Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Comptek

IP-телефония: грядет «время Ч»

IP-телефония: грядет «время Ч»Практически никто уже не сомневается, что в скором времени IP-телефония будет доминировать как технология связи. Специалисты называют различные даты «времени Ч».

Говоря о перспективах корпоративной IP-телефонии, принято демонстрировать графики, на которых прогнозируется снижение количества проданных портов традиционной телефонии и одновременно — рост количества проданных IP-портов. Через некоторое время наступает такой момент, когда число проданных портов обоих типов становится одинаковым. Далее IP-порты начинают доминировать на рынке, и можно говорить о «полной победе» IP-телефонии над традиционной.

Анализ отчетов аналитических агентств, проведенный менеджером по проектам и предложениям компании Avaya Георгием Санадзе на 8-ой конференции по IP-телефонии, привел к любопытным выводам. В частности, чем раньше сделан прогноз относительно перспектив корпоративной телефонии, тем раньше ожидается точка перекрытия объемов продаж портов IP телефонии над объемами продаж традиционных TDM-портов с последующим преобладанием первых.

Мировые поставки «унаследованных» и IP-УАТС* (прогноз)

Мировые поставки

* — IP-УАТС — учрежденческая автоматическая телефонная станция (Private Branch Exchange, PBX) с поддержкой интернет-протокола (IP)

Источник: Allied Business Intelligence, 2001

Действительно, прогноз агентства Allied Business Intelligence, сделанный в начале 2001 года, показывает, что такое перекрытие, при котором количества отгруженных линий традиционных («унаследованных») УАТС и УАТС с поддержкой IP, сравняются, должно было наступить уже в 2003 году. Однако 2003 год уже прошел, и этот прогноз не сбылся.

Мировые поставки оборудования традиционной и IP-телефонии, тыс. линий (прогноз)

Мировые поставки оборудования традиционной и IP-телефонии, тыс. линий (прогноз)

Источник: Gartner Group, 2002

Более сдержанный прогноз аналитической компании Gartner Group, сделанный в 2002 году, показывает, что перелом в сторону IP наступит в середине 2005 года; исследовательская компания Giga Research наметила этот срок на 2006 год. Один из последних отчетов той же Gartner Group, выпущенный в августе 2003 года, отодвинул заветную дату еще на пару лет — на 2007 год.

Доля оборудования традиционной и IP-телефонии в корпоративном секторе

Доля оборудования традиционной и IP-телефонии в корпоративном секторе

Источник: Giga Research, 2002

Традиционная телефония постепенно сдает позиции, и, таким образом, в настоящее время фактически конкурируют два подхода к построению систем корпоративной телефонии — решения на базе конвергентных систем и решения на базе LAN-телефонии.

Мировые поставки оборудования (УАТС) традиционной и IP-телефонии, тыс. линий (с 2003 г. — прогноз)

Мировые поставки оборудования (УАТС) традиционной и IP-телефонии, тыс. линий (с 2003 г. - прогноз)

Источник: Gartner Group, 2003

Из прогноза аналитического агентства InfoTrack, в частности, следует, что к 2006 году в мире доля проданных IP-портов на базе конвергентных систем составит порядка двух третей от общего количества IP-портов.

Мировые поставки оборудования корпоративной IP-телефонии, 1999–2006 (с 2003 г. — прогноз)

Мировые поставки оборудования корпоративной IP-телефонии, 1999-2006 (с 2003 г. - прогноз)

Источник: InfoTrack, 2002

Эти прогнозы подкрепляются реальной статистикой продаж по региону ЕМЕА за 2000–2002 годы и оценочными данными на 2003 год, сделанными в августе 2003 года исследовательской компанией Gartner Group. По мнению Георгия Санадзе, эти данные свидетельствуют о том, что:

  • «традиционные» и IP-порты мигрируют от «чистых платформ» в сторону конвергентных систем;
  • суммарное количество «традиционных» портов (как на базе классической телефонии, так и с поддержкой IP) не уменьшается, как следовало ожидать, а наоборот — растет.

Динамика продаж портов традиционной телефонии в корпоративном секторе, Центральная и Восточная Европа, 2000–2003 (в процентах к предыдущему году)
(2003 г. — оценочные данные)

Порты на базе2000200120022003
РВХ-4%-16%-12%-14%
IP-РВХ325%1920%132%33%

Источник: Gartner, август 2003

Динамика продаж портов IР-телефонии в корпоративном секторе, Центральная и Восточная Европа, 2000–2003 (в процентах к предыдущему году)
(2003 г. — оценочные данные)

Порты на базе2000200120022003
IP-РВХ-2929%69%293%
LAN299%139%44%146%

Источник: Gartner, август 2003

Аналогичные тенденции проявляются и при анализе распределения рыночных долей производителей систем корпоративной IP-телефонии. Так, с 3 квартала 2000 года (фактически тогда и начались продажи IP-решений) по 3 квартал 2003 года, по данным Георгия Санадзе со ссылкой на Synergy Research Group, произошло заметное перераспределение — с 16,2% для конвергентных систем и с 83,8% для решений LAN-телефонии, до 56,8% и 43,2%, соответственно. Это, по мнению г-на Санадзе, свидетельствует о том, что:

  • Компании, сделавшие ставку только на IP, теряют рынок IP портов;
  • IP-порты успешнее продаются поставщиками конвергентных решений.

Динамика продаж телефонных портов в корпоративном секторе, Центральная и Восточная Европа, 2000–2003
(2003 г. — оценочные данные)

Динамика продаж телефонных портов в корпоративном секторе, Центральная и Восточная Европа, 2000-2003

Источник: Gartner, август 2003

Действительно, основные лидеры в сегменте коммуникационных систем на базе LAN-телефонии по итогам 2000 года — компании Cisco и 3Com, занимающие львиную долю рынка (45% и около 20%, соответственно), через три года уступили значительную долю рынка корпоративной IP-телефонии поставщикам конвергентных решений — Avaya, Alcatel, Siemens, Nortel и другим.

Перераспределение суммарных рыночных долей производителей систем корпоративной IP-телефонии
(по количеству IP-портов)

Перераспределение суммарных рыночных долей производителей систем корпоративной IP-телефонии

Источник: Avaya, Synergy Research Group, август 2003

Таким образом, из всего этого следуют следующие выводы:

  1. говорить о закате эры классической телефонии пока рано. Скорее, наоборот, появление IP решений стало своего рода катализатором развития всей отрасли корпоративной телефонии;
  2. на данном этапе развития рынка IP-телефония по отношению к традиционной является не замещающей, а дополняющей технологией;
  3. ближайшее бизнес-будущее (2004–2007 годы), по прогнозам аналитиков, пройдет под знаком доминирования конвергентных систем;
  4. в отдаленной перспективе нового передела рынка не ожидается, так как переход от конвергентных систем к решениям на базе LAN-телефонии будет происходить на базе уже установленных систем.

Виталий Солонин / CNews Analytics



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS