Обзор подготовлен

версия для печати
Кризис заставит активнее внедрять технологии оптимизации ЦОД

Кризис заставит активнее внедрять технологии оптимизации ЦОД

Слова "оптимизация" и "кризис" добрались уже, пожалуй, до каждой компании, в том числе и на рынке ИТ. Свои ИТ-бюджеты "порезали" многие российские заказчики. Однако критичные ИТ-направления, поддерживающие основные бизнес-процессы, вряд ли будут серьезно затронуты. Нельзя отказаться от ИТ-инфраструктур и, в частности, от их базовой составляющей - ЦОД, которые обязательно надо поддерживать и хотя бы минимально развивать. При этом существует немало средств, позволяющих добиться здесь сокращения издержек буквально на десятки процентов и ощутимо повысить эффективность, что весьма кстати в нынешних экономических условиях. Если раньше многие не слишком щепетильно считали деньги, то теперь кризис вынудит присмотреться к технологиям оптимизации ЦОД со значительно большим интересом.

Оптимизация ЦОД стала одной из наиболее обсуждаемых тем еще до наступления кризиса, который вывел ее на первый план. Во-первых, на подобные проекты велики первоначальные затраты. Стоимость строительства дата-центра в 2007 году перевалила за 11 тыс. долл. на 1 кв. м., тогда как в 2004 году этот показатель находился на уровне порядка 5 тыс. долл. на 1 кв. м. (по данным компании "ДатаДом"). По ряду экспертных оценок, на строительство и дальнейшую эксплуатацию крупного дата-центра (для предприятия уровня enterprise) в течение пяти лет может уходить до 15 и более миллионов долларов. Во-вторых, "в копеечку" обходится содержание современного ЦОД. Например, один ватт полезной мощности дата-центра, по словам Дмитрия Жданова, ведущего специалиста департамента бизнес-решений компании R-Style, в среднем обходится в 3 евро.

Динамика стоимости строительства ЦОД (тыс. долл. / кв м)

Источник: ДатаДом, 2008

Глядя же на структуру бюджетов российских компаний, выделяемых на содержание современного ЦОД, становится ясно, что оптимизировать тут есть чего. Так, на первом месте традиционно стоят расходы на поддержку, то есть, по сути, на оплату работы персонала (более 40%, по данным опроса СNews Analytics). Расходы на оплату электроэнергии обычно занимают вторую строчку. По разным оценкам, обычно это 20-25% (хотя, разумеется, многое зависит от степени загруженности ЦОД - скажем, при стопроцентном заполнении стоек этот показатель может вырасти в 1,5-2 раза). Не менее существенными являются расходы на аренду помещения под ЦОД - чаще всего речь идет более чем о 20%. Наверняка кризис заставит скорректировать как эти соотношения, так и сами расходы на содержание ЦОД.

Структура затрат на содержание ЦОД

Источник: СNews Analytics, 2008

Средства оптимизации

Безусловно, кризис заставит более активно прибегать к современным аппаратно-программным средствам повышения эффективности ЦОД и снижения затрат на него (причем всех: и первоначальных - на построение, и на владение). Основными инструментами здесь остаются, во-первых, применение blade-серверных систем. С их помощью можно добиться уменьшения потребляемой мощности примерно на 30% без снижения производительности, сокращения количества кабельных соединений более чем на 90%, сокращения времени замены и/или добавления сервера, повышения производительности работы администратора при выполнении типовых задач.

Во-вторых, применение технологии виртуализации. Данная технология позволяет значительно снижать затраты на оборудование и ПО ЦОД, повышать коэффициент загрузки серверов, при меньших капитальных расходах позволяет получать большую степень доступности, а также существенно уменьшает энергопотребление. Последнее особенно важно. Тем более в свете прогноза Минэкономразвития России, в котором говорится, что суммарный дефицит энергетических мощностей в нашей стране уже к 2010 году составит 14 ГВт, а стоимость электроэнергии будет только расти.

В-третьих, применение систем диспетчеризации, мониторинга и управления, на которых особенно любят экономить российские заказчики. Подобные системы позволяют значительно оптимизировать работу ЦОД (можно мониторить степень загрузки систем, состояние каналов связи и т.п. и оперативно реагировать, предотвращая, таким образом, возможные потери). Так, Дмитрий Жданов, относит различные средства мониторинга всех видов электрооборудования телекоммуникационных сетей, решения для удаленного контроля над сетевой инфраструктурой к важнейшим факторам эффективности ЦОД.

В-четвертых, применение эффективных систем кондиционирования и охлаждения ЦОД, например, систем свободного охлаждения, что особенно актуально для России. И хотя они ощутимо дороже стандартных решений и имеют большие габариты, на протяжении "холодных" месяцев (а чаще всего это больше полугода), подобные системы в разы снижают потребление электроэнергии, а потому довольно быстро окупаются.

Наконец, еще более оптимизировать затраты на ЦОД можно, прибегнув к мерам сугубо организационного характера. Одной из таких мер является перенос ЦОД из мегаполисов в регионы, что позволит сделать дата-центры еще более эффективными, главным образом, за счет экономии на обслуживании и электроэнергии. По разным оценкам, сегодня на Москву и Санкт-Петербург приходится от 80 до 90% дата-центров.

Одним из первопроходцев "регионального движения" ЦОД стала компания "Синтерра", оператор связи, запустившая в октябре 2007 года проект 40х40, в рамках которого планировалось построить 40 ЦОД в 40 городах России. В июле этого года компания сообщила о создании сразу двух дата-центров - в Томске (инвестиции составили 95 млн рублей) и Ставрополе (75 млн рублей). Инвестиции же в весь проект планировались на уровне нескольких миллиардов рублей. Программа рассчитывалась на длительный период времени, но уже к концу 2009 года компания собиралась открыть 25 вычислительных комплексов. Правда, планы эти верстались до кризиса, а потому почти наверняка будут пересмотрены.

Что касается целей использования региональных ЦОД, то, по мнению специалистов "Современных телекоммуникаций", в большинстве случаев они сугубо функциональные. В регионах вычислительные комплексы строятся под решение конкретных задач, чем отличаются от тех, что создаются в российских столицах и Подмосковье. Тут, как полагают эксперты, более развит аутсорсинг услуг дата-центров, который, к слову сказать, является еще одной действенной мерой оптимизации расходов на ЦОД (об этом речь пойдет в отдельной главе).

Сегодня ключевые требования заказчиков к ЦОД лежат в плоскости надежности и безопасности. Надежность ЦОД складывается из таких составляющих как правильно выбранное помещение, наличие отлаженной системы бесперебойного гарантированного энергоснабжения, грамотной системы вентиляции и кондиционирования, водоснабжения и водоотвода. Принципиальным нюансом является правильное построение телекоммуникационных систем. Критичным для пользователя является обеспечение комплексной безопасности дата-центра - контроля доступа, охранной и пожарной сигнализации, пожаротушения. Все большее значение приобретают аспекты катастрофоустойчивости, а также дублирования ЦОД. В настоящее время иметь резервный ЦОД стало уже не просто желательной опцией, а чуть ли не обязательным условием для многих компаний. И хотя все это весьма затратно и вряд ли относится к разделу "оптимизация", применение вышеописанных решений предотвращает значительные финансовые и иные потери компаний в случае форс-мажора, что особенно актуально для тех компаний, чей бизнес "привязан" к ИТ.

Аутсорсинг ЦОД

В условиях кризиса особую актуальность приобретает направление ИТ-аутсорсинга - как одного из наиболее эффективных инструментов снижения затрат. Не является исключением и аутсорсинг в сегменте ЦОД. Услуги коммерческих дата-центров сегодня стали настолько востребованы, что все больше интеграторов предлагают клиентам воспользоваться аутсорсинговыми схемами. Услуги по размещению данных и корпоративных информационных систем на мощностях уже существующих ЦОД стали пользоваться устойчивым спросом. Сейчас возможно уже не просто арендовать площадь, а заказать ЦОД как услугу, передав все риски, связанные с размещением и поддержкой ИТ-оборудования, сервис-провайдеру. Более того, спрос на аутсорсинговые ЦОДы уже достиг такого уровня, что предложение начинает за ним не успевать. Причем, даже несмотря на то, что немало ИТ-компаний уже сегодня предлагают здесь свои услуги, а некоторые из них работают над созданием целых сетей ЦОД, "разбросанных" по всей стране.

Говоря о причинах роста спроса на аутсорсинг услуг ЦОД, Денис Калинин, генеральный директор IBS DataFort, проводит связь между повышающимся спросом и ростом платы за подключение к энергоисточникам в Москве и Подмосковье: "Когда у компании нет готовой электрической емкости в Москве, цена подключения дата-центра к сети практически равна стоимости строительства самого вычислительного комплекса". Другая причина - собственный ЦОД чрезвычайно дорог. Кроме того, аутсорсинг ЦОД, помимо предоставления соответствующих услуг компаниям, не способным или не желающим тратить деньги на собственные дата-центры, позволяет также решать проблему резервации ЦОД. "И, наконец, явным преимуществом использования коммерческих ЦОД оказывается сегодня возможность выбора площадки исходя не из того, где находится ваш офис, а где фактически сосредоточен бизнес, где идут информационные потоки, или просто - где дешевле", - заключает Денис Калинин.

"Реальным преимуществом аутсорсинга на современном российском рынке является оптимизация ИТ-расходов, - утверждает Павел Зеленский ("Инфосистемы Джет"). - И это будет хорошо видно в ближайшие месяцы на фоне финансового кризиса и общих сокращений ИТ-бюджетов". Есть еще один момент, о котором часто забывают. По словам Павла Зеленского, немаловажную роль для бизнеса играет такой параметр как time-to-service или время, необходимое для развертывания нового сервиса. Аренда же ресурсов в коммерческом ЦОД позволяет минимизировать это время для удовлетворения потребностей современного динамичного бизнеса.

В настоящее время «строителей» коммерческих ЦОД традиционно привлекают Москва и Подмосковье с его наукоградами. Так, Stack Group объявил о намерениях по существенному развитию площадки Stack Data Network в Пущино (сейчас этот дата-центр имеет статус резервного узла сети SDN, в состав которой входят также два дата-центра в Москве - Stack M1 и Stack HTH). Городом Дубна заинтересовались сразу два игрока – IBS DataFort и ISG. В планах последней было строительство ЦОД площадью 20 тыс. кв. м. и стоимостью 1 млрд руб. к концу 2008 года. Кроме того, компания планировала создать еще восемь центров в других регионах. Относительно недавно завершила строительство ЦОД на Варшавском шоссе столицы компания «Ай-Теко». Уровень безотказности этого ЦОД составил tier 4, количество стоек – более 3 тыс. Кстати, как отметил Олег Письменский, директор департамента консалтинга и клиентских проектов APC by Schneider Electric, в России произошла некоторая сегментация, за последние два года рынок ЦОД в нашей стране заметно эволюционировал. Если в 2006 году коммерческий ЦОД вполне мог быть уровня tier 1, а для корпоративного сектора казались приемлемыми дата-центры tier 2-3, то в 2008 году и коммерческий, и корпоративный ЦОД с точки зрения большинства заказчиков должны соответствовать уровням tier 3-4.

Основными клиентами коммерческих ЦОД, по свидетельству Рафаэля Сухова, заместителя генерального директора Stack Group, сегодня являются финансовые структуры, поставщики интернет-сервисов и телекоммуникационные компании, а также представители сектора СМБ и конечные пользователи, которым приходится иметь дело с большими объемами данных.

По словам Александра Мартынюка, генерального директора независимой консалтинговой компании "Ди Си Квадрат", на сегодняшний день в России насчитывается не более 100 коммерческих дата-центров, располагающих собственной службой эксплуатации и готовых отвечать за качество - показатель совсем небольшой. По оценке специалиста совокупная стоимость всех коммерческих дата-центров в Москве и Подмосковье вряд ли превышает 250-300 млн долларов. Что же касается оборота дата-центров Москвы и Московской области (а это порядка 70% всего рынка коммерческих дата-центров России), то, по оценке Рафаэля Сухова, на текущий момент он эквивалентен 80-90 млн долл. При этом, как подсчитал специалист, на данный момент суммарная емкость всех дата-центров, оказывающих услуги внешним компаниям, составляет не более 15 тыс. условных стойко-мест. "Это на порядок меньше того, что отечественному рынку нужно на самом деле - по нашим расчетам реальный потенциал рынка коммерческих дата-центров сейчас составляет около 120 тыс. условных стойко-мест, - говорит предстваитель Stack Group. - Причем в следующем году эта ситуация сильно не изменится. Даже в том случае, если будут успешно введены в эксплуатацию дата-центры, проектирование и строительство которых было публично подтверждено в условиях кризиса, рынок получит не более 1,2-1,5 тыс. стойко-мест. Из них порядка 1,2 тыс. будет сдано в эксплуатацию в Москве и Московской области".

Александр Мартынюк смотрит в ближайшее будущее с большим оптимизмом. По его словам, в течение следующего года ситуация может измениться в лучшую сторону, если будет закончен ряд крупных проектов, которые на текущий момент находятся в стадии разработки (реализации). "К началу 2010 года, полагаю, коммерческая ценность аутсорсинговых дата-центров Москвы и Московской области увеличится примерно на 50-70%. Это будет связано отнюдь не с появлением большого числа стойко-мест, как можно было бы предположить. С вводом в эксплуатацию дата-центров, о которых я упомянул, начнут более динамично развиваться новые для России сервисы, ориентированные на поддержание качества бизнеса. Сегодня такую модель готовы предложить единицы", - говорит Александр Мартынюк.

Вообще игроков на этом рынке немного. Пионером, до сих пор удерживающим лидерские позиции на рынке услуг дата-центров в России, можно по праву признать компанию Stack Group, которая с 2004 года активно развивает сеть Stack Data Network. В последние полтора-два года серьёзную ставку на это направление делают также компании IBS Data Fort, Golden Telecom, WideXS, ISG, «Караван», Inline, «Ай-Теко». В целом же, по словам Александра Мартынюка, доминируют на этом рынке компании, оказывающие услуги хостинга и предоставляющие стартовый пакет collocations+dedicated, но это – ситуация сегодняшнего дня, будущее – за сервис-ориентированным бизнесом.

Как бы то ни было, но аутсорсинг ЦОД в России еще действительно не получил масштабного распространения. Судя по опросам российских компаний, чей бизнес остро нуждается в центрах обработки и хранения данных, более половины из них никогда не пользовались услугами аутсорсеров ЦОД. Более того, в течение ближайших нескольких лет они точно не планируют этого делать. Такое положение свидетельствует о пока еще недостаточной зрелости всего российского ИТ-рынка.

Как выразился Александр Мартынюк, в России еще не сложилась культура потребления услуг аутсорсинговых дата-центров. "У нас клиент не готов платить больше, чем ему кажется уместно. Он все еще мыслит категориями доступных стойко-мест. На качество и возможность развития обращают внимание лишь немногие. А потому даже кризис вряд ли в целом повлияет на уровень цен за услуги коммерческих дата-центров", - прогнозирует эксперт.

Леонид Волчанинов, Сергей Ильин

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS