Обзор подготовлен

версия для печати
Богдан Колодий
Инсистемс

Богдан Колодий:

Спрос на ЦОД сегодня во многом определяется стоимостью электроэнергии

Об актуальных тенденциях на рынке ЦОД, его перспективах в интервью CNews рассказал Богдан Колодий, технический директор компании «Инсистемс».

CNews: Какова на сегодняшний день динамика развития рынка ЦОД? Какие особенности развития этого рынка вы можете отметить?

Богдан Колодий: По данным различных аналитических агентств мировой рынок ЦОД в ежегодном исчислении в 2006 и 2007 годах составил 100-200 млрд долл. Для России эта цифра скромнее – вероятно, здесь можно говорить о сотнях миллионах долларах.

Согласно опросу, проведенному Network World, ежегодный рост ИТ-бюджетов компаний до 2012 года составит 10-12%, из которых 50-75% придется на инфраструктуру, обеспечивающую функционирование ИТ-ресурсов (ЦОД). Таковы мировые тенденции. Что же касается России, то я бы взял на себя смелость утверждать, что в нашей стране ожидаются еще более интенсивные темпы роста. В последнее десятилетие отечественная экономика по своим качественным показателям и информационной вооруженности неизменно приближается к мировому уровню. А к 2012-2015 годам Россия просто обязана окончательно выйти на этот уровень, в противном случае она рискует отстать навсегда.

Рынок же ЦОД – это очень серьезный рынок, и он будет оставаться не только привлекательным с точки зрения бизнеса, но и определяющим развитие всего сектора информационного оборудования и технологий.

Основы современного рынка ЦОД начали зарождаться с появлением интернета еще в виде первых «серверных комнат» и «хостинг-центров». Отражая исторические тенденции, сегодня на нем выделяются два явно выраженных направления. Первое – это корпоративные ЦОД, где товарным ресурсом является компетенция в их строительстве и знание необходимого оборудования и технологий, а результатом сделки – построенный технический комплекс, способный обеспечить функционирование информационного оборудования заказчика с требуем уровнем надежности. Второе направление – коммерческие ЦОД, где товарным ресурсом являются услуги ИТ-аутсорсинга, а результатом сделки – размещение информационных ресурсов в ЦОД с требуемыми показателями надежности и безопасности. У каждого из этих направлений в России имеются свои особенности.

Согласно последним тенденциям, основные капиталовложения (особенно крупных корпораций и госструктур) в настоящее время направляются в корпоративные ЦОД для решения задач компаний, размещения их ИТ-комплексов и узлов связи. Создание таких ЦОД требует крупных затрат и сопряжено с необходимостью обслуживать все ресурсы самостоятельно – фактически получается, что предприятие ведет непрофильный для себя ИТ-бизнес. Однако желание иметь собственный стратегический ИТ-ресурс и несбалансированность ценовой политики на рынке услуг аренды ЦОД вкупе с недостаточным ее предложением вынуждают прибегать именно к такому подходу.

Сложившееся положение может привести к лавинообразному росту строительства ЦОД, однако компаний, способных в сегодняшней специфике отношений между заказчиками и интеграторами реализовать подобные проекты на высоком уровне, очень немного. Тем более что только опыта системного интегратора здесь недостаточно. При создании современного ЦОД с уровнем надежности хотя бы Tier 3 заказчик должен быть готов понести затраты на инженерную инфраструктуру, сравнимые с 70% стоимости информационных ресурсов, которые она обеспечивает. А при использовании ИТ-оборудования высокой плотности – и до 90%. Есть тут и множество других нюансов, делающих построение корпоративных ЦОД очень сложным и не всегда экономически целесообразным занятием.

Что же до коммерческих ЦОД, предоставляющих услуги на тарифной основе и принадлежащих, как правило, ИКТ-компаниям, то для их активного развития необходима достаточно высокая степень доверия участников процесса друг к другу. Механизмы такого рода аутсорсинга уже давно отработаны на Западе и только-только начинают складываться в нашей стране, что и является, на мой взгляд, главной причиной довольно низких темпов развития сегмента коммерческих ЦОД. Более того, свыше половины уже построенных и строящихся коммерческих ЦОД не соответствуют требованиям устойчивости к критическим аварийным ситуациям, что – если ситуация не изменится – может привести к девальвации самого понятия «центр обработки данных». Думаю, что на сегодняшний день можно привести не более 10-15 примеров «настоящих» ЦОД, при этом распложены они, главным образом, в Москве, Санкт-Петербурге и еще нескольких крупных промышленных центрах.

Безусловно, большие коммерческие центры обработки данных более перспективны, чем индивидуальные. Они отвечают интересам всех участников российского ИТ-рынка – дабы те инвестиции, которые они будут вынуждены сделать в ближайшие 5-10 лет, создали действительно высокоэффективную ИТ-платформу, а не были потрачены на создание бесконечного числа мелких «серверных» и «цодиков». Возможно же это только при выполнении ряда условий. Во-первых, на рынке ИТ-аутсорсинга должны появиться серьезные инвесторы. Во-вторых, на государственном уровне должно быть принято решение о незамедлительном и первостепенном обеспечении ЦОД энергоресурсами (по примеру национальной программы «Газ – в каждый российский дом»). В-третьих, необходимо создать технически обоснованные российские нормы и требования по строительству и оснащению ЦОД, а также механизмы их сертификации.

CNews: Какова эволюция спроса со стороны заказчиков на системы центров обработки данных? Изменились ли здесь за последнее время их потребности?

Богдан Колодий: Спрос на центры обработки данных со стороны заказчиков во многом определяется стоимостью потребляемой ЦОД электроэнергии. Логика тут простая: стоимость электроэнергии растет на 10-15% в год, а ее потребление ЦОД может вырасти на 20-30% уже в ближайшее время. За рубежом, например, стоимость расходуемой ЦОД электроэнергии часто в 2-3 раза превышает стоимость аренды площадей, причем до 50% энергопотребления приходится на системы инженерного обеспечения, а потому окупаемость ЦОД во многом определяет выбор инженерной инфраструктуры.

Именно проблемами энергетики обусловлен назревающий «кризис ЦОД», то есть снижение экономического эффекта от модернизации вычислительных ресурсов. Если 10 лет назад внедрение нового поколения серверных ресурсов обеспечивало многократный (до 10 раз) возврат инвестиций в последующие 2-3 года, то сегодня речь идет лишь о 3-5-кратной отдаче инвестиций, а в ближайшие годы этот параметр может снизиться и вовсе до нулевого уровня. За тот же период стоимость владения сервером выросла с 11 до 145% от его покупной цены, а среднее энергопотребление на сервер высотой 1U – с десятков до сотен ватт. При этом расходы на инженерные системы и электроэнергию растут быстрее, чем повышается их производительность.

При прочих равных условиях приведу основные требования к системам ЦОД, эволюция которых будет определять отношение заказчиков к предлагаемым проектам нового строительства. Во-первых, должна быть максимально эффективной система охлаждения ЦОД, она должна «уметь» динамически адаптироваться по производительности к фактической мощности тепловыделения в аппаратном зале. Во-вторых, в климатической установке ЦОД должна быть предусмотрена возможность использования для охлаждения уличного воздуха в холодное время года (free cooling). В-третьих, крайне желательно, чтобы имелась возможность использования в ЦОД в качестве теплоносителя жидких ингредиентов, обладающих в 1000 раз более высокой теплоемкостью и эффективностью, чем воздух, и их транспортировки до отдельной стойки. Наконец, в-четвертых, необходимо максимизировать КПД действия ИБП и ориентироваться на модульный принцип построения, позволяющий автоматически вводить дополнительные мощности по мере роста нагрузки и отключать их при ее падении.

CNews: Какова динамика интереса компаний к резервным ЦОД? Какие тенденции здесь можно наблюдать сегодня?

Богдан Колодий: Организация резервных ЦОД становится наиболее актуальной для тех компаний, которые реализуют комплексный подход к созданию резервной инфраструктуры бизнеса. Как правило, это происходит в рамках планирования непрерывности бизнес-процессов и относится к сфере управления рисками. Учитывая нормы действующего законодательства для кредитных учреждений, в этой сфере вопросы создания резервной управляющей системы, а значит и ЦОД, уже сейчас решаются достаточно успешно.

При отсутствии серьезной статистической информации достаточно сложно привести достоверные данные о степени развития резервных ИТ-инфраструктур на российском рынке в целом. Однако, базируясь на опыте нашей компании, могу отметить ощутимый положительный тренд в вопросе резервирования ЦОД. Сегодня на рынке действуют два фактора, явно этому способствующие. Во-первых, растут объемы внедрения информационных ресурсов, и неизбежно следующее за этим увеличение их энергоемкости вызывает лавинообразный рост числа реконструируемых ЦОД. Не всегда это удается сделать в рамках действующих объектов, а потому строятся новые ЦОД, а старые переоборудуются под резервные. По такому сценарию возникает более половины всех резервных мощностей. Конечно, пока это не совсем полноценный резервный ресурс, но он существенно увеличивает устойчивость систем управления бизнесом многих российских компаний. Во-вторых, появляется рынок коммерческих (хостинговых) ЦОД, что заметно упрощает создание резервных мощностей. Особенно если у оператора (продавца) имеется несколько собственных площадок. Наиболее активно этот канал создания резервных ЦОД используют основные игроки рынка связи и телекоммуникаций, интернет-провайдеры и др.

CNews: Какие технологические изменения последнего времени вы можете отметить? Насколько динамично в рамках ЦОД развиваются решения по виртуализации ресурсов?

Богдан Колодий: За последние 10-15 лет информационные ресурсы компаний перестали быть данью моде и сегодня воспринимаются уже как жизненно важный инструмент успешного бизнеса. Соответственно изменился и их профиль: от решения расчетно-статистических задач они перешли к аналитическим вопросам управления бизнесом, минимизации рисков и стратегическому планированию. Многократное увеличение объемов обрабатываемой информации сопровождается бурным ростом количества информационного оборудования в мире: к началу 2008 года насчитывалось более 24 млн работающих серверов и, как ожидают аналитики IDC, к 2010 году их будет свыше 35 млн.

Вместе с тем, физический рост серверного парка не служит «фактором беспокойства» для ИТ-специалистов. Гораздо более существенный проблемой для них является рост энергопотребления: скажем, в 2006-2007 годах стоимость годового потребления электроэнергии достигла 30-40 млрд долл. и составила до 50% всех ИТ-бюджетов (по прогнозу аналитиков, в 2010 году эта цифра достигнет отметки в 70%).

Тут то и приходит на помощь виртуализация. За рубежом виртуализацию серверов в качестве меры сокращения энергопотребления ЦОД используют более половины компаний. В России данная технология применяется лишь в двух десятках крупных ЦОД. Между тем подобный подход помогает сократить парк оборудования, повысить эффективность использования ресурсов, снизить расходы на обслуживание и быстрее развертывать новые сервисы. Профессиональное использование виртуализации ресурсов способно на треть снизить капитальные затраты на программное и аппаратное обеспечение, а операционные расходы – более чем в два раза.

Если под виртуализацией мы понимаем консолидацию ресурсов, виртуализацию целых серверных комплексов, хранилищ данных и сетевых ресурсов, отделение логического уровня ИТ-приложений от физического, создание самоуправляемой инфраструктуры, позволяющей гибко синхронизовать ИТ-приложения с деловыми процессами компании и перемещать их на доступные ресурсы в нужное место в заданный момент времени, то в России процесс распространения технологии виртуализации находится только на самой начальной стадии развития. И тому есть два объяснения. Во-первых, создание таких систем требует очень серьезных затрат. А во-вторых, благодаря стараниям вендоров, озабоченных объемами продаж, а не профессионализмом своих решений, многие пользователи приобретают ресурсы, которые затем с трудом загружают даже на 50%.

Для того чтобы процесс виртуализации в рамках ЦОД в России можно было охарактеризовать как динамически развивающийся, необходимо выполнение двух условий. Первое – участники ИТ-процесса, обладающие серьезными информационными потоками, должны быть готовы передать свои данные на аутсорсинг для обработки и хранения. Второе – ЦОД должен восприниматься не как технологическая площадка с инфраструктурой для размещения серверных и телекоммуникационных ресурсов, а как программно-технический комплекс, позволяющий осуществлять обработку данных по заданным алгоритмам с требуемой скоростью, надежностью и защищенностью. Тогда в России возникнет новый рынок ЦОД, на котором спрос будет рождать предложение. В рамах такого рынка компании, полностью освобождаясь от затрат на поддержание собственных ИТ, будут способны платить «серьезные средства» за «серьезную обработку» своей бизнес-информации. А конкурирующие между собой интеграторы будут вынуждены совершенствовать и оптимизировать свой инструмент ведения бизнеса, то есть ЦОД. При этом динамика развития процессов, связанных с консолидацией ресурсов и их виртуализацией, будет соответствовать динамике потребностей рынка, связанных с новыми возможностями информационных технологий.

CNews: Какие наиболее крупные и интересные проекты по построению ЦОД были реализованы вашей компанией? Расскажите о них.

Богдан Колодий: Наша компания работает на ИТ-рынке уже довольно давно. Начинали мы еще с первых организованных серверных (тогда аббревиатура «ЦОД» встречалась редко). За это время мы реализовали огромное количество проектов, практически каждый из них был по-своему интересен, разумеется, немало было и крупных проектов. Приведу лишь некоторых примеры.

Уже довольно долгое время мы активно сотрудничаем с Банком России. Только за последнее время нашей компанией здесь было реализовано более 30 объектов, а именно: Технологический центр (Московская область) – более 100 кВт по холоду, Центр информационных технологий (Москва) – два специальных центра по 84 и 126 кВт, Межрегиональный центр информатизации при Банке России (Москва) – два центра по 200 кВт, Главное управление Банка России по Мурманской области (40 кВт по холоду) и т.д.

Наша компания выполнила немало проектов и для крупных заказчиков из небанковской сферы. Среди них: «Яндекс» (Москва) – 500 кВт, «Протек» (Москва) – 300 кВт, МТС (Самара, Санкт-Петербург), «Меркурий» (Москва), «Симпл» (Москва), Группа компаний СНС (Москва).

На мой взгляд, наиболее интересным за последние годы был проект по созданию центра управления ФГУП ЦНИИМАШ (Московская область) совокупной мощностью по холоду более 2,3 МВт.

CNews: Спасибо.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS