Обзор ИТ в промышленности 2006 подготовлен
CNewsAnalytics

«Фонды» против «софта» — сценарии развития спроса на ИТ в электроэнергетике

Инвестиции в ИТ, вместе с обновлением основных фондов, являются сегодня основными статьями расходов в рамках реформы РАО ЕЭС. Эти две составляющие политики модернизации холдинга вступают в конкуренцию друг с другом — и пока под вопросом,  какой акцент будет сделан в ближайшее время. Один сценарий развития предполагает резкий взлёт расходов на ИТ, по другому выбор делается  в пользу обновления основных фондов и торможения ИТ-проектов. По третьему, промежуточному сценарию, РАО ЕЭС может проводить комплексную инвестиционную политику, тратя понемногу на всё.

Широко известный форс-мажор в работе московской электроэнергетики в 2005 году, когда сбой в одной из подстанций привел к почти полному хозяйственному параличу российской столицы, показал, что отрасль «хромает» сразу на обе ноги. С одной стороны, достигли критического состояния основные фонды подстанций. Большинство энергетических активов были построены в 60-70 гг., изношены, морально устарели и требуют огромных инвестиций, а используемое оборудование отличается крайне не эффективным использованием топлива и крайне низким КПД. С другой стороны, была продемонстрирована полная неспособность оперативно управлять электроэнергетической инфраструктурой как единой, технологически и информационно  связанной системой.

Эти два аспекта определяют основные направления инвестиций в рамках реформы РАО ЕЭС — инвестиции в обновление основных фондов и инвестиции в ИТ. Теперь, когда основная фаза реструктуризации отрасли завершена, эти две статьи расходов становятся главными составляющими политики модернизации и вступают в конкуренцию друг с другом — какой акцент будет сделан в ближайшее время в политике РАО ЕЭС — инвестировать в ИТ или в основные фонды — остается ключевым вопросом.

Отрасль явно готовится к очередным дорогостоящим вложениям, довольно активно ведя себя на рынке кредитов — уже сейчас удельный размер кредита, приходящееся на одно предприятие отрасли в 8 раз превышает средний по экономике. Но ясно, что денег здесь не настолько много, чтобы одновременно и перевооружить всю базу советской электроэнергетики, и внедрить по всему холдингу сверхновые КИС. Что же станет приоритетом и какая часть средств будет направлена на ИТ? Здесь возможны  три сценария развития.

Первый сценарий — резкий взлёт расходов на ИТ — реализуется в том случае, если в политике будет сделан выбор в пользу массированных ИТ-инвестиций в ущерб обновлению основных фондов. Тогда темпы роста ИТ-затрат  могут быть увеличены в разы. Не исключено, что начало этому уже положено, и выбор сделан — рост ИТ-затрат в электроэнергетике в последние 3 года составляет 40-80%.

Второй сценарий предполагает выбор в пользу обновления основных фондов, при этом ИТ-проекты притормаживаются. Обновление основных фондов — очень дорогостоящая вещь, поэтому ИТ-инвестиции в этом случае рискуют резко сократиться на 3-4 года.

Наконец, возможен и промежуточный сценарий, если РАО ЕЭС будет проводить комплексную инвестиционную политику, тратя понемногу на всё. Тогда темпы информатизации будут весьма скромными, хотя и устойчивыми, в отличие от второго сценария.

Три сценария информатизации российской энергетики

Источник CNews Analytics, 2006

Доли вероятности

Насколько вероятен каждый из сценариев — судить довольно сложно, поскольку это в основном вопрос политического выбора руководства РАО ЕЭС, т.е. полностью инсайдеровская информация. Гипотетически наиболее велики шансы у первого сценария, состоящего в  том, что деньги будут преимущественно тратиться на ИТ-модернизацию в ущерб коренному перевооружению основных фондов предприятий электроэнергетики. Действительно, идущие процессы организационной реструктуризации в отрасли логично сопровождать внедрением КИС в новообразованных структурах. Можно даже сказать — одно без другого вообще бессмысленно.

Российскую электроэнерегетику сегодня буквально трясет от оргтрансформаций. Доля процессных инноваций в отрасли  очень высокая и составляет  порядка 87% при 52% по промышленности в целом. При этом чем сложнее организация холдинга (а теперь региональные АО-энерго делятся на почти автономные коммерческие структуры по видам деятельности — генерация, сети, сбыт и ремонт), тем сложнее совершенствовать систему их информационного взаимодействия со штаб-квартирой РАО ЕЭС и, тем логичнее планировать и внедрять ИС параллельно общему  реструктуризационному процессу. Собственно, это, возможно, уже и происходит — сейчас основной рост в ИТ-расходах приходится именно на консалтинг (+111% в 2005 году, +43% в 2006 году).

Кроме того, у данного сценария есть и неформальное, «политическое» преимущество. Он позволяет достичь быстрых видимых результатов относительно меньшими средствами и даёт возможность «рапортовать» об успехах реформы, тратя гораздо меньше, чем потребовалось бы на технологическое перевооружение основных фондов, что, вообще говоря, может оказаться вообще неподъемной задачей. А это важно, с учетом того, в какую ситуацию в прошлом году попал А. Чубайс.

Противоположный сценарий — перенос акцентов в инвестиционной политике РАО ЕЭС на капитальные инвестиции с отвлечением средств от прочих статей расходов, в том числе и от ИТ — мало вероятен, ввиду необходимости в этом случае слишком больших финансовых вливаний и невозможности получить быстрый результат. Вряд ли замена основных фондов станет задачей среднесрочного периода. Скорее всего, отрасль сначала насытят всякого рода «нематериальными активами» вроде дорогих ИС, а обновление основных фондов отложат или будут производить постепенно в текущем режиме. Политически это менее выгодно. В конце-концов электроэнергетическая отрасль в этом ключе мало чем отличается от других отраслей российской промышленности, ни одна из которых не спешит обновлять фонды, зато ИТ внедряет весьма активно.

Опять же, это вполне соответствует привычной российской практике — не улучшать дороги, а делать вездеходы, не устранять причины технологических катастроф, а создать МЧС для борьбы с их последствиями и т. д. Так, вероятно, будет и здесь — лучше и дешевле не обновлять фонды, а создать инфраструктурный механизм контроля, мониторинга и оперативного реагирования на неполадки. Не улучшить состояние станций, одной из таких, что «рванула» в Капотне в прошлом году, а внедрить модную ИС, которая расскажет о том, что где рухнуло, рвануло и откуда можно взять ресурс. С определенной стороны это всё же лучше, чем ничего, хотя и не является решением проблемы по существу.

Наконец, определённые перспективы имеет промежуточный сценарий. Однако вероятность его реализации все же ниже, чем у первого сценария.  Лучше аккумулировать средства на чём-то одном и получить хоть какой-то, но законченный результат, чем долго и мучительно пытаться улучшить всё.

Готовясь к ИТ-буму

Итак, стоит ожидать, что в ближайшее время спрос предприятий электроэнергетики будет расти с ускоренными темпами. «ИТ-бум» в электроэнергетике очень вероятен в ближайшее время. Хотя он будет весьма скоротечным и вряд ли продлится дольше 2-3 лет. После чего объем ИТ-расходов резко снизится, и отрасль перейдёт в режим текущего, «рабочего» потребления тех или иных услуг ИТ-интеграторов и ИТ-консультантов.

Срока в 2-3, максимум в 4 года, будет достаточно, чтобы внедрить единую информационную систему, объединяющую все предприятия нового холдинга. Скоротечность ожидаемого ИТ-бума определяется ещё и тем, что, скорее всего, это будет централизованная программная акция, управляемая «сверху» из штаб-квартиры РАО ЕЭС. Новорожденные «дочки» региональных энергопредприятий пока мало на что способны — и, скорее всего, их всех солидарно доведут до нужного состояния внешними усилиями руководства холдинга. Это выгодно ещё и потому, что так проще всего выдержать принцип единства стандартов — ключевое, что будет связывать теперь коммерчески самостоятельные кусочки бывшей ЕЭС.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS