Обзор ИТ в промышленности 2006 подготовлен
CNewsAnalytics

Промышленность XXI века стремится к ИТ-инновациям

Промышленность XXI века стремится к ИТ-инновациям

В условиях насыщенного потребительского рынка успех предприятия уже не может быть обеспечен простым увеличением объемов выпуска продукции. Чтобы удерживать достигнутые ранее позиции, необходим непрерывный инновационный поток, а для обеспечения его адекватности рыночным условиям — новейшие инструменты в виде информационных технологий.

В настоящее время принято говорить о наступлении новой эры в развитии экономики. Сверхразвитое массовое производство создает феномен так называемого насыщенного потребительского рынка. Это означает, что в масштабе всего общества созданы такие условия, когда потребности во всех необходимых товарах полностью удовлетворены. В таком обществе нельзя помыслить, что существует дефицит одежды, еды или бытовой техники. Товары, удовлетворяющие элементарные нужды потребителя, созданы в достаточном количестве, и производство каждой дополнительной единицы означает уже избыток. Развитие промышленности достигло такого уровня, когда произвести фактически можно все, что угодно, в каком угодно количестве и в малые сроки. Это становится фактором, существенно меняющим характер потребления, которое теперь определяется не первичными потребностями и нуждой, а индивидуальными запросами, удовлетворяя которые личность выражает себя в потреблении.

В свою очередь претерпевает изменение "структура рыночной цены" товаров. Стоимость товара становится переменной величиной, значение которой определяется изменяющимся индивидуальным отношением потенциальных потребителей к этому товару. Это ставит успех организаций, действующих в условиях насыщенного рынка, в зависимость от своей способности создавать продукт, обладающий уникальной индивидуализированной ценностью. Для описания этого феномена используется термин инновационная стоимость.

С изменением природы потребления создаются условия, когда стоимость товара становится величиной переменной, зависящей от индивидуализированных потребительских предпочтений. Причем за счет игры на предпочтениях рыночная цена товара может расти неограниченно, резко превышая цену, связанную с затратами на производство данного товара. В терминах потребления подобный процесс означает инверсию приоритетов индустриального общества. В условиях, когда произвести можно все, что угодно, и как угодно быстро, само производство обесценивается, а растет в цене умение создать уникальный продукт, увлечь им потребителя, создать для него выигрышное положение в информационном пространстве.

Определяющим становится процесс неценовой конкуренции, которая предполагает соревнование между корпорациями за счет качества или уникальности своей продукции. Уникальность продукта, достигаемая посредством инновации (обычно требующей серьезных финансовых вливаний в НИОКР, которые любая олигополия может себе позволить благодаря высокой норме прибыли), дает возможность создать дополнительное преимущество — временную монополию. Последняя получает сверхдоход на исключительности своего продукта до тех пор, пока новшество не будет скопировано или превзойдено конкурентами, потеряв свойство своей уникальности. Это стремление олигополий к стопроцентному захвату рынка за счет нововведений сформировало институциональную основу современной экономики знаний, когда идея мгновенно находит ресурсы для своего воплощения в новом продукте или услуге. В новой экономике компании конкурируют главным образом на рынке нововведений.

Инновационная стоимость не может существовать в неизменном виде слишком долго, так как быстро копируется конкурентами, поэтому предприятия вынуждены, чтобы оставаться конкурентными, создавать не просто инновации, но инновационные потоки — каскады ветвящихся инноваций.

Развитие информационных технологий и средств массовой коммуникации многократно ускоряет темп информационного обмена в масштабах общества и планеты в целом. Это кардинальным образом обостряет свойства насыщенных рынков. Информационный обмен между различными участниками рынка, культурами и субкультурами многократно обогащает вкусы потребителей, приводит к их все большей изощренности и ускоряет темпы их изменений. Раньше новшества распространялись относительно медленно из-за технологической отсталости обратной связи между инновацией и ее использованием. Теперь эта связь осуществляется мгновенно — любая случайная информация через электронные сети становится мгновенно доступной для огромных аудиторий.

В этих условиях создать новый товар — значит мгновенно инициировать множество превосходящих его замыслов. Жизненные циклы новых продуктов резко сокращаются. Информация об изменениях на рынке, а также средства ее обработки превращаются в фактор конкурентоспособности компаний. Это очевидно при анализе соотношения стоимости материальных и нематериальных активов фирм. Как заметил Т.Стюарт, опираясь на данные Бюро экономического анализа США, если изобразить динамику капитальных затрат "промышленного" и "информационного" века в виде графиков, то будет видно, что обе линии пересекаются в 1991 году, когда расходы на приобретение промышленного оборудования составили 107 млрд долл, а на закупку информационной техники — 112 млрд долл. C этих пор компании расходуют на оборудование, необходимое для сбора, обработки, анализа и распространения информации, больше денег, чем на машины, предназначенные для штамповки, резки, сборки, погрузки и иного рода действий с материальными предметами.

Таким образом, изменение природы рынка кардинальным образом меняет механизмы конкурентоспособности. Успех предприятия больше не может быть обеспечен простым увеличением объемов выпуска продукции. Для того чтобы только удерживать достигнутые ранее позиции, необходим непрерывный инновационный поток, а для обеспечения его адекватности сверхдинамичному рынку необходимы новейшие инструменты в виде информационных технологий. В соответствии с той же логикой, новую систему принципов, которая определяет выживание хозяйствующих субъектов в условиях постиндустриальных рынков, М.Кастельс назвал информационно-технологической парадигмой.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Кирилл Куницын: Промышленные предприятия увеличивают расходы на ИТ-сервисы

Кирилл Куницын

На вопросы CNews ответил Кирилл Куницын, руководитель направления по работе с корпоративными заказчиками промышленного сектора компании «Открытые технологии».

CNews: Какие новые тенденции появились за последний год на рынке информатизации российской промышленности? Можно ли говорить о сохранении ранее сложившейся здесь позитивной динамики?

Кирилл Куницын: В 2006 году заметно обострилась конкуренция между промышленными компаниями — как в мире, так и в России. В такой ситуации отечественные предприятия для успешного соперничества с зарубежными лидерами выбирают путь снижения затрат. Одним из возможных вариантов противостояния «развитому капитализму» стало объединение российских организаций в холдинги. Понятно, что инженерные разработки мирового уровня требуют серьезных временных и человеческих затрат. Каждый отдельно взятый завод не располагает необходимыми ресурсами. Объединение же позволит таким компаниям эффективнее использовать совместные ресурсы холдинга, повысить качество работы и увеличить конкурентоспособность

Для успешного функционирования промышленных холдингов, подразделения которых зачастую находятся в разных регионах страны, необходима развитая ИТ-инфраструктура, позволяющая региональным предприятиям вести совместную работу. В связи с этой тенденцией на рынке автоматизации промышленных предприятий повысился интерес к средствам коллективного взаимодействия, позволяющим конструкторским бюро различных заводов работать как подразделениям единого предприятия: начиная от традиционной телефонии и заканчивая IP-телефонией и порталами для совместной работы.

Наблюдается и другая тенденция. В течение последнего года ИТ-службы стали в большей степени ориентироваться на оказание сервисных услуг. Кроме того, все большее количество промышленных компаний выделяют ИТ-службы в отдельные подразделения и выводят их — как непрофильные активы — за рамки организации. Таким образом, получается, что головная компания «покупает» услуги у собственного ИТ-подразделения. С одной стороны, это позволяет четко отслеживать затраты на информационные технологии (в идеале — эти затраты всегда должны быть обоснованы с точки зрения основного бизнеса). С другой стороны — появляется риск, что ИТ-служба станет более пассивной, в меньшей степени заинтересованной в продвижении инновационных проектов (по сравнению с хорошей внутренней ИТ-службой).

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS