Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Comptek

Можно ли заработать $1 млрд. на IP-телефонии

Можно ли заработать $1 млрд. на IP-телефонииСектор IP-телефонии испытывает весьма заметный рост даже на кризисных в недавнем прошлом развитых рынках, и его ключевые игроки настроены весьма оптимистично. Представители ведущих компаний называют IP-телефонию одним из тех направлений бизнеса, где есть возможность зарабатывать более $1 млрд. в год. В то же время другие специалисты считают, что данное направление не претендует на миллиардные доходы.

Однако большинство операторов IP-телефонии все же смотрят в будущее с оптимизмом, но вместе с тем понимают, что для обеспечения планомерного развития рынка услуг VoIP необходимо решить ряд важных проблем.

По оценке Эрика Вейса (Eric Weiss), исполнительного директора компании ITXC, которая сегодня обеспечивает передачу примерно 10% всего входящего международного трафика в России, в настоящее время до 12% совокупного рынка речевого трафика и более трети всего объема международного трафика передается по технологии «голос поверх IP».

Самый любопытный факт, по его мнению, заключается в том, что многие операторы утверждают, что пока не работают по технологии VoIP, однако при более глубоком рассмотрении оказывается, что они сами этого не осознают (иногда это происходит и намеренно).

«Любой оператор, у которого есть интерфейс с сетями MCI, AT&T, British Telecom, France Telecom и многими другими операторами на самом деле используют технологию VoIP, так как во всех этих сетях операторы пользуются услугами ITXC как оптового поставщика», — объясняет г-н Вейс.

При этом, утверждает он, такой способ организации взаимодействия между сетями не является идеальным, поскольку в процессе этой работы часто происходят ненужные преобразования из IP в TDM и обратно. Особенно это проявляется в корпоративных сетях, в которых все больше и больше трафика изначально является IP-трафиком.

Причин, по которым очень важна правильная организация взаимодействия между операторскими сетями для пропуска IP-трафика несколько.

Во-первых, операторам необходимо обеспечить возможность обмена трафиком друг с другом — в этом состоит фундаментальная предпосылка продолжения и поддержания роста всей индустрии VoIP, и это конечно важно для самих операторов с точки зрения экономии затрат.

Во-вторых, всем операторам очень важно, чтобы был реализован подход, основанный на возможности взаимодействия между оборудованием и технологиями от разных вендоров для того, чтобы не приходилось ориентироваться на оборудование исключительно одного поставщика. Для операторов возможность работы в разнородных сетях очень важна.

Третья причина — это качество. Обеспечивая прямое взаимодействие между сетями VoIP вместо ненужных преобразований из IP в TDM и обратно, операторы могут обеспечить гораздо более высокое качество связи.

Наконец, вопрос о затратах. Сама возможность прямого взаимодействия между IP-сетями без этих ненужных преобразований позволяет снизить затраты операторов на сумму от 0,25 до 1 цента на каждую минуту соединений.

Последний вопрос является наиболее актуальным, поскольку по мере роста конкуренции и снижения нормы прибыли у операторов, последние оказываются в ситуации, когда иной подход, кроме прямого взаимодействия между IP-сетями, просто невозможен.

Вместе с тем так называемый «традиционный подход», который постепенно уходит в прошлое, все еще реализуется и на Западе. Речь идет, например, об организации подключения некоторых гостиничных комплексов в Лондоне, которые фактически выступают для своих постояльцев в качестве операторов связи. Они, по образному выражению Эрика Вейса, перестанут быть автоматическими телефонными станциями и в скором будущем превратятся в IP-адреса.

Последней причиной, почему возможность прямого соединения между сетями VoIP приобретает такое большое значение, является то, что с течением времени все больше и больше VoIP-соединений будут организованы по этой технологии от самого начала до самого конца.

Специалисты выделяют 4 этапа эволюции отрасли. Сейчас, по мнению некоторых экспертов, рынок находится в самой середине первого этапа, когда технология VoIP используется для межоператорских соединений.

Следующий этап будет связан с тем, что технология «голос поверх IP» будет использоваться для взаимодействия между корпоративными сетями. При этом нужно учитывать, что в начале второго этапа речь будет идти об использовании VoIP внутри корпоративной сети, а к его завершению сервисы расширятся и до обслуживания внешних абонентов.

Третий этап развития взаимодействия между сетями VoIP будет связан с вовлечением в этот процесс индивидуальных абонентов, которые подключены к интернет по широкополосной технологии. В первую очередь, этот процесс затронет такие страны, как США, Япония, Южная Корея и другие, в которых уже сейчас проникновение широкополосного интернет составляет порядка 10%. В дальнейшем эта тенденция распространится и на другие страны, в том числе и на Россию.

Если говорить о следующем, четвертом этапе взаимодействия между сетями VoIP, то здесь будет идти речь о вовлечении сетей мобильной связи. Телефоны смогут работать с речевым трафиком по стандарту Wi-Fi (802.11), в результате чего пользователи смогут использовать их в хоп-спотах, причем роуминг будет стоить им лишь малую долю относительно базовых тарифов.

Телефонный вызов, который инициирован в некотором хот-споте, будет завершаться на другом хот-споте или у пользователя обычного телефона, подключенного к сети фиксированной связи. Все эти изменения не произойдут за один день, что лишь подчеркивает важность технологии VoIP, которую нельзя рассматривать как краткосрочную и конъюнктурную выгоду, поскольку она является основой долгосрочной стратегии.

Между тем, производители мобильных телефонов уже анонсировали новые терминалы с поддержкой работы в беспроводных локальных сетях (WLAN). Речь идет, к примеру, о компании Panasonic Communications, которая недавно объявила о планах по выпуску в начале 2004 года такого мобильного IP-телефона. Кроме этого, компания будет выпускать WLAN-оборудование для корпоративных клиентов, которое будет полностью совместимо с производимыми компанией АТС с поддержкой IP.

Операторы, в свою очередь, сообщали о планируемом начале предоставления новых услуг. Так, в январе 2004 года компания Net2Phone, провайдер услуг IP-телефонии со штаб-квартирой в США, планирует запустить новую услугу — Net2Phone WISIP IP Phone, которая позволит абонентам оператора использовать телефоны, похожие на мобильники, для доступа к сервисам интернет-телефонии. Телефоны будут иметь доступ к интернету через точки доступа стандарта 802.11b.

Оконечное оборудование для сервиса будет производиться на Тайване; стоимость телефона не будет превышать $200. Изначально будет возможен только прием вызовов, так как у терминалов не будет телефонных номеров. В апреле 2004 года в США планируется начать предоставлять возможность совершения вызовов.

Виталий Солонин / CNews Analytics



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS