Компьютеризация госвласти — качество и количество

Сетевые приложения, централизованные базы данных, передача и хранение аудио- и видеоданных, использование электронно-цифровой подписи, широкополосный доступ к ресурсам центрального офиса — всё это уже стало стандартом в индустрии информационных технологий, активно применяется в бизнесе и все более активно используется в органах государственной власти.

Cтраницы:   1   2   следующая

Стремительное развитие информационных технологий связано, в первую очередь, с желанием перевести значительную часть операций в электронную форму, обеспечивающую несравнимо большую производительность, оперативность и доступность информации. На смену громоздким папкам документов, пылящихся в шкафах архивов, пришел компьютер, оснащенный специализированным программным обеспечением (ПО), который позволяет оперативно и быстро получать нужную информацию.

Немаловажной причиной значительного увеличения ИТ-мощностей является отсутствие существенных ограничений на пути внедрения передовых технологий, которые практически сразу находят своё место в жизни, не встречая на пути значительных сдерживающих факторов, и позволяют оперировать необходимыми объёмами данных. Например, всего несколько лет назад хранение отсканированных копий документов на файл-сервере было недопустимой роскошью, связанной с необходимостью закупки дорогостоящего оборудования, сегодня же это является нормой, а средства хранения доступны и недороги даже для малого бизнеса, не говоря уже о крупных государственных структурах.

Количество и качество — две стороны одной медали

Численность ПК в федеральных и региональных органах государственной власти неуклонно растет. В отдельных госструктурах федерального уровня количество числящихся на балансе рабочих станций значительно превышает количество служащих. Но такая ситуация справедлива, в основном, по отношению к центральным аппаратам ведомств — в региональных подразделениях компьютеров катастрофически не хватает, и рост их числа происходит не слишком активно.

До сих пор остается довольно большим процент устаревшей техники, в особенности это касается все тех же региональных подразделений. По данным CNews Analytics, в 2005 году число рабочих станций на базе процессора Intel Pentium составляло около 16% от общего числа персональных компьютеров, состоящих на балансе во всех федеральных органах государственной власти РФ. Некоторый оптимизм внушает тот факт, что по сравнению с 2004 годом это цифра снизилась почти на 5%. Несмотря на то, что компьютеры данного класса являются морально устаревшими и пригодны для решения весьма ограниченного круга задач, их количество сокращается очень медленно.

В соответствии с принятыми в органах государственной власти критериями оценки, рабочие станции на базе процессора Intel Pentium II и выше как правило объединяют в одну группу, хотя параметры систем внутри этой группы отличаются очень существенно. В настоящее время более корректно было бы в качестве нижней границы «морально устаревшей» техники принять рабочие станции на базе процессора Intel Pentium III и руководствоваться этим критерием при проведении ИТ-перевооружения. Этот выбор можно объяснить тем, что работа на ПК с таким процессором под управлением наиболее распространенных сегодня версий операционной системы (ОС) Windows все-таки возможна, хотя такую работу никак нельзя назвать комфортной. (В органах государственной власти практически на всех настольных ПК применяется именно эта ОС.) В случае такого деления количество устаревшей техники в органах государственной власти федерального уровня, по оценкам CNews Analytics, составит 30-40%.

Несмотря на то, что не существует законодательных ограничений на применение той или иной платформы при закупке ПК, проведенные исследования показывают, что существует тенденция к всеобщему переходу на платформу x86. Так в 2004 году в федеральных органах государственной власти компьютеров на других платформах было 3,5%, а в 2005 г. их количество сократилось до 2,4%.

Число используемых портативных компьютеров весьма незначительно и становится заметным в основном за счет наличия их в центральном аппарате органа государственной власти. Но именно применение такой техники (там, где это допустимо и вызвано служебными потребностями) имеет значительные преимущества: высокая мобильность, постоянный доступ к информационным ресурсам, не ограниченный только рабочим местом (при использовании технологий беспроводных сетей), высокая экологичность (низкое энергопотребление, отсутствие шума), наконец, просто экономия офисного пространства.

За прошедший 2005 год в федеральных органах государственной власти не произошло значительного увеличения относительного количества серверов, подавляющее большинство которых по-прежнему составляют системы на платформе x86, в то время как существует масса решений для серверов различного уровня на базе более производительных платформ. Во многих ведомствах наблюдается картина, когда в качестве сервера используется та же «персоналка», немногим более мощная, чем большинство ведомственных ПК. Подобные решения, конечно, экономят средства, но не обеспечивают достаточной производительности, не говоря уже о надежности и избыточности, которые должны являться важнейшими критериями при выборе сервера.

На фоне текущих реалий

При детальном рассмотрении сложившейся ситуации становится понятно, что при казалось бы, растущих показателях оснащенности компьютерной техникой в федеральных органах государственной власти наблюдается острая нехватка современной техники и, как следствие, недостаточная эффективность обработки информации. Такая ситуация является серьезным тормозом на пути развития информатизации и эффективного использования ИТ в органах государственной власти.

Превышение количества компьютеров в центральном аппарате ряда федеральных ведомств над числом сотрудников отнюдь не является свидетельством того, что достигнуты высокие показатели уровня информатизации. Во-первых, некоторые органы государственной власти постоянно держат на балансе центрального аппарата персональные компьютеры подведомственных организаций, фактически не используя их в работе центрального аппарата. Во-вторых, в некоторых случаях оборудование для региональных подразделений закупается централизованно и временно числится за центральным аппаратом.

Но основной причиной такого положения вещей является сложная и запутанная процедура списания старой техники, сопряженная с получением огромного числа подписей и одобрений, соблюдением множества правил и нормативов, не учитывающих темпов развития рынка аппаратных и, в особенности, программных средств, а также факторов морального старения техники и ПО. «Подвисшие» на балансе ведомств компьютеры зачастую уже давно не используются по причине технической отсталости и частичной разукомплектованности. Номинально являясь рабочими единицами, не выполняя при этом никакой работы, подобная техника сильно искажает общие показатели информатизации органов государственной власти.

Разрешение этой ситуации возможно путем проведения масштабной технической инвентаризации парка компьютеров и корректировки существующих нормативов списания техники.

Не секрет, что компьютерный рынок развивается очень быстро, и за несколько лет, казалось бы, «ультрасовременный» компьютер полностью устаревает. Однако необходимо разобраться, что означает это устаревание. Требования к аппаратному обеспечению постоянно растут, но в первую очередь это справедливо для игровых и развлекательных приложений. Операционные системы, офисное и, тем более, специализированное ПО обновляется гораздо медленнее. Так же значительную роль в устаревании играет и человеческий фактор — нередко в процессе использования система обрастает «паразитными» программами, часть из которых может быть сознательно установлена пользователем из-за якобы полезных свойств, другие устанавливаются самопроизвольно, при работе в интернете, например, при просмотре сомнительных веб-узлов — так называемые spyware. Все это «съедает» часть ресурсов (иногда весьма значительную) и тормозит работу системы, субъективно вызывая эффект «морального старения» техники.

Продлить срок жизни компьютерного оборудования способны квалифицированные ИТ-специалисты, в обязанности которых должен входить постоянный мониторинг состояния рабочих станций пользователей для поддержания их в «боевом» состоянии. К сожалению, кадровые проблемы, существующие в ИТ-подразделениях органов государственной власти, делают этот процесс трудноосуществимым. Для автоматизации такого мониторинга необходимо 100% подключение всех ПК к ведомственной локальной вычислительной сети, чего нет даже в большинстве органов государственной власти федерального уровня, не говоря уже о региональных.

Автоматизированный мониторинг оборудования реализован лишь в единичных случаях, и позволяет эффективно отслеживать и контролировать состояние системы и планировать бюджет ИТ-модернизации. Причинами, как правило, является гетерогенная среда, состоящая из компьютеров разных производителей и разных платформ, а также сложность реализации и стоимость данной системы мониторинга. В тоже время, переход на 3-летнее бюджетное планирование должен стать одним из серьезных стимулов для перехода на подобные автоматизированные системы мониторинга состояния аппаратно-программного комплекса.

Физический износ и отказы техники наступают, как правило, гораздо позже «морального старения», однако здесь существенную роль играет происхождение комплектующих и «брэндовость» компьютеров. Желание сэкономить на «железе», при одинаковых, казалось бы, характеристиках, может вылиться в большие дополнительные расходы по выявлению и замене нестабильно работающих элементов, не говоря уже о вопросах совместимости комплектующих в собранных «на коленках» компьютерах. Поэтому при планировании закупок оборудования выбор желательно сделать в пользу хорошо зарекомендовавших себя брендов, как зарубежных, так и отечественных, если таковые имеются. Вероятно, все-таки будут введены нормативные требования либо жесткие рекомендации к аппаратной платформе оборудования, приобретаемого как органами государственной власти, так в целом на бюджетные средства, например, в рамках целевых программ информатизации учебных заведений. В последнем случае учителя школ отмечали, что компьютеры были действительно закуплены за счет средств федерального бюджета, но они «неизвестно кем и когда собраны». В тоже время в рамках отдельных федеральных ведомств — лидеров информатизации, например, в Росстате, такие требования действуют уже давно, периодически пересматриваются и применяются во всех территориальных органах этой федеральной службы.

Одним из способов продления срока службы компьютерной техники является апгрейд аппаратной части. Но необходимо учитывать, что возможности модернизации (апгрейда) существующей техники при нынешних условиях весьма ограничены. Можно увеличить объем оперативной памяти, установить более емкий и быстрый жесткий диск, но существует проблема совместимости — с появлением новых стандартов комплектующие для устаревшей системы превращаются в «экзотику», которую бывает трудно найти, и стоить они могут гораздо дороже, чем современные и более совершенные аналоги. Имеет ли смысл покупать заведомо устаревшие комплектующие, чтобы незначительно увеличить производительность системы? Фактически, полноценный «апгрейд» сводится к замене начинки почти всего системного блока, а, учитывая, что современные комплектующие потребуют установки и более мощного блока питания, «апгрейд» превращается просто в покупку нового компьютера.

Принимая во внимание быстрое устаревание «железа», стремительный рост автоматизации и требований к аппаратной части новых систем, необходимо определить схемы перемещения устаревающих ПК между подразделениями ведомств и регионами, исходя из их потребностей. Как известно, различные информационные ресурсы требуют различных по производительности компьютеров. Сотрудникам отделов, работающих с тяжеловесными приложениями, требуются мощные, современные рабочие станции, в то время как для других отделов, работающих с простыми программами, подойдут и средненькие, пусть и отчасти устаревшие ПК. Перераспределение персональных компьютеров особенно актуально для регионов, где явно ощущается нехватка рабочих станций. Таким образом, срок жизни техники будет сильно продлен, что позволит избежать лишних затрат. Но при этом не обойтись без создания автоматизированной системы мониторинга состояния ИТ-обеспечения органов государственной власти федерального и регионального уровней, число которых в настоящее время составляет 92 и 88 соответственно. В дальнейшем возможно подключение органов муниципального уровня, по мере готовности.

Cтраницы:   1   2   следующая


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS