Обзор подготовлен

версия для печати
Николай Никифоров
Татарстан

Николай Никифоров:

Муниципальные образования должны быть самодостаточными

В Татарстане информатизации уделяется, пожалуй, такое же большое внимание, как и в ключевых федеральных ведомствах. В настоящее время в республике работа идет по трем направлениям — улучшение эффективности межведомственного взаимодействия органов госвласти, повышение информационной открытости правительства и оптимизация предоставления услуг гражданам и юридическим лицам. О построении электронного правительства в Республике Татарстан в интервью CNews рассказал Николай Никифоров, генеральный директор Центра информационных технологий Республики Татарстан (ЦИТ), советник премьер-министра Республики Татарстан.

CNews: Внедрение ИКТ в различных регионах Российской Федерации происходит крайне неравномерно. Какую роль, на ваш взгляд, играет политическая воля руководства региона в развитии процессов информатизации? Каких результатов удалось добиться Республике Татарстан на настоящий момент?

Николай Никифоров: Процесс информатизации Республики Татарстан происходит при политической поддержке руководства республики. В 2005 году премьер-министр Рустам Нургалиевич Минниханов придал проекту внедрения ИКТ в республике статус ключевого, и с тех пор на этом пути нам удалось достигнуть значительных результатов.

Огромное значение при реализации проекта информатизации республики имела возможность организовать работу самого правительства, самих государственных структур. Для того чтобы эффективно реализовывать данный проект, была создана специальная координационная рабочая группа, которую возглавил руководитель аппарата правительства Республики Татарстан. Исходя из поставленных целей, была сформирована базовая структура «Электронного правительства», которая состоит из двух контуров — внешнего и внутреннего.

В первую очередь нами были реализованы инфраструктурные проекты – проекты так называемого внутреннего контура, направленные на повышение эффективности работы самих органов власти. Среди них — два основных проекта, направленные на повышение эффективности внутреннего управления. Это информационно-аналитическая система и система электронного документооборота. Внешний контур, который ориентирован на взаимодействие с гражданами и бизнесструктурами, включает в себя портал правительства республики и call-центр. Кроме того, в Татарстане реализуется множество общезначимых и профильных ведомственных проектов в сферах социальной защиты, ЖКХ, управления бюджетным процессом, создаются система казначейских платежей и система раскрытия информации о государственных заказах.

Созданная Межведомственная система электронного документооборота – один из крупнейших проектов такого рода в Российской Федерации, и является нашей собственной разработкой. Ее особенность заключается в том, что она необычайно эргономична: с ней успешно работают даже неподготовленные пользователи – всего 4,5 тысячи государственных служащих. При помощи Межведомственной системы электронного документооборота сотрудники ведомств рассматривают все документы в электронном виде в «мобильном офисе», широко используя ЭЦП, возможность текстовых и голосовых резолюций.

Внедрение системы было осуществлено не совсем стандартным образом — «сверху вниз», а не «снизу вверх», как это обычно происходит. Первым пользователем системы, политическим лидером проекта и политическим спонсором был лично премьер-министр республики. Сначала с системой стал работать он, потом аппарат правительства, затем министры, их заместители и, наконец, аппараты всех министерств.

Стоит еще раз отметить, что все электронные копии документов имеют юридическую силу. Все они заверяются ЭЦП, для чего с 2006 года мы используем специальный удостоверяющий центр. В настоящее время применяют ЭЦП в документообороте около 600 государственных служащих, включая всех членов правительства. Всего в Татарстане используется более 5 тыс. сертификатов ЭЦП, главным образом для задач бюджетной и налоговой отчетности, казначейских платежей и т. д.

Внедрение такой системы было очень важно для решения психологической проблемы: нам удалось сломать барьер неприятия государственными служащими информационных технологий, когда они стали работать с ИТ каждый день. Теперь сотрудники ведомств стали легко воспринимать идею перевода всей деятельности органов власти, в том числе оказание госуслуг, на электронные «рельсы».

Вторая задача, которую мы решили, связана с унификацией портальных решений. Мы создали единое технологическое решение, которое было растиражировано. Теперь в республике есть единый портал правительства, в рамках которого существуют сайты всех министерств и ведомств, создан портал муниципальных образований. Всего в портальной системе Республики Татарстан имеется более 120 отдельных сайтов, реализованных на одной технической платформе. Без этого невозможно было бы навести порядок.

CNews: Как вы оцениваете значение и уровень развития транспортной инфраструктуры для построения электронного правительства?

Николай Никифоров: Реализация региональной информатизации невозможна без соответствующей инфраструктуры — без перехода к использованию информационных и коммуникационных технологий. В течение 18 месяцев в Татарстане создавалась и разворачивалась единая государственная система телекоммуникаций.

Около 1900 абонентов подключены к единой телекоммуникационной системе, что, конечно же, очень важно в свете реализации административной реформы и обеспечения межведомственного взаимодействия. На сегодняшний день все органы государственной власти и муниципальные районы республики подключены к сети интернет с использованием оптоволоконной линии. Эта задача в настоящее время решается и в сельской местности — в ближайшее время к единой системе телекоммуникаций планируется подключить все 999 муниципальных образований Республики Татарстан, включая сельские поселения.

Узловое оборудование находится в государственной собственности, поскольку именно его владелец управляет сетью, обеспечивает защиту информации, а каналы арендуются у коммерческих операторов. Все информационные ресурсы сосредоточены в едином центре обработки данных, который также принадлежит правительству. Благодаря этому обеспечивается эффективное администрирование ресурсов и реализуется единая политика информационной безопасности.

CNews: Построение электронного правительства – масштабный проект, требующий соответствующих подходов к его управлению. Каким образом в республике осуществляется управление этим проектом и его компонентами и административными преобразованиями?

Николай Никифоров: В Татарстане внедрен принцип централизации управления ИТ-проектами. В рамках государственного учреждения (Центр информационных технологий Республики Татарстан) консолидирован ИТ-бюджет. Этот центр занимается построением общей инфраструктуры, ее эксплуатацией, организует ее совместное использование всеми заинтересованными государственными структурами. На него фактически возложены функции по проведению единой технологической политики. С 2006 года постановлением Правительства Республики Татарстан ежегодно утверждается перечень проектов по информатизации. В настоящее время мы подошли к задаче, которая была успешно решена в Москве, — к созданию трехлетней программы внедрения ИКТ на 2008-2010 годы.

После создания базовой ИКТ-инфраструктуры была поставлена задача системной организации работы самого правительства республики. С этой целью была внедрена система контроля над исполнением принимаемых решений — осуществлен переход на единую систему электронного документооборота.

CNews: Расскажите, пожалуйста, более подобно о мониторинге и подготовке управленческих решений.

Николай Никифоров: Премьер-министр республики поставил задачу создания информационно-аналитической системы, способствующей повышению качества подготовки управленческих решений. В Татарстане существует территориальный орган Федеральной службы статистики и специализированный Комитет республики по социально-экономическому мониторингу. Уже много лет действует система индикативного управления, в рамках которой ежегодно размещаются государственные заказы на страницах информационного ресурса, ведение которого осуществляет Комитет статистики. Сведения о государственном заказе в электронном виде поступают в информационно-аналитическую систему.

Объем документации, который предоставляется внутри республики, ограничен данными официальной государственной статистики в рамках республиканского госзаказа, что было установлено изначально. Запрашивается только та информация, которую мы в состоянии обработать, тем самым минимизируются затраты времени и сил тех, кто ее готовит. Однократный ввод информации в электронной форме позволяет эффективно и многократно ее использовать, причем как министрам, так и рядовым исполнителям в министерствах. Впоследствии в рамках информационно-аналитической системы будет создана система мониторинга всех муниципальных образований республики.

CNews: В настоящее время на федеральном уровне создается Портал государственных услуг. Реализованы ли подобные решения в Республике Татарстан?

Николай Никифоров: Да, в республике созданы два информационных портала государственных услуг, где собрана информация о ключевых госуслугах по направлениям «государство – население» и «государство – бизнес». На этих порталах можно получить пошаговые инструкции по процедурам: где получить ту или иную услугу, в какое время работает нужное учреждение, как скачать необходимые формы и бланки. Если на портале электронного правительства информация сгруппирована по административным отделениям, то здесь она уже имеет тематическую структуру. Сегодня ежемесячная аудитория этих открытых информационных ресурсов составляет 105 тыс. пользователей, которые просматривают почти 1,5 млн. страниц. На наш взгляд, это очень высокий уровень востребованности.

Кроме того, мы создали call–центр, принимающий звонки по единому трехзначному короткому бесплатному номеру из любого населенного пункта республики. На базе этого call–центра мы стараемся запускать все новые и новые сервисы. Ведь электронное правительство и электронные услуги не всегда связаны с заполнением в интернете каких-либо форм. Можно привести следующий пример. Осенью прошлого года в период призывной кампании каждому призывнику, уходящему на службу в армию, выдавался мобильный телефон. При помощи этого телефона призывники могут в любое время суток позвонить в call–центр, благодаря чему правительство получает возможность контролировать соблюдение прав солдат в армии. (Такие звонки являются для звонящего бесплатными.)

CNews: Основной проблемой информатизации органов государственной власти и главным препятствием на пути перехода к оказанию государственных услуг гражданам и бизнесу в электронном виде является проблема межведомственного взаимодействия. Удалось ли решить ее в Республике Татарстан?

Николай Никифоров: Татарстан выступал пилотным регионом в рамках решения Правительственной комиссии по проведению административной реформы по созданию системы межведомственного взаимодействия. Первая очередь этого проекта охватывала три ведомства: управления Росрегистрации, Роснедвижимости и Федеральной налоговой службы.

В настоящее время в нашем регионе развернут базовый сегмент среды электронного взаимодействия. Что это означает на практике? Существует защищенная среда, с помощью которой эти ведомства могут электронным путем передавать друг другу массивы данных.

На круглом столе, посвященном административной реформе, который проходил в Казани в прошлом году под председательством Сергея Евгеньевича Нарышкина, мы обратили внимание на то, что проект взаимодействия трех ведомств, то есть регламентированная передача друг другу информации, никак не охватывает муниципальные образования, которые, по нашему мнению, должны быть самодостаточными, способными формировать собственный бюджет за счет местных налогов.

Ключевыми для муниципальных образований являются следующие доходы: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на доходы физических лиц и пр. По различным экспертным оценкам, объем «серого» рынка в Республике Татарстан составляет 9 млрд. рублей, то есть это те средства, которые можно «обелить» в том числе путем актуализации и синхронизации информации в различных базах данных. Например, около 15% налоговых уведомлений направляются по неправильному адресу, вследствие чего происходит потеря времени и денег. По нашим расчетам, отсутствие оперативной и актуальной информации влечет за собой прямые потери для бюджета в размере около 500 млн. рублей.

CNews: Процесс перехода к оказанию государственных услуг в электронном виде развивается крайне медленно. Какие пути интенсификации этого процесса, на ваш взгляд, являются наиболее эффективными? Какие проблемы до сих пор остаются нерешенными?

Николай Никифоров: Первостепенное значение имеет создание государственного или общероссийского центра как некоей защищенной доверенной среды, через которую смогут проходить легитимные электронные запросы и ответы между ведомствами в процессе оказания тех или иных государственных услуг. Это во многом упростит способ взаимодействия граждан с государством.

Без сомнения, огромную роль должны сыграть многофункциональные центры, информационные порталы, call-центры, информационные киоски с расширенными функциями (с наличием микрофона, видеокамеры, сенсорного экрана, фискального регистратора, купюроприемника и пр.).

Когда мы проводили анализ тех услуг, которые наиболее актуальны для регионального и федерального уровня, мы разработали 12-модульную универсальную схему, с помощью которой можно реализовать любую услугу.

Первоначально, согласно схеме, происходит получение краткой информации об услуге, которую гражданин получает и выясняется, имеет ли право он ее получать – это решается с помощью порталов. Следующий шаг – заполнение формы, необходимой для получения данной услуги. Кроме того, гражданин должен иметь возможность получить необходимые консультации. Сейчас мы отрабатываем услугу видео call-центра, в котором оператор будет видеть и слышать гражданина при помощи WEB-камеры. На следующем этапе каждому обращению за услугой присваивается уникальный идентификационный номер. Необходимо также создать единую систему электронных очередей, в которые можно удаленно записаться.

Тот прототип системы межведомственного информационного взаимодействия, который создан в Республике Татарстан в рамках федерального проекта, к сожалению, не решает всех упомянутых задач. И нам предстоит еще очень многое сделать на пути использования ИКТ для оптимизации предоставления государственных услуг. Кроме того, не существует четкого понимания того, что же такое госуслуги. Например, является ли услугой оплата штрафов ГИБДД, оплата ЖКХ и налогов, сдача документов в приемную комиссию вуза?

Существует также огромная потребность в информационных услугах государства государству. Когда мы анализировали сделки с землей и недвижимостью, стало ясно, что управление Федеральной регистрационной службы просто завалено огромным количеством запросов от других органов власти. Например, одним из инструментов работы Федеральной службы судебных приставов является наложение ареста на имущество должников, для чего по всем подразделениям Федеральной регистрационной службы рассылаются сотни тысяч бумажных запросов, которые необходимо обрабатывать в кратчайшие сроки.

Мы также столкнулись с тем, что межведомственное взаимодействие потребует тотальной перестройки всей ИТ-инфраструктуры некоторых ведомств. Если у Федеральной налоговой службы существует единое ИТ-решение в масштабах всей страны, которое внедрено в каждом подразделении, то у Федеральной миграционной службы или, например, органов ЗАГС такого единого подхода к информатизации пока не существует.

Самое сложное, на наш взгляд, в настоящий момент - это признать электронный документ равнозначным бумажному аналогу, например, при регистрации сделок с землей и недвижимостью. Одним из документов, который гражданин должен принести при регистрации такой сделки, является справка из налоговой инспекции об отсутствии задолженности по уплате налогов. Гражданину приходится получать ее в бумажном виде. В то же время, уже сегодня существует возможность получить такую справку в электронном виде. Для этого необходимо иметь электронную цифровую подпись, выданную по особым правилам и признаваемую ФНС России. Другие ЭЦП ведомство не признает из-за отсутствия системы кросс-сертификации удостоверяющих центров.

Другой составляющей этой проблемы является то, что управление Федеральной регистрационной службы должно признать также легитимность ответа, выданного Федеральной налоговой службой в электронном виде. Надеюсь, что федеральные инициативы в области межведомственного информационного взаимодействия помогут решить эти вопросы.

CNews: Какие изменения в законодательстве могли бы способствовать ускорению процесса перехода к электронному правительству?

Николай Никифоров: Мы внимательно проанализировали федеральное законодательство и насчитали 17 постановлений Правительства, законов, ведомственных приказов, которые напрямую способствуют информационному межведомственному и межуровневому взаимодействию.

Но существуют некоторые барьеры, которые мы пытаемся преодолеть собственными силами. Например, мы сформулировали законодательную инициативу, которая была одобрена Государственным советом республики и теперь направлена в Государственную думу ФС РФ. Эта законодательная инициатива касается статьи 102 Налогового кодекса, статьи 6 закона «О персональных данных» и статьи 12 закона «Об актах гражданского состояния». Мы предложили включить следующую формулировку в каждый из этих документов: обработка или выдача информации возможны для исполнения функций, возложенных на исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления при условии, что при этом не нарушаются права и свободы граждан и в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством РФ. Права и свободы граждан России определены в Конституции и федеральных законах. На наш взгляд, правительство, руководствуясь этими базовыми принципами, должно утвердить единый регламент, определяющий кто, у кого, в каких случаях и какие именно данные может запрашивать.

Кроме того, подписан указ Президента Республики Татарстан, который утверждает регламенты межведомственного взаимодействия при сделках с землей и недвижимостью, которые являются одними из самых «популярных» государственных слуг. Важно, что в этом документе четко прописана роль информационных технологий.

В ближайшее время мы также ожидаем принятие указа Президента Республики Татарстан, которым будет создан региональный информационный центр для межведомственного информационного взаимодействия в электронной форме при оказании услуг гражданам и организациям. Мы уже ведем планомерную работу по подключению к нему как территориальных органов федеральных органов власти, так и органов местного самоуправления на территории Республики Татарстан.

CNews: Спасибо.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS