Обзор "Рынок ИТ-услуг: консалтинг, интеграция, аутсорсинг" подготовлен
CNewsAnalytics

«Пределы роста» ИТ-рынков: экстенсивная vs. интенсивная информатизация

«Пределы роста» ИТ-рынков: экстенсивная vs. интенсивная информатизация

Сегодня перспективы информационных технологий в России — это не столько проблема предложений ИТ-сектора, сколько проблема готовности к спросу на них потенциальных потребителей. Сегодня ИТ-сектор вступает в полосу изменения самого механизма развития рынка. Речь идёт об уже дающем о себе знать, в виде, правда, пока лишь локальных провалов ИТ-потребления, кризисе «пределов роста».

В прошлом осталось явление, которое лучше всего было бы назвать экстенсивной информатизацией. Экстенсивная информатизация означает рост рынка главным образом за счет вовлечения в него принципиально новых потребителей. Именно этим обеспечиваются высокие темпы роста и их устойчивость. Избыточность спроса сопровождается появлением на рынке огромного числа ИТ-компаний, предлагающих свои услуги. Их бизнес успешен, поскольку в условиях ненасыщенного рынка легко быть монополистом в любом регионе, городе или даже районе.

«Взрывное» развитие возможно только в условиях, когда рынок «не успевает» за уже сформировавшимися и актуализованными потребностями заказчиков. Подобная ситуация имела место в 2001-2003 гг., чем объясняются почти двоекратные темпы роста ИТ-рынка в этот период. Госстатистикой фиксировались темпы на уровне 99%, 60%, 40%. Последующие темпы роста были уже ниже. Они были разные по различным сегментам, но одно было безусловным –  устойчивый тренд их падения.

Падение темпов роста означает, что наращивание доходов больше невозможно посредством простого вовлечения новых клиентов, экстенсивная информатизация становится нереализуемой. Внешне это проявляется не только в падении темпов роста, но и в феномене провалов ИТ-потребления.

Пример типичного уровня темпов роста, характерных для больших насыщенных рынков, где любую новопоявившуюся компанию информатизируют уже чуть ли не во младенчестве, демонстрирует нам Запад, где темпы роста в 2,5-5% являются нормой. С учетом скорости спада темпов на российском рынке, это перспектива не выглядит столь уж отдалённой.

Демонстрирует наш ИТ-рынок и второй признак кризиса пределов роста - провалы ИТ-потребления, если, правда, изучать его не с позиций лишь ведущих компаний из рейтингов, а  в целом - со всей его периферией. Провалы проявляются в годичных колебаниях ИТ-затрат. Чтобы насыщенный ИТ рынок стабильно рос, необходимо чтобы различные группы предприятий, внедривших информационные системы в разные годы, попеременно «замещали» друг друга в ИТ-расходах, т.е. чтобы циклы ИТ-расходов больших групп предприятий находились в противофазе. Если же возникает ситуация, когда фазы совпадают, например, все основные игроки внедрили у себя ИС и не нуждаются более в крупных ИТ-затратах, рынок падает — возникает «прорвал» ИТ-потребления.

Госстатистика фиксировала провалы ИТ-потребления в целом ряде случаев. Например, в металлургии в 2003 году — падение расходов на ИТ составило почти 2 раза, в том же году в пищевой промышленности — объемы упали более чем в 4 раза, в торговле был отмечен почти 20%-ный спад в объемах затрат на ИТ-консалтинг и несколько меньший - в затратах на ИТ-обучение, в 2004 году — в добывающей промышленности почти в 4 раза упали затраты на ИТ-обучение, на 43% — на закупку АО, то же происходило на транспорте в 2004 году — расходы на ИТ-консалтинг сократились на 30%, на 12% - расходы на ИТ-обучение и т.д.

Появление новых ИТ-заказчиков невозможно или их очень мало. Рынок выходит из «провала», в основном, за счет нового витка роста ИТ-бюджетов у старых заказчиков, которые начинают процессы обновления ранее внедренных систем или процессы крупных реорганизаций своей ИТ-инфраструктуры.

Феномен снижения темпов роста и начавшихся провалов потребления заставляет компании качественно менять свои стратегии, создавая максимально диверсифицированные уникальные ИТ-услуги.  Это знаменует собой переход к интенсивной информатизации отраслей — когда компания борется за новых клиентов за счёт уникальности своих услуг, углубляя их, предлагая новые разработки уже внедрившим ИС предприятиям.

Интенсивная информатизация — это попытка сделать ИТ не разовой процедурой, но «гонкой» обновления, проиграть в которой означает проиграть во всём. Привычные разделения ИТ-услуг на стандартный набор операций — ИТ-аудит, ИТ-консалтинг, внедрение. Уступают место более тонким, полученным в результате «измельчения» и специализации этих основных услуг работы интегратора. Мы видим, как появляется аутсорсинг оборудования и инфраструктуры, аутсорсинг управления системами и сетями, аутсорсинг ИТ-персонала, организация отказоустойчивых решений, разветвленная система ИТ-обучения и пр. Да и сами аутсорсинговые компании превращаются в высокотехнологичные data-центры, здания из стекла и металла, небоскрёбы нью-йоркского типа, откуда происходит тотальный контроль за всем и вся, то внедрено у закзачика.

Существует и ещё один фактор, выявляющий пределы роста ИТ-рынков по мере их развития, уже никак не связанный с достижением физических пределов рынка. Появление ИТ только вначале, когда их еще внедрило мало предприятий, дают этим предприятиям конкурентное преимущество. Но как только практически все компании установили информационные системы, ИТ начинают работать как гомогенизирующий фактор, делая организации ещё более похожими друг на друга. ИТ перестают быть фактором быстрого вывода предприятия на «передовую» успеха и становятся просто некой нормой, стандартом. Прежнего ажиотажа уже нет.

Но при всём этом ресурсы экстенсивной стратегии ещё не исчерпаны абсолютно, что и позволяет говорить о возможных сценариях развития рынка. В России, как CNA уже отмечал в ряде предыдущих обзоров, насыщение ИТ-рынка является условным. Это насыщение «фаворитов» - предприятий позитивно- привилегированных отраслей экономики. По статистике число ИТ-активных предприятий среди крупных и средних составляет не более 50%. Т.е. сегодня заказчиком ИТ является каждое второе крупное предприятие. Таким образом, потенциал роста есть. Если же из числа предприятий-заказчиков ИТ исключить те, которые располагают лишь простой сетью персональных компьютеров, то их число окажется в шесть раз меньше — около 8%. Таким образом, потенциальная ёмкость рынка может превышать текущий его объем от 2 до 10 раз.

Задача состоит только в том, чтобы стимулировать заказывать ИТ огромную массу рядовых российских предприятий, работающих, как правило, в низовых малоприбыльных ценовых нишах, но тоже, тем не менее, стремящихся решить проблему конкурентоспособности. Именно от того, насколько удастся эту огромную массу предприятий вовлечь в процессы информатизации, зависят будущие тенденции российского рынка ИТ-услуг.

Свободных денег у таких предприятий не так много, проблемы ИТ как первостепенной необходимости у них не стоит. Поэтому шансы на вовлечение этого класса предприятий в процессы информатизации возрастают, если к их стимулированию присоединится государство, либо крупные инвесторы, т.е. возникнут квази-рыночные механизмы управления информатизацией отраслей.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS