Обзор подготовлен

версия для печати
Сергей Крупцов
Белгород

Сергей Крупцов:

Информационные технологии открывают новые горизонты по повышению качества управления

Вслед за федеральными органами государственной власти вопросами информатизации начали заниматься и региональные ведомства. О сложностях и достижениях на этом пути в интервью CNews рассказал Сергей Крупцов, первый заместитель генерального директора ОАО "Центр компьютерных разработок" .

CNews: В 2007 году произошел ряд значительных событий в области информатизации органов государственной власти. Была одобрена новая редакция программы «Электронная Россия», приняты Концепция формирования в РФ электронного правительства до 2010 года, Стратегия развития информационного общества в РФ. Каких последствий для процесса информатизации органов государственной власти можно ожидать в этой связи? Какое влияние – и в чем оно выражается – оказывают процессы информатизации госорганов на развитие отрасли информационных и коммуникационных технологий в России?

Сергей Крупцов: Современный этап развития общества характеризуется интенсивной информатизацией всех сфер его жизнедеятельности. Данный факт определяет необходимость широкого использования информационных технологий по всем направлениям развития общества и, особенно, в области государственного управления. Использование информационных технологий предоставляет принципиально новые возможности для повышения эффективности работы органов государственного управления и местного самоуправления.

Одним из важнейших факторов повышения эффективности и качества государственной и муниципальной службы является информационно-методическая поддержка деятельности органов власти. Она осуществляется за счет интеграции управленческих ресурсов органов государственной власти различных уровней; обеспечения доступа к нормативной, правовой, научной, методической и справочной информации по вопросам государственного управления и местного самоуправления; персонифицированного доступа к служебной, а также к учебной и образовательной информации и обеспечения согласованной коллективной работы сотрудников органов власти и местного самоуправления.

Эти требования нашли свое отражение в Федеральной целевой программе «Электронная Россия», а также в принятых Концепциях и Стратегиях. Программа предусматривает разработку и внедрение в деятельность федеральных и региональных органов власти широкого спектра специфичных информационных технологий (автоматизированный учет справочной информации, геоинформационные системы управления территориями, электронный документооборот, порталы органов государственного управления, информационные системы управления федеральными программами и национальными проектами, и др.).

На базе общефедеральной программы в ряде регионов разработаны целевые программы по развитию информационных систем, предназначенных для автоматизации деятельности органов власти и местного самоуправления. Но нужно отметить тот факт, что в целом по России темпы развития информационных технологий в органах местного самоуправления находятся на более низком уровне, чем в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов РФ.

Основными трудностями, значительно тормозящими развитие информатизации в региональных органах власти, следует назвать такие, как недостаточное финансирование, ведомственная разобщенность, низкий уровень профессионализма специалистов по информатизации органов государственного и муниципального управления. Наряду с этим отмечается отсутствие единого подхода к использованию информационных ресурсов и единой системы классификаторов, кадастров и регистров, несовместимость информационных ресурсов, недостаточная открытость информации и многое другое. Кроме того, слабое развитие информационно-коммуникационных технологий и их практического использования во многом определяется низким уровнем информационной, компьютерной грамотности как населения, так и государственных, и муниципальных служащих.

В этой связи принятая Концепция формирования в РФ электронного правительства до 2010 года и Стратегия развития информационного общества в РФ конечно являются важными документами, задающими основные направления развития информационных технологий, в том числе в регионах России. Органы государственной власти играют значительную роль в развитии отрасли информационных и коммуникационных технологий. С одной стороны, эта роль определяется разработкой и принятием нормативных и нормативно-технических документов, с другой стороны, органы власти в немалой степени сами финансируют развитие отрасли, так как являются заказчиками различных информационных систем. Так, например, по данным различных источников 38-40% рынка систем электронного документооборота составляют заказы органов власти и местного самоуправления.

CNews: Несколько лет назад в процессе информатизации органов государственной власти регионального уровня отчетливо выделялись регионы-лидеры (Москва, Санкт-Петербург, Чукотка, ХМАО и т.д.). Насколько изменилась ситуация на сегодняшний день? Можно ли утверждать, что наметились перспективы устранения «цифрового неравенства» между регионами России?

Сергей Крупцов: «Цифровое неравенство», безусловно, сохраняется и в настоящее время. Это хорошо заметно по количеству конкурсов, проходящих в субъектах Российской Федерации и их финансовой составляющей. Однако, определенная тенденция к повышению роли регионов России в сфере внедрения информационных технологий конечно есть.

Все больший интерес к системам электронного документооборота и другим информационным системам для органов власти проявляют администрации крупных и средних городов, муниципальные образования районного уровня. В ряде регионов имеются тенденции совместного финансирования крупных проектов со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях создания единой информационной инфраструктуры.

CNews: Создание информационных систем государственного уровня, подобных ГАС «Управление», еще раз продемонстрировало необходимость устранения «лоскутной информатизации» и перехода к комплексным решениям на региональном уровне. Как вы оцениваете изменения потребностей госорганов в комплексных аналитических системах, системах поддержки принятия решений, системах, работающих по принципу «одного окна» и т.п. в последние годы?

Сергей Крупцов: В последнее время потребность органов власти в комплексных аналитических системах, системах поддержки принятия решений, системах, работающих по принципу «одного окна», конечно, выросла. Но участвуют в этой работе пока только лидеры. В тоже время, для создания и развития комплексных систем недостаточно создать и внедрить современные информационные технологии. В этом направлении большое значение имеет организационная деятельность органов власти и местного самоуправления.

Изменение потребностей госорганов в комплексных аналитических системах мы заметили еще в 2001 году, когда стали работать над проектом автоматизированной информационной системы для территориальных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (АИС ТО).

АИС ТО - это комплекс автоматизированных систем, баз (банков) данных и корпоративных автоматизированных сервисов, обеспечивающих повышение эффективности территориального управления на основе аккумулирования и анализа информации, получаемой из различных источников и накапливаемой в хранилище данных в процессе управленческой деятельности.

В то время в районных администрациях Санкт-Петербурга процветала «лоскутная» информатизация». Было внедрено множество отраслевых информационных систем, совершенно не связанных друг с другом несмотря на то, что в каждой системе вводилось очень много одинаковой информации. Можно сказать, что и в настоящее время очень мало организаций-разработчиков специального программного обеспечения предлагают всеобъемлющие комплексные решения. Некоторые разработчики программных продуктов сфокусированы на работе со структурированными данными, в то время как другие хорошо работают с неструктурированной и картографической информацией. Отдельные производители предлагают продукты, способные работать с различными типами данных одновременно, но, как правило, некоторые важнейшие функции остаются пока слабо реализованными.

В связи с разработкой проекта АИС ТО и ежегодным его развитием, открытым акционерным обществом «Центр компьютерных разработок» накоплен большой опыт по созданию комплексных информационных систем для органов власти и местного самоуправления.

ИС ТО позволяет руководителям и сотрудникам органов государственного управления найти и получить информацию, необходимую для принятия решений в ходе выполнения функций управления, возложенных на органы местного самоуправления; провести анализ, в том числе с использованием электронной карты, поступившего обращения граждан, запросов органов власти или других организаций; планировать мероприятия по благоустройству территории; накапливать информацию, необходимую для управления, и осуществлять информационное взаимодействие с иными органами управления Санкт-Петербурга.

С учетом накопленного опыта и разработанных систем консорциум "Кодекс" на сегодняшний день предлагает для комплексной автоматизации органов государственной власти и местного самоуправления многофункциональный комплекс информационных систем "Кодекс: e-Government", который включает систему электронного документооборота и делопроизводства "Кодекс: Документооборот"; систему информационной поддержки принятия решений с использованием геоинформационных технологий "Кодекс: Управление"; корпоративные правовые системы "Кодекс" и справочно-технические - "Техэксперт"; систему управления персоналом; информационно-справочную систему по органам государственной власти, учреждениям и организациям и технологии для разработки коллективных сайтов, порталов и других заказных систем.

Внедрение данного комплекса в исполнительных органах государственной власти или органах местного самоуправления позволяет обеспечить информационную поддержку принятия решений за счет накопления данных, поступающих из различных источников, доступа к актуальной информации, обеспечения её анализа и удобного отображения, в том числе на электронной карте; создать единое информационное пространство для всех подразделений органа власти; унифицировать документационное обеспечение управления; комплексно автоматизировать функции делопроизводства с постепенным переходом на электронный документооборот; автоматизировать кадровое делопроизводство; обеспечить информационно-правовую поддержку всех подразделений и всех сотрудников органа власти; создавать базы данных контактной информации, поддерживать их в актуальном состоянии, быстро получать информацию об организациях и их сотрудниках; создать и вести web-сайт органа власти; автоматизировать иные специальные и справочные функции путем разработки и внедрения заказных систем.

Таким образом, пользователь получает целый арсенал программных продуктов, открывающий практически неограниченные возможности для объединения информационных ресурсов и работы с электронными документами.

CNews: Ваша компания работает со многими органами государственной власти федерального и регионального уровней. Расскажите о наиболее интересном проекте последних лет, в максимальной степени иллюстрирующем, на ваш взгляд, процессы перехода к комплексным решениям в госорганах. Какие работы были проведены? Как вы оцениваете результаты, которых удалось достичь по окончании этих работ?

Сергей Крупцов: ОАО «Центр компьютерных разработок» (ОАО «ЦКР») является одним из лидеров на рынке ИТ-услуг по разработке, внедрению и эксплуатации программного обеспечения для органов государственной власти и местного самоуправления, имеет штат высококвалифицированных специалистов и в своей деятельности использует современные информационные технологии. Но просто иметь современный и качественный программный продукт на сегодняшний день недостаточно. Для того чтобы этот продукт эффективно использовался необходимо активное участие государственных, общественных и коммерческих организаций в развитии инфраструктуры информационного обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления. Одновременно с этим необходима координация государственных федеральных и региональных программ в области информационного обеспечения органов местного самоуправления и, возможно, внесение соответствующих изменений в нормативно-правовую базу.

Наиболее комплексным проектом в последние годы был, конечно, проект АИС ТО. Как я уже отмечал, интерес к системам информационной поддержки принятия решений органы государственной власти субъектов РФ, конечно же, проявляют. Проявляют интерес и крупные города, которые включают такие системы в свои концепции и планы. Причем, этот интерес год от года возрастает. Однако, недосток финансирования, организационно-правовые сложности и другие текущие приоритеты являются сдерживающими факторами развития этого направления.

В основе систем информационной поддержки принятия решений лежит идея создания хранилища существующих разрозненных информационных ресурсов, их объединение и использование через функциональные автоматизированные системы в повседневной хозяйственно-управленческой деятельности.

Особенно интересна органам власти система картографического анализа, реализованная на основе геоинформационных технологий.

Она может эффективно использоваться для анализа информации, поступающей в подразделения дежурной службы о происшествиях и чрезвычайных ситуациях; анализа аварийных ситуаций, связанных с авариями на инженерных коммуникациях; подготовки решений по распоряжению объектами недвижимости; оценки обстановки, подготовки решений и контроля мероприятий по благоустройству территории; мониторинга и анализа социально-экономического развития различных территорий, содержания, строительства и ремонта дорог; мониторинга выполнения стандартов проживания и т.п.

В ходе этого проекта специалистами ОАО «ЦКР» разработано более 100 картографических слоев районного уровня. Более 50 картографических слоев в границах Санкт-Петербурга поступает из 4-х организаций-источников в соответствии с регламентом обмена данными в электронном виде, который был разработан Комитетом по информатизации и связи Санкт-Петербурга с участием специалистов ОАО «ЦКР».

Таким образом, проблема совместимости картографических слоев, разрабатываемых разными организациями, в целом решаема. Но, конечно, простота или сложность ее решения зависит от степени координации вопросов выбора ГИС-технологий со стороны подразделений информатизации в органах власти субъектов РФ.

Наши системы информационной поддержки принятия решений в составе АИС ТО построены по универсальному принципу, позволяющему настраивать их на работу с любыми видами структурированной информации. Это информация о технических характеристиках жилых домов, других зданий и сооружений, информация о зарегистрированном населении, о земельных участках различного предназначения, о договорах аренды на объекты недвижимости, информация социального характера, данные об объектах торговли, аварийных квартирах, происшествиях, объектах строительства и т.д. Системы информационной поддержки принятия решений могут обеспечивать доступ и к структурированной информации по документообороту. Так, например, система картографического анализа позволяет по найденному жилому дому отображать информацию из базы данных обращений граждан. Таким образом, эти системы являются мощным инструментом для мониторинга, анализа ситуации и подготовки обоснованных решений.

Кроме Системы картографического анализа к системам информационной поддержки принятия решений в составе АИС ТО относятся Информационно-справочная система "Весь район", предназначенная для быстрого поиска и отображения основной и связанной информации; Система произвольного поиска, предназначенная для формирования логического запроса на поиск информации, практически любой степени сложности (расширенный поиск); единый реестр юридических лиц для поиска и отображения регистрационной информации о юридических лицах; информационно-аналитическая система позволяет формировать любую структуру показателей социально-экономического развития территории, обеспечивает ввод данных, их хранение, различные формы отображения (в том числе, в виде рядов за заданный период или графиков), настройку и формирование отчетов. На основе информационно-аналитической системы можно создавать корпоративные системы мониторинга показателей.

Ядром систем информационной поддержки принятия решений является общее хранилище данных, которое аккумулирует внешнюю информацию, приходящую от других информационных систем, и внутреннюю, которая накапливается в процессе эксплуатации информационных подсистем структурных подразделений:
  АС «Дежурная служба»;
  АС «Учет объектов торговли»;
  АС «Учет и контроль инвестиционных проектов»;
  АС «Учет аварийных квартир»;
  АС «Учет товариществ собственников жилья (ТСЖ)»;
  АС «Учет неблагополучных семей»;
  АС «Административная комиссия»;
  АС «Комиссия по делам несовершеннолетних»;
  АС «Учет награждений жителей»;
  АС «Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов»;
  АС «Учет лиц БОМЖ»;
  АС «Учет индивидуальных гаражей»;
  АС «Учет вывоза твердых бытовых отходов»;
  АС «Землепользование» и др.

Системы АИС ТО просты в использовании за счет реализации разработчиком во всех системах единого подхода к построению пользовательских интерфейсов. В настоящее время хранилище данных АИС ТО содержит основную управленческую информацию, которая необходима государственным служащим районных администраций Санкт-Петербурга. Это информация о земле, об объектах недвижимости, о жилищном фонде, зарегистрированном населении, предприятиях и организациях, которая периодически актуализируется.

Среди перечисленных подсистем АИС ТО особое место занимает АС «Дежурная служба». Она использует несколько видов аппаратного обеспечения и предназначена для приема, хранения и контроля исполнения обращений граждан, прежде всего по вопросам коммунального обслуживания. АС «Дежурная служба» обеспечивает ведение электронного журнала обращений и чрезвычайных ситуаций. Система использует накопленную в хранилище данных информацию о жилом фонде и зарегистрированных жителях и взаимодействует с электронной картой. АС «Дежурная служба» позволяет выполнять автоматизированный обмен данными между подразделениями органов власти, организациями жилищно-коммунального хозяйства и Городским мониторинговым центром.

Специфика деятельности органов местного самоуправления, как структуры непосредственно связанной с населением и его интересами, отличается от районных администраций. Учитывая этот факт, а также организационные и финансовые трудности, возникающие с развитием автоматизации в органах местного самоуправления, ОАО «Центр компьютерных разработок» предлагает гибкую политику в области развития и внедрения АИС ТО для нужд муниципальных образований.

Сотрудники ОАО «Центр компьютерных разработок», опираясь на апробированные и хорошо зарекомендовавшие типовые решения АИС ТО, разработали базовый комплект подсистем для муниципальных образований, который обеспечивает автоматизацию основных направлений деятельности местных администраций муниципальных образований. В дальнейшем базовый комплект можно дополнять другими существующими типовыми подсистемами или вновь разработанными подсистемами, учитывающими индивидуальную специфику конкретного муниципального образования.

Информационные технологии, разработанные в ходе проекта АИС ТО, позволяют создавать общегородские информационные ресурсы. Так в 2007 году на основе технологий АИС ТО был создан общегородской ресурс по объектам торговли и автоматизированная система «Реестр объектов потребительского рынка», предназначенная для автоматизации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по сбору, обработке, хранению, поиску, анализу и предоставлению информации об объектах потребительского рынка Санкт-Петербурга. В рамках этой системы возможно использование муниципальных образований, как источников информации для формирования территориальных реестров объектов потребительского рынка, так и потребителей информации по объектам потребительского рынка из территориального или общегородского реестра.

Реестр объектов потребительского рынка обеспечивает картографический анализ информации по пешеходной доступности объектов торговли и достижению утвержденных стандартов проживания в Санкт-Петербурге.

CNews: Системы информационной поддержки принятия решений на основе ГИС-технологий на сегодняшний день успешно функционируют во всех районных администрациях Санкт- Петербурга и в ряде администраций муниципальных образований. Какие показатели повышения эффективности, оперативности деятельности госструктур вы могли бы привести в качестве аргумента в пользу таких систем?

Сергей Крупцов: В составе АИС ТО в районных администрациях Санкт-Петербурга сейчас функционируют как единый комплекс более 30 различных функциональных, справочных и технологических подсистем. В соответствии с данными статистики, которые собираются в автоматизированном режиме, сотрудники каждой районной администрации более 50 000 раз в год (в среднем) обращаются к автоматизированным функциям АИС ТО и выполняют те или иные действия (ввод и редактирование информации, поиск и анализ данных, печать отчетов или передачу формализованных сообщений).

Они обеспечивают деятельность аппарата районной администрации и осуществляют решение задач, необходимых для обеспечения деятельности руководства и органов власти Администрации Санкт-Петербурга, а также иных органов власти и управления. До внедрения АИС ТО за информацией по объектам недвижимости государственный служащий обращался в одну систему, а за информацией о том, кто живет в этом доме – в другую, есть ли в этом доме предприятия и организации – в третью систему, кто обращался из жителей этого дома по вопросам коммунального обеспечения - в отдел дежурной службы районной администрации. Теперь всю эту информацию можно найти в АИС ТО, получив ответ на свои вопросы в течение 1-3–х минут. В то время как сбор и обработка информации из разных источников занимает, как правило, несколько часов. Рост эффективности управленческой деятельности особенно заметен в деятельности дежурных служб районных администраций, которые автоматизированным способом получают информацию об аварийных ситуациях на коммунальных системах от жителей города (телефонные звонки) и различных обслуживающих организаций, а также от Городского мониторингового центра. Полученная информация может быть проанализирована с помощью системы картографического анализа.

Внедрение АИС ТО в муниципальных образованиях обеспечивает включение муниципального образования в единое информационное пространство исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, что существенно повышает эффективность решения задач органами местного самоуправления.

В настоящее время ОАО «Центр компьютерных разработок» имеет положительный опыт внедрения и сопровождения отдельных подсистем АИС ТО в муниципальных образованиях г. Санкт-Петербурга: «Муниципальный округ № 65», «Литейный округ», «Муниципальное образование город Петергоф».

CNews: Значительную долю бизнеса консорциума «Кодекс» занимают системы электронного документооборота. Насколько, на ваш взгляд, изменился спрос на эти системы в последние годы? Приходилось ли вам вносить какие-либо значительные изменения в имеющиеся решения, связанные со спецификой их внедрения в госорганах регионального и муниципального уровня? Возникала ли необходимость разработки специальных модулей? С какими сложностями вы сталкиваетесь в процессе внедрения СЭД в госорганах?

Сергей Крупцов: Консорциум «Кодекс» более 15 лет успешно работает в сфере создания технологий электронного документооборота и делопроизводства.

Автоматизированные системы «Кодекс: Документооборот» на сегодняшний день внедрены в органах государственной власти восемнадцати субъектов Российской Федерации и муниципальных образованиях более 110 городов, в 40 центральных и территориальных федеральных органах власти, в том числе, в Министерстве юстиции Российской Федерации и его федеральных службах, Министерстве энергетики, в Федеральной регистрационной службе Российской Федерации, в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, а также в нескольких десятках предприятий и организаций.

Наш опыт показывает, что спрос на системы документооборота не ослабевает, хотя мы не отмечаем также бурного увеличения роста. Можно сделать некоторые предположения по изменению структуры спроса. Интерес к системам документооборота все больше начинают проявлять органы местного самоуправления различных уровней, а органы государственной власти субъектов РФ все больше обращают внимание на создание систем документооборота, охватывающих весь регион.

В то время, как системы электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти субъектов РФ продолжают развиваться в направлении автоматизации все новых функций в сфере документационного обеспечения управления.

Такие тенденции учитывались и нашей компанией. В результате чего системы «Кодекс: Документооборот» за последние годы сделали качественный скачек в своем развитии за счет значительного расширения функциональных возможностей, создания современной архитектуры и использования всех современных информационных технологий обработки документов.

Важнейшим объектом новой системы является электронный документ (электронная копия документа). Для хранения этого документа и организации работы с ним создано Хранилище текстово - графической информации (ХТГИ), являющееся ядром для системы нового поколения, вокруг которого наращиваются функциональные возможности и различные сервисы, обеспечивающие автоматизацию делопроизводства и документооборота в организации. ХТГИ позволяет обеспечить хранение сотен тысяч документов с возможностью поиска по тексту и множеству атрибутов.

Состав систем «Кодекс: Документооборот» сегодня включает:
   «Кодекс: Служебная корреспонденция»,
   «Кодекс: Контроль исполнения»,
   «Кодекс: Обращения граждан»,
   «Кодекс: Подготовка и работа с документами»,
   «Кодекс: Регистрация документов»,
   «Кодекс: Согласование документов»,
   «Кодекс: Оперативный контроль»,
   «Кодекс: Экспедиция»,
   «Кодекс: Хранилище текстово-графической информации»,
   «Кодекс: Потоковое сканирование»,
   «Кодекс: Управление документами»,
   «Кодекс: Отчеты документооборота»,
   «Кодекс: Агент обмена»,
   «Кодекс: web-доступ»,
   Модуль электронно-цифровой подписи,
   «Кодекс: Управление персоналом»,
   «Кодекс: Учет договоров»,
   «Кодекс: ИСС Электронный телефонный справочник».

Большинство из названных подсистем разработаны или кардинально модифицированы за последние 3 года. «Кодекс: Служебная корреспонденция» - это основной и наиболее распространенный модуль системы электронного документооборота. Он предназначен для обеспечения работы с входящей и исходящей служебной корреспонденцией (регистрация, движение, контроль исполнения, др. функции).

ХТГИ позволяет обеспечить хранение сотен тысяч документов, с возможностью поиска по тексту. ХТГИ строится по трехзвенному принципу, при котором часть вычислительных задач возлагаются на сервер баз данных, в качестве которого выступает СУБД MS SQL Server 2000 / 2005 (Рис.6). Сервер приложений, функционирующий на платформе Microsoft.NET обеспечивает кэширование информации, обеспечение безопасности данных, обмен данными с удаленными подразделениями.

Подсистема «Кодекс: Подготовка и работа с документами» является клиентской частью ХТГИ. Это удобный пользовательский интерфейс для работы с ХТГИ, интегрируемый с офисными приложениями.

Безопасность обеспечивается разделением прав доступа пользователя на документ, поддержкой электронно-цифровых подписей, шифрованием трафика между сервером приложений и клиентом. Автоматически поддерживается версионность документов, помещенных в хранилище.

Для удобства работы клиентская часть функциональной подсистемы «Кодекс: Подготовка и работа с документами» интегрируется с основными офисными приложениями. Для Microsoft Office это MS Word и MS Excel, для OpenOffice это OpenWriter и OpenCalc. В данный момент реализовано одно из перспективных направлений развития системы – интеграция с Autodesk AutoCAD. Такое решение позволит строить хранилища проектной документации, обеспечивающее коллективный доступ к чертежам и их сканированным копиям, с возможностью поиска и каталогизирования.

Интегрируясь с полнотекстовым хранилищем, подсистема «Кодекс: Потоковое сканирование» позволяет обеспечить обработку бумажных документов.

Все регистрируемые документы помечаются специальным штрих-кодом и помещаются в сканер, который автоматически сканирует оригинал, распознает текст с использованием ПО Abbyy FineReader 8.0, и помещает его в ХТГИ.

Таким образом, пользователям становятся доступны электронные копии документов с сохраненными подписями и печатями, а так же распознанный текст, для поиска и анализа.

Штрих-код, нанесенный на документ, позволяет мгновенно найти документ с помощью сканера штрих-кодов в базе данных. Такая функция на порядок ускоряет обработку документов, снижает вероятность ошибок поиска.

Для внедрения технологии штрих-кода нет необходимости приобретать специализированное программное обеспечение. Вся поддержка штрих-кода встроена в подсистему «Кодекс: Служебная корреспонденция».

Для внедрения технологии штрих-кода нет необходимости приобретать специализированное программное обеспечение. Вся поддержка штрих-кода встроена в подсистему «Кодекс: Служебная корреспонденция».

Для обеспечения юридически значимого документооборота разработаны технические решения поддержки ЭЦП на различных стадиях работы с документами.

Образ документа также может быть подписан электронно-цифровой подписью оператора сканирования. В дальнейшем, на основе образа документа может быть распечатана копия документа в том же виде, в котором документ был зарегистрирован и отсканирован.

В развитии своих продуктов ОАО «ЦКР» непрерывно учитывает повседневные и вновь появляющиеся потребности органов государственной власти и местного самоуправления. Так для кадрового делопроизводства муниципальных образований первого уровня, в соответствии с законодательством Российской Федерации разработана система «Кодекс: Реестр муниципальных служащих», которая позволяет автоматизировать сбор и ведение реестра муниципальных служащих территориально разнесенных подразделений администрации. Создание системы призвано обеспечить повышение оперативности и качества работы с кадровой информацией, снижение трудозатрат и сокращение издержек на управление, усиление контроля. Система создает необходимые условия для повышения доли интеллектуального производительного труда по содержательной и смысловой работе с документами и снижения трудозатрат на рутинные операции.

Для муниципальных образований второго уровня (поселковые и сельские) и небольших удаленных подразделений органов местного самоуправления предлагается специализированный модуль системы электронного документооборота и делопроизводства «Кодекс: Канцелярия МО». Функциональные возможности модуля обеспечат решение задач работы с входящей, исходящей корреспонденцией, контроля поручений, согласования организационно-распорядительных документов, перевода документов в электронный вид и обмен документами с другими организациями.

Модуль является элементом общей системы электронного документооборота и делопроизводства «Кодекс: Документооборот», тесно интегрирован с ней и позволяет создать единое функциональное информационное пространство на территории как района, так и региона в целом, а также поэтапно перейти на полный электронный документооборот.

CNews: Долгие годы работы государственных органов исключительно с бумажными документами привели к формированию гигантских бумажных архивов. Их оцифровка представляется рядовому потребителю невероятно трудоемким и дорогим делом. Какие решения, способные сделать этот процесс более удобным и наименее безболезненным для ведомства, предлагает ваша компания? Насколько востребованы такие решения на данном этапе, и каковы, на ваш взгляд, перспективы дальнейшего развития электронных архивов?

Сергей Крупцов: Для эффективной работы с образами документов и организации ведомственных архивов ОАО «ЦКР» предлагает разработанные технологии в рамках системы электронного документооборота «Кодекс: документооборот» в виде модулей:

   «Кодекс: Служебная корреспонденция»,

   «Кодекс: Хранилище текстово-графической информации»,

   «Кодекс: Подготовка и работа с документами»,

   «Кодекс: Потоковое сканирование»,

   «Кодекс: web-доступ»,

   Модуль электронно-цифровой подписи.

Наполнение хранилища электронными документами обеспечивается путем ретроспективного сканирования существующих бумажных архивов и помещения электронных документов в электронную базу непосредственно с рабочих мест пользователей.

Организационные подходы к реализации указанных технических и технологических решений могут быть различными. Так для Правительства Ленинградской области ОАО «ЦКР» предлагал модифицировать существующую систему электронного документооборота и развернуть автоматизированный комплекс для обеспечения архивного учета и хранения документов (АКАД), который тесно интегрируется с компонентами единой системы электронного документооборота, такими как «Кодекс: Служебная корреспонденция», «Кодекс: Обращения граждан», «Кодекс: Согласование документов» и другими. Модификация существующей системы электронного документооборота позволит сохранить преемственность технологий, обеспечить информационное поле, охватывающее все документопотоки, циркулирующие в Правительстве Ленинградской области, сохранить общий вид и принципы построения пользовательских интерфейсов программ, а так же наладить обмен данными без реализации сложных сервисов межпрограммного взаимодействия.

Создание автоматизированного комплекса АКАД позволит Повысить эффективность работы архивных служб и сотрудников, обращающихся к архивным документам; Ускорить обработку запросов к архивным документам; упросить доступ к архивным документам с учетом безопасности и сохранения контроля над доступом к отдельным единицам хранения; обеспечить учет архивных дел, томов, документов, описей; обеспечить учет выдачи дел, документов, копий дел и документов, в любой момент времени получать актуальную информацию о местонахождении дел или документов; автоматизировать выдачу копий документов, распечатываемых из хранилища текстово-графической информации, на основе отсканированных образов; ускорить формирование отчетности, описей, ведомостей списания документов; обеспечить подготовку статистических и аналитических материалов о наполнении Архива, динамике роста, состава и состояния документов; обеспечить учет особо важных, ветхих, ценных единиц хранения; обеспечить автоматический перенос электронных документов из оперативного хранилища документов в Архив; унифицировать формирование номенклатуры дел единой системы электронного документооборота на основе номенклатуры дел Архива аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области.

CNews: Какие рекомендации представителям органов государственной власти, собирающихся автоматизировать деятельность своего ведомства, вы могли бы дать?

Сергей Крупцов: Эффективный документооборот является обязательной составляющей эффективного управления. Документооборот исключительно важен для правильной организации финансового и управленческого учёта.

В настоящее время во многих регионах РФ автоматизация делопроизводства активно реализуется в основном в подразделениях Администрации и Правительства региона с частичным охватом муниципальных образований. Этого, конечно же, недостаточно для создания единого электронного пространства и перехода на полный электронный документооборот. Они находятся еще в начале пути, т.е. на первом этапе.

Что нужно для успешного решения этой задачи? Конечно же, в первую очередь, законодательная и нормативная база решения этого вопроса, например, по применению ЭЦП. А, во-вторых, поэтапное функциональное наращивание и расширение системы с обязательным переводом бумажных документов в электронный вид как в органах государственной власти, так и в муниципальных образованиях. При этом глубина внедрения системы должна охватывать не только специализированные подразделения.

Если в регионе актуален ещё вопрос выбора системы – то конечно этот этап будет первым. И конечно же здесь важно как и какое ПО выбрать? При этом следует обратить внимание, что в органах государственной власти с точки зрения экономии бюджетных средств, наиболее полного учета Российской законодательной и нормативной базы, знания особенностей Российского делопроизводства и адаптированности разработок к ним, а также с точки зрения информационной и государственной безопасности внедрение СЭД целесообразно проводить на базе российских разработок. Предпочтения же к определенному продукту определяются конкурентными преимуществами не только продукта, но и организации-разработчика, обеспечивающей дополнительные услуги и выгоды для клиента, а также надежность сотрудничества.

CNews: Госсектор является одним из наиболее перспективных рынков для отечественной ИТ-отрасли. Как будет развиваться сегмент информатизации органов государственной власти в 2008-2010 годах? Каковы планы консорциума «Кодекс» на ближайшие годы в этой области?

Сергей Крупцов: Нам понятны тенденции развития информатизации органов власти и их потребности в комплексной автоматизации. Организации государственного сектора составляют около 30% в общем списке организаций, где внедрены программные продукты «Кодекс» (и 80 % для систем электронного документооборота), а территориальная зона охвата включает восемнадцать субъектов Российской Федерации.

По нашему мнению на ИТ-рынке России ситуация будет активизироваться: и в части разработчиков – модификация своих систем, и в части заказчиков – растет понимание необходимости автоматизации своей повседневной деятельности.

Развитие систем идет в направлении наращивания сервисных возможностей; перехода к безбумажному документообороту; интеграции различных систем; обеспечения типового обмена информацией в электронном виде между различными системами (в том числе, системами разных разработчиков).

В рамках информационной активности автоматизация органов государственной власти решается путем комплексной автоматизации основных функций на основе открытых конкурсных торгов; поэтапной автоматизации функциональной деятельности готовыми решениями на основе открытых конкурсных торгов; решения локальных вопросов автоматизации собственными силами; интеграции собственных решений с готовыми модулями производителя ПО; ожидания готовых тиражируемых решений "сверху".

В настоящее время чаще встречаются два первых варианта с приоритетом поэтапной автоматизации. В ближайшую перспективу до 2010 года эта тенденция сохранится. А «цифровое неравенство» регионов не позволит создать единые приоритеты в информатизации органов государственной власти и местного самоуправления. Регионы-лидеры будут активно заниматься созданием единого информационного пространства и внедрением системы «одного окна» для автоматизации различных государственных услуг населению. А регионы-аутсайдеры – коммуникациями и локальными системами электронного документооборота. При этом будет расти финансовая помощь регионам и по линии Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, и по линии Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в виде различных грантов, типовых решений, конкурсного отбора регионов-полигонов и т.д.

В планах развития своего ПО до 2010 года консорциум «Кодекс» учитывает потребности обоих сегментов. Так, модульность и масштабируемость продуктов, особенно «Кодекс: Документооборот», позволяет активизировать поэтапную автоматизацию органов государственной власти различного уровня, начиная с системы делопроизводства. А разработка специализированных продуктов для муниципальных образований первого и второго уровня типа «Кодекс: Канцелярия МО» и внедрение новых технологий перехода на полностью электронный документооборот позволяют создавать единое информационное пространство региона.

CNews: Спасибо.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS