Обзор ИТ в промышленности 2006 подготовлен
CNewsAnalytics

Промышленность тратит на телекоммуникации почти половину ИКТ-бюджета

Прежняя сетевая инфраструктура российских промышленных предприятий перестает отвечать возросшим требованиям заказчиков, которые вынуждены модернизировать свои корпоративные сети. На некоторых объектах попутно организуется видеоконференцсвязь и видеонаблюдение, имеются единичные случаи установки call-центров. В отличие от других вертикальных рынков проекты на крупных промышленных предприятиях могут длиться годами. На телеком приходится почти половина всех расходов промышленных предприятий на ИКТ.

Миллиард на телеком

По данным Market-Visio/Gartner в общем объеме мировых затрат на ИТ в дискретном производстве1 телекоммуникационные услуги занимали по итогам 2005 года второе место. Предприятия процессного производства2, в свою очередь, больше всего тратили на телекоммуникационные услуги и внутренние расходы (на собственные ИТ-департаменты, включая поддержку и разработку ПО).

В России почти половина всех расходов промышленных предприятий на ИТ (около $2,5 млрд.)  приходится на телекоммуникации (оборудование и услуги). Только один российский монополист — РАО «ЕЭС России» — затратил на услуги связи в 2005 году 1,832 млрд. руб. (более $65 млн). При этом расходы на услуги связи у холдинга возросли в первом полугодии 2006 года более чем в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом 2005 года — с 777 млн. руб. до 1 198 млн. руб.

Потребность в модернизации телекоммуникационных сетей российских промышленных предприятий очевидна. Прежняя сетевая инфраструктура перестает справляться с возложенными на нее задачами и не отвечает современным требованиям к пропускной способности, отказоустойчивости и пр., необходимым для эффективной работы информационных систем предприятия. Основная тенденция последних лет — активизация реального сектора экономики в плане обновления своей телекоммуникационной инфраструктуры. При этом многие крупные холдинги, по возможности, предпочитают владеть собственными телекоммуникационными ресурсами, а не пользоваться аутсорсинговыми услугами и арендой каналов у операторов связи. Спецификой проектов в промышленности является то, что они, в отличие проектов в банках и торговых компаниях длятся, как правило, довольно долго — до нескольких лет. По мнению директора по работе с корпоративными заказчиками «Крок» Алексея Нехаева, другая заметная тенденция последних нескольких лет — усиливающийся интерес к средствам видеоконференцсвязи. Практически все заказчики из промышленного сектора внедрили или внедряют у себя ВКС.

Сеть как основа

Подавляющее большинство телекоммуникационных проектов на промышленных предприятиях, реализованных в последнее время, связано с модернизацией корпоративных сетей. При этом, как правило, используется сетевое и телекоммуникационное оборудование ведущих мировых производителей Cisco Systems, Avaya, Siemens, Nortel и др. Наиболее активны в промышленном секторе такие системные интеграторы и разработчики как «Оптима-Интеграция», АМТ-Груп, «Крок», «Компания «Информационная Индустрия», «АйТи», «TopS BI», «Гудвин», «Открытые технологии», «РК Вектор», «Точная механика», «Микротест», Inline Technologies, IBS и др. Среди отраслей промышленности, которые наиболее интенсивно модернизируют свою телекоммуникационную инфраструктуру — электроэнергетика, металлургия, топливная промышленность, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность и др. Гораздо меньше крупных проектов зафиксировано в пищевой, лесной, деревообрабатывающей, а также в легкой промышленности. Приведем краткое описание основных проектов в промышленности, реализованных или находящихся в стадии реализации в 2005-2006 гг.

Электроэнергетика

Уже в течение 3-х лет строится единая цифровая сеть связи электроэнергетики (ЕЦССЭ), призванная обеспечить современными услугами связи все сферы деятельности энергетических объектов РАО "ЕЭС России", в том числе диспетчерско-технологические процессы, административно-хозяйственную деятельность, коммерческие и бизнес-процессы. Осенью прошлого года был завершен первый этап создания московской сети связи ФСК ЕЭС, объединяющей 7 узлов связи и входящей в состав ЕЦССЭ. Московская система связи ФСК ЕЭС основана на магистральной сети SDH уровня STM-16 с пропускной способностью 2,5 Гбит/с. Она обеспечивает передачу мультисервисных информационных потоков, сигналов телеметрии, телефонной, селекторной и видеоконференцсвязи. В качестве основного оборудования для создания транспортной сети использовались телекоммуникационные решения компании Nortel. Существующие аналоговые системы передачи данных были заменены цифровыми. Кроме того, расположенный в московском офисе ФСК ЕЭС телекоммуникационный узел был оборудован цифровой УПАТС. Одна из крупнейших региональных систем связи дает энергетической компании возможность повысить качество и надежность информационного обмена в рамках диспетчерско-технологических и административно-хозяйственных процессов, а также решить проблемы, связанные с обслуживанием различных сетевых приложений.

В начале 2006 года подразделение «Корпоративные сети связи» департамента «Телекоммуникации»  (Siemens Communications) реализовало масштабный проект по созданию цифровой коммуникационной сети для «СО-ЦДУ ЕЭС» (100%-ая «дочка» РАО «ЕЭС России»). Новая сеть, необходимая для оперативно-диспетчерского управления, объединила 57 филиалов компании по всей России и центральное диспетчерское управление в Москве, где установлена базовая коммуникационная платформа Hicom 350H. По состоянию на декабрь 2005 года в сети «СО-ЦДУ ЕЭС» и его филиалов было задействовано 59 УАТС Siemens с общим количеством портов более 40 тыс. Особенностью проекта является то, что в рамках сети введена маршрутизация направлений между ее узлами, а также закрытая система нумерации абонентов.

В апреле 2005 года завершена модернизация call-центра «Белгородэнерго», ядром которого стал Nortel Symposium Call Centre Server 5.0, интегрированный с локализованной версией решения mySAP CRM 4.0. Телекоммуникационная сеть «Белгородэнерго» организована на базе УПАТС Meridian 81C от Nortel, система IVR реализована на базе приложения CallPilot. Сочетание CRM-системы с call-центром позволяет улучшить обслуживание клиентов, поскольку при поступлении вызова по набранному номеру и АОНу оператор понимает тематику вызова и имеет доступ к информации о клиенте и истории общения с ним. Появилась возможность управления телефоном с экрана центра взаимодействия в mySAP CRM. Кроме этого, на экране теперь видна информация, на какой номер позвонил абонент, с какого номера был произведен вызов, а также состояние звонка. В call-центр «Белгородэнерго» поступает порядка 1500 вызовов в сутки, в числе которых звонки сотрудникам компании, сообщения об авариях и неисправностях, а также запросы на получение справочной информации.

Летом 2005 года завершило модернизацию своей телекоммуникационной сети «Красноярскэнерго», в ходе которой было обновлено процессорное и программное обеспечение узловой станции УПАТС Meridian 1 81C производства Nortel, внедрена интегрированная система воспроизведения записанных сообщений MIRAN и универсальная система обмена сообщениями CallPilot. Примерно в это же время была модернизирована телекоммуникационная сеть «Иркутскэнергосвязь», дочернего предприятия «Иркутскэнерго». Модернизация произведена на двух объектах сети — ТЭЦ-10 в городе Ангарске, где используется УПАТС Meridian 1 61C на 1587 портов, и ТЭЦ-6 в Братске, на которой используется УПАТС Meridian 1 11C на 303 порта. В ходе проекта на обоих УПАТС было установлено современное программное обеспечение и процессорное оборудование, что позволяет облегчить дальнейший переход на IP-телефонию и дает возможность расширения спектра услуг связи и внедрения новых приложений.

В зависимости от конкретных условий для построения сетей используются различные технологии. Например, в труднодоступных районах часто применяется беспроводная связь — радиорелейная или спутниковая. Так, в апреле 2006 года была запущена в эксплуатацию вторая радиорелейная линия "Тюменьэнерго" общей протяженностью свыше 400 км (Сургут — Когалым — Ноябрьск). Аналогичный проект модернизации РРЛ Сургут — Нижневартовск для этого заказчика был реализован в прошлом году. В обоих проектах, целью которых было повышение пропускной способности и надежности радиорелейных линий для решения задач диспетчерско-технологического управления объектами электроэнергетики в Западной Сибири, была сделана замена устаревшей аналоговой радиорелейной аппаратуры "Трал-24" на цифровую MINILINK E.

Летом 2005 года Avaya объявила о начале реализации проекта по модернизации телекоммуникационного оборудования в региональном подразделении РАО ЕЭС «Якутскэнерго». Комплексная реконструкция центрального узла связи компании предусматривала замену существующей ранее АТС, используемой исполнительной дирекцией компании, на коммуникационный медиа-сервер Avaya S8700 емкостью 2 316 портов. Общая стоимость проекта, в результате которого, в частности, удалось избавиться от перегрузок при большом количестве транзитных вызовов, составила около 17,3 млн. руб. Ранее решения Avaya использовались в других региональных подразделениях холдинга. В частности, была модернизирована сеть для «Тверьэнерго», в результате чего на предприятии появилась транспортная инфраструктура регионального масштаба, позволяющая доводить цифровые потоки до различных сетевых, генерирующих и сбытовых объектов энергосистемы, а также до муниципальных объектов.

Нефтегазовая отрасль

В конце мая 2006 г. подведены первые итоги строительства проводных систем связи в компании «Салым Петролеум Девелопмент» — на Верхне-Салымском и Западно-Салымском нефтяных месторождениях. Реализация данного проекта позволила обеспечить надежную связь между временными и капитальными объектами месторождений заказчика. Технологической базой при построении проводных сетей стало оборудование Cisco, Ericsson, Eltek. Особенностью проекта явились решения с использованием кабельной продукции Teldor, специально выбранной для работ при низких температурах (до -70?С). За первый год реализации проекта построены оптические магистрали, создана структурированная кабельная система, введены в эксплуатацию автоматические телефонные станции, установлены системы бесперебойного электропитания, а также осуществлены поставки активного сетевого оборудования.

К августу 2005 года был завершен длившийся почти два года масштабный проект модернизации региональной сети передачи данных (РСПД) "Уренгойгазпром". Необходимость модернизации была вызвана процессами роста предприятия. Существующая сеть расширялась за счет добавления новых линий, причем в большинстве случаев не учитывались возможности уже функционирующего оборудования и программного обеспечения для мониторинга и управления сетью. Таким образом, целостность сети была нарушена: данные передавались по нескольким протоколам, применялись различные серверные платформы и ПО для управления сетью, а часть внедренного ранее коммуникационного оборудования устарела не только морально, но и физически. Новая сеть объединяет 29 узлов связи, соединенных между собой каналами связи на базе технологий SDH и PDH, обеспечивающих скорость передачи данных до 155 Мбит/с. Ядром магистральной части являются ведомственные цифровые каналы Е3, построенные на базе радиорелейного оборудования. Эти каналы соединяют между собой 3 магистральных узла — управление капитального строительства, уренгойское газопромысловое управление и нефтегазодобывающее управление. В магистральных узлах связи установлены маршрутизаторы Cisco Systems серии 7500. Периферийная часть РСПД построена на ведомственных цифровых каналах связи Е1, реализованных на модемном и радиорелейном оборудовании. Эта часть РСПД объединяет между собой оставшиеся узлы связи, за исключением узлов, расположенных в Анапе. Вследствие их территориальной удаленности от Нового Уренгоя, было принято решение подключить этот участок сети по спутниковому каналу с пропускной способностью 128 Кбит/с. В периферийных узлах связи установлены маршрутизаторы Cisco Systems серий 2600, 3600 и 3700. С помощью РСПД решается комплекс задач, среди которых — эффективное функционирование системы управления предприятием на базе продуктов компании SAP, системы диспетчерского управления и системы телемеханики межпромыслового коллектора, системы управления инвестиционными проектами "Газпрома", отраслевой системы финансово-экономических показателей, ряда задач, связанных с учетом кадровых ресурсов предприятия, а также других задач, предусмотренных программой внедрения отраслевой интегрированной информационно-управляющей системы "Газпрома".

Металлургия

К весне 2006 года на «Таганрогском металлургическом заводе» (ТАГМЕТе) был завершен первый этап модернизации сети — построена высокоскоростная отказоустойчивая магистраль и произведена модернизация сетевой инфраструктуры вычислительного центра. Необходимость в модернизации и расширении сетевой инфраструктуры вызвана появлением новых объектов сети, внедрением новых бизнес-приложений и увеличением количества пользователей. Проект в ТАГМЕТе, входящего в состав Трубной Металлургической Компании (ТМК), осуществляется в рамках общего стратегического плана по модернизации ИТ-инфраструктуры ТМК.

На первом этапе модернизации на базе коммутаторов серии Catalyst 6500 компании Cisco Systems по технологии Gigabit Ethernet было построено высокоскоростное отказоустойчивое ядро вычислительной сети. Оно представляет собой магистральное кольцо, объединяющее несколько объектов завода, которое обеспечивает подключение к сети оборудования уровней распределения и доступа. В ходе работ было построено более 20 новых оптических трасс общей протяженностью свыше 16 км, модернизировано имеющееся и установлено новое оборудование, обеспечено резервируемое подключение наиболее важных узлов завода к магистрали вычислительной сети.

Ранее был завершен проект по созданию на базе оборудования Cisco Systems системы IP-телефонии в головном офисе Объединенной металлургической компании (ОМК), включающей в себя 400 цифровых телефонных и факсимильных терминалов. Переход от арендуемых аналоговых телефонных линий на систему IP-телефонии позволил компании сократить расходы на междугороднюю и международную связь, упростить процедуру подключения дополнительных внутренних и внешних номеров, а также повысить производительность труда сотрудников с помощью инновационных сервисов. К базовому набору функций добавлена возможность организации конференцсвязи с участием внутренних и внешних абонентов, "обратный вызов" (callback), отображение имен и/или номеров входящих вызовов, переадресация, списки вызовов, сложные схемы обработки и маршрутизации вызовов, система электронного секретаря и др. В будущем компания планирует расширить функционал системы IP-телефонии до уровня полноценного call-центра.

"Карельский Окатыш", занимающее лидирующие позиции среди российских производителей железорудного сырья, обновило свою сеть в 2005 г. В ходе проекта было поставлено 12 УПАТС Meridian 1 производства Nortel общей емкостью более 3000 номеров. До последнего времени на комбинате использовалось устаревшее телекоммуникационное оборудование — АТСК и АТС "Квант", соединенные между собой трехпроводными СЛ. Существующая сеть обладала множеством недостатков: отсутствие возможности интеграции в корпоративную сеть "Северсталь-групп", невозможность подключения к оператору посредством цифровых каналов, невозможность увеличения емкости сети из-за отсутствия запасных частей и модулей расширения, отсутствие централизованной системы управления и тарификации. Кроме того, не было возможности использования существующих оптоволоконных сетей со старым оборудованием. Связь между узловыми УПАТС и выносами осуществляется по цифровым каналам при помощи мультиплексоров компании Olencom Electronics с применением существующих ВОЛС.

К концу 2005 года создана единая сеть видеоконференцсвязи для одной из ведущих групп металлургического комплекса России — ЗАО "Группа ЧТПЗ". Сеть объединила головной офис в Москве и региональные предприятия — Челябинский трубопрокатный завод, Первоуральский новотрубный завод и "Уралтрубосталь". В результате внедрения единой сети видеоконференцсвязи четыре структуры Группы ЧТПЗ смогли ускорить и оптимизировать внутренние бизнес процессы. Обеспечив интерактивное аудиовизуальное взаимодействие ключевых сотрудников предприятий, расположенных в различных регионах страны, видеоконференцсвязь позволила сократить время принятия важных управленческих решений. Одной из немаловажных задач, решенных с помощью создания единой сети, стало снижение издержек, связанных с командировками топ-менеджмента. Система ВКС работает на базе видеокодеков Polycom — терминалов VSX 7000, наличие в которых модуля Video Concert EX позволяет подключить к ним компьютеры и проводить презентации для удаленных абонентов. Для проведения многоточечных видеоконференций предусмотрена функция MultiPoint, при активации которой осуществляется видеосвязь между несколькими абонентами одновременно. Полоса передачи данных московского офиса Группы составляет 2 Мбит/с, передача данных по каналам дочерних предприятий осуществляется со скоростью 768 Мбит/с.

В начале 2005 года было осуществлено масштабное развертывание IP-сети, связывающей 20 объектов — центральный офис и 19 предприятий промышленной группы МАИР, расположенных в европейской части России. Целью создания корпоративной распределенной сети передачи данных (КРСПД) для ПГ МАИР была модернизация существующей корпоративной информационной системы (КИС) — увеличение скорости передачи данных и организация полнофункционального централизованного управления сетью производственных предприятий из 500 точек. В результате этого проекта у ПГ МАИР появилась возможность использовать все преимущества IP-телефонии и продолжать развитие корпоративной информационной сети для последующего внедрения ERP-системы с централизованной базой данных. До внедрения решения оперативное руководство региональными предприятиями осуществлялось посредством телефонной и интернет-связи, в основном, на базе существующих телефонных каналов. Новая сеть звездообразной топологии построена на оборудовании Cisco Systems, имеет единый план нумерации, обеспечивает резервирование магистральных каналов и возможность одновременной передачи данных, голоса и видео с настройкой качества сервиса (QoS) для различных видов трафика с учетом их приоритетности. Подключение к корпоративной IP-сети первых 20 предприятий дало существенную экономию на междугородных телефонных переговорах. За 4 месяца использования сети и IP-телефонии проект окупился более чем на треть своей стоимости. В конце 2005 года была развернута многоточечная система видеоконференцсвязи на базе оборудования Polycom в подразделениях компании в 16-ти регионах. В рамках проекта была реализована система централизованного управления сеансами ВКС. Кроме того, планировалось, что в общей сложности IP-сеть объединит до 500 удаленных точек, и в многочисленных пунктах сбора вторсырья будут установлены терминалы удаленного доступа к центральной системе учета материальных ресурсов и IP-телефоны. Однако в 2006 году эта часть проекта развития не получила.

В конце 2005 года была построена система ВКС, объединившая управляющую компанию и восемь крупнейших производственных предприятий Группы СУАЛ. Было установлено и интегрировало оборудование в двух переговорных залах управляющей компании в Москве, на 6-ти алюминиевых заводах в различных регионах, а также на Пикалевском объединении «Глинозем». ВКС используется группой СУАЛ для проведения селекторных совещаний руководства, показа презентаций и совместного обсуждения документов во время сеанса. В качестве технической платформы решения использовано оборудование Polycom — сервер многоточечной ВКС Polycom MGC100 и абонентское оборудование — видеокодеки Polycom VSX6000. Международный уровень компании и присутствие западного менеджмента в управленческом составе СУАЛ накладывают дополнительные требования на функционал системы видеоконференцсвязи. В частности, необходимо обеспечить возможность проведения двуязычных сеансов связи. Предполагалось, что переводчик будет работать в Москве и обеспечивать синхронный перевод речи каждого участника сеанса. В свою очередь, каждый участник сеанса сможет выбрать, на каком языке слушать выступление собеседников: русском или английском. Однако пока этим амбициозным планам не удалось сбыться.

Машиностроение

В конце 2005 года на оборонном машиностроительном предприятии "Завод имени В.А. Дегтярева" был завершен первый этап проекта построения корпоративной сети передачи данных, которая потребовалась в связи с внедрением ERP-системы BAAN V. В проекте применена многоуровневая модель Cisco для построения распределенной кампусной сети. На втором этапе планировалось повысить производительность сети и ее отказоустойчивость за счет прокладки новых сетевых магистралей и установки более мощного оборудования. Третий этап предусматривает внедрение дополнительного функционала сети для повышения эффективности взаимодействия подразделений завода, находящихся на значительном расстоянии друг от друга. Рассматривались возможности подключения дополнительных услуг на базе новой сети — IP-телефонии, передачи служебной информации, повышения надежности пожарной и охранной сигнализации, системы доступа к объектам и т.д.

Другой проект построения корпоративной сети был сделан для ФГУП ПО «УОМЗ» (Уральский оптико-механический завод). Это первая крупномасштабная сеть IP-телефонии Cisco на промышленном предприятии (около 2000 абонентов, 3 площадки; в перспективе — до 3000 абонентов на 20 площадках), включающая подсистему селекторных совещаний на базе IP/VC 3540 и подсистему ВКС на базе оборудования Tandberg. 

Химическая промышленность

В начале 2006 года была модернизирована и расширена корпоративная сеть «Казаньоргсинтез», которая обслуживает почти 3 тыс. абонентов. Сеть IP-телефонии построена на базе двух коммутаторов Nortel ERS8600 и 12 коммутаторов ERS5520. Существующая УПАТС Meridian 1 Opt. 61C была модернизирована на решение Nortel Communication Server 1000M Multi Group (версия ПО S.4.5). Это первый опыт внедрения системы данной версии ПО и процессорных модулей этой модификации в России. Среди других крупных проектов в химической отрасли можно выделить модернизацию телекоммуникационных сетей предприятий «Сода» и «Воронежсинтезкаучук», холдинга «Сибур».

Построение высокоскоростной мультисервисной сети передачи данных на химическом предприятии «Сода» было завершено весной 2006 г. В результате проекта в единое информационное пространство объединены более 100 административных и производственных корпусов предприятия. Построенная ИТ-инфраструктура позволит компании развернуть решения для поддержки технологических процессов, а также управления ключевыми бизнес-процессами предприятия. В планах ОАО «Сода» внедрение системы управления технологическими процессами (АСУТП) во всех производственных подразделениях предприятия и решения класса ERP. Ранее действовавшая на предприятии корпоративная сеть передачи данных охватывала менее пятой части всех корпусов и не могла служить в качестве фундамента поддержки процесса автоматизации производственной деятельности компании. Архитектура новой сети передачи данных представляет собой иерархическую систему в соответствии с концепцией построения безопасных отказоустойчивых сетей Cisco SAFE. Ее надежность обеспечивается подключением коммутационных центров распределительного уровня к ядру сети дублированными линиями связи. Основу сети с пропускной способностью до 10 Гбит/с составляют волоконно-оптические каналы связи, в качестве центральных коммутаторов используются Cisco Catalyst 6506-E, на уровне распределения — коммутаторы Cisco Catalyst 3750G. В перспективе на базе сети планируется создание систем охранной и пожарной сигнализации, видеонаблюдения и контроля доступа.

Производство стройматериалов

В конце 2006 года был реализован проект по внедрению системы ВКС в холдинге «Сибирский цемент».
Основными предпосылками проекту стали наличие сложной территориально-распределенной структуры и необходимость оптимизации переговорных процессов между предприятиями холдинговой компании, а также потребность в организации дистанционных переговоров на высоком техническом и организационном уровне. В качестве абонентского оборудования в переговорных комнатах использованы групповые видеотерминалы Sony PCS-G50P и PCS-1P, в качестве персональных видеорешений — видеотерминалы Sony PCS-TL50P.

К осени 2005 года реализован проект по внедрению системы аудиоконференцсвязи для Рязанского картонно-рубероидного завода. Решение о внедрении аудиоконференцсвязи было принято в рамках модернизации существующей на заводе системы телефонии, основой которой является решение Avaya Definity. Для реализации этой задачи на базовом блоке телекоммуникационного сервера IP 403 Office были активированы лицензии аудиоконференцсервера IP Office License (IP400 Conferencing Center RFA), а также лицензии на систему многоканальной голосовой почты IP Office License (IP400 Voicemail Pro RFA). После этого Avaya IP Office был подключен к УПАТС Definity по цифровым потокам E1. В результате предприятие получило современную систему управляемой аудиоконференцсвязи, возможности которой позволяют одновременно подключать до 64 участников (как внутренних, так и внешних абонентов станции). В решении Avaya реализованы такие возможности, как автоматический сбор конференции, системы голосового и электронного уведомления, возможности синхронного просмотра документов на экранах компьютеров участников и др.

Подводя итоги, зафиксируем основные тенденции развития телекоммуникаций в промышленном секторе. Во-первых, растут требования заказчиков к пропускной способности мультисервисных сетей связи, их надежности, безопасности и масштабируемости. В этой связи увеличивается число проектов по модернизации существующих сетей. Во-вторых, постепенно происходит переход с традиционной телефонии на IP-коммуникации, который чаще всего реализуется на базе «гибридных» решений, позволяющих сохранить сделанные ранее инвестиции. В-третьих, интересы смещаются от потребления базовых телефонных услуг, к дополнительным коммуникационным сервисам — от голосовой почты до систем видеоконференцсвязи, которые встраиваются в бизнес-процессы предприятий. В целом заказчики предпочитают владеть собственными телекоммуникационными ресурсами, несмотря на активную пропаганду преимуществ аутсорсинга.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS