Обзор подготовлен

версия для печати
Юрий Банчук
Белгород

Юрий Банчук:

Информационные технологии открывают новые горизонты по повышению качества управления

За последние годы информатизация региональных органов власти шагнула далеко вперёд. Во многих регионах темпы этой работы очень высоки. Используются современные подходы с применением инновационных идей. Наглядный пример этого - Белгородская область. Об итогах работы и перспективах внедрения ИКТ в государственном управлении в интервью CNews рассказал Юрий Банчук, начальник управления информатизации, связи и делопроизводства аппарата губернатора Белгородской области .

CNews: В России набирают обороты региональные программы внедрения ИКТ: «Электронная Москва», «Электронный Санкт-Петербург», «Электронный Татарстан». Реализуется ли в Белгородской области подобная целевая программа?

Юрий Банчук: В Белгородской области внедряются ИКТ во всех сферах деятельности органов власти, органов местного самоуправления, организациях и учреждениях. Современные ИКТ, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать информацию, обеспечивать эффективные способы ее представления потребителю, стали важным фактором жизни общества. Более того, они стали средством повышения эффективности управления всеми сферами экономической и общественной жизни.

На протяжении последних лет мы последовательно реализуем целевую программу развития информационного пространства, утверждённую постановлением правительства Белгородской области «Об утверждении концепции информатизации Белгородской области до 2010 года». Наши действия направлены на повышение эффективности управленческих решений, улучшение качества взаимодействия и обслуживания населения, борьбу с коррупцией. Управлением информатизации, связи и делопроизводства аппарата губернатора области реализуется государственная политика в области информационных технологий, обеспечивается функционирование программно-технического комплекса, внедряются новые информационные технологии в практику работы органов власти области.

За последние несколько лет мы добились больших результатов в этом направлении. К примеру, в Белгородской области более четверти всех государственных закупок проводится через систему электронных торгов. Кстати говоря, по этому показателю мы превосходим общефедеральный уровень, где доля электронных госзакупок составляет всего 2%. В области действует мультисервисная сеть, объединяющая все районные центры, к которой подключаются сельские муниципальные образования, учреждения здравоохранения, учебные заведения и другие организации. Студенты белгородских вузов имеют возможность получать консультации, общаться со своими преподавателями через интернет. В школах области планируется ввести электронные журналы, которые дадут возможность информировать родителей об успеваемости детей. Это новый инструмент взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся. В нём будет много полезной информации, в том числе расписание занятий для каждого класса.

С 2003 года действует электронная биржа труда, позволившая тысячам специалистов трудоустроиться, а работодателям найти ценных специалистов. Программа развития информационного пространства Белгородской области была неоднократно удостоена различных правительственных и общественных наград, в том числе диплома Федерального агентства по информационным технологиям. Наш экономический портал стал лауреатом престижной «Премии Рунета» в блоке «Специальные номинации». Но мы не остановимся на этих достижениях.

Информационные технологии открывают новые горизонты по повышению качества управления всех органов власти. Было принято распоряжение правительства Белгородской области «Об утверждении концепции создания региональной информационно-аналитической системы Белгородской области» в целях повышения оперативности решений управленческих задач с применением эффективных информационных технологий.

CNews: Почему вы пошли по пути создания собственного решения электронного правительства?

Юрий Банчук: Реализацией Программы «Электронное правительство Белгородской области» мы занимаемся уже несколько лет. Руководство Белгородской области придаёт большое значение развитию высоких технологий и внедрению инноваций. Губернатор области Евгений Степанович Савченко поставил задачу по достижению трети ВВП области посредством реализации высокотехнологичных проектов. Для этих целей мы делаем все, чтобы не только удержать интеллектуальный потенциал, но и привлечь успешных образованных специалистов к нам в регион.

В этом году мы приступили к строительству специализированного технополиса «Светоград», в котором будут созданы все условия для работы и жизни инновационных проектных команд. Именно такие команды будут принимать участие в работе над проектом «Электронное правительство Белгородской области». Мы не станем создавать продукт «с нуля», а постараемся использовать уже имеющиеся в нашем распоряжении наработки и инструменты.

Так, например, к работе над проектом на конкурсной основе была привлечена команда, в свое время создавшая известную на российском рынке систему оперативного управления компаниями МОТИВ. Программа уже внедрена и используется во многих крупных государственных и коммерческих организациях. На основе заложенных в этом продукте алгоритмов будет создано специализированное решение, которое, возможно, найдет спрос и в других регионах. Иными словами, разработанный и внедренный проект не только позволит в значительной мере улучшить качество работы исполнительной власти, но и станет «кирпичиком» в фундаменте развития целой отрасли в регионе.

CNews: Каковы основные приоритеты создаваемой системы?

Юрий Банчук: Мы сформулировали приоритеты информатизации органов власти на ближайшие годы. Решение задач совершенствования государственного управления может быть достигнуто созданием основных подсистем и элементов электронного правительства в рамках создаваемой РИАС Белгородской области, которая состоит из информационных ресурсов (информационной модели региона, подсистемы сбора, обработки и хранения информации, подсистемы интеграции данных), функциональной аналитической подсистемы (подсистемы представления информации), подсистемы управления внутренними процессами органов власти области, подсистемы взаимодействия органов власти области с гражданами, телекоммуникационной системы (каналы связи, единая мультисервисная сеть).

Функциональная аналитическая подсистема предназначена для мониторинга состояния и изменений критических показателей во всех сферах жизни области, в реальном режиме времени. Сейчас мы разрабатываем схемы, которые позволят собирать данные от широкого круга источников первичной информации, от фельдшеров медицинских пунктов и участковых милиции небольших поселений до департаментов правительства области. Создание системы сбора такой информации, настройка методов ее генерализации в показатели качества жизни - большая аналитическая задача. Но и ожидаемые результаты велики! Отказ от сухих статистических цифр с огромными периодами сбора и подготовки информации и переход к оперативному управлению, буквально по вчерашним фактам и цифрам, кардинально изменят качество управления.

Подсистема взаимодействия органов власти области с гражданами, реализует принципы «магазина государственных услуг» и значительно снижает отрицательный субъективный человеческий фактор при рассмотрении заявок граждан.

Подсистема будет выполнять ряд функций, направленных на повышение качества предоставляемых государственных услуг, обеспечение гарантированного уровня информационной открытости органов государственной власти области, повышение уровня доверия жителей области к органам власти.

Подсистема управления внутренними процессами органов власти области качественно улучшит процессы внутри органов государственной власти и обеспечит служащих современными методами взаимодействия. Без решения этой задачи две предыдущие подсистемы не будут эффективны. В результате конкурсного отбора основу модуля составит система оперативного управления МОТИВ, в частности, заложенный в ней функционал системы электронного документооборота. Мы ожидаем значительного влияния создаваемой системы на качество государственных услуг уже на этапе моделирования внутренних процессов.

Телекоммуникационная система включает в себя общую транспортную магистраль, объединяющую информационные ресурсы с согласованной технологией управления.

Единая телекоммуникационная система должна быть сформирована на базе мультисервисной сети. Сеть предлагается построить на базе современных технологий передачи информации с использованием волоконно-оптических линий связи (ВОЛС). Использование ВОЛС имеет огромный запас по полосе пропускания, которого достаточно для предоставления разнообразных телекоммуникационных услуг.

Создание и развитие РИАС ввиду её высокой сложности и технологической связности компонентов возможно только поэтапно и с увязкой всего множества необходимых мероприятий и проектов в отдельную комплексную программу.

CNews: При реализации любых ИКТ проектов неминуемо возникает вопрос адекватной защиты данных, в частности, персональных данных. Как Вы относитесь к этой проблеме?

Юрий Банчук: Под защитой информации понимается обеспечение требуемого уровня конфиденциальности, целостности и доступности информационных ресурсов системы. Методологическую и нормативную основу разработки архитектуры защиты информации составляют основные руководящие документы ФСТЭК России в области информационных технологий и информационной безопасности. Вместе с тем архитектура защиты информации определяется с привязкой к функциональной, интеграционной, информационной, программной и системно-технической архитектуре. В Белгородской области сформирована и совершенствуется инфраструктура региональной системы защиты информации, для нормативного и правового обеспечения деятельности по защите информации разработаны основные документы, которыми мы руководствуемся.

Защита данных является одним из важных вопросов нашей программы. Система безопасности информации не может быть эффективной, если не учитывает все особенности функционирования в реальных условиях. Утечка информации может иметь негативные последствия. Порядок работы в этом направлении определён российским законодательством, в том числе ФЗ «О персональных данных», ФЗ «О государственной тайне», ряда Указов Президента РФ и распоряжений Правительства РФ.

CNews: Каким образом предполагается обеспечивать защиту персональных данных и другой конфиденциальной информации в Электронном правительстве Белгородской области?

Юрий Банчук: Сложность и многогранность проблемы обеспечения информационной безопасности, ее межотраслевой и межведомственный характер обуславливают необходимость ее решения не только в рамках корпоративной ЛВС правительства области, но и при функционировании информационных систем на всех уровнях деятельности органов власти региона. Надежная защита информации невозможна без комплексного системного подхода к обеспечению безопасности информации, без создания единой политики и системы информационной безопасности, обеспечивающей выполнение всех функций.

На первый взгляд, современная ИКТ-индустрия предлагает широкий выбор средств защиты конфиденциальности данных. Научно-исследовательские центры даже выделяют целый класс специализированных решений - Data Loss Prevention (DLP). Однако слишком много разработчиков, заявляющих о DLP-функциональности своих продуктов, в действительности таковую не предоставляют. Настоящее DLP-решение должно реализовывать комплексный режим защиты конфиденциальности данных во всех местах их хранения, обработки и в рамках всей ИКТ-инфраструктуры. Кроме того, мы ориентируемся исключительно на российские разработки: отечественные компании учитывают специфику работы органов власти, оперативно реагируют на запросы, имеют необходимые государственные лицензии и сертификаты, с ними проще найти общий язык и, что важно, это точно соответствует федеральному курсу на развитие российских высоких технологий.

CNews: Рынок действительно позитивно воспринимает новые DLP-идеи, какие компании реализуют наиболее подходящие решения. Какие конкретные технологические особенности и бизнес-преимущества продуктов вами рассматривались?

Юрий Банчук: Учитывая вышеизложенные требования, найти продукт не так просто. Большинство предложений отличаются односторонним подходом и не обеспечивают достаточную эффективность защиты, гибкость настройки и удобство управления. Нами было рассмотрено несколько вариантов, в том числе подход, реализуемый российской компанией Perimetrix. Perimetrix привлёк наше внимание рядом особенностей. Решение компании позволяет быстро подключать к этому процессу новые организации. Таким образом, мы имеем возможность распространять единый подход к защите данных не только на органы власти, но и другие государственные учреждения, хозяйственные субъекты. Это позволит нам значительно ускорить общие темпы реализации программы информатизации области и сопровождать каждый новый шаг адекватными мерами по защите информационных активов.

Продукты компании позволяют создать безопасное пространство, в котором пользователи могут работать с документами, содержащими информацию ограниченного пользования, под контролем системы защиты. Это обеспечивает мониторинг всего жизненного цикла документа - с момента его создания и до момента официального уничтожения; накопление данных для ретроспективного расследования инцидентов и доказательства непричастности. Важно также отметить, что положительным результатом внедрения является соответствие российским нормативным актам и стандартам. В том числе, и уже упомянутому ФЗ «О персональных данных», который требует от операторов применения адекватных мер защиты.

CNews: Какой же Вы видите окончательную, целевую модель системы «Электронное правительство»?

Юрий Банчук: Система должна отвечать нескольким важным требованиям. Во-первых, должна обеспечить актуальную, достоверную и структурированную информацию о текущем положении в управляемой области, позволить связать предпринимаемые меры с изменениями контролируемых параметров и позволить управленцам сосредоточиться не на техническом анализе, а на разработке стратегий и тактических программ действий, направленных на улучшение качества жизни граждан. Во-вторых, система должна сделать значительно прозрачнее деятельность и более контролируемыми решения, принимаемые правительством, создать условия для участия граждан в процессах управления. А, главное, повысить уровень доверия граждан к исполнительной власти. В-третьих, немаловажная цель - настроить систему управления внутренними процессами органов власти, автоматизировать контроль качества исполняемых ими функций, подсистему, позволяющую оценивать эффективность существующей организационной структуры органов власти. Особенно заметным фрагментом системы для граждан должен стать переход к сервисно-ориентированной работе госслужащих, реализация концепции "магазина государственных услуг" - предоставление гражданам услуг в электронной форме, минимизируя временные затраты граждан.

CNews: Спасибо.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS