Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Comptek

CompTek

Игорь Масленников: Вопрос развития IP-сервисов — это вопрос развития широкополосного доступа

Игорь МасленниковРоссийский рынок IP-телефонии продолжает демонстрировать устойчивый рост. О том, как будет развиваться ситуация в ближайшее время и о проблемах VoIP-рынка CNews.ru рассказал Игорь Масленников, директор по развитию бизнеса CompTek и генеральный директор компании CTI.

CNews.ru: На 8-ой конференции по IP-телефонии с высоких трибун часто говорилось о передаче видео по IP-сетям, внедрении Triple Play и прочих «изысках», однако во многих российских городах и весях по прежнему остро стоит проблема обычного телефона (сотовая связь не каждому по карману, если нет фиксированной недорогой телефонии). Могут ли IP-технологии помочь в разрешении этой важной общегосударственной, в общем-то, проблемы?

Игорь Масленников: Безусловно. Мне вообще кажется очень странным, что сегодня, как и много десятилетий назад вопрос телефонизации деревень и отдаленных районов преподносится как что-то немыслимо сложное и непреодолимое.

Использование современных технологий (в том числе — IP-) и конкурентный рынок способны решить много проблем — количество сотовых телефонов сейчас в России уже больше, кажется, чем количество линий фиксированной связи. И никаких усилий со стороны государства это не потребовало.

Сила IP-технологий в их универсализме — IP-канал может быть любым по своей природе и работать через него могут любые сервисы. Но я ни разу не слышал постановки вопроса в такой форме, выгодно ли IP-технологии внедрять в масштабах страны, и какова может быть стратегия государства в отношении к ним. Не говоря уж об ответах на них.

CNews.ru: В чем отличия (по ценам, функциональности и пр.) с точки зрения бизнес-пользователя — пользоваться услугами сотовой связи, включая мобильный интернет, или иметь мобильный номер в рамках технологии VoIP, который позволяет, путешествуя со своим ноутбуком, получать спектр различных телефонных услуг там, где есть возможность подключения в интернет? А может быть лучше иметь и то и другое?

Игорь Масленников: Безусловно, сегодня — лучше и то, и другое. Сотовый телефон дает истинную мобильность, а программный телефон на ноутбуке или карманном компьютере — почти «бесплатность» разговоров. При этом, мир будущего, вероятнее всего — комбинация IP-технологий и беспроводного доступа самых разных видов и с самых разных абонентских терминалов.

CNews.ru: Вы являетесь руководителем рабочей группы по IP-телефонии в Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ), которая влияет на принятие решений Минсвязи, касающихся регулирования отдельных сегментов российского рынка телекоммуникаций и наверняка в курсе последних событий, происходящих в недрах этой организации в части регулирования деятельности операторов IP-телефонии. В частности, что может ожидать последних в этом году — ваш оптимистичный и пессимистичный прогнозы?

Игорь Масленников: Да, действительно, какие-то события в недрах Минсвязи происходят, и происходят они в связи с принятием и вводом в действие нового закона «О связи» — создается полный набор нормативных документов, необходимых для работы этого нового закона.

Чем именно завершится эта работа — пока неясно, увидим через некоторое время, но, конечно, внутри этого ведомства существуют различные течение и силы, преследующие разные интересы. Если победят те, кто радеет за скорейшее и «простое» решение проблем традиционных операторов путем «возврата к прошлому», то ничего хорошего из этого не выйдет ни для традиционной, ни для IP-телефонии. Уравнивание в правах телефонии традиционной и IP-телефонии на самом деле означает применить к IP-телефонии те же самые нормы и схемы регулирования, лицензирования и т.д. что и в традиционной телефонии.

В не зависимости от исхода, трафик как «утекал», так и будет «утекать» из сетей традиционных операторов: если прочитать действующий РД по телематике, то окажется, что «запретительные меры» для увода трафика из ТФОП в IP-сети уже приняты.

Но на деле они не работают, и традиционным операторам нужно срочно менять свой образ действий, внедрять новые технологии и бизнес-модели — конкурировать с новыми, альтернативными операторами на их же поле — ведь объективно традиционные операторы находятся в более выигрышном положении — они контролируют все сети абонентского доступа, все стыки с ТФОП.

В лучшем же случае, если победит точка зрения «здравого смысла» — ничего радикально не изменится, и IP-телефония будет развиваться как телематическая служба, все далее и далее уходя от традиционной телефонии в бизнес-схемах и наборе предоставляемых услуг.

CNews.ru: Какие услуги IP-телефонии будут реально востребованы на российском рынке в этом году среди корпоративных и индивидуальных пользователей?

Игорь Масленников: Гадать тут смысла нет — время покажет. Для ИТ-менеджеров и людей, принимающих решения, IP-телефония сегодня — это простота, удобство, унификация, снижение затрат, мобильность и возможность гораздо более легкой интеграции голосовых сервисов с ИТ-системами предприятий, чем в варианте телефонии традиционной.

Для индивидуальных пользователей — экономия (на звонках по карточкам), в некоторых случаях — возможность получения телефона при отсутствии традиционной телефонии и/или вторая-третья линия в доме, рабочий телефон дома или где угодно — т.е. мобильность.

CNews.ru: «Карточный» бизнес в России по-прежнему приносит операторам львиную долю прибыли, причем довольно большая часть денег находится «в тени» (речь идет, например, о продаже на вещевых и продуктовых рынках ПИН-кодов «на простой промокательной бумаге», как выразился один из операторов). Имеется ли тенденция к тому, что это — действительно пережитки «переходного возраста» IP-телефонии, и сервис-провайдеры будут зарабатывать все больше и больше на более «продвинутых» услугах корпоративному и частному сектору?

Игорь Масленников: Мир становится сложнее, он не становится проще, это не только к IP-телефонии относится, и поэтому «промокашки», скорее всего не исчезнут совсем, просто доля такого бизнеса со временем будет становиться все меньше и меньше — по мере развития этого рынка и появления на нем новых схем, сервисов и бизнес-моделей.

Я, кстати, не думаю, что «промокашки» — гигантский бизнес, составляющий заметную долю всего рынка IP-телефонии, такого сорта мелкие бизнесы-паразиты всегда возникают на волне перемен, в любой отрасли, ничего страшного в этом нет — они не делают погоды. По мере того, как в развитие IP-коммуникаций будут включаться крупные операторы — и традиционные, и альтернативные, поле для деятельности таких мелких бизнесов будет сокращаться, не исчезая, впрочем, совсем.

CNews.ru: В одном из своих интервью CNews, которое произошло больше года назад, вы говорили о том, что на операторском российском рынке IP-телефонии доминирует оборудование Cisco Systems. Как изменилась ли ситуация с тех пор? Есть ли предпосылки к тому, что монополия этого гиганта рано или поздно будет преодолена?

Игорь Масленников: По-прежнему в России большинство шлюзов, серверов доступа и IP-телефонов — Cisco Systems. Но появились и новые игроки — поставщики продуктов, конкурирующих с оборудованием Cisco, и продуктов, которых у Cisco нет. Рынок решений IP-телефонии становится все больше, шире и богаче, появляются совершенно новые направления, например в ушедшем 2003 году — пограничные контроллеры сессий.

Парадоксально звучит, но я думаю, что по мере того, как телекоммуникации вообще будут превращаться в IP-коммуникации, господствующее положение Cisco будет ослабевать — не может одна компания, даже такая славная и могучая как Cisco, которая, по сути, является «локомотивом» этого процесса, монополизировать весь этот рынок.

CNews.ru: В начале этого года стало известно, что компания CTI, генеральным директором которой вы являетесь, получила звание Cisco Gold Certified Partner. А какие знаменательные события случились с компаниями CTI и CompTek в 2003 году? Не составляют ли коммерческую тайну планы компаний CompTek и CTI на этот год?

Игорь Масленников: Самое знаменательное событие, случившееся с компанией CTI в 2003 году — это ее рождение, которое пришлось на 1 января 2003 года, и весь 2003 год — это первый год жизни компании — а нет ничего более сложного, волнующего и богатого событиями, чем первый год жизни.

Детальные планы компаний CompTek и CTI на 2004, конечно, являются коммерческой тайной, но, в общем, каждая из компаний будет продолжать развивать свой бизнес в заданном направлении — CompTek как крупный дистрибьютор телекоммуникационного оборудования, CTI — как специализированный системный интегратор и разработчик решений IP-телефонии.

CNews.ru: Допустим, что сначала в Москве, а потом и в других городах появится недорогой широкополосный доступ, отсутствие которого, как вы считаете, является основным тормозом развития рынка услуг на базе IP в нашей стране. Можем ли мы тогда говорить о возможности появления в России таких альтернативных операторов, как Vonage в США? Будет ли в этом случае подписка на «продвинутые» услуги VoIP-операторов столь же простой, как приобретение комплектов мобильной сотовой связи сейчас? Не будут ли препятствовать такой либерализации рынка регулирующие органы?

Игорь Масленников: Вопрос развития IP-сервисов — это вопрос развития широкополосного доступа. Как только появится где-то в России доступный и в смысле распространенности, и в смысле цены IP-доступ — так сразу же начнут появляться такие бизнес-модели и такие сервисы которых сейчас нет вообще. Прецеденты в мире уже есть.

Будут ли их развивать совсем новые операторы, существующие альтернативные или традиционные — не знаю, увидим, но то, что они появятся — никаких сомений нет.

Достаточно вспомнить Италию и компанию FastWeb, стремительное развитие которой является чуть ли не самой большой головной болью для Телеком Италия — бывшего государственного монополиста.

А что касается доступности сервиса в смысле его простоты — то он явно будет гораздо проще, чем приобретение комплектов мобильной сотовой связи сейчас — пара кликов мышкой в web-интерфейсе подпишут Вас на сервис, добавят услугу или изменят набор услуг.

Будут ли регулирующие органы препятствовать либерализации телекоммуникационнго рынка — не знаю, вполне возможно, что попытаются. Что из этого выйдет? Думаю, что примерно то же, что вышло сто с лишним лет назад из попыток тогдашних регулирующих органов ограничить скорость движения первых автомобилей 5-ю км./час, на том основании, что «лошади пугаются, если быстрее».

Это очень сложный вопрос — как государство должно регулировать нынешний телекоммуникационный рынок. Ведь существующие сегодня в мире нормы и подходы к регулированию отрасли связи складывались десятилетиями в условиях абсолютно отличающихся от современных. Основными отличиями были условия монопольного рынка услуг связи, единая технологическая база и совершенно другая структура затрат и прибыли.

Вопрос регулирования сегодня — это вопрос изменения парадигмы, самых основных концепций и представлений о рынке связи. И во всем мире сейчас идет напряженная работа по осмыслению этих процессов и выработке адекватной реакции на эти изменения.

Каждый месяц в США возникают скандалы на тему IP-телефонии. Однако федеральная комиссия по связи (в каком-то смысле аналог нашего Минсвязи) очень твердо стоит на позициях «непротивления» развитию IP-технологий, включая IP-телефонию.

Комиссия и не собирается пока регулировать сферу IP-телефонии, считая, что картина пока еще не ясна полностью. Однако уже сейчас американские чиновники понимают, что IP-телефония и телефония традиционная — очень разные вещи, и пытаться регулировать их одинаково — бессмысленно.

Как поведет себя наше Минсвязи, которое до сих пор выступало вполне в русле общемировых тенденций и относилось к IP-телефонии как к телематической службе — увидим.

CNews.ru: Спасибо.



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS