Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Comptek

Компания ТрансТелеКом

Александр Сандомирский: В настоящее время происходит консолидация капиталов и услуг на российском VoIP-рынке

Александр СандомирскийО современной ситуации, проблемах и перспективах рынка IP-телефонии в интервью CNews.ru рассказал Александр Сандомирский, старший вице-президент компании «ТрансТелеКом».

CNews.ru: Как, на ваш взгляд, можно охарактеризовать современное состояние российского VoIP-рынка? Какую долю бизнеса сервис-провайдеров составляют услуги IP-телефонии?

Александр Сандомирский: Можно сказать, что рынок IP-телефонии в России хотя бы в процентном отношении не отстает от западного. Сейчас, как и в Европе, VoIP-трафик составляет немногим больше 12% от трафика телефонной сети общего пользования. Пока еще не много, однако, эти цифры означают, что за последний год он отвоевал еще пять процентов рынка и вырос более чем на треть.

Для того чтобы показать динамику развития, можно привести данные Госкомстата, которые свидетельствуют, что в среднем каждый квартал доход от международного и междугороднего трафика традиционной телефонии увеличивается на 9%.

Теперь сравним их, например, с доходом КТТК от трансляции VoIP-трафика, который за последние три месяца прошлого года показал рост в несколько раз больший.

Бурный рост рынка VoIP-услуг будет продолжаться теми же темпами в ближайшее время. В условиях монополии на рынке дальней связи конкурентные преимущества операторов IP-телефонии будут сохраняться.

CNews.ru: Как развивается IP-телефония на межоператорском и корпоративном рынках?

Александр Сандомирский: В настоящее время самая востребованная услуга на телекоммуникационном рынке — доступ в сеть — позволяет привлекать инвестиции в развитие коммуникационной инфраструктуры и построение последних миль к сетям магистральных операторов. Практически безотрывно за доступом в сеть идет IP-телефония.

Об этом свидетельствует следующий факт: в настоящее время доля IP-телефонии поверх общественных сетей составляет более 80% от общего трафика. Разумеется, региональный рынок отстает от рынка IP-телефонии крупных городов.

По сути, в регионах сейчас происходит то, что в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, происходило два-три года назад. Как только появляются каналы доступа, начинает развиваться межоператорский рынок IP-телефонии.

Основная проблема в том, что большая часть VoIP-трафика передается через интернет — среду, где скорость и качество передачи данных не гарантируется. Как следствие, и оператор не может гарантировать своим абонентам качественной телефонии, компенсируя этот недостаток низкой ценой. Поэтому для конечных пользователей IP-телефония зачастую ассоциируется с дешевой, но низкокачественной связью.

Совершенно иначе обстоят дела на корпоративном рынке. Здесь, прежде всего, ценится не дешевизна, а надежность, безопасность и качество предлагаемой услуги. Телефонные переговоры — один из инструментов ведения бизнеса, и незначительная (в масштабах оборота компании) экономия не может служить оправданием, если этот инструмент работает плохо.

Обеспечить качество связи и защитить телефонные переговоры от перехвата может передача телефонного трафика по собственным сетям предприятия. И тут IP-телефония может оказаться чрезвычайно полезной. Трафику IP-телефонии по выделенным каналам и виртуальным частным сетям (IP VPN) обычно предоставляется более высокий приоритет, по сравнению с трафиком данных, то есть появляется возможность контроля качества.

Есть еще одна особенность корпоративного рынка IP-телефонии. Универсальность IP-технологии предоставляет возможность передавать через сеть как данные, так и голос и видео. Происходит интеграция этих услуг, появление единой мультисервисной корпоративной сети, что позволит предложить пользователям значительно большие возможности, как по управлению, так и по информационной безопасности.

Возможности, заложенные в технологии, позволяют на это надеяться. В дальнейшем, корпоративная IP-телефония станет неотъемлемой частью комплексного решения по созданию инфокоммуникационного пространства на предприятии.

CNews.ru: Специалисты считают, что привлекательность IP-телефонии заключается в возможности интеграции с другими приложениями. Какие предложения на рынке телефонных услуг опираются на эту особенность технологии VoIP?

Александр Сандомирский: Прежде следует выяснить, что принципиально нового может предоставить IP-телефония по сравнению с традиционной. Мы не берем в расчет услуги, предлагаемые в интеграции с другими сервисами.

Фактически, в настоящее время пакетная телефония зачастую лишь копирует традиционную. Единственное преимущество, которое она предоставляет на сегодняшний день, — операторы могут предлагать низкие тарифы на некоторых направлениях. Пока существует монополия на российском рынке дальней связи, это преимущество будет оставаться. Однако, в США и многих европейских странах так называемая карточная телефония дальней связи, предоставляемая операторами IP-телефонии и операторами аналоговых сетей, практически не различается по стоимости.

Теперь рассмотрим вариант, когда IP-телефония действует в консолидации с другими информационными технологиями. В этом случае появляются возможности с помощью программных средств осуществлять управление звонками, которые традиционная телефония не могла и не может обеспечить.

В частности, такой симбиоз компьютерных технологий и IP-телефонии позволит автоматически пересылать входящие звонки по назначению, используя и пополняя телефонную базу данных предприятия или данные CRM-системы, благодаря графическому интерфейсу значительно упростит управление конференциями, предоставит возможность подключить видео.

Я перечислил лишь небольшую часть возможностей, предоставляемых управлением звонками — количество и качество услуг, которые можно предоставлять пользователям неуклонно растет. Отрадно, что значительную часть программных продуктов для IP-телефонии выпускают российские компании.

CNews.ru: Какие, на ваш взгляд, факторы могли бы стимулировать дальнейшее развитие VoIP-рынка в России?

Александр Сандомирский: Прежде всего, это разработка комплекса предложений и услуг для корпоративного рынка. Этот сегмент наиболее подготовлен для внедрения IP-телефонии. Обладая острой заинтересованностью в безопасной и надежной связи, в дополнительных сервисах, которые она предоставляет и возможностями для внедрения VoIP, корпоративный клиент является наиболее перспективным.

В настоящее время идет консолидация капиталов и услуг — компании укрупняются, открывая офисы в регионах или поглощая другие предприятия. Многие финансовые и кредитные учреждения, такие, как банки, страховые компании, в силу различных причин начали более плотно работать с физическими лицами. Это значит, что происходит резкое увеличение числа удаленных подразделений, call-центров — идеальная среда для развития внутрикорпоративной телефонии.

Сегодня корпоративный сектор может стать базой для развития IP-телефонии и интеграции ее с другими видами телекоммуникационных услуг и плацдармом для продвижения ее в остальные секторы телекоммуникационного бизнеса, в том числе и на рынке частных пользователей.

CNews.ru: По какому, на ваш взгляд, пути будет развиваться IP-телефония на российском рынке и произойдет ли вытеснение традиционной связи?

Александр Сандомирский: На мой взгляд, неверно рассматривать IP-телефонию как замену традиционной аналоговой связи и ожидать, что пользователи будут массово отказываться от привычных телефонов и переходить на цифровую связь.

VoIP позволяет предоставлять принципиально иные виды услуг в различном ценовом диапазоне. Копировать возможности традиционной телефонии, конкурируя с ней лишь ценами, это лишь один из множества путей развития IP-телефонии.

CNews.ru: Какие изменения, на ваш взгляд, могут произойти на рынке IP-телефонии в России в ближайшее время?

Александр Сандомирский: У операторов VoIP-услуг практически не остается выбора. Чтобы предоставлять надежную связь, им нужно обеспечить более тесное взаимодействие между сетями, а также единые стандарты качества связи.

С этой точки зрения, интернет — неподходящая среда для передачи голоса хотя бы потому, что его отдельные участки обслуживаются различными операторами, и расширение канала на одном из сегментов сети еще не означает, что не возникнет проблем на другом.

Кроме того, всегда будут существовать всплески нагрузки, которые невозможно спрогнозировать. Все это, в совокупности с тем, что операторам попросту невыгодно держать «на всякий случай» большой незаполненный резерв емкости, приводит к простой зависимости: с ростом VoIP-трафика поверх публичных сетей качество связи ухудшается.

Избежать этого, в принципе, не сложно. Думаю, что приоритет трафика IP-телефонии при условии соблюдения полносвязности может предоставить построение виртуальных частных сетей оператор IP-телефонии.

Тенденции к укрупнению бизнеса, разумеется, затрагивают и телекоммуникационный рынок. В этих условиях неизбежно дальнейшее укрупнение и слияние компаний, работающих на рынке телекоммуникаций, что, впрочем, и происходит. Крупные операторы приобретают региональные компании, чтобы получить дополнительные доли рынка и усилить влияние.

Если сейчас на российском рынке IP-телефонии действуют около четырехсот операторов, то, скорее всего, через два-три года на рынке останется не более пяти десятков компаний, формирующих национальную телекоммуникационную структуру и взаимодействующих друг с другом.

CNews.ru: Спасибо.



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS