Модель системы реализации режима «одного окна»

Анализ введения режима «одного окна» в различных регионах РФ показывает, что используемая модель информационных процессов имеет ряд существенных недостатков и ограничений, не позволяющих оперативно и качественно принимать решения, оптимизировать информационные и финансовые потоки при согласовании документов в процессе межведомственных взаимодействий. Для решения данных проблем в статье предлагается новый системный подход к реализации режима «одного окна».

Cтраницы:   предыдущая   1   2    3    4     следующая

Модель системы «одного окна»

В результате реализации этапов выстраивается следующая модель системы «одного окна» (рис.5). Система состоит из 6 подсистем, обеспечивающих эффективную координацию всей системы управления по горизонтальным и вертикальным связям между подразделениями органа власти и с внешними организациями. Подсистема управления изменениями позволит организации постоянно развиваться, систематически подвергая сомнению используемые технологии и модели принятия решений, избавляясь от излишних бюрократических процедур, усваивать, адаптировать и внедрять новые идеи и технологии. Ведомственные и отраслевые базы данных объединяются с помощью репозитария, построенного на международных стандартах описания информации и сервисов, интеграции и взаимодействия.

Модель системы «одного окна» (рис.5)

Для описания и построения модели управления ресурсопотоками «одного окна» лучше всего использовать понятия из области информатики и логистики, применяемые при построении систем управления сетевыми потоками. Именно они наиболее четко и детально позволяют описать все тонкости создаваемой модели. Так, например точки входа/выхода информации в систему (обмен данными служб «одного окна» с внешним и внутренним информационными пространствами) соответствуют понятию шлюза. Обмен данными, между потоками, за пределами проектируемой системы, может осуществляться через мосты (бухгалтерия и т.п.). Элементы системы, отвечающие за преобразование информации из одной формы в другую, называются конверторами.

Узлы, отвечающие за анализ входящей/исходящей информации условно обозначим анализаторами, а определяющие дальнейшее направление движения потока информации в системе маршрутизаторами. Таковыми узлами могут являться как специалисты службы «одного окна», так и программы, направляющие письма в ту или иную организацию или информационное хранилище. Фильтр — элемент информационной системы, отсеивающий информацию по определенным критериям или в соответствии с определенным набором правил. В частных случаях, в роли фильтра, может выступать анализатор. Например, в системе таможенного «одного окна» применяется схема с таможенным брокером для фильтрации тех, кто получает право электронного декларирования. Участник ВЭД передает по электронной почте все необходимые документы таможенному брокеру (посреднику или представителю, имеющему право совершать таможенные операции от имени и по поручению декларанта). Брокер, получив от грузоотправителя документы, начинает формировать электронную таможенную декларацию, заверяет ее электронно-цифровой печатью (подписью) и отправляет на сервер таможни. Если возникают вопросы, общение между брокером и таможней ведется посредством электронных каналов связи. Инспектор проверяет декларацию, производит выкладку и после того, как декларация выпущена, отправляет в электронном виде все документы таможенному брокеру. Таможенное оформление завершено. Груз выпущен, машина ушла в сторону границы.

Указанные выше элементы функционируют в рамках единой информационной системы (информационного пространства), обеспечивающей сбор, обработку, формирование и выдачу информации.

При построении модели, в качестве примера, возьмем процессы, протекающие в службе «одного окна» префектуры города Москвы. По отношению к данной службе «одного окна», все остальные держатели «одного окна» и городские организации будут являться внешними информационными потоками, функционирующими в едином информационном пространстве.

Итак, информация, через шлюз, попадает из внешней среды во внутренний информационный поток службы «одного окна», пройдя через ряд анализаторов, фильтров, конверторов, концентраторов, маршрутизаторов и т.д., где она подвергается обработке.

Далее обработанная информация из «одного окна», маршрутизатором, через шлюз, направляется либо во внешнюю среду (в виде ответа заявителю), либо попадает во внешнее информационное пространство органов исполнительной власти и городских организаций (в виде различных запросов на согласование).

В зависимости от типа и рода информации из информационного потока органов исполнительной власти, она может пересекаться с рядом отдельных потоков, таких как: бюджетный финансовый поток, внешние финансовые потоки, материальный поток, выходить во внешнюю среду (в окружное, региональное и даже международное информационное пространство) и возвращаться обратно в виде запросов/ответов, проходя через различные системы управления, фильтры, маршрутизаторы, концентраторы и т.д.

Для построения модели выделяются шесть основных потоков:  внутренний информационный поток службы «одного окна»; внутренний информационный поток органов исполнительной власти или городской организации; бюджетный финансовый поток; внешние финансовые потоки; внешние информационные потоки органов исполнительной власти и городских организаций (все информационные потоки органов исполнительной власти и городских организаций за исключением рассматриваемого в каждом конкретном случае); материальный поток.

Информация из одного потока попадает в другой, через отдельные системы (запрос/ответ, управление закупками, безналичные расчеты и т.д.), часть из которых модернизируется с помощью новых информационно-телекоммуникационных технологий.

В результате обобщения выше изложенного, получаем модель «одного окна», схема которой изображена на рис.5.

Физическое и виртуальное «одно окно» на этой модели выполняет функцию узла или шлюза, который обеспечивает обмен потоками в едином окружном пространстве, а также c региональным и международным инфопространством. На каждом сопряжении потоков в зависимости от их характеристики должны применяться специализированные инструменты (портал, терминалы, пластиковые карточки, средства электронных платежей и др.).

Данная модель является общей для всех служб «одно окна». Так как модель состоит из ряда отдельных систем интегрированных между собой в единую автоматизированную информационную систему, то в частных случаях, могут исключаться или добавляться отдельные элементы модели (процессы, потоки, фильтры и т.п.). Некоторые из держателей «одного окна» могут не иметь собственных баз данных, а обращаться за требуемой информацией к удаленным базам и электронным хранилищам в соответствии с заданными маршрутами прохождения документов. Обращение может проходить как между специалистами по электронной почте, так и посредством прямых электронных запросов в ведомственные базы по согласованным форматам. Для организации всех процессов служит ядро, или репозитарий — информационный ресурс, организующий удобный доступ к информации из различных источников и поддерживающий единые технологии обработки и представления информации. При его помощи реализуется возможность доступа к сервисам государственных учреждений и заполнения необходимых документов (например, налоговых отчетов, таможенных деклараций) в режиме on-line, с их последующей обработкой, отправкой и хранением в структурированном виде. Инструментами сбора информации выступают веб-сервисные приложения — сервисы сбора и обработки данных. Использование веб-сервисных технологий позволяет через интернет стандартным образом организовать взаимодействие нескольких независимых информационных систем государственных ведомств, создавая библиотеку их услуг и организуя к ним доступ через единый интерфейс.

Модель «одного окна» в системе органов исполнительной власти и городских организаций (рис.6.)

Описанная выше модель реализации режима «одного окна» используется в Зеленоградском административном округе.г.Москвы.

В настоящее время в округе открыто более 13 служб «одного окна» (см. рис. выше), выдающих широкий спектр документов в соответствии с Единым реестром документов, выдаваемых органами исполнительной власти города Москвы, городскими организациями и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Cтраницы:   предыдущая   1   2    3    4     следующая


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS