Обзор ИТ в промышленности 2006 подготовлен
CNewsAnalytics

Ильдар Кадыров: Сейчас нет факторов, которые могли бы препятствовать развитию информатизации в промышленном секторе

Ильдар Кадыров

На вопросы CNews отвечают директор по развитию бизнеса (промышленный сектор) «Ай-Теко» Ильдар Кадыров и директор департамента промышленной автоматизации «Ай-Теко» Алексей Горбунов.

CNews: Насколько за последние годы выросли, по вашим наблюдениям, затраты промышленных предприятий на ИКТ?

Ильдар Кадыров: На фоне роста экономики в стране отмечается рост производства и, соответственно, увеличение затрат на ИКТ на промышленных предприятиях. Все больше руководителей предприятий понимают необходимость внедрения систем автоматизации и четко представляют себе те конкурентные преимущества, которые могут дать их производству современные информационно-управляющие системы. Достаточно сложно оценить, насколько увеличились ИТ-бюджеты в этом секторе экономики. Очевидно, что данная цифра должна быть привязана к определенным объемам производства. Хотя бесспорным фактом является то, что масштабность и сложность проектов возрастают, а предприятия готовы тратить деньги на самые передовые технологии.

CNews: Как на данный момент распределяются доли «железа» и ПО в ИТ-бюджетах промышленников?

Ильдар Кадыров: Здесь необходимо также добавить ИТ-услуги. С учетом этого ситуация выглядит достаточно стандартно: услуги — 50%, остальное — поставки «железа» и ПО. При этом порядка 60-70% приходится на аппаратные средства и 30-40% — на софт.

CNews: В чем вы видите специфику системной интеграции в секторе производственных предприятий?

Ильдар Кадыров: Основная специфика производственного предприятия — это, в первую очередь, работа со сложившимися технологическими и производственными процессами в существующем информационном ландшафте. То есть, мы не можем прийти на предприятие и диктовать заказчику свои правила построения производственного процесса: технология производства там уже построена. Автоматизация промышленного предприятия — это всегда уникальное решение для конкретного заказчика.

Алексей Горбунов: Обычно в промышленных системах автоматизации выделяют несколько уровней. Первый — уровень датчиков и исполнительных механизмов, обеспечивающий преобразование данных для автоматического ввода в систему. Далее следует уровень, где отрабатываются алгоритмы управления технологическими процессами. Третий уровень включает в себя значительный перечень задач. Это уровень цехового управления, где происходит автоматизация производственных процессов, таких как передача материалов между агрегатами, отслеживание и учет производства, анализ качества и простоев и т.д.. И, наконец, завершает цепочку уровень учетных и ERP-систем, где осуществляется учет хозяйственных операций, финансовый контроль, документооборот и т.д.

Ильдар Кадыров: Можно также добавить, что в последнее время на предприятиях наметилась тенденция к созданию интегрированных систем, обеспечивающих единое информационное пространство, с тем чтобы руководители и специалисты предприятия смогли бы увидеть в одной программе данные обо всей производственной цепочке — от нижних уровней до верхних. В связи с этим в первом квартале 2007 года мы планируем на базе нашей компании открыть центр компетенции по интеграции промышленных приложений. Фактически мы будем разрабатывать прототип интеграционной платформы для конкретных заказчиков и демонстрировать им результаты ее работы. В случае, если заказчик будет удовлетворен результатом, он сможет начать внедрение такой системы у себя на предприятии.

CNews: Отмечаете ли вы рост спроса на предлагаемые вами услуги консалтинга со стороны промышленного сектора?

Алексей Горбунов: Увеличение объемов консалтинга в промышленном секторе очень сильно связано с ростом объемов производства и экономики в целом. Отрадно отметить, что в последнее время обозначилась замечательная тенденция: стали возрастать объемы консалтинговых услуг не на уровне управления предприятием, а на уровне производственных процессов (то есть когда требуется построение системы третьего уровня, о которой я говорил раньше). Но при этом, на мой взгляд, консалтинг становится отправной точкой для дальнейшего развития автоматизированных систем — когда консультанты советуют заказчику, что и как лучше сделать. После этого разворачиваются проекты по реализации предложенных решений с соблюдением пожеланий заказчика. Эти объемы работ зачастую существенно превосходят уровень услуг по консалтингу.

CNews: Какие подотрасли российской промышленности представляют для вашей компании наибольший интерес?

Ильдар Кадыров: Для каждой отрасли необходимы свои решения и экспертизы, хотя нередко при этом используются одни и те же технологии, адаптированные к конкретной отрасли. Наша компания работает с самыми различными предприятиями, но наибольший интерес для нас традиционно представляют нефтяные, металлургические и энергетические компании.

CNews: Какая доля ваших проектов приходится на промышленность?

Ильдар Кадыров: Исторически наша компания плотно работает с заказчиками государственного, банковского и телекоммуникационного сектора. С прошлого года в связи с заметным подъемом российской промышленности мы стали акцентировать внимание также и на развитие решений для производственных предприятий.

CNews: Какое решение, реализованное для промышленного сектора, вы могли бы назвать одним из наиболее интересных?

Алексей Горбунов: Один из наиболее интересных проектов был осуществлен для крупнейшей нефтяной компании России, названия которой мы позволим себе не упоминать. Мы интегрировали в единую систему, расположенные друг от друга в сотнях километрах несколько систем автоматики от разных производителей и вывели все данные на единую информационную панель, что позволило автоматически передавать данные, преобразовывая их из одного формата в другой. В результате заказчик увидел состояние всех своих производственных процессов в режиме реального времени. В дальнейшем мы планируем тиражировать это решение, поскольку его можно распространить на весь технологический цикл компании.

CNews: Влияние каких сдерживающих факторов на развитие информатизации в промышленном секторе вы наблюдаете в настоящий момент?

Ильдар Кадыров: Сейчас нет существенных факторов, которые могли бы препятствовать развитию информатизации в промышленном секторе. При этом надо отметить, что промышленные предприятия всегда тратили больше денег на системы автоматизации, нежели чем на ИТ-системы. В целом они достаточно осторожно подходят к этому вопросу, неохотно внедряют новейшие технологии, чаще используя традиционные системы и устоявшиеся решения, поскольку они уже опробованы.

Алексей Горбунов: Вероятно, единственный сдерживающий фактор — недостаток квалифицированного персонала на предприятиях, поскольку в настоящее время вузы готовят ограниченное количество специалистов по промышленной автоматизации.

CNews: Как вы расцениваете возможность перехода российских промышленных предприятий на отечественное ПО?

Ильдар Кадыров: Более чем скептически. Сейчас многие промышленные предприятия становятся международными холдингами, что ведет к необходимости использования программных технологий, применяемых во всем мире. Вторым немаловажным фактором является то, что для создания промышленной системы автоматизации требуется специализированное ИТ-оборудование, которое поставляется чаще всего в комплекте с программным обеспечением его производителя.

Впрочем, российское программное обеспечение останется востребованным для той части автоматизации, которая попадает под надзор различных государственных требований или выполняет уникальные (только для России) локальные задачи.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS