Обзор ИТ в промышленности 2006 подготовлен
CNewsAnalytics

Пищепром не спешит с инвестициями в инновации

Пищепром не спешит с инвестициями в инновации

Доля процессных инноваций в отечественном пищепроме составляет всего 13,8% — по сравнению с 52,6% в целом по экономике. Это значит, что до сих пор многие предприятия здесь не производят реконструкции устаревших мощностей, не внедряют новых принципов организации работы и очень медленно усовершенствуют свою ИТ- инфраструктуру.

Пищевая отрасль в России за последние 10 лет прошла несколько стадий развития. Первоначально нахлынувший импорт был частично вытеснен продуктами российского производства. В каких-то секторах российская пищевая продукция смогла закрепиться, на каких-то вновь уступила свои позиции импортным товарам. Сегодня пищепром находится в устойчивом, стабильном состоянии и растет с темпами, не превышающими общеэкономические. Важным фактором, определяющим траекторию развития отрасли, является то обстоятельство, что предприятия работают в острой конкурентной среде – конкурировать приходится не только с импортной продукцией, но и между собой.

На рынке довольно много производителей хлеба и мучных изделий, сахара, кондитерской продукции и т.п. Не следует забывать и о том, что высока доля продукции с коротким сроком реализации. Задержка реализации такой продукции чревата значительными убытками в результате списания товаров с вышедшим сроком давности. Крупным производителям легко могут составить конкуренцию мини заводы, порой находящиеся в более выгодных экономических условия (например, более низкая аренда и оплата труда в Подмосковье по сравнению с Москвой). Вместе с тем рынок пищевых продуктов крайне велик, что позволяет большинству предприятий выживать в условиях высокой конкуренции.

 Вид экономич. деятельности1
Показатель
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака Экономика в целом
Индекс производства, % к пред. году2 104,4 104,07
Уровень рентабельности, % 8,7&uarr 18,8&uarr 7
Доля убыточных предприятий, % 36,1 &darr 33,5 &darr
Индекс инновационности, %3 3,5 3,3
Доля процессных инноваций, %4 13,8 52,6
Индекс ИТ-активности, %5 3,2 2,77
Кредитная активность предприятий:
— доля кредитов, приходящаяся
на предприятия отрасли, %
— удельный объем кредитов на одно
предприятие отрасли, млн.руб.
5,8

4,8
55,77

1,2
Индекс задолженности, % 6 18,3 11,7

Согласно отчетным данным рост пищевой промышленности всего на 0,4% опережает рост экономики в целом. Уровень рентабельности, как и следовало ожидать в соответствие с вышесказанным, существенно ниже – всего 8,7% против 18,8% в целом по экономике. Доля убыточных предприятий напротив выше, хотя разница с общеэкономическим уровнем не так разительна. Число убыточных предприятий пищевой промышленности 36,1%, что на 2,6% больше, чем в целом по экономике. При этом число убыточных предприятий снижается. Причиной тому служит постепенный рост продаж в регионах вследствие постепенного повышения уровня жизни населения – приток нефтяных денег в экономику делает свое дело.

Удивительно высокий индекс инновационности – 3,5%, что на 0,2% выше, чем в среднем по экономике. Понятие инновации в пищевой промышленности в основном подразумевает под собой разработку нового рецепта. Учитывая, что в пищевой промышленности довольно сложно придумать качественно новые продукты, речь идет, скорее всего, о незначительных модификациях одних и тех же продуктов, типа йогуртов со всевозможными добавками или новых сортов пива, которые постоянно выбрасываются на рынок с целью поддержания брендов. Еще очень популярны "инновации", когда говорится об изготовлении продукции по восстановленным старым рецептам. Вопрос, насколько все это действительно инновации, остается открытым. Предположение, что большинство из них носит "косметический" характер подтверждается данными о доли процессных инноваций. Она составляет всего 13,8% по сравнению с 52,6% в целом по экономике. Это значит, что до сих пор многие предприятия пищевой промышленности не производят реконструкции устаревших промышленных мощностей, не внедряют новых принципов организации работы и очень медленно усовершенствуют свое информационное обеспечение.

Сравнительно низкая рентабельность и, как следствие, стесненность в финансовых средствах приводят к тому, что дорогие ERP-системы зачастую не могут быть профинансированы из собственных средств предприятий отрасли. Для подобных проектов требуются большие объемы долгосрочного кредитования. Поэтому пищевая промышленность сегодня и, вероятно, в будущем – один из важнейших заказчиков для отечественных ИТ-компаний. В связи с этим интересна сама цифра 13,8%. Она включает в себя предприятия, которые встали на путь качественного пересмотра своих ассортиментных позиций и под эту идею начали закупку нового оборудования, а также начали быстрое внедрение адекватных информационных систем. Кроме того, эту цифру образуют и остальные предприятия, которые медленно, не спеша, но все-таки что-то делают в плане улучшения своих мощностей и информационного обеспечения. Любопытно также отметить, что собственно индекс ИТ-активности даже на 0,5% больше, чем в целом по экономике, что говорит в пользу набирающих обороты улучшений в сфере информатизации.

Несмотря на то, что доля кредитов, приходящаяся на предприятия отрасли, составляет всего 5,8% процента, против 55,7% в целом по экономике, отрасль является одной из самых кредитоемких. Это подтверждается объемом кредитов, приходящихся на одно предприятие — 4,8 млн руб. против 1,2 млн руб. в целом по экономике. Зато индекс задолженности на целых 6,6% превышает общеэкономический. Т.е. превышение просроченной кредиторской задолженности над просроченной дебиторской составляет 18,3%. Учитывая низкую рентабельность, стратегия предприятий отрасли на "финансирование" своей деятельности через кредиторскую задолженность вполне понятна.

Общая ситуация такова, что на рынке присутствуют крайне разнородные по своим масштабам и возможностям предприятия. Некоторые из них могут выступать крупными заказчиками дорогостоящих информационных технологий, но значительная часть ориентируется на сравнительно недорогие и гибкие решения, предлагаемые российскими ИТ-компаниями, которые позволяют решать определенные задачи. Учитывая, тот факт, что пищевая промышленность всегда славилась хищениями, а также учитывая короткий срок реализации многих пищевых товаров, остро стоит вопрос внедрения таких информационных систем, которые позволяли бы контролировать все бизнес-процессы и поддерживали идеологию бережливого производства.

Евгения Левина

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS