Модель системы реализации режима «одного окна»

Анализ введения режима «одного окна» в различных регионах РФ показывает, что используемая модель информационных процессов имеет ряд существенных недостатков и ограничений, не позволяющих оперативно и качественно принимать решения, оптимизировать информационные и финансовые потоки при согласовании документов в процессе межведомственных взаимодействий. Для решения данных проблем в статье предлагается новый системный подход к реализации режима «одного окна».

Cтраницы:   предыдущая   1    2    3   4     следующая

Специалисты служб «одного окна» начинают принимать документы от заявителей по методу индукции (от простых к сложным). На этом этапе обеспечивается выдача большинства исходящих документов органов исполнительной власти через «одно окно», хотя еще нельзя сказать, что органы исполнительной власти окончательно перешли на режим «одного окна», т.к. для того чтобы получить необходимый документ, заявитель вынужден обойти целый ряд «окон», собрать необходимое количество промежуточных документов и уже только после этого обратиться в то «одно окно», которое выдаст ему конечный документ.

Этапы реализации режима «одного окна» (рис. 2)

Так, например, в Зеленограде оказалось, что в настоящий момент отсутствует предмет напряженного внешнего взаимодействия, несмотря на то, что формально префектура принимает конечный документ по многим вопросам. Напр., по инвестиционным объектам, проект распоряжения префекта готовит Территориальное отделение регулирования землепользования Москомзема, а для его подготовки в свою очередь требуется множество заключений от служб «одного окна» других организаций (Инспекция государственного строительного надзора, Москомархитеатура, Департамент природопользования и охраны окружающей среды, Роспотребнадзор и др.). Таким образом, для оформления земельно-имущественных прав заявителю нужно обойти более 5 служб «одного окна», получить ряд документов и только затем прийти в то «одно окно», которое выдаст ему необходимое разрешение (см. рис. ниже).

Оформления земельно-имущественных прав через обращения в службы «одного окна» (рис.3)

На втором этапе осуществляется отработка регламентов внешних и внутренних взаимодействия службы «одного окна» (фокус на обеспечении back-office). Регламент устанавливает цели (целевые параметры) деятельности, выраженные в конкретных и измеримых ее результатах. Благодаря единым регламентам должна возникнуть связь между целями, функциями и процессами с одной стороны и ресурсами — кадровыми, финансовыми, информационными, аппаратно-программными — с другой [1].

Одновременно с этим ведутся работы по налаживанию и оптимизации каналов обмена данными, как внутри самой организации, так и с внешними организациями с применением технологии электронного документооборота и средств электронно-цифровой подписи. Для определения схем построения физических каналов обмена информацией между подразделениями органов исполнительной власти и городскими организациями (участниками информационного обмена в рамках режима «одного окна»), нужно в первую очередь исходить из информационной потребности. Здесь начинает осуществляться автоматизация процесса оказания услуги с использованием межведомственных ресурсов, отрабатываются и упрощаются взаимодействия между системами на уровне обмена данными. Точка взаимодействия — это самое «узкое место» любого процесса — информационного или административного, — поэтому степень автоматизации таких взаимодействий позволяет говорить об эффективности процесса оказания услуги в целом.

На этом этапе осуществляется проектирование информационной системы, представляющей собой реляционную базу данных, обеспечивающую информационное взаимодействие между органами исполнительной власти по определенным алгоритмам, на основе единых принципов и общих правил.

В настоящее время у большинства держателей «одного окна», уже существуют локальные базы данных и электронные архивы, содержащие достоверную информацию, необходимую при реализации режима «одного окна». В связи с этим, необходимо провести инвентаризацию и анализ всех держателей «одного окна», на предмет наличия указанных баз и архивов.

Целью данного анализа является последующая интеграция локальных ресурсов в единое информационное пространство, а также оптимизация процессов и хранилищ информации путем исключения дублирования данных отдельными локальными базами и электронными архивами и выявление потребности в создании дополнительных информационных систем.

Например, при внедрении режима «одного окна» в префектуре Зеленограда оказалось, что многие документы, выдаваемые в режиме «одного окна», являются промежуточными. В частности, анализ организаций, для представления в которые запрашивались распоряжение префекта, показал, что потребитель более половины из них — Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда. После разработки и утверждения соответствующего регламента взаимодействия, непосредственно УДЖПиЖФ запрашивает и получает в службе «одного окна» префектуры необходимое распоряжение, без привлечения к этому процессу заявителя. Применение регламента взаимодействия префектуры, управ районов и Единого информационно-расчетного центра с использованием электронный средств также показало реальную возможность для исключения заявителя из процесса подготовки промежуточных документов и сокращения сроков их предоставления для принятия решения.

Перечень организаций, для представления в которые требуются копии ранее принятых распоряжений префекта Зеленограда (рис. 4)

Другим примером успешного межведомственного взаимодействия является «одно окно» Единого центра госрегистрации юридических лиц ФНС России, созданное в Москве в 1.01.2004 году. В Центре на основании однократного предоставления необходимых документов в налоговые органы осуществляется регистрация, постановка на учет в налоговых органах и во внебюджетных фондах (Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования), а также присвоение кода Росстата.

На третьем этапе обеспечивается отработка электронных административных регламентов и создание единых точек «одного окна» и многоканальности обращения. В результате этого этапа гражданин сможет вести все свои взаимоотношения с государством, в т.ч. регистрироваться по месту жительства, платить квартплату, оформлять субсидии, оплачивать налоги и т.д. на принципах "одного окна" не тратя время на хождение по разным учреждениям и сбор справок, даже не выходя из дома, сидя за своим персональным компьютером.

При этом могут создаваться специализированные центры «одного окна», в которых заявитель сможет получить любой документ или справку, выдаваемую в режиме «одного окна», или напротив обеспечиваться шаговая доступность услуг через прием множества документов через уже функционирующие окна. В центрах для удобства населения могут работать фотограф, нотариус, расчетные кассы, тарифы которых будут регулироваться государством.

В связи с тем, что подготовка многих документов требует задействования учреждений нескольких государственных уровней и отраслей, создается метасистема (города, региона, государства), обеспечивающая гибкость архитектуры и масштабирование системы. Метасистему составляют каталоги единых стандартов на данные и метаданные (то есть правила описания данных, их структуры и содержимого), регистры сервисов.

Интеграция может происходить по модели все со всеми (рис.1). Недостатками такого подхода являются существенные вложения в интеграцию двух систем, которые не могут быть применены к интеграции последующих, использование специализированных технологии, уникальных решений, высокие издержки на обслуживание, создание "ломкой" инфраструктуры. Преимуществами создания единого информационного пространства на основе метасистемы является гибкость, универсальность интерфейсов, что позволит преодолевать неизбежную эволюцию в ПО, вызываемые объективными изменениями потребностей пользователей. Инструменты быстрой сборки приложений позволят также реализовать новые деловые возможности и инновационные идеи.

Для создания метасистемы должны быть обеспечены условия соблюдения единых правил (стандартов) создания, описания, классификации информации, обеспечения единой системы поиска однородной информации по всем информационным ресурсам. Например, в России существует несколько десятков классификаторов (кодов) бизнес-информации, которые часто практически несовместимы друг с другом (как, впрочем, и с интернациональными классификаторами) и на равных правах используются в существующих информационных системах. В частности в Москве адресный реестр БТИ по многих параметрам не соответствует единой картографической основе, которая ведется Мосгеотрестом. Проблема выбора стандартов представления, обмена и классификации информации должна решаться в рамках общемировых тенденций — именно это снизит издержки при проектировании и эксплуатации систем.

Например, базовой составляющей информационной системы практически любого «одного окна» является система учета населения. На сегодняшний день в стране существует 18 ведомственных баз данных, принадлежащих МВД, ФНС, Пенсионному фонду, фондам социального страхования, обязательного медицинского страхования, ЗАГС, ГАИ и другим госорганам и уполномоченным госорганизациям. Причем эти хранилища информации никак не связаны между собой, что приводит на практике к появлению ошибок, несоответствию информации об одном и том же человеке в разных системах. Проблема учета населения России решается интегрированием ведомственных базы данных, функционирующих на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в единое информационное пространство посредством создания специальной информационно-технологической платформы. Последняя будет направлять запрос пользователя в зависимости от его содержания и уровня доступа в одну из локальных баз данных. Логическим связующим элементом станет единый для каждого человека идентификатор персональных данных, использование которого позволит обеспечить соответствие собираемых персональных данных конкретному человеку независимо от смены им своих идентификационных сведений (например, фамилии, имени и др.). В самом госрегистре будет минимальный набор данных, идентифицирующих человека: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения.

Каждый этап перехода на режим «одного окна» сопровождается анализом результатов деятельности и текущего состояния служб «одного окна», формированием отчетов, выпуском нормативных и правовых документов (регламентов, законов, положений и т.д.) вносящих изменения в действующее законодательство, организующих и корректирующих деятельность служб «одного окна».

Cтраницы:   предыдущая   1    2    3   4     следующая


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS