Госсектор на рынке СЭД развитых стран — Германия, государств западной Европы

Государственный сектор является вторым по величине потребителем систем электронного документооборота (СЭД) на российском рынке, однако потребность органов государственной власти Российской Федерации в оптимизации  документооборота остается высокой, и продолжает расти. Сфере автоматизации документооборота в федеральных целевых программах уделяется самое пристальное внимание, а проекты по внедрению СЭД в ведомствах представляют собой значимую часть программы «Электронная Россия».

Cтраницы:  предыдущая   1   2  

Несмотря на политику сокращений, ИТ-бюджеты немецких ОГВ представляют собой значимую величину и весьма привлекательны для ИТ-рынка. По данным Computerwoche.de, государственный сектор является ведущим сектором-потребителем систем электронного документооборота на немецком и европейском рынках. Специфика ситуации состоит в том, что в немецком законодательстве предусмотрен ряд ограничений на приобретение информационных систем органами государственной власти, то есть, госсектор фактически является единственным потребителем на ограниченном рынке. Информационные системы, внедряемые в немецких ведомствах, должны быть унифицированы по целому ряду стандартов.

Искусственно возведенные барьеры вхождения на рынок в виде стандартов, высокой конкуренции и привлекательности госсектора в качестве потребителя привели к созданию отдельных рынков информационных систем, созданных специально для органов государственной власти. Такая ситуация характерна не только для Германии, но и для большинства европейских стран. Основными составляющими новообразований — рынков с единственным потребителем — государственным сектором являются, как правило, рынки ключевых продуктов (информационных систем, в том числе и СЭД), рынки сопутствующих ИТ-услуг (интеграция, консалтинг), рынки аналитической информации.

Требования к системам, создающие барьеры вхождения на такие рынки, играют роль своеобразного фильтра, что создает специфические условия конкуренции. Важным является то, что системы, представленные на таком рынке, обладают примерно одинаковым уровнем функциональности, представлены в одной ценовой категории (из-за гомогенности рынка цена является фактически демпинговым фактором). Более того, выполнение обязательного перечня требований предполагает примерно одинаковый уровень затрат компаний-разработчиков, то есть, речь идет об однородной марже компаний-поставщиков. Решающее слово на таких рынках остается за инструментами в виде IT-сервисов (выход на смежные рынки) и коммуникационная политика, реклама и PR систем среди государственных структур. Кроме того, дополнительным инструментом отбора является проведение тендеров и открытых конкурсов.

Кажущаяся сложность ситуации должна была бы привести к оттоку компаний-разработчиков на более «простые» рынки с низкими барьерами. Однако, не стоит забывать, что большинство европейских ИТ-рынков в настоящее время — стагнирующие рынки с ограниченными бюджетами потребителей и низким уровнем потребительской лояльности. Выход на рынок с единственным потребителем-госсектором для многих компаний — единственный шанс выживания и развития.

Прогнозы для СЭД: развитие по западному образцу

Можно предполагать, что дальнейшее развитие государственного сектора российского рынка СЭД пойдет по западному образцу. Это означает, что рано или поздно рынок должен вступить в «фазу стандартизации». Следует заметить, что ФЦП «Электронная Россия» предусматривает наличие единых стандартов информатизации ОГВ, однако конкретика этого процесса пока не озвучена.

В настоящее время выбор ведомствами системы электронного документооборота и компании-интегратора часто случаен. В каждом отдельном случае система выбирается, исходя из внутренних потребностей и возможностей конкретного ведомства: квалификация персонала, жизненный цикл документов, траектория их движения, принципы отчетности, принятых внутри ведомства. Хотя такие критерии выбора и внедрения систем «по сепаратному принципу», возможно, и повышают эффективность документооборота внутри отдельно взятого органа власти, однако, это существенно затрудняет взаимодействие систем между ведомствами, работу с юридическими и физическими лицами.

Поставщики решений уже сейчас должны задуматься о всех тех трудностях, которые их ждут с введением стандартов. Не исключено, что в данной фазе сойдут с дистанции многие «случайные» игроки.

Юлия Граванова / CNews

Cтраницы:  предыдущая   1   2  


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS