Обзор ИТ в промышленности 2006 подготовлен
CNewsAnalytics

«Перелицовка» автопрома — задел для новой волны ИТ-заказов?

«Перелицовка» автопрома — задел для новой волны ИТ-заказов?

Расходы на ИТ в  транспортном машиностроении пока относительно не велики и уступают, например, тяжёлому машиностроению. Однако уже в недалеком будущем следует ожидать их резкого роста ввиду как появления новых заводов, так и запуска следующего этапа организации уже созданных и работающих автосборочных производств.

Транспортное машиностроение объединяет довольно разнородные по сути предприятия. Здесь и автомобилестроение, и производство летательных аппаратов, и производство судов. В целом отрасль одна из самых благополучных в российском машиностроении. Конечно, военная авиация — традиционная и ключевая статья российского экспорта, а авиационные предприятия ВПК — одни из самых активных заказчиков ИТ-решений, это хорошо известно и об этом уже много говорилось.

Особняком же на повестке дня отечественное транспортное машиностроение стоит сегодня в другой связи — главным образом в связи с радикальными изменениями, происходящими в легковом автомобилестроении. Фактически мы наблюдаем процесс абсолютного перерождения отечественного автопрома, можно сказать — его исчезновения, его тотальной замены западными компаниями. Отрасль буквально накачивается западными инвестициями.

По итогам 2005 года, сократился выпуск практически всех основных отечественных моделей автомобилей. По существующим оценкам ГАЗ сократил производство на 39,7%, в том числе производство «Волг» — на 16%, УАЗ — на 37,4%, «Иж» — на 41,2% и еле-еле, за счет активизации продаж в конце года, 1%-го роста добился «АвтоВАЗ». Наоборот, столь же высокими темпами росла сборка иномарок. На этом фоне набирает силу массовый отказ отечественных заводов от производства отечественного модельного ряда автомобилей и чересчур уж рьяное стремление превратиться в сборочную оконечность западных ТНК.

Примеры известны. Ижевский автомобильный завод отказался от выпуска легковых автомобилей собственной марки «Иж», а также от ВАЗ 2106, оставив в производстве только ВАЗ-2104, производство которой также начало сокращаться. Горьковский автомобильный завод также планирует завершение выпуска автомобилей марки «Волга» и ищет возможные варианты организации сборочного производства иномарок — переговоры ведутся с концернами «Nissan» и «Toyota». Завод микролитражных автомобилей, выпускающий «Оку», сократил выпуск чуть ли не на ?, начав подготовку к серийному производству корейских внедорожников «SsangYong Rexton».

Столь тотальная перестройка отрасли, вплоть до строительства нового завода «Фольксваген» под Калугой обещает большой бум  в сфере ИТ. И хотя сегодня общие расходы на ИТ в отрасли не так велики — всего 2 млрд руб. (по сравнению с 4 млрд руб. в тяжёлом машиностроении), в недалеком будущем следует ожидать их резкого роста. Причина тому — не только появление новых заводов, но и одновременный запуск следующего этапа организации уже созданных и несколько лет работающих автосборочных производств.

Объем и динамика ИТ-затрат в транспортном машиностроении

Источник: CNews Analytics, 2006

В апреле этого года Минпромэнерго, МЭРТ и Минфин подписали совместный приказ, определяющий понятие «промышленной сборки» и устанавливающий порядок применения данного понятия на территории РФ. Этот документ стал последней точкой над «i» в политике изменений в таможенных тарифах РФ в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки». Согласно данному документу, понятие «промышленная сборка» подразумевает, что юридическое лицо, организовавшее в России сборку автомобилей, берет на себя обязательства постепенно сокращать ввоз в страну комплектующих иностранного производства и поэтапно замещать их отечественными компонентами. Таким образом, российское правительство предполагает развитие Росавтопрома не за счёт банальной сборки на территории России западных моделей автомобилей, но и постепенный перевод на отечественные мощности более тонких технологических процессов — выпуск комплектующих.

Всё это приводит к росту расходов сначала на ИТ-консалтинг, потом — по цепочке на АО и ПО, поскольку предприятия начнут информатизировать новые технологические циклы. Причем процесс этот будет вероятно крайне интенсивен и сжат по срокам, так как сборочные предприятия должны успеть завершить отладку своих производств до вступления России в ВТО, чтобы встретить во всеоружии вторжение на российский рынок автомобилей иностранной сборки, барьеры для которых будут снижены.

Структура затрат по основным видам ИТ в транспортном машиностроении

Источник: CNews Analytics, 2006

Задачи оптимизации бизнес-процессов и отстраивания ИТ-инфраструктуы типичны для новообразованных и интенсивно расширяющихся производств. В структуре расходов на ключевые виды ИТ мы четко фиксируем отражение этих процессов — вздутая до 26% статья ИТ-консалтинга, при непривычно скромной доле АО — немногим более 50%. И дальше будет только больше и быстрее.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS