Обзор подготовлен

версия для печати
На пути к унифицированной социальной карте

На пути к унифицированной социальной карте

Основной задачей унифицированной социальной карты является интеграция региональных систем социальных карт в единую технологическую среду на основе единых методических и технологических принципов и стандартов, типовых решений унифицированной социальной карты и компонентов региональных систем социальных карт, правовых и нормативно-технических документов.1

Унифицированная социальная карта представляет собой именную микропроцессорную пластиковую карту с защищенной операционной системой. Предполагается, что она станет удобным и универсальным инструментом для получения гражданами социальных услуг и доступа к государственным информационным ресурсам по всей территории Российской Федерации.

Унификация социальной карты обеспечит юридически значимое электронное взаимодействие между гражданами, государством и бизнесом. Благодаря унифицированной социальной карте граждане получат возможность использования своих социальных карт при перемещении в другие регионы страны, средство доступа во все ведомственные и территориальные информационные системы, а также средство подтверждения прав на социальную поддержку, имущественных и других прав.

Очевидными выгодами для государства вследствие разработки унифицированной социальной карты являются создание национальной идентификационной системы и эффективность реализации государственной социальной политики. Кроме того, реализация столь масштабного проекта как "Социальная карта россиянина" станет ключом к созданию в будущем Национальной Платежной Системы (НПС), с которой взаимоувязано дальнейшее развитие российского рынка платежных карт.

С помощью НПС предполагается решить ряд других государственных задач, среди которых: повышение доверия населения к банковской системе, рост ресурсной базы банков за счет вовлечения в оборот средств граждан, что увеличит объем кредитования ими экономики и обеспечит ее рост. Ожидается, что доля наличного денежного обращения будет снижена, в то время как покупательная способность населения, приводящая к росту потребления и производства товаров и услуг, увеличится. Система эффективного финансового мониторинга поможет правоохранительным органам в борьбе с отмыванием денег, преступностью и терроризмом.

Российский бизнес благодаря введению унифицированной социальной карты сможет расширить сферы услуг для граждан.

Предпосылки создания унифицированной социальной карты

Сегодня ряд субъектов РФ внедряет проекты по учету предоставления социальных льгот населению на основе социальных карт. Правительствами этих регионов выделяются средства для осуществления подобных проектов. В качестве технологической платформы приняты различные и зачастую несовместимые друг с другом решения.

В связи с тем, что Правительство РФ определило ряд социальных льгот, которые должны предоставляться по всей территории России, стало очевидным, что необходимо создать унифицированный продукт, призванный обеспечить предоставление социальных льгот населению независимо от места проживания льготника или его перемещений по территории страны. Разработка такой унифицированной системы позволит разместить на единой универсальной карте не только федеральные социальные приложения, но и социальные карточные приложения, определенные законодательными актами субъектов РФ. Так, планируется организовать систему для предоставления социальных льгот населению, определенных законодательными актами субъектов РФ, по всей территории страны с последующим взаиморасчетом между различными бюджетами отдельных субъектов РФ.

Опыт использования региональных социальных карт показал, что реализуются разрозненные, технологически и методологически слабо совместимые между собой проекты. Социальная функция на федеральном уровне не обеспечивается, а эффективность решений ниже, чем могла бы быть при использовании в межрегиональном или межведомственном варианте.

Достижение полноценного эффекта от внедрения социальных карт будет обеспечено в том случае, если граждане смогут использовать свои социальные карты на всей территории страны. Поэтому было принято решение создать и повсеместно использовать решение получившее название «унифицированная социальная карта» (УСК). Но, пожалуй, наиболее существенным стало решение проводить единую организационную и техническую политику при создании в субъектах Российской Федерации региональных систем социальных карт и обеспечить совместимость и межрегиональное взаимодействие уже существующих и создаваемых региональных систем в рамках интегрированной информационной системы (ИИС) «Социальная карта».

Для достижения этих целей необходимо унифицировать:

  • нормативно-правовую базу,
  • социальную карту,
  • приложения на карте,
  • защиту информации,
  • взаимодействие на межрегиональном уровне,
  • взаимодействие со смежными системами.

В связи с этим Федеральным агентством по информационным технологиям в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» в 2005 -2007 годах были проведены работы по теме «Разработка интегрированной информационной системы поддержки предоставления и учета социальных услуг населению на основе унифицированной социальной карты (ИИС «Социальная карта»)». В реализации этих работ участвовали ФГУП ВНИИ ПВТИ (ответственный исполнитель), компании «АйТи», «Розан Системс», «Сберкарта», «ТернаСИС», «ПрограмПарк», «Систематика» и ГУП «Московский социальный регистр».

В целях внедрения унифицированной карты и получения возможности пользоваться ранее созданными социальными картами, планируется сформировать единое информационное пространство для региональных систем социальных карт, в котором будут использоваться единые методические принципы и учитываться единые технологические требования.

Этапы создания унифицированной социальной карты

На первом этапе выполнения работ по созданию ИИС «Социальная карта», завершившемся в 2006 году, была решена задача создания российской унифицированной социальной карты и разработана концепция ее создания. На основе разработанных типовых технических решений по реализации основных приложений унифицированной социальной карты был создан ее прототип, а затем на технологической площадке ФГУП ВНИИПВТИ проведена экспериментальная отработка функционирования и взаимодействия разработанных решений. После этого было принято решение о предоставлении регионам возможности тиражировать разработанные типовые решения.

На следующем этапе в 2007 году решены задачи по разработке проектных решений по созданию и функционированию ИИС «Социальная карта». Действующий прототип карты получил развитие в части обеспечения функций аутентификации с использованием социального идентификационного приложения и разработке технологий информационного взаимодействия между компонентами системы. Тогда же было разработано решение по реализации взаимодействия ИИС «Социальная карта» с автоматизированными информационными системами социальной сферы, включая АИС Пенсионного Фонда Российской Федерации (АИС ПФР).

Одной из главных задач, решенных в ходе выполнения работ, является формирование нормативно-правовой базы, способной обеспечить правовое регулирование создания и функционирования системы обеспечения информационной безопасности (СОИБ) ИИС «Социальная карта».

Методические, нормативные, технические и организационные решения по созданию ИИС «Социальная карта», полученные в результате выполненных работ в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)», предназначены к использованию при развёртывании как новых, так и уже стартовавших проектов по региональным системам социальных карт в 2008 году.

В некоторых регионах Российской Федерации сегодня уже получены эффективные решения по внедрению социальных карт. Наиболее крупным и показательным региональным проектом является проект «Социальная карта москвича».

Социальная карта москвича

В 2007 году апробировать разработанные технические решения по компонентам ИИС «Социальная карта» начали Нижегородская, Тверская области и Краснодарский край. В Тверской области до конца 2008 года планируется реализовать пилотный проект на двух территориях – в г. Кимры и в Кимрском районе. Финансирование проекта будет осуществляться на долевой основе за счет бюджетных средств региона и средств соинвесторов.

В Нижегородской области в 2007 году в рамках начавшегося проекта по внедрению социальной карты были разработаны техническое задание, технический проект, технико-экономическое обоснование системы социальных карт для пилотного проекта, а также нормативно-технические документы, регулирующие создание и функционирование системы социальных карт. Планируется, что реализация проекта начнется в 2009 году.

Социальные карты в регионах

В Краснодарском крае в 2007 году был завершен первый этап проекта по внедрению социальной карты. Так, была обследована инфраструктура пилотной территории – г. Краснодара – и подготовлены проекты технических требований и задания для последующей реализации проекта в текущем, 2008 году.

Проработка вопросов внедрения унифицированных социальных карт уже начата и в ряде других субъектов Российской Федерации, например, в Томской области, Екатеринбурге, республике Удмуртия.

Для успешной реализации проекта по созданию унифицированной социальной карты необходимы согласованная работа регионов с Федеральным агентством по информационным технологиям, использование наработок агентства в региональных проектах, разработка нормативно-правовой базы для социальных карт, а также эффективная организация региональных проектов.

Технологические и функциональные возможности УСК

Унифицированная социальная карта позволяет реализовать несколько приложений, хранить большой объем информации, в том числе персональные данные, и обеспечить универсальный интерфейс взаимодействия граждан с различными информационными системами и терминалами. Поэтому к ней предъявляются повышенные технические и функциональные требования.

В унифицированной социальной карте размещаются как обязательные, реализующиеся во всех унифицированных социальных картах, так и дополнительные приложения. Обязательными приложениями УСК являются социальное идентификационное приложение (аутентификация УСК в системе, аутентификация персональных идентификационных и социальных данных, идентификация держателя УСК в системе) и приложение ЭЦП (юридически значимое подтверждение операций). В число дополнительных приложений УСК входят платежные приложения (международные, общероссийские, региональные, корпоративные), транспортные приложения (общественный наземный автотранспорт, метрополитен, пригородный железнодорожный транспорт), медицинское приложение (льготные лекарства, полис медицинского страхования) и корпоративные приложения (проход на предприятие, доступ к компьютерным сетям и информационным услугам). Дополнительно карта может снабжаться магнитной полосой для поддержки платежных систем, которые еще не перешли на современные технологии.

Перспективными направлениями развития унифицированных социальных карт являются реализация функций электронной цифровой подписи и более мощного идентификационного приложения (в том числе с использованием биометрических данных), которые можно будет применять для взаимодействия граждан РФ с «электронным правительством», санкционированного доступа к информационным ресурсам, налогообложения граждан, миграционных процессов и трудоустройства, гражданского страхования, использования в системах контроля доступа и для электронной торговли. Реализация в карте таких функций позволит обеспечить защиту прав граждан в электронном пространстве в различных сферах их деятельности.

Немаловажен также вопрос о защите персональных данных, который требует решения проблем идентификации и информационной безопасности систем, в которых хранятся и обрабатываются персональные данные. В соответствии с законом от 27 июля 2006 г. N152-ФЗ «О персональных данных» важной задачей является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных.

Унифицированная социальная карта

Источник: ФГУП ВНИИ ПВТИ

В настоящее время унифицированная социальная карта реализована на микроконтроллере ST19NR66 от STMicroelectronics, хотя возможно использование отечественных разработок при условии обеспечения аналогичных или превосходящих зарубежные аналоги характеристик. На состоявшемся 12 декабря 2007 года совещании «О развитии производства микроэлектронной техники в России» первым Председателем Правительства РФ Сергеем Ивановым была поставлена задача подготовить и представить к лету текущего, 2008 г. в Правительство РФ необходимые материалы для рассмотрения на Правительственной комиссии по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта вопроса «О межрегиональной и межведомственной стандартизации социальных и транспортных пластиковых карт, использующих микросхемы отечественного производства» с учетом работ, проведенных правительством Москвы по проекту «Социальная карта москвича», и предложений по созданию интегральной единой социальной карты, включающей предоставление транспортных, социальных, платежных, идентификационных и других услуг.

Реализованное сегодня решение является универсальным, защищенным и надежным. Универсальность карты обеспечивается за счет поддержки как контактного, так и бесконтактного интерфейсов и соответствия международным стандартам и российским требованиям в области информационной безопасности. Защита информации на карте осуществляется криптографическими методами (криптоалгоритмом ЭЦП в соответствии с ГОСТ Р34.10-2001, ХЭШ—алгоритмом в соответствии с ГОСТ Р34.11-94, криптоалгоритмом симметричной криптографии в соответствии с ГОСТ 28147-89), физической защищенностью микроконтроллера и защитой методами полиграфии. Выпускаемый серийно современный микроконтроллер карты от STMicroelectronics прошел сертификацию на соответствие стандарту ISO/IEC 15408 (Common criteria) с уровнем доверия EAL 5+. Криптомодуль операционной системы сертифицирован в ФСБ РФ с уровнем доверия КС2.

1 Статья подготовлена в тесном сотрудничестве и на основании материалов, предоставленных ВНИИ ПВТИ.

Наталья Хохлова/CNews

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS