От потребностей к стандартам

Государственный сектор является вторым по величине потребителем систем электронного документооборота (СЭД) на российском рынке, однако потребность органов государственной власти Российской Федерации в оптимизации  документооборота остается высокой, и продолжает расти. Сфере автоматизации документооборота в федеральных целевых программах уделяется самое пристальное внимание, а проекты по внедрению СЭД в ведомствах представляют собой значимую часть программы «Электронная Россия».

Cтраницы:   1   2   следующая

За последние годы в России появились десятки компаний, занимающихся поставками и внедрением СЭД как зарубежных производителей, так и собственной разработки.

Николай Пашкин: Единый стандарт взаимодействия госструктур необходим

Николай Пашкин

Многие органы государственной власти уже внедрили СЭД, но, как правило, возможности СЭД используется лишь на отдельных участках, а межведомственный электронный документооборот реализован в очень редких случаях. Ситуацию на рынке СЭД для органов государственной власти для CNews прокомментировал Николай Пашкин, исполнительный директор департамента систем электронного документооборота компании «АйТи».

CNews: Как вы оцениваете уровень оснащенности федеральных и региональных органов государственной власти системами электронного документооборота? Используют ли органы государственной власти в своей деятельности большую часть возможностей установленных СЭД?

Николай Пашкин: Оснащенность органов госуправления системами электронного документооборота довольно неоднородна. С одной стороны, можно выделить ряд ведомств, которые широкомасштабно используют СЭД не только на федеральном, но и региональном и местном уровнях. Среди таких — Федеральная налоговая служба, число пользователей СЭД которой приближается к 26 тыс. человек. С другой — есть госструктуры, до сих пор ведущие регистрацию документов в бумажных журналах, либо чьи СЭД находятся в зачаточном состоянии.

В целом, в силу специфичности своей деятельности органы госвласти не используют все функциональные возможности современных систем документообеспечения. Они предпочитают автоматизировать ключевые процессы, внедряя в основном модули, автоматизирующие регистрацию входящих и исходящих документов, контроль исполнения поручений, хранение и поиск документов.

CNews: Насколько серьезным препятствием для налаживания межведомственного электронного документооборота является многоплатформенность? Следует ли фиксировать обязательный формат и единый стандарт взаимодействия для госорганов на уровне закона или подзаконных актов?

Николай Пашкин: Использование госорганами систем документооборота, реализованных на разных платформах, не является серьезным препятствием для межведомственного электронного взаимодействия. В настоящее время существует множество инструментов, позволяющих с помощью настроек, обеспечить корректное взаимодействие «разноплатформенных» решений.

Однако, несмотря на то, что «технологический» выход из данной ситуации уже найден, единый стандарт взаимодействия госструктур необходим. Насколько мне известно, Гильдия управляющих документацией разработала стандарты взаимодействия различных систем автоматизации документационного обеспечения управления. И в перспективе данные стандарты станут основой для обеспечения межведомственного документационного взаимодействия.

CNews: Как в дальнейшем будет развиваться рынок СЭД и сами СЭД для органов государственной власти? 

Николай Пашкин: По нашей оценке рынок систем документооборота для госсектора составляет 45-50% от объема всего рынка СЭД. И в ближайшее время госструктуры останутся одним из главных потребителей решений этого класса, о чем свидетельствует несколько современных тенденций.

В первую очередь мы наблюдаем укрупнение проектов внедрения СЭД. Если еще 5 лет назад крупным считался проект построения СЭД на 100 пользователей, то сегодня даже развертывание системы на 1000 рабочих мест — проект средний по масштабу. Причина проста: в настоящее время многие ведомства, оставив за плечами стадию пилотных проектов, трезво оценивают эффективность использования СЭД. Во-вторых, полномасштабному внедрению и тиражированию СЭД благоволит техническая готовность и развитость ИТ-инфраструктур органов госвласти.

Кроме того, сами решения документационного обеспечения развиваются вместе с потребностями предприятий госсектора. В частности, это связано с распространением применения электронно-цифровой подписи и растущей востребованностью использования электронных архивов.

CNews: Спасибо.

Первые масштабные внедрения СЭД в Российских ведомствах уже есть. По мнению аналитиков, ежегодные темпы роста отечественного рынка СЭД составляют не менее 30%. Есть и такое мнение, что, начиная с 1998 г. наблюдается почти двукратное ежегодное увеличение объема российского рынка СЭД.

Перспективы российского рынка СЭД улучшает все более активное использованием закона об электронной цифровой подписи, принятого в 2002 г. и создающего правовую основу для распространения СЭД при межкорпоративном и межведомственном взаимодействии. Ряд отраслевых аналитиков считает, что потенциальный объем российского рынка СЭД составляет десятки и сотни миллионов долларов.

СЭД в госорганах России сегодня

Государственный сектор является вторым по величине потребителем систем электронного документооборота на российском рынке. Согласно отчету РБК, в 2004 году на долю государственных учреждений пришлось 34% всех внедрений СЭД. Оценки активных участников этого рынка могут различаться, но не настолько существенно и в зависимости от понимания объема термина «госектор». Так, по оценкам компании «КРОК» совокупная доля госорганов на рынке СЭД в России составляет «порядка 25-35%». В то же время доля госсектора в целом на рынке СЭД составляет около 50% всего объема рынка и «в ближайшее время госструктуры останутся одним из главных потребителей решений этого класса, о чем свидетельствует несколько современных тенденций», — считает Николай Пашкин, исполнительный директор департамента систем электронного документооборота компании «АйТи».

Совокупные расходы органов государственной власти России на информатизацию растут темпами, близкими или, в 2005 году, опережающими темпами по сравнению с ростом российского ИТ-рынка в целом. К примеру, по итогам 2005 года объем расходов на информатизацию органов государственной власти увеличился не менее, чем на 20% по сравнению с данными 2004 года и почти в три раза по сравнению с 2003 годом.

Сфере автоматизации документооборота в ведомственных и федеральных целевых программах уделяется самое пристальное внимание. Проекты по внедрению систем электронного документооборота в органах государственной власти представляют собой значимую часть ФЦП «Электронная Россия». Так, например, в конце 2005 года компания «РБК СОФТ» успешно завершила проект "Создание электронной библиотеки НИР и НИОКР, выполненных за счет средств федерального бюджета. Разработка разных уровней доступа к электронной библиотеке" по заказу Администрации Президента РФ. Компания "РБК СОФТ" была выбрана официальным исполнителем проекта по результатам тендера Экспертного управления Президента РФ.

Результатом реализации «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года» станет внедрение систем электронного документооборота во всех федеральных органах государственной власти, в том числе и на межведомственном уровне, а также распространение более 70% всего объема документов в электронном виде.

Согласно оценкам темпов роста рынка СЭД в России в целом и в системе органов государственной власти в частности, в 2006 г. и в 2007 г. эти темпы будут весьма значительными, а в 2008 году будет наблюдаться замедление в связи с насыщением рынка (см. диаграмму ниже). Однако, выборы 2007-2008 годов могут вызвать эффект замедления ряда ИТ-проектов в госсекторе, в том числе в области СЭД, что впоследствии может выразиться во всплеске отложенного спроса.

В настоящее время в федеральных министерствах и ведомствах — лидерах по использованию ИТ, активно используется электронный документооборот. Это ФТС России, ФНС России, Роснедвижимость, Федеральное казначейство и Минфин, МИД, ФСФР (бывшее ФКЦБ), Минэкономразвития. Органы законодательной власти также активно используют СЭД в своей деятельности и впоследствии, после завершения работ по созданию «электронного парламента», смогут и на региональном уровне полностью перейти на электронный документооборот. Близкая ситуация наблюдается и в органах законодательной власти, где завершается создание ГАС «Правосудие» и начинаются, преимущественно в системе арбитражных судов, новые масштабные проекты информатизации, в том числе, связанные с электронным документооборотом, — он должен стать технической основой повышения открытости российской системы правосудия.

Несмотря на то, что результаты работы ведомственных и федеральных целевых программ можно в целом оценить как позитивные, положение дел в сфере автоматизации документооборота во многих органах государственной власти оставляет желать лучшего. Развитие СЭД здесь сопряжено с рядом проблем — законодательных, организационных, технических. Преодоление этих проблем не только позволит ускорить развитие комплекса систем электронного документооборота в органах государственной власти, но и придаст этому развитию новый импульс, будет способствовать появлению и становлению новых направлений развития, а также преодолению потенциальных проблем в данной сфере в будущем. Ожидается, что в течение ближайших 2-3 лет эти проблемы будут в основном решены и сегмент рынка СЭД, связанный с госсектором, ощутимо увеличится.

Динамика расходов ОГВ РФ на ИКТ в 2003-2005 гг.

Источник: CNewsAnalytics

Рост объема рынка систем электронного документооборота, $ млн.

Источник: оценки РБК

Cтраницы:   1   2   следующая


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS