Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Comptek

IP-технологии «двойного назначения»

IP-технологии двойного назначенияЕще некоторое время назад специалисты говорили о софтсвичах, как о далекой перспективе. Ситуация кардинально изменилась в 2003 г., когда многие операторы IP-телефонии начали масштабно использовать эти устройства.

Softswitch как средство мониторинга и управления

Концепция программных коммутаторов (Softswitch), которая в нашем прошлогоднем обзоре рассматривалась скорее как теоретическая возможность создания операторских сетей, нашла свое воплощение в ряде реализованных в 2003 году проектов или проектов, находящихся в стадии реализации.

Так, один из крупнейших игроков на телекоммуникационном рынке Московского региона «Центральный телеграф» в рамках своего проекта «Мультител», выбрал для своей сети решение по пакетной телефонии компании Veraz Networks. Оно включает в себя систему ControlSwitch и медиа-шлюз I-Gate 4000, а также два сервера приложений для обработки телефонных карт и переговорный пункт общего пользования.

Напомним также, что ранее концепцию Softswitch на базе интеллектуальной сервис-ориентированной архитектуры Lucent Service Intelligent начало проводить в жизнь ОАО «ЦентрТелеком». Оператор ввел в эксплуатацию пусковой комплекс мультисервисной сети Московской области, существенно расширив свои возможности по предоставлению современных услуг связи в Подмосковье бизнес-клиентам, частным абонентам и сервис-провайдерам.

Речь идет о различных видах доступа в интернет, IP-телефонии, виртуальных частных сетях, разнообразных услугах мультимедиа, доступе к услугам контента (информационно-справочные службы, телемедицина, телеобучение, электронная коммерция и т.д.). Интеллектуальным центром формирования IP-услуг в новой сети стал коммутатор IP-услуг (IPSS).

Другой пример — это «ТрансТелеКом», который выбрал в качестве поставщика оборудования для развертывания сети передачи пакетизированного голосового трафика компанию NetCentrex, производителя программных коммутаторов для IP-телефонии. Напомним, что на этапе разработки услуг транзита и терминации голосового трафика через IP MPLS-сеть в 2002 году «ТрансТелеКом» провел тендер по выбору софтсвича для развертывания сети передачи пакетизированного голосового трафика (VoIP-сеть), в котором приняло участие 5 производителей. В итоге программный коммутатор CCS NetCentrex стал ядром VoIP-сети «ТрансТелеКома».

Одной из самых важных, с точки зрения оператора IP-телефонии, функций программного коммутатора является возможность обеспечения с его помощью точного биллинга, которая связана с тем, что софтсвич представляет собой единую точку контроля над всей сигнализацией в сети, единую точку звонков. При этом это устройство может подсчитывать информацию практически любого сорта и в любых целях.

На рынке IP-телефонии существуют различные типы услуг — звонки по предоплаченным телефонным карточкам, дебетовые и кредитные схемы работы и пр. С точки зрения биллинга, они отличаются, например, тем, что в случае предоплаченных карточек оператору важно иметь аккаунтинг в реальном времени (ему необходимо постоянно отслеживать расходование средств на счету клиента, и когда деньги абонента заканчиваются, предоставление услуги должно прекращаться).

Технически эта проблема решается, как правило, на базе RADIUS-сервера. В остальных случаях, в том числе в случае кредитных схем оплаты услуг, провайдеру достаточно иметь относительно недорогое оборудование, которое поддерживает функцию CDR (Call Detail Record — подробная информация о вызовах). Сам софтсвич не является системой биллинга, поэтому он должен «уметь» взаимодействовать с такими системами (лучше — с наиболее распространенными на рынке биллинговыми системами), иметь удобный интерфейс.

Однако основной функцией софтсвича является централизованный контроль и управление IP-телефонной сетью. Эта задача особенно остро стоит в больших VoIP-сетях с десятками и сотнями шлюзов (в том числе и сторонних операторов).

В случае использования программного коммутатора, логика работы всей сети задается из одной точки, из одного центра, поэтому в случае каких-либо изменений в логике работы сети, они наступают практически сразу и целиком. В противном случае в течение всего времени, пока сеть приходит в рабочее состояние, она неработоспособна (либо ее работоспособность чревата большими неприятностями для оператора).

Другая важная функция софтсвича заключается в том, что топология сети, план нумерации, принципы и правила маршрутизации вызовов — все это хранится в едином центре. В этом случае администратор сети избавляется от головной боли, связанной, например, с исправлением ошибок конфигурации различных шлюзов.

Таким образом, создать большую и работоспособную VoIP-сеть без использования софтсвича весьма затруднительно. Поэтому к следующей его функции можно отнести обеспечение отказоустойчивости и масштабируемости сети IP-телефонии, которая способна поддерживать передачу больших объемов трафика.

Сюда стоит добавить также простоту наращивания мощности сети (в данном случае возможно как линейное масштабирование сети — добавление в нее новых элементов, так и увеличение мощности уже имеющегося оборудования), а также способность самого софтсвича линейно расти, масштабироваться одновременно с ростом объемов VoIP-трафика и объемов трафика сигнализации сети.

При этом операторы должны учитывать, что софтсвичи бывают разных масштабов, и ориентироваться на «маленький» программный коммутатор, который в дальнейшем нельзя промасштабировать (либо это масштабирование сопряжено с большими сложностями) при построении большой сети было бы неразумно. Кроме того, операторы должны предусматривать возможность наращивания и модернизации сети, а также добавления новых сервисов сети без перерывов в обслуживании.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Компания ТрансТелеКом

Александр Сандомирский: В настоящее время происходит консолидация капиталов и услуг на российском VoIP-рынке

Александр СандомирскийО современной ситуации, проблемах и перспективах рынка IP-телефонии в интервью CNews.ru рассказал Александр Сандомирский, старший вице-президент компании «ТрансТелеКом».

CNews.ru: Как, на ваш взгляд, можно охарактеризовать современное состояние российского VoIP-рынка? Какую долю бизнеса сервис-провайдеров составляют услуги IP-телефонии?

Александр Сандомирский: Можно сказать, что рынок IP-телефонии в России хотя бы в процентном отношении не отстает от западного. Сейчас, как и в Европе, VoIP-трафик составляет немногим больше 12% от трафика телефонной сети общего пользования. Пока еще не много, однако, эти цифры означают, что за последний год он отвоевал еще пять процентов рынка и вырос более чем на треть.

Для того чтобы показать динамику развития, можно привести данные Госкомстата, которые свидетельствуют, что в среднем каждый квартал доход от международного и междугороднего трафика традиционной телефонии увеличивается на 9%.

Полный текст интервью



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS