Компьютеризация госвласти — качество и количество

Сетевые приложения, централизованные базы данных, передача и хранение аудио- и видеоданных, использование электронно-цифровой подписи, широкополосный доступ к ресурсам центрального офиса — всё это уже стало стандартом в индустрии информационных технологий, активно применяется в бизнесе и все более активно используется в органах государственной власти.

Cтраницы:  предыдущая   1   2  

Значительную роль при формировании инфраструктуры ведомства играет эффективность обработки информации, оптимальный выбор серверного ПО и СУБД, расчет необходимого количества серверов и распределения нагрузки, построение масштабируемых систем. Существенно минимизировать нагрузку на рабочие станции и снизить стоимость ИТ-решений возможно за счет использования терминальных станций — так называемых «тонких клиентов». Инфраструктура «тонких клиентов» позволяет быстро и экономично выполнять модернизацию, обновляя программное обеспечение на серверах, а не на рабочих местах. К очевидным преимуществам такого подхода при создании информационных систем можно отнести повышение уровня защищенности данных, существенное упрощение администрирования, снижение требований к производительности оборудования, применяемого на рабочих местах сотрудников, уменьшение эксплуатационных расходов.

Структура КИС с использованием терминальных станций

Cтруктура КИС с использованием терминальных станций

Источник: компания Kraftway

Терминальные системы предназначены для использования в условиях, где большое количество пользователей решает задачи, не требующие максимальной производительности. Различные офисные приложения, почтовые клиенты, системы автоматизации предприятия успешно функционируют в терминальном режиме, при этом на одном и том же сервере находятся прикладные, аналитические и бухгалтерские программы, и каждый пользователь получает в свое распоряжение рабочее место со всем необходимым ему ПО. Исключение составляет лишь небольшой перечень специализированных применений — графические редакторы, программы для видеомонтажа, CAD/CAM системы, но они, как правило, не требуются для работы сотрудников органов государственной власти.

Единая политика информатизации — насущная необходимость

Решение проблемы полноценного оснащения органов государственной власти компьютерным оборудованием состоит не только в том, чтобы избавиться от устаревшей техники или продлить срок ее службы, а скорее в тщательном и комплексном планировании построения ИТ-систем. Важной частью этого процесса является продуманная политика приобретения техники, которая уже не может выражаться в банальной закупке компьютеров. Необходимость формирования такой политики не только на внутриведомственном, но и на межведомственном уровне обусловлена еще и тем, что в настоящее время взят курс на объединение информационных ресурсов всех органов государственной власти и создание «электронного правительства». При отсутствии унифицированных стандартов на устанавливаемое оборудование и программное обеспечение могут возникнуть серьезные проблемы при стыковке ИТ-ресурсов различных ведомств. Поэтому при обновлении компьютерного парка необходимо следовать единой закупочной политике, сформированной на основе модульного принципа, и проводить закупки по определенным спецификациям, где прописаны требования к ключевым параметрам.

Реализованная таким образом система формирования современной ИТ-инфраструктуры, поможет обеспечить рентабельное вложение средств и избежать проблем аппаратной и программной несовместимости, возникающих в разнородной среде. Желание же сэкономить на безымянном товаре и приобретение произвольных конфигураций от случая к случаю зачастую приводит к проблемам, связанным с низким качеством, надежностью и сложностью настройки.

Для разработки единых стандартов и координации действий по информатизации ведомств, долгосрочному планированию и оценке эффективности использования информационных технологий необходимо создание межведомственных структур, специализированных комиссий. Кроме того, очень важным является развитие в ведомствах ИТ-служб, привлечение к работе специалистов высокого класса и компаний-итеграторов, имеющих большой опыт построения ИТ-систем. Существенное значение имеет и организация обучения госслужащих эффективному использованию ИТ. Последнему вопросу в большинстве случаев уделяется весьма незначительное внимание. В дальнейшем можно ожидать введения квалификационных требований в сфере ИТ к госслужащим, чему, как ранее отмечал Олег Бяхов, директор департамента стратегии построения электронного общества Мининформсвязи РФ, способствует введенный в действие с февраля 2005 года закон о государственной гражданской службе, согласно которому с госслужащими подписывается контракт. Но что включать в эти требования и как их формулировать — каждое ведомство вольно решать самостоятельно, равно как и не включать их в контракт. Впрочем, последнее станет очевидным шагом назад и будет противоречить назначению ИТ, как инструмента, повышающего эффективность работы в целом и использования информационных ресурсов, в частности.

В настоящее время отмечается активный переход на электронные методы хранения, обработки и обмена информацией, этот процесс стремительно охватывает всё большие и большие области в органах государственной власти, что, естественно, влечет за собой увеличение компьютерных мощностей. Оборудование новых рабочих мест в центральном и региональных офисах, создание мощнейших Data-центров, расширение каналов связи и консалтинговые услуги по построению и оптимизации инфраструктуры требуют серьезных финансовых вложений, однако надо понимать, что при грамотном планировании все эти затраты окупятся сторицей в недалеком будущем, преобразив органы государственной власти. Этот процесс наблюдается во всех развитых странах мира — госструктуры из медленных бюрократических машин, отягощённых бумажной волокитой, превращаются в гибкий и динамичный механизм, способный эффективно решать поставленные задачи и весьма быстро подстраиваться под различные изменения, диктуемые жизнью. Однако, не умаляя значение ИТ, следует помнить, что они являются только инструментом реинжениринга процессов государственного управления.

Cтраницы:  предыдущая   1   2  

Дмитрий Ильин, Дмитрий Каширин / CNews


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS