Обзор "Рынок ИТ-услуг: консалтинг, интеграция, аутсорсинг" подготовлен
CNewsAnalytics

Аутсорсинг как философия бизнеса: новое в содержании услуг

Аутсорсинг как философия бизнеса: новое в содержании услуг

Услуги ИТ-аудита, ИТ-консалтинга, и ИТ-обучения всё реже осуществляются внутренними ИТ-отделами предприятий и всё чаще отдаются на аутсорсинг. И хотя ИТ-аутсорсинг сегодня отнюдь не является повсеместно приветствуемым явлением, масштабы его растут. Более того, он получает своё концептуальное обоснование, свою философию.

В условиях высокодинамичной конкурентной экономики, предприятия всё чаще обращаются к идее выноса за пределы предприятия «центров затрат» и концентрации  усилий на «центрах прибыли» — профильных бизнес-процессах. Передача же внешним специалистам организации вспомогательных бизнес-процессов, позволяет и их сделать высокотехнологичными, соответствующими последним веяниям времени. В мировой практике сокращение числа направлений, которое предприятие стремится контролировать является тенденцией уже по крайней мере 20-30 лет. Так, в США среднестатистическая компания имеет стандартный отраслевой индекс (Standard Industry Code) = 2. За последние четверть века он снизился в 2 раза. Это означает, что за это время среднестатистическое американское предприятие сбросило вес вдвое, передав половину своих бизнес-процессов на аутсорсинг. Компании встают на путь «отшлифовывания» ключевых видов деятельности. Характеристика времени — отточенный и узкоспециализированный бизнес.

Другой отличительной чертой современных организаций, также непосредственно связанной с развитием аутсорсинга, становится высокий леверидж (leverage), что означает тенденция предприятий увеличивать отношение заёмных средств к собственным, стремление использовать больше чужих средств для наращивания своей мощи. Это к вопросу о затратности аутсорсинга. Ведь одним из главных аргументов против последнего является тезис о том, что ИТ-подразделение, «работающее за одну зарплату», гораздо дешевле содержать, нежели оплачивать достаточно дорогие услуги аутсорсинговых компаний. Однако на это идут. Причину понять не сложно.

Сегодня конкурентное преимущество создается не столько за счет удешевления производства, сколько за счёт производства исключительных продуктов (услуг), за счёт способности предприятия генерировать инновационные потоки своей продукции. Это требует подчас огромных затрат. Но деньги на это больше не жалеют, поскольку если компании удается предложить на рынке такого рода исключительный продукт, то она становится своего рода временным монополистом, получающим сверхприбыль, которая окупает все затраты и позволяет захватить рыночную нишу.

Та же логика действует и в подходах к организации непрофильных бизнес-процессов. Отвлекать внимание от них приходится в любом случае, поскольку генерирование инноваций невозможно, если компания не будет всецело сосредоточено на профильном бизнесе. Но при таком подходе, оставаясь внутри предприятия, непрофильные виды деятельности деградируют. Интересное подтверждение этому имеется в советском прошлом, когда военные предприятия в целях безопасности должны были контролировать всю технологическую цепочку производства продукта. В результате большинство предприятий, например, самостоятельно разрабатывали ЭВМ для своих нужд, концентрируясь, однако, на профильном производстве — ракет, танков, авионики. Стоит ли удивляться, что до последнего времени электроника в СССР практически не развивалась, а отечественные промышленные ЭВМ по размерам были такими, что занимали по несколько комнат каждая.

Чтобы не просто не допустить деградации непрофильных бизнес-процессов, но обеспечить их столь же высокую динамичность и качество, как и в профильной деятельности, компания принимает решение о вынесении их на аутсорсинг, дабы превратить их в столь же инновационный, соответствующий требованиям времени сегмент компании. Ведь именно аутсорсинг открывает быстрый доступ к последним технологиям и легкость внедрения инноваций в непрофильном бизнесе. Действительно, это приводит к большим затратам, но компания достигает максимума инновационности одновременно по профильному и непрофильному бизнесу. Компания получает в итоге сверхприбыль, своего рода ренту со своей исключительности на рынке.

По данным Gartner, в мире более 70% компаний-потребителей ИТ-услуг либо делают безусловный выбор в пользу аутсорсинга, либо передают на аутсорсинг хотя бы одну функцию. Более того, в последнее время содержание услуг аутсорсинга значительно расширилось. Эксперты свидетельствуют, что компании-закзачики все меньше готовы платить за стандартные ИТ-решения, требуя от аутсорсинговых компаний учёта своей специфики — отраслевой или какой-то иной. Информационные системы стандартной функциональности изживают свой век. Сами услуги ИТ-аутсорсинга диверсифицирются и «утончаются».

Сегодня аутсорсинговые центры располагают весьма широким спектром ИТ-услуг. Например, аутсорсинг оборудования и инфраструктуры обеспечивает размещение и поддержку корпоративных систем, что позволяет предприятию-закзачику обеспечить резервируемое высокоскоростное подключение серверов к ведущим российским операторам связи, организовать в целях конфиденциальности выделенный сегмент локальной сети, включающий рабочие места администраторов, сетевую инфраструктуру и стойки серверов, арендовать дисковые емкости в сети хранения данных, обеспечить непрерывный мониторинг своих систем, резервное копирование серверов, составляющих ядро информационной системы.

Другой вид услуги — аутсорсинг управления системами и сетями — подразумевает поддержку корпоративной почтовой системы, организацию защищенного доступа мобильных сотрудников. Предприятие-заказчик может арендовать корпоративную почтовую систему, получить услуги по круглосуточному мониторингу и администрированию ресурсов пользователей, Высокоскоростное подключение к сети интернет, организацию виртуального FTP-каталога с доступом к нему пользователей удаленных офисов, возможность проведения видеоконференций и прочее.

Ещё один вид предлагаемых на рынке услуг — аутсорсинг ИТ-персонала, который пользуется популярностью в компаниях, имеющих широкую сеть региональных представительств. Услуга обеспечивает централизованное обеспечение работоспособности рабочих мест пользователей, их консультирование и обучение, установка ПО, диагностику и тестирование парка компьютерной техники и периферийных устройств, обслуживание мобильного оборудования и т.д.

Немаловажное значение сегодня приобретают услуги по организации отказоустойчивых решений, в основе которой аудит информационных систем предприятия, создание резервного офиса для сотрудников заказчика на технологической  площадке дата-центра. Изменения происходят и в самих компаниях, предлагающих услуги ИТ-аутсорсинга. Современные аутсорсиновые центры — это мощные компании, обладающие промышленным дата-центром, собственными высокоскоростными каналами подключения к сети интернет, оборудование и программное обеспечение от ведущих производителей, Сеть сервисных центров и, конечно, это профессиональная команда сертифицированных специалистов.

Отдельно следует сказать об услуге по ИТ-обучению сотрудников, которая набирает всю большую популярность. ИТ-обучение, в условиях сложности и динамики развития современных ИТ, не является альтернативой, которую предприятия готовятся выдвинуть аутсорсингу, подготавливая внутренних ИТ-специалистов. ИТ-обучение способствует формированию на предприятии культуры использования ИТ, что во многом предопределяет эффективность их использования, даёт возможность сформировать компетентные ИТ-отделы, способные неформально подходить к ИТ-планированию, разделять ключевые и второстепенные ИТ-потребности, более точно формулировать заказ аутсорсинговой компании. Формируется своеобразная связка специалистов аутсорсинговых компаний и ИТ-персонала предприятия-закзачика, повышающей эффективность результаты их взаимодействия.

При всём этом выбор в пользу ИТ-аутсорсинга не так уж однозначен. Ведь одно дело — новейшие тенденции бизнес, и совсем другое — заботы традиционной «провинциальной» экономики, которую нельзя сбрасывать со счетов, ибо она пока в России доминирует. Наряду с предприятиями из «рейтингов», т.е. ведущих и наиболее крупных компаний, существует и другая экономика — предприятия с небольшим оборотом, работающие в неплохо освоенных, но низовых ценовых нишах. Слабая чувствительность этих предприятий к преимуществам высокотехнологичного аутсорсинга определяется и непониманием необходимости этих услуг, и отсутствием, в тех нишах, в которых они работают, прямых потребностей в ИТ, да и зачастую простым отсутствием достаточных для этого свободных средств. В числе таких предприятий есть и достаточно крупные, особенно в промышленности. Ниша таких предприятий в России поистине огромна, в нашей экономике удивительным образом сосуществуют постиндустриализм и архаика. Это приводит к преждевременному насыщению рынка ИТ-услуг.

Есть и вторая причина, которая может сбить высокие темпы развития информационных технологий — это системные проблемы российской экономики, которые делают невозможным повышение, а часто и удержание на взятом уровне, конкурентоспособности предприятий, независимо от их желания. Это снижает ожидания предприятий относительно будущего, и заставляет свертывать всякого рода непрофильные высокотехнологичные программы и поневоле на этом экономить. Так случается, когда в экономике нарастают факторы, снижающие роль отдельного предприятия в наработке своих конкурентных преимуществ. Эти тенденции отражает индекс предпринимательской уверенности.

Индекс предпринимательской уверенности

Источник Росстат 2006

Например, тогда как в торговле индекс предпринимательской уверенности демонстрирует устойчивый и сильный рост, ситуация в промышленности в последнее время отмечено, хоть и не резким, но зато устойчивым снижением ожиданий бизнеса относительно будущего, как было в 1990-х гг. Индекс предпринимательской уверенности рассчитывается на основе текущего портфеля заказов предприятия и ожидаемого в будущем изменения выпуска. Падение индекса очевидно. Если основная причина тому — всё более проявляющееся влияние плохой структурно-технологической организация предприятия — спрос на услуги ИТ-аутсорсинрга вырастет. Если же основная причина падения макроэкономическая, сектор корпоративных ИТ-услуг начнет терять заказы.

По исследованию Росстата на предприятиях промышленности, в настоящее время в 42% случаях к таким факторам предприятия относят нехватку средств, 51% — недостаточный спрос на продукцию, 21% — неопределенность экономической обстановки, 30% отсутствие надлежащего оборудования, 22% — высокую  конкуренция, недостаточный спрос на продукцию зарубежом — 19%. Какие из тенденций возобладают сказать пока трудно. Но одно ясно — об устойчивости рынка корпоративных ИТ-услуг говорить пока всё-таки рано.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS