Школа ИТ
 

Обзор подготовлен при поддержке Rover Computers

Рынок КПК: Россия набирает темп в группе отстающих

Рынок КПК: Россия набирает темп в группе отстающих Содержание:

  • Мировой рынок КПК
  • Российский рынок КПК
  • Рынок КПК в Западной Европе
  • Прогноз: рынок КПК в 2003 году

    На фоне общемирового спада на рынке КПК, российские пользователи проявляют все более живой интерес к карманным компьютерам.

  • Мировой рынок КПК

    По результатам продаж в третьем квартале 2002г. объем мирового рынка КПК незначительно вырос. В случае, если в 4 квартале не произойдет всплеска спроса, год для этого сектора рынка окончится либо с незначительным ростом, либо вообще без увеличения объема продаж. После оптимистичных прогнозов аналитиков, подобные результаты совсем не выглядят впечатляющими. Основная ошибка прогнозистов недооценка темпов и глубины экономического спада в США и ЕС.

     Карманный компьютер для бизнеса. Ручные компьютеры
    Всего в 3-м квартале 2002г. в мире производителями было отгружено 2,6 млн. единиц КПК, что на 0,9% выше показателей аналогичного периода за 2001г., сообщает аналитическая компания Gartner Dataquest. По мнению экспертов, спрос на портативные устройства утих, так как, оглядываясь на нынешнюю экономическую ситуацию, пользователи начинают серьезнее оценивать необходимость перехода на новые модели, цена которых превышает $500.

    Производители КПК стараются всеми способами завоевать клиента, улучшая такие характеристики своих моделей, как быстрота обработки, яркость цветных экранов, наличие мультимедиа-приложений, а для бизнес-пользователей — и возможность удаленного доступа к данным через локальные радиосети. И все же за первые 9 месяцев 2002 года Gartner Dataquest отмечает снижение объемов поставок по сравнению с тем же периодом прошлого года на 8,3%.

    Лидером рынка по-прежнему остается Palm, на долю которого пришелся 31% от всех мировых поставок КПК (29% в прошлом году). В остальном — сектор ручных компьютеров претерпел изменения после того, как его практически оставила бывшая вторая скрипка среди производителей КПК Handspring, переключившись на производство смартфонов, гибридов КПК и мобильных телефонов. Доля устройств, работающих под управлением ОС Pocket PC, превзошла 30%. Эти модели поставляют Нewlett-Рackard и Toshiba. Sony занимает третье место по итогам квартала и 13% мирового рынка, увеличив свою долю по сравнению с прошлогодним показателем на 3,5%.

    По мнению аналитиков Gartner Dataquest, после медленного, но устойчивого уменьшения часть рынка, занимаемого Palm OS, стабилизировалась. А более конкурентоспособные цены у продавцов Pocket PC должны стимулировать рост поставок моделей с этой ОС в 4 квартале.

    Между тем, в то время как аналитики Gartner Dataquest фиксируют хоть и незначительный, но все же рост, эксперты компании IDC заявляют о существенном снижении объемов продаж КПК на мировом рынке. Так, по данным IDC, всемирные поставки мобильных устройств в третьем квартале 2002 года сократились на 6% и составили 2,44 млн. штук против 2,59 млн. в третьем квартале прошлого года. На сегодняшний день лидером по-прежнему остается Palm.

    Как заявил Уеили Су (Weili Su), главный аналитик IDC в области портативных компьютеров, главным фактором, влияющим на поставки КПК, стала неразвитая экономика и нестабильное положение во множестве регионов мира. Также, по его мнению, грядущие праздники вряд ли смогут сильно повлиять на продажи — объемы поставок останутся неизменными или даже немного снизятся.

    Между тем, Palm продолжает удерживать позиции лидера и даже увеличивать свою долю на рынке: если в прошлом году, по данным IDC, она составляла 29,1%, то в текущем году этот показатель равен 33,8%.

    На мировом рынке Palm отрывается от своих бывших конкурентов, 3 кв. 2002

    На мировом рынке Palm отрывается от своих бывших конкурентов, 3 кв. 2002

    Источник: IDC

    Аналитики отмечают, что, несмотря на всеобщий кризис, Palm удалось выстоять и даже укрепить свои позиции. Корпорация Sony обошла по продажам HP, став, таким образом, на второе место в мире. Доля HP на рынке, по сравнению с третьим кварталом 2002 года, снизилась с 16,5% до 11,9%. Четвертое место досталось Toshiba, которой удалось обогнать американского производителя Handspring и китайского Hi Tech Wealth. Доля Handspring на рынке КПК снизилась с 11,4% до 3,9%.

    Российский рынок КПК

    Озадачившись поиском информации по рынку КПК в России, мы обнаружили, что эта тема пока недостаточно разработана крупными аналитическими компаниями. На наш взгляд, наиболее интересным сборником данных по этому вопросу являются критические комментарии Дмитрия Хавжу, директора компании «МакЦентр», к маркетинговому исследованию, подготовленному начинающими экспертами из компании SmartMarketing. Оценки эксперта подкреплены значительным опытом продаж и положением «Макцентра» на отечественном рынке КПК. В рамках дополнительного интервью, наше издание задало еще несколько вопросов г-ну Хавжу. Мы получили исчерпывающие ответы.

    Недавно компания МакЦентр неожиданно получила небольшой отчет, проведенный группой SmartMarketing, об исследовании рынка КПК в России. Документ называется «Карманные ПК: прогноз результатов IV квартала 2002 года». Поскольку тема эта для нас весьма интересна, а выводы отчета серьёзно отличаются от наших данных, мы решили прокомментировать их. Заранее приносим извинения за дотошность и обильное цитирование материалов исследования. Итак, начнём.

    SmartMarketing: Основная тенденция развития сектора определяется повышенными ожиданиями от продаж в IV квартале 2002 года.

    Дмитрий Хавжу: Что означают «повышенные ожидания от продаж» в IV квартале 2002 года? Неужели здесь имеются в виду рождественские продажи, которые по обычной статистике в 2–3 раза перекрывают среднегодовые? В таком случае почему их именуют основной тенденцией развития сектора? Вероятно здесь какая-то ошибка. Позвольте с этим не согласиться. Если основная тенденция и есть, то она в чем-то другом, но об этом позже.

    SmartMarketing: Покупатели начинают активнее интересоваться этой категорией продукции, ожидаемый резкий рост продаж в IV квартале 2002 года связан с естественными процессами роста, обуславливаемыми техническим прогрессом, процессами диверсификации продуктовых семейств, снижением цен и другими моментами. Наряду с этим на рынке имеется значительный по величине отложенный спрос, благодаря чему, по оценкам группы SmartMarketing, с вероятностью 85% объем продаж может превысить планку в 100 000 штук.

    Дмитрий Хавжу: Оценка в 100 000 устройств в год кажется нам сильно завышенной. Наш прогноз — от 40 до 50 тысяч устройств в год по России (в 2001 г. в России было продано 25–35 тыс. КПК). Наши выводы основываются на точной информации о наших продажах, приблизительной информации о нашей доле рынка, полученной от производителей КПК, и на косвенной информации о размере «серого» ввоза. Если оценка в 100 000 устройств относится не к России, а к СНГ, это дела сильно не меняет, поскольку рынок КПК в остальных странах СНГ вместе взятых раз в 10 меньше российского.

    SmartMarketing: В соответствии с ожиданиями, с вероятностью 78%, 27% объемов продаж придется на IV квартал.

    Дмитрий Хавжу: Это утверждение лишено смысла. Объяснимся. Если указывается вероятность события (78%), то этому событию может соответствовать только попадание непрерывного параметра в некоторый интервал (например, 27–30%). Таким образом, получаем, что вероятность того, что объем продаж будет точно равен 27% не может отличаться от нуля. (См. учебники по теории вероятности.)

    SmartMarketing: По итогам IV квартала 2002 года лидером по рыночной доле останутся КПК платформы Palm, с вероятностью более 80% на них придется 45% рынка. Семейства PocketPC с вероятностью более 80% займут 40% рынка, Casio Pocket Viewer — 10% (с вероятностью более 80%), Nokia 9210 — 3% и Psion — 2%.

    Дмитрий Хавжу: Повторимся, что упоминаемые вероятности исполнения такого прогноза просто лишены смысла. Однако, сами оценки за небольшим исключением почти совпадают с нашими цифрами.

    Существенное отличие только в том, что КПК Casio Pocket Viewer никак не может принадлежать 10%. Эти модели уже давно не производятся и в 2002 году в Россию не поставлялись. На прилавках магазинов, действительно, «зависло» некоторое количество этих устройств, но продаваться они не спешат, поскольку после появления на рынке Casio Cassiopeia BE-300 совершенно не выдерживают конкуренции.

    По нашим оценкам к середине 2002 года картина захвата российского рынка операционными системами выглядела примерно следующим образом:

    Операционные системы на российском рынке КПК: Microsoft теснит конкурентов

    Операционные системы на российском рынке КПК: Microsoft теснит конкурентов

    Источник: Макцентр

    Здесь как раз прослеживается упомянутая выше основная тенденция развития сектора: WindowsCE мощно наступает и расширяет свою долю; PalmOS сокращает долю, хотя в абсолютном выражении продажи не падают; EPOC умер, его место заняли WindowsCE устройства.

    SmartMarketing: Наиболее перспективные модели. С вероятностью более 60% по объемам продаж в своих сегментах будут лидировать следующие модели и семейства:

  • Семейство Sony CLIE, популярность которого обусловлена как репутацией марки Sony, так и выдающимися техническими характеристиками устройств серии CLIE при сравнении с устройствами других производителей Palm, включая оригинальные модели Palm. Свой вклад внесет и широта продуктовой линейки, а также широкий диапазон ценовых предложений в этом сегменте. Факторы риска для устройств этой группы связаны с ценовыми показателями конкурирующих моделей устройств PocketPC. С вероятностью более 80%, на долю семейства CLIE придется до 68% продаж всех устройств Palm.

    Дмитрий Хавжу: С последней фразой можно не спорить, если понимать ее формально. Наша оценка доли семейства Clie среди PalmOS устройств составляет 25–27%, что, строго говоря, тоже до 68%. Активность Sony очень высока, но зачислять ее в лидеры этого сектора рынка пока преждевременно. Дело в том, что до сих пор все поставки Sony Clie в Россию идут через американских и европейских дистрибуторов. Российский офис Sony эти продукты не поддерживает. Фирменные сервис-центры Sony устройства CLIE не обслуживают, деньги на маркетинговые цели не выделяются. Все это сильно ограничивает перспективы этих КПК на российском рынке и в 2002 году эта ситуация, видимо, не изменится.

    Рыночные доли КПК с ОС Palm на российском рынке 2002г.

    Рыночные доли КПК с ОС Palm на российском рынке 2002 г.

    Источник: Макцентр

    Устройствам Palm принадлежит около 70% этой ниши и в 4-м квартале эта доля может только увеличиться в связи с появлением новых моделей Zire и Tungsten.

    Рыночные доли КПК с ОС Windows CE на российском рынке, 2002

    Рыночные доли КПК с ОС Windows CE на российском рынке, 2002

    Источник: Макцентр

    SmartMarketing:

  • Toshiba e310, модель младшей ценовой группы, выделяется компактностью и эксклюзивным дизайном. Ее популярность обуславливается минимальными габаритами и массой, невысокой ценой, репутацией марки Toshiba на рынке мобильных устройств. С вероятностью более 80%, на долю Toshiba e310 придется до 12% продаж всех устройств PocketPC.

    Дмитрий Хавжу: Модель e310 снята с производства еще летом. Небольшое количество устройств было ввезено компанией «Дилайн», более никто этим серьезно не занимался. В начале осени 2002 на рынке появились восстановленные (refurbished) e310, также в небольшом количестве. Модель эта, действительно, неплохая по дизайну и габаритам, однако уменьшенная в два раза память (32Mb RAM) существенно снизила шансы устройства. Наша оценка — 2%.

    SmartMarketing:

  • RoverPC P6 — недорогая модель PocketPC с русской версией Windows CE, разъемом PCMCIA, упрощающим подключение внешних устройств, высококачественным экраном и рядом других преимуществ перед продуктами из этой же ценовой группы. С вероятностью более 80% при сохранении текущих тенденций на долю RoverPC P6 и возможно других КПК этой серии, придется до 21% продаж всех устройств PocketPC.

    Дмитрий Хавжу: RoverPC P6 — модель, действительно, недорогая. Она поступила в продажу в июне и стоила около 475 долларов. Сейчас в октябре ее можно купить за 350–360 долларов. По нашим оценкам, продано 200–300 устройств, т.е. в 10 раз меньше количества, указанного в отчете. Разъем типа PCMCIA — полнейший анахронизм. Ни одного другого КПК с таким разъемом на рынке нет. Сейчас даже CompactFlash интерфейс считается тяжеловатым для КПК, почти все вендоры перешли на более экономичный вариант — Secure Digital, а PCMCIA настолько увеличивает энергопотребление и размеры устройства, что от него все отказались. Так что модель P6 — явно проходная, временная и зачисление ее в разряд перспективных ошибочно.

    SmartMarketing: Наименее перспективные модели. С вероятностью более 50% следующие модели имеют шанс потерять свои рыночные позиции:

  • iPAQ 3800/3900. Основной фактор риска, создающий тенденцию, негативно влияющую на объем продаж HP iPAQ в IV квартале 2002 года обусловлен выпадением этих моделей из ценовой ниши, заданной их техническим оснащением. Традиционная, сильная сторона iPAQ, заключающаяся в высококачественном экране на базе технологий reflective TFT (в моделях 3800) и transflective TFT (3900) не компенсирует ценовой разрыв в $280–320, особенно учитывая возросшую конкурентность сегмента.

    Дмитрий Хавжу: По данным «МакЦентра», HP iPAQ — абсолютный лидер рынка 2002 года, посему считать эту модель неперспективной ошибочно. Модель H3970 продается в рознице за 700 долларов, что всего на 40–60 долларов дороже ближайших конкурентов — Toshiba e740 и Pocket Loox. Ценовой разрыв в 280–320 долларов существует только, если сравнивать iPAQ H3970 с RoverPC P6, но такое смелое сравнение мало кому приходит на ум. По нашим данным, доля iPAQ среди WindowsCE устройств близка к 55%.

    По не совсем ясной причине в исследовании не были упомянуты другие модели, весьма заметные на рынке: Cassiopeia E-200, Сassiopeia BE-300, Mitac Mio 528 и NEC Mobile Pro P300E.

    BE-300 монопольно занимает нишу low-end, поскольку другой сходный по характеристикам КПК за 200 долларов купить невозможно. Остальные три вышеперечисленные модели обладают сходными характеристиками и вместе могут претендовать на 15–20% рынка WindowsCE устройств.

    Поскольку обсуждаемые цифры всегда несут в себе большую степень субъективизма, мы будем очень рады, если другие специалисты также поделятся своей информацией по затронутым вопросам.

    Более подробно с ситуацией на российском рынке КПК, тенденциями его развития и прогнозами от МакЦентра можно познакомиться в репортаже с нашей пресс-конференции, прошедшей на прошлой неделе.

    Рынок КПК в Западной Европе

    Объемы поставок карманных компьютеров в Западной Европе снижаются четвертый квартал подряд.

    Во втором квартале 2002г. на рынок стран Западной Европы было поставлено только 463 тыс. КПК. Это на 18% меньше аналогичного показателя за 2001г. и гораздо хуже уровня, прогнозировавшегося аналитиками. Рыночные доли лидеров в странах Западной Европы — Palm и Hewlett-Packard, включая Compaq iPaq, — были стабильными: около 30%. Европейские клиенты Palm ожидают позже в этом году выпуска новых устройств с более быстрыми процессорами и более мощным программным обеспечением, в частности, ожидается перевод многих приложений, доступных на платформе Pocket PC, на платформу Palm.

    Доля корпорации SonyHandspring уменьшилась, так как компания сделала основную ставку на линейку продуктов Treo, сочетающих в себе мобильный телефон со встроенным КПК. Если Hewlett-Packard не расширит свой ассортимент продуктов, работающих на базе ПО Microsoft Pocket PC, другими продуктами среднего класса, дополняющими Compaq iPaq, компанию на рынке Европы быстро потеснит Palm.

    В любом случае, аналитики уверены, что в настоящее время производительность сотовых телефонов с КПК оставляет желать лучшего. С двумя разными стандартами ПО и ценой, близкой к настольным ПК, отрасли для начала надо улучшить продукцию, прежде чем ожидать роста.

    Прогноз поставок на этот год для стран Западной Европы находится на уровне 2,3 млн. единиц, что выше, чем первоначальные 2,1 млн., но только в том случае, если Palm и Microsoft удачно выпустят на рынок новые продукты в четвертом квартале, отмечают аналитики.

    Прогноз: рынок КПК в 2003 году

    Исследовательская компания Strategy Analytics выпустила доклад, в котором утверждается, что рост продаж КПК в 2003 году составит более чем скромный показатель — 9%.

    Несмотря на то, что, по данным компании, снижение уровня корпоративных расходов в IT-секторе будет сдерживать рынок КПК на протяжении всего 2003 года, доходы, наоборот, начнут расти. Это связано с тем, что платформа Pocket PC увеличивает свою рыночную долю, которая к следующему году достигнет 33%. С другой стороны, общий уровень прибыли на рынке КПК будет резко снижаться. Это снижение составит в 2003 году по сравнению с 2002 ориентировочно 20%.

    «На рынке КПК наблюдается агрессивное вторжение групп поставщиков, привыкших к тончайшей, как лезвие бритвы, разнице между себестоимостью и продажной ценой в мире персональных компьютеров, — заявил директор компании Крис Амброзио (Chris Ambrosio). — В результате давление маржи еще более возрастает по мере того, как все поставщики начинают вести борьбу за одну и ту же группу покупателей. Корпоративные клиенты еще не перешли в массе своей к мобильным беспроводным решениям, так что есть свет в конце туннеля».

    Исследовательская компания предсказывает также, что корпоративные клиенты приобретут 60% всех КПК, которые будут произведены в следующем году, и будут и дальше приобретать большую их часть вплоть до 2007 года. С точки зрения бизнеса, в отчете «КПК: перенасыщенный мировой рынок возрастает до $17 млрд. в 2007 году» утверждается, что КПК являются частным случаем интегрированного решения для приложений масштаба предприятия.

    «Пользователи из корпоративной среды смотрят на КПК как на устройство для доступа, — утверждает вице-президент компании Strategy Analytics Дэвид Керр (David Kerr). — HP и Toshiba добились успеха в этом секторе, поскольку смогли продавать полноценное решение, которое поставило их КПК в более выгодное положение в мире беспроводных устройств, на котором толкается множество других устройств и услуг; к тому же, они интегрировали WAN- и WiFi-технологии, позволившие дифференцировать их устройства на все более тесном рынке».

    Что до долгосрочных прогнозов, Strategy Analytics предсказывает, что продажи КПК с интегрированными средствами для мобильной связи к 2007 году будут составлять до 59% общего объема продаж КПК. Создается также впечатление, что потребители отдают все большее предпочтение WiFi-сервисам, что опускает технологии Bluetooth на второе место по значимости на рынке КПК. Как прогнозируют специалисты Strategy Analytics, через 5 лет лишь треть всех КПК будут оснащены встроенными Bluetooth-устройствами.

    Мак Центр

    Дмитрий Хавжу: Пользователи КПК не вольны менять свои предпочтения — они покупают то, что предлагает им рынок

    Дмитрий Хавжу 
    Текущую ситуацию на рынке карманных компьютеров CNews.ru комментирует директор компании «МакЦентр» Дмитрий Хавжу.

    CNews.ru: Насколько быстро приходят в Россию новые разработки и технологии в сфере КПК?

    Дмитрий Хавжу: Появление любого нового устройства в России зависит, прежде всего, от заинтересованности компании-производителя в нашем рынке и того, насколько хорошо ее продукты уже здесь представлены.

    Так, скажем, устройства мировых вендоров могут появляться у нас одновременно с началом их продаж в мире, но могут и задержаться по техническим причинам, если отгрузка была произведена не вовремя.

    А вот устройства малоизвестных производителей имеют мало шансов на появление, поскольку их необходимо сертифицировать, что требует некоторого времени и затрат, которые окупаются лишь при определенных объемах продаж. Если устройство не имеет обоснованных рыночных перспектив в России, то оно вряд ли здесь появится в широкой продаже. И может быть доставлено только «серым» ввозом.

    Rover Computers

    Сергей Шуняев: Если говорить о собственном производстве компонентов для ПК, то мы собираемся этим заняться

    Сергей Шуняев 
    На вопросы CNews.ru ответил Сергей Шуняев, президент Rover Computers. Руководитель одной из наиболее успешных ИТ-компаний в России объявляет о новых амбициозных планах своего предприятия и среди прочего о намерении заняться собственным производством компонентов для производимых компьютеров.

    CNews.ru: Летом текущего года в вашей компании произошли изменения: группа компаний концерна «Белый Ветер», связанных с производством и сервисным обслуживанием компьютерной техники марки Rover, сегодня выступает на рынке под единым названием — Rover Computers. Как компания «пережила» время перемен, можете ли вы сказать, что их преимущества ощущаются вами уже сегодня?

    Сергей Шуняев: Компания Rover Computers «чувствует себя» прекрасно. Основной целью структурных перемен, которые произошли летом, был вывод торговой марки Rover на принципиально новый этап развития. Выделение группы компаний в самостоятельную структуру Rover Computers было только первым шагом на пути построения общенационального брэнда Rover и сделано, чтобы «увести» торговую марку Rover от ассоциации с розничной сетью «Белый Ветер». Можно сказать, что результаты ощущаются уже сегодня. Число партнеров компании существенно увеличилось и продолжает расти. При этом хочу подчеркнуть, что розничная сеть «Белый Ветер» продолжает оставаться для нас одним из главных стратегических партнеров в продвижении продукции Rover.

  • Вернуться на главную страницу обзора

    Версия для печати

    Опубликовано в 2002 г.

    Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS