыдущая   1   2   3   4  следующая

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS