Обзор подготовлен

версия для печати
Как обеспечить работу ситуационного центра?

Как обеспечить работу ситуационного центра?

Мониторинг, моделирование, экспертная оценка и управление в кризисной ситуации—основные задачи, для решения которых предназначены ситуационные центры. Эффективное функционирование ситуационных центров невозможно без соответствующего технического оснащения: большие объемы и высокая интенсивность поступления разнородных данных требуют использования современных высокотехнологичных средств сбора, хранения, обработки и визуализации информации.

Ситуационный центр в первую очередь нацелен на работу с большими потоками данных: информационных, коммуникационных, аудио и видео, которые необходимо структурировать и анализировать для принятия грамотных управленческих решений с минимальными затратами времени. Использование технологии ситуационных центров дает возможность смоделировать варианты развития событий, продумать последствия различных действий и сценарий развития событий заранее, не дожидаясь наступления кризисной ситуации. Такие ситуационные центры существуют сегодня в Министерстве природных ресурсов РФ, Минатоме и Росэнергоатоме, в МЧС РФ, в некоторых регионах России. Активно создают их и крупные промышленные и нефтегазовые компании.

Передача и отображение информации

Традиционно основным элементом оснащения ситуационного центра является экран коллективного пользования. В большинстве случаев используются видеостены, иногда проекционные установки. Видеостены применяются для мультиэкранного отображения данных и являются очень удобным средством одновременного представления разнородной информации. Используя на одном экране множество окон, они позволяют одновременно отображать данные различного вида: текстовые документы, электронные карты, видеоизображения, диаграммы и графики. Разрешение подобных установок позволяет наглядно отображать большое количество информации, что очень удобно при коллективной работе. Высокая надежность и возможность долговременной работы позволяет использовать видеостены в режиме круглосуточного функционирования.

Экран коллективного пользования

Для передачи звука и видеоизображения по цифровым каналам связи в работе ситуационных центров широко используется Видеоконференцсвязь, организовать которую позволяют терминалы—индивидуальные или групповые, состоящие из небольшой видеокамеры, монитора персонального компьютера, малогабаритных громкоговорителей или гарнитуры с микрофоном. В режиме диалога пользователи могут эффективно обмениваться информацией, находясь на удалении друг от друга.

Видеостена

Специальные звуковые конференц-системы позволяют участникам совещания слышать друг друга, как в помещении ситуационного центра, так и во время сеансов связи с удаленными объектами. Электронные средства ввода графических данных дают возможность получать электронные изображения текстов и графики. Активно используются сенсорные дисплеи, реализующие интерактивное отображение информации. Вкупе со специализированным программным обеспечением для управления, обработки и отображения информации все это делает ситуационный центр высокотехнологичным решением, обладающим не только большими возможностями, но значительной стоимостью.

Система видеоконференцсвязи

Очевидно, что для работы системы ситуационных центров необходим эффективный механизм сбора первичных данных. При этом данные должны не просто собираться, они должны соответствующим образом обрабатываться, и уже в агрегированном виде использоваться при принятии решений. Без создания эффективной системы обработки данных на нижнем уровне, люди, работающие с этими данными, вряд ли смогут извлечь из них что-то полезное. Соответственно, система в целом работать не будет.

Поэтому значительную часть бюджета, выделяемого на создание ситуационного центра, необходимо направлять на оснащение системами информационного обеспечения, отвечающими за автоматизированный сбор и обработку информации для принятия решений. Для обеспечения возможности анализа накопленных данных создаются специализированные хранилища, которые представляют собой интегрированные коллекции, собранные из различных систем оперативного доступа к информации. Обработанные сведения аккумулируются в информационных фондах и представляют собой крупномасштабные базы знаний.

Базовые возможности ситуационного центра

Наиболее актуальной характеристикой ситуационного центра является возможность предоставлять руководителю информацию в обобщенном виде. Первичные данные, объем которых очень высок, мало что говорят о складывающейся обстановке. Для оценки ситуации лицу, принимающему решения, необходимы наиболее актуальные, агрегированные показатели. Руководителю предоставляется возможность видеть общую картину, даже если исходные данные неполны, неточны, искажены и противоречивы. В связи с этим большую значимость приобретают технологии предварительной автоматизированной обработки больших объемов динамически меняющихся данных для последующего анализа. Здесь чаще всего используются OLAP-системы, средства интеллектуального анализа и data-mining.

Обобщенная оценка демографической ситуации

Источник: Администрация Иркутской области

СЦ позволяет не только проанализировать существующую обстановку, но и выявить тенденции ее развития, т.е. дает руководству средства прогнозирования с возможностью оценки достоверности прогноза. В этом случае руководитель может предвидеть изменение ситуации и его последствия в будущем. В СЦ применяются множество различных алгоритмов прогнозирования, среди которых чаще всего используются нейронные сети, MESA (Maximum Entropy Spectral Analysis), фрактальные методы, интегрированные методы.

Главным отличием СЦ, которое определяет его название, является ситуационное моделирование или возможность получить ответ на вопрос «что будет, если…». Моделирование позволяет руководителю заблаговременно увидеть возникающие угрозы и принять необходимые меры для их нейтрализации. Моделирование сложных экономических, политических, социальных ситуаций с большим числом управляющих параметров требует специализированных инструментальных пакетов, включающих внутренний язык описания моделей, средства численного интегрирования, оптимизаторы и развитый интерфейс.

СЦ помогает руководителю выбрать рациональное управленческое решение, дать рекомендации по выбору одного из многих вариантов. Здесь используются алгоритмы поиска наилучшего решения для определенного набора условий и достаточно часто применяются генетические алгоритмы, использующие методы эволюционных вычислений для ускоренной "селекции" лучших решений.

Интерфейсы взаимодействия

Система управления ситуационного центра является наиболее важной его компонентой. От того, насколько легко эксперты, а главное сами ЛПР, смогут напрямую взаимодействовать с системой управления центра, будет зависеть эффективность его работы. При работе с системой крайне важны интуитивно понятные и простые в использовании интерфейсы ввода и запроса данных, позволяющие пользователю вмешиваться в процесс визуализации данных без посредников. Для этого применяются интерактивные сенсорные панели. С их помощью пользователь сам может произвольно менять последовательность представляемых данных, комбинируя и извлекая необходимую информацию.

Электронные карты и геоинформационные системы (ГИС) также являются мощными средствами визуализации, позволяющими значительно облегчить восприятие информации при работе с пространственными данными. Становится очевидным стратегическое значение использования пространственных данных: без них сложно принять серьезное решение по управлению территорией. ГИС позволяют проводить комплексный многофункциональный анализ состояния и перспектив территориального развития и управления, событий и явлений.

Геоинформационная система

Источник: Администрация Смоленской области

Основной особенностью всех аналитических систем ситуационных центров является то, что с ними должны работать не эксперты в области информационных технологий (OLAP, ГИС и т.п.), а эксперты-аналитики в своих предметных областях. Это обстоятельство вносит дополнительные требования к основным операциям аналитических систем. С одной стороны, система должна включать достаточный набор функций, чтобы обеспечить решение задач для эксперта предметной области (читателя электронной публикации). С другой стороны, эти функции должны реализовываться с помощью удобных и достаточно понятных для эксперта операций, а визуализация должна обеспечивать максимальную интерактивность при исследовании данных.

Создание функционального и эффективного ситуационного центра—достаточно непростая задача. Грамотное и полноценное решение этой задачи требует координации усилий специалистов самых в самых разных направлениях, включая информационные технологии, методы искусственного интеллекта, системы поддержки принятия решений, средства передачи и отображения информации. Многие разработчики ситуационных центров склоняются к мнению, что при их создании необходимо акцентировать внимание не столько на оборудовании, экранах и средствах связи, сколько на методологической основе работы системы в целом. В данном случае приоритетными становятся следующие направления: интеллектуальность, аналитическая обработка данных, командная работа и возможность использования новых схем работы с информацией.

Также необходимо понимать, что использование самых современных технологий без совершенствования управленческих процедур не принесет значительного эффекта. Руководство должно полностью включаться в процесс выработки решения, а для этого необходимо обеспечить возможность оперативного доступа первых лиц ко всей необходимой информации, при этом руководитель должен иметь доступ к данным в любое время и из любой точки мира.

Максим Никитин/CNews

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS