Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Comptek

IP-телефония: общий взгляд

IP-телефония: общий взгляд

До недавнего времени казалось, что за 150 лет с момента изобретения телефонии в ней принципиально ничего не изменилось. И лишь относительно недавно стали очевидны возможности интеграции телефонии как приложения с другими информационными сервисами, что позволяет говорить о качественно новой коммуникационной услуге.

Выводы и перспективы развития рынка

В последнее время специалисты телекоммуникационного рынка прямо говорят о возможности всегда быть на связи. В первую очередь это связано с тем, что телефонный номер стал мобильным. Представители Cisco считают, что любое место, где есть доступ в интернет, может стать точкой доступа к IP-связи.

Важной функцией «новой» телефонии является интеграция с приложениями, такими, например, как менеджеры обработки контактов, интеграция с CRM-системами, запись голоса, возможность совместной работы и т.д.

При этом, конечно, стоит признать, что некоторые приложения были доступны и в традиционной телефонии, однако сложность интеграции и неудобство этих процедур сдерживало функциональность существующих телефонных систем.

Другая черта «новой» телефонии — это ее интеллектуальность. Действительно, стало достаточно легко запрограммировать телефон и компьютер для того, чтобы каждый входящий звонок обладал определенным интеллектом. В частности, он может быть «привязан» к информации из базы данных о клиенте, биллинга и т.д.

Любое устройство, которое обладает процессором, может стать телефоном, утверждают специалисты Cisco. По их мнению, следующим этапом развития IP-коммуникаций, является внедрение сервисов, связанных с передачей видео по IP-сетям.

К другому классу услуг, все больше набирающих популярность на российском рынке, относятся сервисы, предоставляемые на базе контакт-центров. В примерно половине всех реализованных проектов Cisco за последний год, IPCC (IP Contact Center) является «средством производства», с помощью которого клиенты зарабатывают деньги. Операторы, взявшие на вооружение это оборудование, предоставляют своим корпоративным клиентам различные услуги.

Это может быть предоставление агентов-операторов «в аренду» (в этом случае последние реализуют определенную заказанную маркетинговую кампанию); могут быть реализованы и более сложные сервисы, при которых клиенту «выносят» IP-телефонные каналы, и вся логика обработки звонков производится непосредственно у него.

Из заметных событий IP-рынка в прошлом году, можно выделить тот факт, что компания Avaya, согласно данным Synergy Research Group, в первом квартале 2003 года с 22-процентной долей вышла на лидирующие позиции на мировом рынке корпоративной IP-телефонии.

Представители всех иностранных компании в разговоре заявляют, что Россия для них — это один из наиболее привлекательных в мире рынков. Поэтому на растущий телекоммуникационный рынок в России, в том числе и на рынок IP-телефонии, устремляются все новые гиганты, которые более известны своими достижениями в других секторах высоких технологий.

Известно, например, о телекоммуникационных инициативах корпорации Intel, производителя микропроцессоров. По словам Александра Мушкина, представляющего эту компанию, Intel рассматривает телекоммуникации, как одно из основных стратегических направлений своей деятельности.

«На компонентах Intel построены элементы решений, которые можно встретить практически в любой корпорации», — считает Александр Мушкин. «Это и традиционные („старые“) PBX, и конвергентные PBX, и „чистые“ IP-PBX, и медиа-серверы, на которых исполняются различные приложения».

К таким компонентам относятся не только кремниевые чипы, но и платы компьютерной телефонии, которые производятся в отделении Intel, созданном на базе компании Dialogic — одним из пионеров (наряду с VocalTec) компьютерной и интернет-телефонии. Компоненты, изготовленные в Intel, можно встретить и в операторских сетях, в частности в таких элементах как сигнальный и медиа-шлюзы, медиа-серверы и пр.

«На рынке телекоммуникаций мы являемся свидетелями этого скачкообразного перехода, и IP-телефония — это один из главных его катализаторов», — заявил Александр Мушкин. Это означает, что системы и интерфейсы между ними строятся из стандартных компонентов, на основе общепринятых стандартов; приложения и службы также разрабатываются с использованием стандартных языков и средств разработки.

Стимулами развития IP-телефонии являются возможность создания новых приложений (например, голосовая почта, Unified Communications и пр.), удешевление связи с удаленными офисами или филиалами компаний и упрощение администрирования.

Люди начинают верить в то, что надежность и качество обслуживания в интернет-телефонии выходит на тот же уровень, что и в традиционной TDM-телефонии. Кроме того, по мнению специалистов, новые телефонные станции с поддержкой интернет-протокола (IP-PBX) имеют заметно более низкую стоимость владения, чем традиционные стандартные PBX второго поколения.

Дополнительным стимулом к развитию офисной IP-телефонии является распространение беспроводных сетей, которые позволяют создавать новые приложения и модели использования офисной телефонии, которые нельзя реализовать на базе традиционных проводных телефонных систем.

Что касается телефонных операторов, то они также имеют серьезные основания для перехода к IP-телефонии. Рынок становится все менее регламентированным, и это стимулирует конкуренцию, которая, в свою очередь, приводит к снижению тарифов.

"Сегодня самая популярная модель использования интернет-телефонии операторами — это «обход» тарифов на междугородние и международные звонки, уменьшенные расходы на установку, эксплуатацию, поддержку и замену оборудования. Поскольку вся техника, в основном, основана на открытых и модульных компонентах, гораздо дешевле обходится расширение ее функциональных возможностей", — считает г-н Мушкин.

К другим стимулам роста операторской IP-телефонии он относит внедрение стандарта SIP, позволяющего создавать открытые системы, основанные на стандартах с гораздо большим уровнем совместимости, количеством служб и приложений, чем обеспечивают все предыдущие стандарты.

Вместе с тем такие факторы, как, например, отсутствие в нашей стране «критической массы» широкополосных подключений к интернету не дают российскому рынку абонентских услуг IP-телефонии перейти к стадии заметного роста, как это случилось, например, в США, Японии и других странах.

Сдерживающие факторы

Генеральный директор CTI Игорь Масленников считает, что одним из основных тормозящих рынок IP-телефонии факторов является общая неразвитость IP-инфраструктуры и крайне небольшое количество широкополосных IP-подключений.

«Но уже сейчас можно сказать, что как только широкополосный IP-доступ станет массовым, IP-телефония вытеснит традиционную. Когда счет широкополосным подключениям в США пошел на миллионы, там сразу же начали появляться такие операторы IP-телефонии, как Vonage. А в России количество широкополосных подключений исчисляется лишь десятками тысяч, и нам еще далеко до появления IP-операторов такого масштаба», — считает г-н Масленников.

Впрочем, ситуация, по его мнению, рано или поздно будет меняться — это произойдет, по-видимому, когда счет широкополосных подключений пойдет на сотни тысяч и миллионы.

К другому сдерживающему фактору коммуникационных услуг на базе IP в России стоит отнести неопределенную ситуацию с госрегулированием этого сектора телекоммуникационного рынка.

Ожидая нововведений в рамках закона «О связи», игроки российского рынка VoIP чувствуют себя довольно неспокойно. Напомним, что в ноябре 2003 года стало известно о том, что Минсвязи РФ готовит 36 постановлений правительства в дополнение к этому закону.

Заместитель министра по связи и информатизации РФ Борис Антонюк говорил тогда, что проекты постановлений будут готовы к февралю 2004 года, а затем они будут представлены на доработку рабочим группам, в состав которых пригласят представителей альтернативных операторов связи.

Суть некоторых поправок к закону заключается в том, что передача голосового трафика по IP-сетям должна регулироваться государством. По словам г-на Антонюка, «механизм регулирования пока не разработан не только в России, но и во всем мире, и во всем мире этот вопрос является актуальным».

В качестве примера он привел ситуацию в США, когда после терактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года спецслужбы испытывали затруднения при расследовании из-за невозможности прослушать телефонные разговоры, так как 95% голосового трафика передается по IP-сетям.

«Закон должен прописать механизм доступа к IP-сетям», — подчеркнул замминистра, вновь отметив, что если по IP-сетям передается голосовой трафик, то этот процесс должен регулироваться государством.

Виталий Солонин / CNews Analytics



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS