Обзор "ИТ в банках" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Race

Ланит Hyperion ММБ

Hyperion Planning в Международном Московском Банке



Проблемы систем планирования и бюджетирования

Деятельность банка невозможна без планирования. Часто банки используют в качестве инструментов соответствующие модули АБС, собственные разработки или электронные таблицы. Но в этих случаях возникает целый ряд проблем.

Первая из них — то, что процесс планирования занимает слишком много времени. Но этого времени все равно не хватает, количество итераций согласования недостаточно, а времени на анализ плана и результатов его исполнения почти не остается. Вторая проблема — в том, что усилия по поддержанию модели слишком велики, что объясняется значительными затратами времени и средств на администрирование. Наконец, третья проблема — в том, что р абочие характеристики и масштабируемость существующих пользовательских приложений не являются оптимальными. Это, в частности, проявляется в разрозненности систем, как следствие, одни и те же исходные данные приходится вводить в компьютер несколько раз.

Отдельный вопрос — возможности и границы применимости электронных таблиц, которые весьма популярны в силу своей относительной простоты и доступности. В принципе, электронные таблицы весьма полезны, особенно для небольших локальных задач. Но если рассматривать их в качестве средства планирования и бюджетирования в масштабах всего банка, то их достоинства начинают уступать место недостаткам. Среди недостатков — разобщенность, недостаточная целостность данных, отсутствие адекватных механизмов защиты, неустойчивость к некорректным действиям пользователей, невозможность централизованного контроля. Кроме того, отсутствие многомерности представления данных и слабо развитые функции формирования отчетов не позволяют обеспечить представление информации в виде, удобном для менеджеров. Серьезные проблемы возникают и при необходимости консолидировать данные, хранящиеся в различных источниках. В результате замедляется процесс планирования, увеличивается объем технических операций и возрастает сложность поддержки. А если к этому добавить слабые интеграционные возможности и риски искажения информации, то целесообразность отказа от электронных таблиц как инструмента планирования и бюджетирования очевидна.

В этих условиях ярко проявляется необходимость применения специализированного программного обеспечения — достаточно мощного и масштабируемого, обладающего встроенной функциональностью и способного обеспечить работу десятков пользователей, вовлеченных в бюджетный процесс. К счастью, у банкиров есть возможность выбора: ведь сегодня на российском рынке присутствуют практически все мировые лидеры в области систем класса Business Performance Management (именно к этому классу информационных систем относятся системы бюджетирования .



ММБ выбрал Hyperion

Международный Московский Банк (ММБ , обладатель Генеральной лицензии на осуществление банковских операций (Регистрационный №1 Банка России), является одной из наиболее заметных организаций в отечественном банковском секторе и представляет собой российский коммерческий банк с зарубежным участием. ММБ специализируется на работе на финансовых рынках и на обслуживании корпоративных и частных клиентов, основываясь на принципах надежности, качества, честного ведения бизнеса и высокой корпоративной культуры. Банк стремится предоставлять клиентам услуги самого высокого качества, в том числе за счет применения современного оборудования и использования информационных технологий. При этом особое внимание уделяется передовым технологиям управления — современным методам и информационным системам.

В начале 2003 г. руководством Международного Московского Банка (ММБ была поставлена задача внедрения специализированной системы планирования и бюджетирования. В качестве возможных вариантов были рассмотрены несколько специализированных систем, в результате было решено приобрести и внедрить программное обеспечение Hyperion Planning.

Почему именно Hyperion?

Прежде всего, прислушаемся к мнению международных аналитиков. Агентством SPEX (подразделение META Group опубликован первый рейтинг решений класса Business Performance Management, в котором решениям Hyperion присвоен рейтинг ‘excellent plus’. Gartner разработал «магический квадрант» BPM-решений, в котором компания Hyperion отнесена к категории ‘visionaries’, т.е. к компаниям, которые обладают видением рынка, верно предугадывают тенденции его развития и способны адекватно реализовать свои подходы на практике. Журнал Intelligent Enterprise назвал Hyperion Planning лучшей системой в категории «Инструменты финансового планирования, прогнозирования и бюджетирования», а позже включил Hyperion в число наиболее перспективных поставщиков ИТ-решений.

Отметим, что Hyperion Planning — относительно молодой программный продукт, его история насчитывает всего несколько лет. Именно поэтому он построен на самых современных технологических принципах (доступ через Интернет, использование многомерных баз данных и OLAP-технологий). Все это позволяет оптимально решать проблемы масштабируемости, целостности данных и централизованного администрирования. Более того, система включает в себя средства управления бюджетным процессом, включая формирование бюджетов, их согласование и утверждение, а также последующий контроль исполнения. При этом работа с системой не вызывает проблем ни у администратора, ни у пользователя: средства администрирования, формы ввода данных и средства формирования отчетности не сложнее привычных электронных таблиц.



Hyperion Planning: Обзор функциональности

Рассмотрим некоторые из функций системы Hyperion Planning, позволяющие обеспечить методологию и организацию планирования и бюджетирования.

Многомерное представление управленческой информации

Для хранения управленческой информации Hyperion Planning использует многомерную базу данных Hyperion Essbase, что дает возможность воспользоваться преимуществами OLAP-технологий. С точки зрения пользователя-экономиста это означает возможности быстрой и гибкой аналитической обработки данных и представления информации в любых аналитических разрезах. При этом объемы информации могут быть достаточно большими, а доступ к данным может производиться десятками и сотнями пользователей одновременно. По сути дела, управленческая информация хранится в гигантском многомерном кубе, грани которого (аналитические направления)имеют вполне конкретную и привычную экономическую интерпретацию: статьи банковского баланса, статьи отчета о прибылях и убытках, календарь планирования, валюты, сотрудники и подразделения банка (организационная, управленческая структуры), клиенты, сроки погашения и переоценки продуктов и т.п. Общее допустимое количество аналитических направлений равно двадцати (как показывает практика, этого более чем достаточно для создания продвинутых бюджетных моделей).

Справочник статей отчета о прибылях и убытках

Данный справочник представляет собой иерархическую структуру и предусматривает детализацию до необходимого уровня (Рисунок 1). При этом отдельные статьи определяются в системе, как «доходные», «расходные», «статьи капитала» и т.д. Непосредственно в структуре счетов можно описывать арифметические зависимости между показателями. Например, счета текущих расходов по отдельным направлениям могут автоматически суммироваться в статью «Общие расходы», а статья «Общие расходы» автоматически вычитаться из статьи «Общие доходы». Более сложные расчетные взаимосвязи между счетами могут описываться при помощи бизнес-правил.

Рисунок 1. Многомерное представление информации в Hyperion Planning: статьи доходов и расходов банка

Многомерное представление информации в Hyperion Planning: статьи доходов и расходов банка

Календарь планирования

Календарь позволяет описать горизонт планирования и его разбивку на отдельные интервалы времени. При этом также обеспечивается иерархическое представление временных интервалов. Например, данные первого полугодия могут быть детализированы по месяцам, данные второго полугодия — по кварталам, а перспективные показатели, выходящие за пределы текущего года, могут относиться к соответствующему году без детализации.

Мультивалютность

Планирование, прогнозирование и анализ финансовой информации могут производиться как в одной, так и в нескольких валютах. Для каждого из ц ентров финансовой ответственности указывается его локальная (базовая) валюта. По умолчанию валютой ввода финансовой информации является базовая для данного ЦФО валюта, хотя, при необходимости, она может быть изменена на уровне бюджетной строки или даже отдельной ячейки. Это очень удобно для мультинациональных корпораций и компаний, имеющих зарубежные отделения. Кроме того, любые валюты могут быть объявлены «валютами отчетности»: это означает, что данные, введенные в локальных валютах, для целей отчетности могут быть конвертированы в любую из валют отчетности. Например, если локальными валютами являются российский рубль, доллар США и евро, но лишь рубль объявлен валютой отчетности, то ввод данных допускается в любой из перечисленных валют, а доллары и евро могут быть представлены в отчетности в рублевых эквивалентах. Это позволяет приводить к «общему знаменателю» финансовые показатели, которые изначально формировались в разных валютах.

Для конвертации (пересчета финансовой информации из одной валюты в другую) используются таблицы валютных курсов. Каждой валюте может соответствовать три типа курса — исторический (единый для всех периодов), средний курс и курс на конец периода (указываются для каждого периода в отдельности). Таблицы курсов могут быть многовариантными (например, «оптимистический» и «пессимистический» варианты), кроме того, допускаются пересчеты показателей на основе кросс-курсов, с использование промежуточных валют.

Бизнес-правила

Бюджетная модель банка может потребовать более сложных расчетов, чем те арифметические действия, которые определяются иерархией аналитических направлений. Для этого в системе предусмотрены средства описания бизнес-правил. С их помощью можно производить сложные многошаговые вычисления, применять сложные экономические правила и распределения, а также применять глобальные параметры (т.е. предпосылки и допущения, являющиеся общими для нескольких счетов). Например, можно создать процедуру, предусматривающую агрегирование информации по накладным расходам, с последующим отнесением этой суммы на центры затрат, на основе некоторой базы распределения (например, метража производственных площадей или численности сотрудников)(Рисунок 2 ).

Бизнес-правила также можно использовать для описания отношений между сценариями и версиями. Например, план доходов может быть сформирован в двух вариантах: «стандартный» и «в расчете на интенсивный рост». Тогда можно создать бизнес-правило, которое будет автоматически рассчитывать показатели с поправкой на «интенсивный рост», увеличивая значения стандартной версии на 20%.

Рисунок 2. Hyperion Business Rules: правило распределения административно-хозяйственных расходов

Hyperion Business Rules: правило распределения административно-хозяйственных расходов

Обмен информацией и отчетность

Интеграционные функции важны, поскольку именно они обеспечивают информационную, а значит, и методологическую преемственность используемых в банке систем управления. Не вдаваясь в технические подробности, упомянем Hyperion Application Link — встроенный программный продукт, позволяющий существенно сократить усилия, затрачиваемые на интеграцию аналитических систем с другими источниками информации.

Средства формирования отчетности также являются неотъемлемой частью автоматизированной системы планирования.
Блок построения отчетности ( Hyperion Reports )обеспечивает:

  • генерацию отчетных форм основе актуальных данных;
  • наглядное представление информации в табличном, графическом виде, ее высокое презентационное качество (
  • Рисунок 3 );
  • возможности печати и просмотра в форматах html, pdf;
  • рассылку отчетов по электронной почте в автоматическом режиме.

Рисунок 3. Hyperion Reports: представление информации в табличном и графическом виде

Hyperion Reports: представление информации в табличном и графическом виде

Структура подразделений и работников банка

Иерархия планирования определяется структурой банка, т.е. совокупностью центров финансовой ответственности (ЦФО). Исходя из возможностей иерархического представления справочной информации, в системе можно описать отношения подчиненности в рамках финансовой структуры банка. При этом можно указывать любую уместную информацию, например, географические регионы, отделы или филиалы.

Описание пользователей

Hyperion Planning рассчитан на одновременную работу большого количества пользователей в условиях централизованного процесса планирования, охватывающего все подразделения, филиалы и дочерние структуры корпорации. При этом все пользователи подразделяются на следующие категории:

  • системный администратор — технический специалист, занимающийся инсталляцией, контролем работоспособности и поддержкой программного комплекса;
  • администратор бюджетов — специалист финансово-экономического профиля, который координирует и направляет все процессы, связанные с формированием, контролем и анализом исполнения бюджета. Именно он отвечает за содержательную часть настроек системы и за соответствие этих настроек утвержденной методологии планирования и бюджетирования. Этот сотрудник обладает полным набором прав доступа;
  • аналитик бюджетов — сотрудник, функции которого заключаются в просмотре, анализе, изменении и представлении плановых и бюджетных данных, именно он разрабатывает и внедряет правила и модели планирования, а также создает отчеты для руководства;
  • составитель бюджетов (планировщик) — сотрудник, представляющий определенное структурное подразделение и отвечающий за бюджеты на уровне подразделения и/или проекта. Этот специалист вводит в систему информацию (вместе с аннотациями), анализирует бюджетные данные и представляет их на рассмотрение, контролирует состояние плана или бюджета. При этом доступ планировщика к системе осуществляется через web -интерфейс. Благодаря защите, установленной в формах ввода, каждый пользователь видит только те формы, к которым у него есть доступ. Данные можно вводить, сохранять и аннотировать.

Для организации администрирования в крупных организациях и распределения обязанностей по обслуживанию моделей большого размера система позволяет назначить нескольких дополнительных администраторов бюджета. Дополнительно назначенные администраторы могут выполнять все задания, кроме удаления приложения, удаления его владельца (основного администратора)или назначения себя или какого-то другого пользователя основным администратором. Впоследствии основной администратор может сам передать свой статус одному из дополнительных администраторов.

Сценарии и версии

В любой достаточно крупной организации планирование носит многовариантный характер. Для этого автоматизированная система должна позволять описывать различные вариации планов и бюджетов, при этом подразумевается, что любой версии может соответствовать собственная процедура согласования.

В системе Hyperion Planning многовариантность планирования реализуется при помощи аналитических направлений «Сценарии» (Scenario)и «Версии» (Version). Каждая комбинация сценария и версии содержит свой собственный набор данных. После того как пользователи — планировщики завершают ввод данных для объекта (ЦФО) по конкретному сценарию и версии, они могут инициировать процедуру согласования и утверждения, в соответствии с заданной организационной процедурой.

Сценарии могут охватывать различные промежутки времени. При описании сценария указывается категория данных (например, «плановые», «фактические» или «прогнозируемые»), а также соответствующие данному сценарию период времени и таблица курсов валют. Когда планировщики вводят данные, соответствующие определенному сценарию, то им доступны только годы и периоды в пределах установленного для данного сценария диапазона (периоды за пределами диапазона показываются в режиме «только для чтения»).

Если бюджетная модель является мультивалютной, то за сценарием должна быть закреплена таблица обменных курсов. Если за разными сценариями закрепить разные таблицы курсов, то это даст возможность моделировать последствия различных допущений относительно котировок валют.

Версии бюджета придают процессу планирования дополнительную гибкость и могут иметь различную интерпретацию по отношению к определенному плану, например:

  • предварительный или окончательный вариант плана;
  • оптимистическая, пессимистическая или наиболее вероятная оценка показателей;
  • внутренние или внешние данные.

Версии не зависят от сценариев. Например, если создать «оптимистическую» и «пессимистическую» версии, то их можно будет использовать в сочетании с любым из сценариев.

Версии могут быть двух видов: восходящие (снизу вверх)и целевые (сверху вниз). В первом случае планировщики могут вводить данные только в элементы низшего уровня, а элементы родительского уровня автоматически агрегируются на основании значений низшего уровня и доступны только для чтения. Что касается целевых версий, то они позволяют вводить данные на любом уровне иерархии, а для распределения значений от родительских элементов к их потомкам можно использовать бизнес-правила. В результате имеется возможность соотносить целевые показатели с данными восходящих версий. Данные можно копировать из одной версии в другую, при этом можно выбирать объекты, данные которых должны копироваться.

Права доступа к элементам аналитических направлений «Сценарий» и «Версия» можно назначать для групп или отдельных пользователей (планировщиков и бюджетных аналитиков). Эти права определяют, может ли пользователь или группа просматривать и/или изменять данные.

Управление процессом планирования

Важным свойством системы является поддержка функций управления бюджетным процессом (workflow), позволяющих организовать формирование бюджетов, их согласование, утверждение, а также последующий контроль исполнения.

Основу управления процессом планирования составляют рассмотренные выше сценарии и версии, которые, в совокупности с объектом образуют бюджетный блок. После того как пользователи — планировщики завершают ввод данных для объекта по конкретному сценарию и версии (т.е. по своему бюджетному блоку), они могут представить этот блок другому пользователю, для согласования и утверждения. Тот, кто осуществляет рассмотрение, становится новым владельцем блока (и именно к нему переходит персональная ответственность за очередной этап формирования бюджета). Если владелец блока удовлетворен, он может утвердить план, если нет — отклонить. Процесс рассмотрения обычно соответствует иерархии объектов, установленной для бюджетной модели (однако, при необходимости, эту иерархию можно обойти). Если утверждены все дочерние объекты, бюджет родительского объекта готов к рассмотрению. После представления данных и утверждения их для всех объектов цикл планирования завершается.

По мере продвижения блоков через процесс согласования, состояние (статус) каждого их них отслеживается системой.

В любой произвольный момент времени блок может находиться в одном из следующих состояний:

  • «рассмотрение не начато» — исходное состояние для всех бюджетных блоков, запуск в рассмотрение еще не произошел;
  • «первое чтение» — первая стадия в процессе рассмотрения. На этой стадии владелец блока не определен и любой пользователь с соответствующими правами может изменять данные бюджетного блока;
  • «в рассмотрении» — ввод данных в бюджетный блок завершен, а сам блок передан на рассмотрению новому владельцу. Когда бюджетный блок находится в рассмотрении, его данные может изменять только текущий владелец или администратор бюджета;
  • «подписан» — пользователь, рассматривающий бюджетный блок, может принять решение о подписании блока, без передачи его на рассмотрение другому пользователю. Это может оказаться полезным, при одновременном рассмотрении нескольких бюджетных блоков, которые должны быть переданы на дальнейшее рассмотрение все вместе;
  • «не подписан» — пользователь, рассматривающий бюджетный блок, может отклонить его и вернуть на нижестоящий уровень для доработки;
  • «утвержден» — пользователь, рассматривающий бюджетный блок, может его утвердить. Утверждение блока означает, что он прошел все необходимые инстанции согласования и цикл его планирования завершен. При утверждении блока статус «в рассмотрении» изменяется на «утвержден», и его владельцем становится администратор бюджета. Только администратор бюджета может изменять данные в утвержденном бюджетном блоке. Как правило, каждый бюджетный блок утверждается только один раз, но администратор бюджета может при необходимости отклонить ранее утвержденный блок.

Процесс согласования бюджетных блоков зависит от отношений подчиненности между объектами («родительский объект — дочерний объект»). При этом действуют следующие правила:

  • когда бюджет родительского объекта передается или отклоняется, блоки дочерних объектов также автоматически передаются или отклоняются, если только они не находятся в состоянии «утверждены». Владелец бюджета родительского объекта также становится владельцем бюджета дочернего объекта;
  • при утверждении бюджета родительского объекта бюджеты его дочерних элементов также автоматически утверждаются;
  • после того, как бюджеты всех дочерних элементов объекта передаются одному и тому же владельцу, бюджет их родительского объекта также автоматически передается тому же владельцу;
  • после того, как статус бюджетов всех дочерних объектов изменяется на «подписан», бюджет их родительского объекта также становится «подписанным».

Доступ к информации через Интернет

Интернет вошел в нашу жизнь не так давно, но уже воспринимается многими как нечто привычное и весьма удобное. Возможности, предоставляемые «всемирной паутиной», позволяют значительно усовершенствовать организацию процессов планирования. Те, кому довелось работать с крупными системами управления, хорошо знают, сколько времени, сил и нервов подчас расходуется на поддержку рабочих мест сотрудников — пользователей системы. Отдельная проблема — контроль версий программ на пользовательских компьютерах, их модификация и переустановка. К счастью, Интернет-технологии позволяют избавить пользователей от возникающих время от времени технических проблем и дают им возможность сконцентрировать свое внимание на своей непосредственной работе. Дело в том, что все специализированное программное обеспечение Hyperion Planning находится на центральном сервере, а пользователи работают с системой при помощи обычного web-браузера — программы «стандартной» для любого современного компьютера.

При этом работа через Интернет поддерживает полную функциональность системы, включая формирование планов и контроль фактических данных, отчетность и анализ, управление процессами и разработку форм. Это позволяет легко развертывать систему планирования в крупных организациях с распределенной структурой и удаленными подразделениями, а при необходимости — столь же легко подключать к системе новых пользователей. Доступ к системе планирования возможен в любое время, в любом месте, что немаловажно в условиях современного бизнеса.

Система безопасности

Наконец, последнее, о чем нельзя не упомянуть при обсуждении организационных аспектов, — это система безопасности. Этот вопрос особенно актуален, когда речь заходит о конфиденциальной информации.

В системе Hyperion Planning имеются развитые средства защиты информации, позволяющие установить права доступа (и, соответственно, ответственность за отдельные участки планирования) каждому пользователю. При этом защиту можно установить для самых разных элементов системы — счетов, объектов, сценариев, версий, форм ввода данных, аналитических направлений, бизнес-правил. Все это позволяет создать систему безопасности, соответствующую сложной задаче организации бюджетного процесса в крупной организации.

Как показывает практика, рассмотренная функциональность автоматизированной системы планирования и бюджетирования является достаточной для организации бюджетного процесса даже в очень крупных организациях.



Решение методологических задач

Прогрессивные информационные технологии хороши постольку, поскольку позволяют реализовать методологические подходы, наиболее важные для банка. В методологии бюджетного планирования, реализованной в ММБ, можно выделить несколько этапов (задач), которые, пожалуй, можно считать актуальными для любой кредитной организации:

  • планирование административно-хозяйственных расходов (АХР);
  • планирование основной деятельности;
  • формирование финансовой и управленческой отчетности;
  • GAP-анализ.

Рассмотрим поставленные задачи в соответствии с последовательностью их реализации (Рисунок 4).

Рисунок 4. Алгоритм решения методологических задач

Алгоритм решения методологических задач

На первом этапе производится загрузка фактических данных: определяются параметры сделок (объемы, сроки, ставки и т.д.) уже заключенных на момент начала периода планирования. В рамках планирования административно-хозяйственных расходов (АХР) можно выделить следующие подзадачи:

  • планирование расходов на персонал;
  • планирование операционных расходов;
  • планирование основных средств.

Планирование расходов на персонал реализовано на максимально детальном уровне, по отдельным расходным статьям, включая заработную плату, медицинское страхование и др. Все эти показатели планируются для каждого сотрудника: иерархическая структура банка в системе детализирована до уровня отдельных сотрудников.

Второй блок задач планирования АХР — это планирование операционных расходов на уровне структурных подразделений банка. Алгоритмы, реализованные в Hyperion Planning, предусматривают планирование как прямых, так и косвенных расходов подразделений, с последующим отнесением их на уровень подразделений по соответствующим базам распределения.

Планирование основных средств осуществляется методом «цена-количество» с учетом определенных потребностей каждого подразделения банка.

Планирование основной деятельности осуществлялось в разрезе банковских продуктов с разбивкой по видам валют, периодов до погашения, периодов изменения цены реализации продукта (период переоценки). В качестве исходных данных заполняемые в процессе бюджетирования формы сбора плановой информации содержат балансовые остатки и денежные потоки так называемых «старых сделок» — фактических операций, совершенных до начала бюджетного периода. Пользователи задавали объемы и процентные ставки по «новым» сделкам, то есть сделкам планового периода и оценивали финансовый результат, получаемый от фактических сделок. В основу алгоритмов расчета модели была положена концепции внутреннего фондирования. Методология внутреннего фондирования (еще известная как теория трансфертного ценообразования)предусматривает, что все подразделения банка привлекая или размещая средства, продают или занимают их у Центра фондирования. То есть, условно схему внутрибанковского оборота средств можно представить следующим образом (Рисунок 5).

Рисунок 5. Схема внутрибанковского оборота

Схема внутрибанковского оборота

После завершения перечисленных этапов становится возможным построение финансовой отчетности и проведение GAP-анализа.

Построение финансовой отчетности подразумевает формирование баланса и отчета о прибылях и убытках на плановый период.

В ходе проекта внедрения Hyperion Planning была также решена задача GAP-анализа структуры активов и обязательств банка. Разработанное приложение позволило определять дисбалансы по суммам между обязательствами и требованиями в различных временных группах с разбивкой на валюты, подразделения и банковские продукты (анализ GAP-ликвидности). Также стало возможным получение информации о дисбалансах в процентных ставках в различных временных группах и расчет чувствительности банка к изменению процентных ставок (процентный GAP-анализ). Задачи GAP-ликвидности и процентного GAP-анализа были реализованы как для плановых, так и для фактических данных.

Задача формирования управленческой отчетности банка была решена на основе методологии ведения управленческого учета, которая подразумевает выделение в структуре банка центров доходов (profit centers), и центров затрат (cost centers). Центры доходов — это подразделения, формирующие в результате своей деятельности доход банка, а центры затрат — подразделения, осуществляющие учет, контроль, техническое и прочее сопровождение проводимых банком операций. Центры затрат, имеющие общие функциональные признаки, объединяются в группы (во время реализации описываемого проекта таких групп в банке было пять). В соответствии с утвержденными в банке правилами расходы всех cost-центров, в зависимости от принадлежности к той или иной группе, полностью распределяются на profit-центры. В свою очередь доходы profit-центров по отдельным продуктам (группам продуктов), реализуемым несколькими profit-центрами, также распределяются между ними исходя из степени участия (ответственности)в реализации продукта. Для решения задачи построения системы управленческой отчетности была реализована модель иерархической структуры банка, внедрена система согласования плановых значений между различными уровнями структурной иерархии, сформированы соответствующие алгоритмы распределения, позволяющие на уровне отделов (групп)формировать соответствующие отчеты о результатах их деятельности. Обобщенно все сказанное об этапах, предшествующих построению управленческой отчетности (Рисунок 6).

Рисунок 6. Построение управленческой отчетности

Построение управленческой отчетности

Результатом решения поставленной задачи стало построение системы управленческой отчетности в табличном виде (MS Excel ) и посредством Hyperion Reports (HTML, PDF). Эта отчетность обеспечивает менеджеров банка информацией о деятельности каждого profit-центра на уровне отдела (группы), а также областей деятельности.



Что в итоге?

В результате внедрения Hyperion Planning процесс бюджетирования в банке кардинально изменился. Сроки формирования, согласования и утверждения бюджета существенно сократились, произошла унификация форматов данных (на этапах планирования, передачи данных, внесения изменений, а также контроля и анализа), повысилась оперативность формирования отчетов (как сводных, так и в необходимых аналитических разрезах). Важным фактором является гибкость: теперь бюджетная модель без особых проблем может быть адаптирована к различным изменениям, которые время от времени происходят в деятельности банка, например в его организационной структуре. Значительно повысилась информативность и обоснованность бюджета: специалисты получили возможность вносить обновления в планы, бюджеты и прогнозы, причем все это происходит с требуемой частотой, в режиме реального времени. В настоящий момент пользователями описанной бюджетной модели являются более 100 сотрудников ММБ — это сотрудники различных линейных подразделений банка, как руководители, так и аналитики.

Таким образом, многочисленные проблемы, о которых мы говорили в начале, в ММБ уже стали достоянием истории, а банк получил современный, надежный, а главное удобный инструмент для решения задач планирования и бюджетирования.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS